Тема 10. Понятие о речи и языке. Функции речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Понятие о речи и языке. Функции речи.



Наиболее общими и необходимыми условиями продуктивной психической деятельности личности является язык и речь, общение и внимание

С одной стороны, они пронизывают все психическую жизнь человека и обеспечивают возможность активного удовлетворения ее познавательных и общественных потребностей, а с другой - являются средствами реализации внутреннего мира и м возможностей личности.

Язык - чисто человеческий способ общения в духовном и практической жизни человека и представляет собой систему знаков для передачи, приема и использования информации

Язык возник в процессе становления самого человека как общественного существа, в процессе совместной трудовой деятельности людей

Предпосылками возникновения языка были способности издавать звуки и осуществлять движения, которые выступали способом общения, средством удовлетворения потребности обмениваться мнениями, узнавать свойства предметов и объявления.

Язык - общественное явление, важнейшее средство устройства человеческих отношений С ее помощью люди способны объясниться, осуществляют обмен мнениями, приобретают знания, передают их потомкам, могут орган низуваты совместной деятельности во всех сферах человеческой практики.

Комплексы звуков речи, обозначавшие определенные объекты, приобретали определенного значения, становились общим для людей средством обмена мнениями

Язык является системой знаков социального происхождения, образовалась и сформировалась на протяжении исторического развития деятельности человека

Слово как единица языка имеет два аспекта - внешний, звуковой (фонетический) и внутренний, содержательный (семантический) Оба они являются продуктом длительного общественно-исторического развития

Единство этих двух аспектов (но не тождество) образует слово Внешняя фонетическая форма слова - это условный знак предмета или явления, не передает прямо и непосредственно его свойств.

Слово совмещает функции знака и значения Последнее исторически развивалось, сужался, обобщалось, предоставлялось новым объектам Вследствие этого возникла многозначность слов, также являющийся продуктом историко ичного развития языковви.

Главные составляющие языковой системы - его словарный состав и грамматический строй

Словарный состав - это совокупность слов каждой отдельной языка Его специфика характеризует уровень развития речи: чем богаче и разнообразнее словарь, тем богаче и разнообразнее язык

Практическое применение языка включает активный словарь, т.е. слова, которыми человек пользуется для выражения своих мыслей, общаясь с другими людьми, и пассивный - слова, которые она понимает, когда слышит или читает, но редко предприняло.

Объем и характер активного и пассивного словарей человека зависят от его образования, профессии, степени овладения речью, характера и содержания деятельности

Словарный состав сам по себе еще не составляет языка Для того чтобы с помощью слов человек мог обмениваться мнениями, нужна грамматика, которая определяет правила изменения слов, сочетание их в предложения Это забей езпечуе грамматический строй языковви.

Слова, что есть в предложении, необходимо не только понимать, но и соответственно согласовать, чтобы точно передать содержание мысли

Грамматика языка формирует правила изменения слов (морфология) и правила сочетания их в предложения (синтаксис) и этим дает возможность выражать понятия и суждения, составлять представление о предметах и??явлениях, их различные ных признаки и отношения.

Слово как единица языка является носителем информации, оно всегда соотносится с обозначаемого им определенными объектами и явлениями действительности Фиксация в слове объективной действительности и общественно-исторического опыта в в различных формах их проявления определяет сигнификативних (означувальну) функцию каки.

Грамматический строй речи - функция, обусловленная потребностями общения и развитием выражения содержания предмета в форме информационных структур Она - возможность формулировать мысли и передавать содержание сообщений Эння.

Описанные ранее главные элементы и функции языка становятся средством общения, средством обмена мнениями при условии, когда происходит речи между людьми

Язык и речь - понятия не тождественные

Речь - это акт употребления человеком языка для общения

зависимости от возраста, характера деятельности, среды обитания человека и его речь приобретает определенных особенностей, несмотря на то, что люди говорят на одном языке

Так, у одного человека речи образное, яркое, выразительное, убедительное, а во второй - наоборот: ограниченное, бедное, сухое, малопонятное Это уже свидетельствует о различиях во владении языком

Каждому человеку присущи свой индивидуальный стиль речи, различия в артикуляции звуков, интонации, логической выразительности Итак, каждый человек говорит по-своему, хотя и пользуется общем вс сих мовою.

Речь не существует и не может существовать вне любом языке С другой стороны, сам язык остается живой только при условии, когда активно используется людьми Язык развивается и совершенствуется при м речевого общения Речь и является формой актуального существования каждого языковови.

Вещание толкуется и как речевая деятельность, поскольку с его помощью можно, например, обеспечить общение, решать мнемонические или умственные задачи В таких случаях речь может приобретать формы речевого акта, является составным элементом другой целенаправленной деятельности, например трудовой или учебной. Язык - это средство или орудие общения между людьми.

Тема 11.Виды речевой деятельности физиологические основы речи.

Физиологические основы речи.

Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и но­са) и органы слуха.

Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. На­рушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афа­зия).

Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полу­шарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее от­дельных слов.

К основным видам речевой деятельности относятся:

говорение (устное выражение мысли),

слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),

письмо (графическое, письменное выражение мысли) и

чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения. В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации. Элементами этой модели являются:

Отправитель информации или адресант – говорящий или пишущий человек.

Получатель информации или адресат – читающий или слушающий человек.

Сообщение – текст в устной или письменной форме. Без текста, без информации невозможна речевая коммуникация, сам процесс общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.006 с.)