Тема 7. Понятие о деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Понятие о деятельности.



Деятельность – это осмысленное и целенаправленное взаимодействие чел-ка с окр. средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя. Деят-ть человека включена в систему отношений общества и является главным источником культуры и цивилизации.

Характеристики деят-ти:

1. предметность (воспроизведение в деятельности тех качеств, кот. заложены в предмете);

2. субъектность (субъект обладает активностью);

3. целесообразность;

4. опосредованный характер (орудия, социум)

5. социальная природа.

Осн. хар-ка деят-ти - её предметность. Предмет деят-ти выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта и вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, кот. осуществляется в рез-те деят-ти субъекта.

Осн. формами деятельности явл-ся:познание, общение, труд.

Осн. видами деятельности – игра, учение, труд.

В процессе перехода от вида к виду происходит:

1. внутренние изменения (связ. со структурой мотивов и потребностей)

2. внешние преобразования -в сферу деятельности вовлекаются новые предметы и Т.О. сфера деят-ти расширяется от вида к виду.

На выполнение деятельности влияют состояния личности (напримерр, утомление), элементы творчества, сложившиеся стереотипы, успешность при её выполнении.

Выготский.: деятельность определяется как культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий.

С.Л.Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности. (сознание вторично, оно проистекает из деят-ти). Таким образом, сознание, психическое отражение не просто связано с активной деят-тью, но и происходит из неё, в ней осуществляется.

Любое чел-кое действие является вместе с тем и псих. актом, насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего субъекта к др. людям, к окружению. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение между субъектом потребности и её объектом. Добиваясь задуманного, мы переживаем те или иные эмоции. Метафорически д-ть м.б. представлена как движение в поле переживаний субъекта. Деят-ть, совершаемая чел-ком, становится объектом переживаний др. людей, получает этическую оценку.

Наиболее полно псих. анализ деят-ти осущ-н А.Н.Леонтьевым: деятельность – единица жизни. Она входит в структуру общественных отношений. Общ-во не просто определяет внешние условия осуществления деят-ти, но и способствует формированию мотивов, целей, способов и средств достижения цели.

А.Н.Леонтьевым выделена структура деят-ти: деятельность ’ действие ’ операция ’ психофиз.функции. Каждая из выделенных единиц обладает своими свойствами. При определенных условиях компоненты структуры деят-ти могут переходить друг в друга. Выделение отдельных деятельностей происходит по критерию мотива, действий, операций.

Деят-ть начинается с постановки цели (и протекает как во внешнем, так и во внутреннем плане). Так как в окружающем мире сущ-т закономерности, это позволяет нам предвосхищать поведение предметов в изменяющихся условиях. И на этом основана внутренняя деят-ть. Здесь предметные действия над предметами заменяются идеальными психолог. операциями, либо с идеальными образами предметов, либо с их значениями. В результате происходит интериоризация (превращая внешнее во внутреннее). Интериоризация – это переход от сенсомоторного плана к мысли. Экстериоризация предполагает воплощение умственного действия или образа в практически доступную для др. людей реальность. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деят-ть перемещается в план сознания, а в том что внутренний план (план сознания) формируется. Согласно А.Н.Леонтьеву, внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение: деят-ть соотносится с мотивом, действие – с целью, операции – с её задачами. Гл. роль играет слово, т.к. только слово м. выделять и закреплять существенные признаки. Слово’понятие (идеальный образ как абстрактное понятие) ’действие.

При рассмотрении деятельности в динамическом плане выд-ся механизмы, обеспечивающие движение деятельности. А.Н.Леонтьевым исследовались процессы приобретения целью самостоятельной побудительной силы ("сдвиг мотива на цель") и превращение мотива в цель (осознание мотива). Наиболее продуктивной является деятельность, кот приобретает личностный смысл.

Действие является единицей деятельности. Оно выражается в преднамеренной активности и направлено на достижение осознаваемой цели. В качестве средств действия могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы, применяя которые субъект овладевает действиями.

В основе мотивов деятельности лежат потребности.

Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования. В потребностях состояние нужды, нехватки, отсутствия чего-либо значимого для существования индивида выступает как интерес, устремленность, энергия действования. На уровне осознания и устойчивости мотив может трансформироваться в цель.

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого рез-та, на достижение кот. направлено действие человека. Цель деятельности – это представление о её результате, образ возможного будущего как основа продвижения у нему. Цели следуют отличать от мотивов деятельности. В мотивах, как и в целях, предвосхищено возможное будущее, но оно соотносится с самим чел-ком. В мотивах фиксируется то, что должно произойти с ним самим. Цели деятельности ориентированы на рез-т.

Мотивация – совокупность факторов псих-го характера, детерминирующих и объясняющих поведение человека. В эту систему факторов входят: мотивы, потребности, цели, намерения, стремления и желания. Различают диспозиционную (зависящую от личностных факторов) и ситуативную (зависящую от внешних причин) мотивацию. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение цели. Мотив – опредмеченная потребность. Мотив может является побуждением к деятельности или осознаваемой причиной, лежащей в основе выбора действий и поступков.

На основании закона Йеркса-Додсона продуктивность деятельности будет максимальной при некотором оптимальном уровне мотивации. При сниженном по сравнению с оптимумом значении мотивации продуктивность деятельности будет низкой. При повышенном уровне мотивации, выше оптимального значения, может произойти явление перемотивации приводящее к снижению продуктивности и даже "развалу" деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.243.190 (0.005 с.)