Тема 20. Понятие о памяти. Представления памяти. Физиологическая основа памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Понятие о памяти. Представления памяти. Физиологическая основа памяти.



Памятью - называется познавательный процесс, в коде которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний.

Память - это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

Эббингаузом - положено начало изучения "Трактат о памяти" - 1885г. Он - ассоционист. Затем исследователи говорили, что ее надо очистить от других показаний. Изучать чистую память. Смирнов А.А. в 30 г. изучая предполагал, что память функция целостной личности, обуславливается актуальным психологическим материалом, его отношением. Эта традиция восходит к времени Бехтереву:

"все психологические процессы считал, что они зависят от индивидуальных характеристик". Память не только накапливает опыт, но и формирует его соотносит прошлое с будущим - организация этого опыта. Память процессы организации и сохранения прошлого опыта. Организация необходима, чтобы использовать его в деятельности, возвращаться к прошлому.

Позиции рассмотрения памяти:

Психологический процесс: мнемические операции: память - один из видов искусств. Мнемические операции, этапы организации. Выделяют: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Память, как психическая функция запоминания, сохранения, воспроизведения.

Фиксируется результат: объем, прочность, скорость+.

Память, как свойство личности, которое связано не с задачами накопления и сохранения опыта, а с задачами организации деятельности человека (свойство личности), личность действующая.

Подход к памяти, как к системе хранения и переработки информации, главная функция переработка поступающей информации.

Память, есть сложная функциональная система, активная по своему характеру, развертываемая во времени, разбивающаяся на ряд этапов и организованная на ряде уровней.

При изучении памяти выделяют процессы памяти: Запоминание, сохранение

Виды памяти.

По виду анализатора:

- зрительная - осязательная

- слуховая - обонятельная

- вкусовая

По характеру запоминаемого материала:

- образная

-словесно-логическая

двигательная

По целеустремленности:

- непроизвольная

- произвольная По длительности:

- мгновенная (сенсорная).

-кратковременная

-долговременная

- оперативная

Тема 21. Процессы памяти.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец. Закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно — часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода — от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания: отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается. Что касается жизненных событий, то большая часть людей скорее придумывает, нежели вспоминает то что было. Верить человеческим воспоминаниям могут только те, кто склонен верить сказкам.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Забывание может быть естественным процессом, и тогда забывается прежде всего то, о чём мы не думаем и то, что плохо запомнили. Как правило, забывается все то, о чем думаем перед сном: поэтому важные мысли, пришедшие перед засыпанием, куда-нибудь запишите. С другой стороны, сон хорошо стирает плохие воспоминания: легли, поспали, утром вечерних неприятностей как будто и нет: "Утро вечера мудренее".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.212.138 (0.017 с.)