Борьба Григория VII и Генриха IV. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борьба Григория VII и Генриха IV.



С середины XI в. власть римских пап продолжает укрепляться. В 1058 г. по инициативе 2-х кардиналов, Гильдебранда и Петра Дамиани вместо ставленника римской аристократии папы Бенедикта X был избран флорентийский епископ Гербхард, получивший имя Николая II. Он был коронован, как король. В этом же году на Латеранском соборе было решено сделать такую практику постоянной. Роль императора при избрании папы своди­лась к нулю.

Сам Гильдебранд не стремился к папской власти, предпочитая оставаться в тени, в роли папского секретаря. Однако он стал настолько популярной личностью, что в день погребения папы Александра II, преемника Николая II, римский народ выкрикивал его имя, как папы. В 1073 г кардиналы утвердили этот выбор. Гильдебрандт неохотно согласился занять римский престол. Отныне его именем станет Григорий VII в честь папы Григория Великого. Этот человек, невзрач­ной внешности и небольшого роста обладал железной волей и неукротимым духом, харизмой. Его любили и ненавидели, но и те, и другие смотрели на нового папу со смешанным чувством страха и удивления. Его ближайший сподвижник Петр Дамиани дал ему меткое прозвище "святой сатана".

Став папой, Григорий VII начинает воплощать в жизнь свою прог­рамму возвышения папской власти. Ему было мало только духовного авто­ритета, папство мыслилось ему как верховный сюзерен всех земных вла­дык, которым папы лишь делегировали их власть.

Время для воплощения этих планов было очень благоприятным. Авто­ритет пап благодаря клюнийскому движению сильно возрос, общество ста­новилось все более церковным. С другой стороны, в Западной Европе пол­ным ходом шел процесс образования национальных государств, из за чего власть императора была ослаблена.

В 1075 г. Григорий VII издает документ, получивший название "Дик­тат папы", который содержал 27 пунктов. Вот наиболее интересные из них: "1. Только римская церковь была основана самим Господом. 2. Только римский папа вправе именоваться вселенским. 3. Одному папе принадлежит право назначения и смещения епископов. 8.Один папа может носить импе­раторские регалии. 12. Папа вправе низлагать императоров. 19. Никто не имеет права судить папу. 22. Римская церковь еще никогда не ошибалась, она, согласно свидетельству Писания, вечно будет непогрешимой. 23. Римский папа, если он был избран в соответствии с канонами, с учетом заслуг Св.Петра, несомненно, станет святым, как это подтвердил епископ Павии Св.Эннодий, и с ним были согласны многие свв. отцы, это можно найти в декретах св. Симмаха. 27. Папа может освободить подданных от присяги верности лицу, совершившему грех".

Естественно, императоры не могли примириться с таким новым взгля­дом пап на природу своей власти. Конфликт вспыхивает по вопросу об ин­веституре, назначении духовного лица на церковную должность. До этого в западной церкви действовал порядок, установившийся со времен Карла Великого, когда каждый епископ считался вассалом светского владыки. Он должен был принести ленную присягу, после которой король посылал ему кольцо и посох.

Влияние светских владык на занятие церковных должностей приводило к многочисленным случаям симонии, и папы начинаю бороться с этим явле­нием, стремясь самостоятельно назначать епископов на занимаемые ими должности. В 1075 г. Григорий VII бросает открытый вызов германскому императору Генриху IV, опубликовав декреты Латеранского собора, кото­рыми объявлялись недействительными церковные должности, полученные в результате симонии. Кроме того, Григорий VII призывал церковный народ не повиноваться епископам, которые терпели у себя женатых священников.

Одним из постулатов клюнийского движения был целибат. Никто не должен стоять между священником и Богом. Впервые это решение было при­нято на Эльвирском соборе 300 г., его стремились распространить на всю церковь Лев I и Григорий I, однако только Григорию VII удается расп­ространить это решение на всю западную церковь. Для этого он рассылал своих легатов во все страны Западной Европы.

В ответ Генрих IV собирает собор в Вормсе, не котором немецкие епископы отказываются принести присягу на верность папе. В ответ Гри­горий VII объявляет германского императора отлученным от Церкви, а его подданных освобождал от присяги ему.

Время было выбрано очень удачно, так как против Генриха IV восс­тала Саксония. Существовала оппозиция императору и среди других светс­ких владетелей Германии. Возглавил оппозицию швабский герцог Рудольф. Объединившись, вассалы императора вызывают его на сейм, назначенный на начало февраля в городе Аугсбурге.

Положение императора было критическим. Приняв вид кающегося греш­ника, он отправляется к папе, который находился в это время в крепости Каносса. Три дня простоял он во дворе замка босиком и в рубище, пока не вымолили у папы прощение.

Не дожидаясь решения папы, его вассалы провозглашают германским королем Рудольфа. Вспыхивает гражданская война, в которой папа сначала сохранял нейтралитет, а затем поддержал Рудольфа, вновь отлучив Генри­ха IV от Церкви.

Однако Генрих IV окончательно побеждает, когда в одном из сраже­ний был смертельно ранен Рудольф. В 1084 г. император захватил Рим. Григорий VII призывает на помощь норманнов Роберта Гвискара, которые, захватив Рим, подвергли его полному разграблению. После этого авторитет Григория VII падает. Он бежит из города и умирает в изгнании в 1085 г.

В целом, противостояние папы и императора привело к победе послед­него, однако твердая позиция, занятая Григорием VII способствовала поднятию авторитета папской власти.

 

Начало крестовых походов.

В 1088 г. новым папой становится сподвижник Григория VII Урбан II. Новый папа уже не пытается сделать всех королей своими вассалами. В противовес германским императорам, он стремится опереться на фран­цузских королей. В 1094 г. он отправляется во Францию, где на соборе в Клермоне призывает к крестовому походу против неверных.

В 1071 г. турки-сельджуки захватывают Иерусалим и завоевали всю Палестину до Аскалона. В 1075 г. они заняли Дамаск. В 1085 г. была захвачена византийская Антиохия. В отличие от терпимых арабов, они стали чинить всякие препятствия паломникам и утеснять палестинских христиан. Проект крестового похода против невер­ных созрел еще в голове Григория VII, однако не смог осуществиться из-за борьбы с Генрихом IV.

Тысячи рыцарей, священников и простолюдинов собрались в этот день послушать папу. Он выступил с пламенной речью, в которой призвал идти в поход против неверных. Сам Господь поведет войско христиан в Святую Землю. Участникам похода простятся все грехи, а павших в бою ожидает вечное блаженство. Слушателей охватило необыкновенное воодушевление. С возгласами "Так хочет Бог!" люди тотчас стали вырезать из материи и нашивать на свою одежду кресты. Проповедники, призывавшие к крестовому походу, разошлись по всей Европе. Наиболее известным из них был Петр Амьенский.

Какие причины толкали людей бросать насиженные места и идти неиз­вестно куда почти на верную гибель?

Безусловно, главной причиной было религиозное воодушевление. Ре­лигиозная реформа клюнийцев способствовала подъему благочестия в наро­де. В случае с крестовыми походами мы видим, что соединилась религиозность с традиционной для Запада воинственностью. А.Л.Дворкин пишет: «Общество, сформировавшееся на Западе в результате варварских вторжений, искало способы для оправдания любимого времяпровождения. Постепенно созда­вался рыцарский кодекс поведения. Военный героизм был весьма роман­тичен; пацифистские убеждения не пользовались особенным почетом. Западная Церковь, даже если и захотела бы, не смогла бы противо­стоять такому общему мнению: она могла лишь пытаться направлять воинственную энергию молодых народов в более приемлемое и выгод­ное ей русло. Старания Церкви остановить войны между христианами не увенчива­лись успехом: хотя на словах все поддерживали эти начинания, но на деле войны не прекращались. Более удачными оказались попытки направить военную энергию в русло борьбы с неверными».

В результате агитации многие монархи и знатные рыцари закладывали свое имущество, чтобы снарядить себя и своих вассалов в поход. Однако большинство крестонос­цев составляли рыцари из небогатых семейств, а также младшие сыновья, которые должны были своими подвигами добыть себе славу и богатство. Также, страшная бедность, царившая в средневековой Европе, создала си­туацию, когда беднякам практически нечего было терять, кроме своих жизней. Их воображение воспламенялось, когда они слышали рассказы о необычайном плодородии Святой Земли. Поэтому бедняки стали толпами стекаться к проповедникам и объединяться в отряды.

В 1096 г. эти толпы бедняков, предводительствуемых Петром Амьенс­ким, двинулись в Святую Землю. Слабо дисциплинированные и еще хуже во­оруженные, эти люди представляли опасность только для деревень, через которые они проходили, так как по пути они занимались грабежом. Это разношерстное войско добралось до Константинополя и, не дождавшись подхода основных сил крестоносцев, переправилось в Малую Азию. Здесь эти люди были без труда почти полностью перебиты сельджуками.

Между тем собралось основное крестоносное войско, по некоторым данным достигавшее 600 тыс. Формально крестоносную армию по благословению Урбана II возглавлял епископ Адемар. Фактически армия состояла из разрозненных дружин крестоносцев во главе со своими «полевыми командирами» - с графом Раймундом Ту­лузским, Готфридом Бульонским, Балдуином Фландрским, родственником французского короля рыца­рем Гуго Вермандуа, сыном Роберта Гвискара Боэмундом. Дисциплина в этом войске также оставляла желать лучшего, но оно было прекрасно воо­ружено.

Оказавшись на имперских территориях, эти крестоносцы зачастую вели себя не лучше, чем их недавние предшественники бедняки. Однако несравненно лучше вооруженные они представляли серьезную опасность не только для мусульман.

По сути дела именно тогда по настоящему возник конфликт между Западом и Востоком. Это был конфликт двух культур. А.Л.Дворкин пишет: «Солдаты дивились на другой уровень цивилизации, на куда более за­житочную жизнь, чем они видели у себя дома. Они ожидали, что восточ­ные христиане будут весьма похожи на них, а вместо этого видели людей, говорящих на странном языке, придерживающихся странных обычаев и совершающих странные богослужения. Эти греки, которые, как им объяс­нили, погибали от турок, жили вполне довольно и счастливо и совсем не встречали их как избавителей и освободителей. Более того, эти византий­цы почему-то не разделяли их горячего желания немедленно броситься в бой с неверными. Руководители похода тоже чувствовали себя весьма ра­зочарованными. Грубые и неотесанные западные рыцари, привыкшие к весьма примитивной жизни в своих голых каменных замках, были глу­боко потрясены богатством и великолепием византийского двора, разработанными до мельчайших деталей церемониями и изысканной вежливостью придворных. Все это задевало их самолюбие и ранило их гордость. Они могли только комплексовать и хамить, т. е. вести себя как невоспитанные подростки. На одном из приемов у византийского императора некий французский барон неожиданно уселся на императорский трон. Это было слишком даже для других присутствующих на приеме крестоносцев. Когда Балдуин Фландрский попытался свести рыцаря с трона, объясняя, что в присутствии императора может сидеть только сам император, тот ответил: «Что это еще за неуч — сидит, когда столько великих полководцев стоят». Алексей Комнин при этом дипломатично сделал вид, что ничего не замечает; однако он велел перевести себе ответ рыцаря, и, когда аудиенция была окончена, он подозвал его к себе и спросил, кто он и откуда. «Я чистокровный француз, — отвечал тот, — и благородного происхождения, и вот еще, что мне известно: есть в моей стране перекресток, где стоит старая часовня; кто хочет сразиться с противником на поединке, тот отправляется туда, призывает помощь Божию и ожидает смельчака, готового с ним померяться силами. Я часто туда отправлялся, но никогда там никого не находил».

Византийцы, имея по соседству славянские Церкви, привыкли к различ­ным литургическим обычаям и различным языкам — и все же они, в свою очередь, нашли западных христиан грубыми, не уважающими законов и ли­шенными какого-либо такта и уважения. Они видели в рыцарях только лишь неуправляемых и неотесанных забияк, годных разве что на кулачную раз­борку, лишенных стратегического чутья и неспособных сколько-нибудь оце­нить обстановку и соотнести с ней свое поведение. Византийцев потрясало неумение и нежелание франков держать свое слово и их неприятие культу­ры. Восточные христиане были глубоко шокированы, когда они видели за­падных священников и епископов верхом на конях в полном боевом воору­жении». Итак, византийцы были шокированы не менее самих крестоносцев. Не менее крестоносцев были шокированы сами византийцы. «Появление франков, — пишет один свидетель-очевидец, — поразило нас до такой степени, что мы не могли в себя прийти». В эпоху крестовых походов две цивилизации, до того существовавшие достаточно изолированно, достаточно тесно соприкоснулись друг с другом, и при этом оба мира испытали чувство отторжения. Уже тогда в окружении Готфрида Бульонского появились мысли о штурме Константинополя.

Крестоносное войско подходит к стенам Константинополя. Император Алексей Комнин стремится избежать потерь и приобрести максимальную выгоду от крестового похода для империи и начинает сложные дипломатические переговоры. Не без труда крестоносцам удается договориться с императором Алексеем Комниным, который также принимает участие в походе. В результате крестоносцы смогли нанести ряд серьезных поражений сельджукам в Малой Азии. Были взяты такие важные города, как Никея и Антиохия.

Однако, находясь в Антиохии, крестоносцы были атакованы сильным войском сельджуков. Крестоносцы оказались запертыми в городе. Кончались припа­сы, начался голод. В тот момент крестоносцы были на волосок от гибели. Их могло спасти лишь чудо. Однажды к Раймунду Тулузскому пришел провансальский воин Петр Бартоломей и сказал, что ему явился св. Андрей и показал место в храме св. Петра, где зарыто копье, которым было прободено реб­ро Спасителя, и владея которым можно избавиться от всех бед. Когда стали копать в указанном месте, действительно было найдено копье. Воодуше­вившись, после пятидневного поста и молитвы, крестоносцы вышли из крепости и нанес­ли поражение сельджукам. Наградой победителям стала богатая добыча и столь необходимое продовольствие. Относительно того, как крестоносцы поступили с находившимися в обозе женщинами, очевидец написал: "Мы не сделали им ничего плохого, мы просто пронзили их копьем". В итоге Антиохией завладел Боэмунд, признавший однако номинально вассальную зависимость от Византии. К этому времени от болезни скончался епископ Адемар и новым руководителем крестоносцев становится Готфрид Бульонский.

Из всего огромного войска крестоносцев только около 20 тыс. отп­равились на Иерусалим. Однако после поражения главных сил сельджуков противник был деморализован, а крестоносцев, напротив охватило религи­озное воодушевление.

7 июня подошли крестоносцы к стенам Иерусалима. К этому времени защитники города успели приготовиться к осаде. Земля вокруг Иерусалима была выжжена, а колодцы отравлены. Тем не менее, долго крестоносцы ждать не могли. Узнав о приближении большой армии арабов, они стали готовиться к штурму. Босыми и с пением покаянных псалмов, крестоносцы обходили стены Иерусалима, вымаливая помощь Божию. 15 июля они бросились на решительный штурм. Защитники храбро оборонялись. В такой ситуации может многое зависеть от человеческого фактора. Есть свидетельства, что одному из рыцарей, наконец, удалось забраться на стену, и продержаться на ней до подхода остальных. В итоге город был взят. При этом город был сильно разграблен, десятки мусульман уби­ты. При этом женщин подвергали насилию, а головы детей, разбивали о стены. Иудеи были сожжены живьем в синагоге. По свидетельству очевидца, у Соломонова притвора лошади шли по щиколотку в крови. Через несколько дней королем Иерусалима и прилегавшей к нему местности был избран Готфрид Бульонс­кий.

Итогом 1-го крестового похода стало образование в Палестине нес­кольких государств крестоносцев, самым большим из которых было Иеруса­лимское королевство. Из-за многочисленных врагов, эти королевства мог­ли существовать только благодаря постоянному притоку рыцарей из Европы.

 

Й крестовый поход.

На завоеванной крестоносцами территории было образовано несколько государств, самыми могущественными из которых были Иерусалимское коро­левство и Антиохийское княжество. Завоевав значительную часть Палести­ны, крестоносцы не были единодушны между собой. Между ними часто быва­ли различные недоразумения, иногда перераставшие в вооруженные конф­ликты. Это мешало крестоносцами продолжить успешно начатые завоевания и даже вести оборону.

Алексей Комнин после 1-го крестового похода вел войны с сыном Ро­берта Гвискара Боэмундом и принудил было его отдать Антиохию византий­цам после своей смерти, однако ни его племянник Танкред, ни его нор­маннские вассалы этого не хотели, Антиохия осталась в руках у норман­нов. Конфликт с норманнами от Алексея Комнина передается по наследству и его потомкам императорам Иоанну и Мануилу.

Такая ситуация позволяла туркам-сельджукам успешно вести борьбу против крестоносцев, которая в конце концов увенчалась весомым успехом - взятием одного из важнейших опорных пунктов крестоносцев - Эдессы. Это привело к тому, что в Европе снова начинают агитировать за крестовый поход. Больше всех на этом поприще преуспел аббат французс­кого города Клерво Бернард. Он выступил на съезде в городе Везеле, где призвал французскую аристократию к новому крестовому походу. Призыв был встречен с большим воодушевлением. Вот что сам он писал по поводу ус­пехов своей агитации римскому папе: "Я повиновался вашему повелению, и высокое достоинство повелевающего способствовало послушанию. Когда проповедовал и говорил, число их умножалось. Замки и города стоят пус­тыми, семь женщин едва могут найти одного мужчину, так везде остаются вдовы при живых мужьях".

В немецком городе Шпейере в присутствии немецкого императора Бер­нард Клервосский также говорит проникновенную речь. Император в слезах просит у Бернарда креста. Начинаются приготовления к крестовому походу.

Поход возглавляли два монарха двух величайших государств Западной Европы - Франции и Германии Людовик VII и Конрад III. Однако это не спасло участников похода от тяжелых неудач. Немецкие крестоносцы были наголову разбиты сельджуками в Малой Азии, а французы после безуспеш­ной осады Дамаска бесславно возвращаются домой. Кроме того, королю Людовику показалось, что его жена Альенора слишком много кокетничала с норманнским князем Раймундом Антиохийским и после возвращения из похо­да решает с ней развестись. В результате от французского короля были отторгнуты огромные земельные владения в Аквитании - приданое Альено­ры. Она выходит 2-й раз замуж за потомка Вильгельма Завоевателя Генри­ха Плантагенета, владения которого стали превосходить владения короля. Кроме того, в 1154 г. Генрих становится английским королем. Так завя­зывается трагический узел в противостоянии англичан и французов.

Во время 2-го крестового похода отношения между крестоносцами и византийцами сильно испортились. Крестоносцы относились к византийцам враждебно из-за их лукавства и конфликтов с норманнами. Вместе с тем, сами крестоносцы вели себя на византийских территориях, как варвары, грабя местных жителей. Это приводило к частым столкновениям и даже крупным сражениям, как, например при Адрианополе. После крестового по­хода обе цивилизации были настроены более враждебно друг у другу.

 

Духовно-рыцарские ордена.

Для обороны Св. Земли в Палестине были образованы несколько ры­царских орденов. Эти ордена по своему строению заметно отличались от монашеских орденов на Западе. Если для обычных монахов основным заня­тием были молитва и труд, то для крестоносцев таким занятием была вой­на. Рыцари давали обет безбрачия, бедности, послушания и клялись до конца жизни с оружием в руках бороться против врагов христианства.

Самым первым таким орденом стал орден госпитальеров или иоанни­тов. Свое название этот орден получил от госпиталя или приюта в св. Иоанна Иерусалимского, в котором заботились о больных и бедных палом­никах. Спустя какое-то время орден перенес свою базу на Родос, а затем - на Мальту. Одно время магистром ордена считался российский император Павел I.

Другой орден - тамплиеров получил свое название по месту своего размещения - горе, на которой некогда находился Храм Соломона. Помимо своих военных подвигов, тамплиеры прославились своей деловой смекал­кой. Также как и другие ордена, тамплиеры получали щедрые пожертвова­ния по всей Европе. Кроме того, они давали свой капитал в рост, под проценты, что кстати сказать неодобрительно воспринималось церковью. Богатство тамплиеров стало одной из причин, погубивших орден в XIV в., другой причиной стал сатанизм тамплиеров. Тамплиеры в конце эпохи крестовых походов растеряли многие свои добродетели. Алчность и ко­варство тамплиеров вошли в пословицу. Нарушение тамплиерами своих до­говоров не раз служило причиной для начала кровопролитных войн, что осложняло и без того тяжелое положение крестоносцев в Палестине.

Третьим орденом был немецкий или Тевтонский орден, объединявший ры­царей из Германии. Орден недолго оставался в Палестине. Уже в XIII в. венгры призывают рыцарей в Европу для борьбы с половцами. После чего орден перемещается в Восточную Прибалтику. Туда его призвал один из польских князей для борьбы с племенем пруссов. Завоевав пруссов, рыца­ри основали на их территории свое государство.

 

Й крестовый поход.

Третий крестовый поход был вызван печальным событием - в 1187 г. египетский султан Салах ад-Дин взял город Иерусалим.

Салах ад-Дин, известный более под именем Саладдина, был по проис­хождению курдом. Постепенно он возвышается при дворе египетского хали­фа, а после его смерти захватывает власть в стране. Вскоре Саладдин захватывает власть в Сирии и Месопотамии и становится одним из самых могущественных мусульманских правителей.

Положение крестоносцев сильно осложнялось. Если раньше им проти­востояли разрозненные армии сельджукских султанов, постоянно враждо­вавших между собой, то теперь мусульманские силы были собраны в единый кулак.

Султан объявляет джихад против крестоносцев. В результате войны и был завоеван Иерусалим. В отличие от многих крестоносцев, Саладдин всегда держал свое слово, чем оставил по себе добрую память даже среди самих крестоносцев.

Во главе крестового похода стали три монарха - германский импера­тор Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце.

Поход немецких рыцарей оказался неудачным. С боями они прошли че­рез Малую Азию, однако император случайно утонул в одной горной речке в Киликии. После этого немцы повернули назад. По словам хрониста, не­которые рыцари "мечась между ужасом и надеждой, кончали с собой, дру­гие же, отчаявшись и видя, что Бог словно не заботится о них, отрека­лись от христианской веры и вместе со своими людьми переходили в язы­чество".

Ричард Львиное Сердце получил свое прозвище в Сицилии. Правитель этого острова держал в плену сестру короля, жену прежнего правителя. Это создавало напряженные отношения между крестоносцами и местным на­селением. Однажды на базаре возник конфликт между торговкой и кресто­носцем, который перерос в вооруженные столкновения. Жители Мессины вооружились, заперли ворота, а когда под стенами города показался Ри­чард, стали осыпать его насмешками. Тогда он сам повел своих воинов в атаку. Взяв город, Ричард подверг его сильному разграблению, из-за че­го и получил свое прозвище.

Король Франции Филипп II Август не смог собрать большого войска, из-за чего стал подвергаться постоянным насмешкам со стороны Ричарда Львиное Сердце. Самым сильным оскорблением был отказ от прежнего обе­щания Ричарда жениться на сестре Филиппа. По прибытии на Св. Землю оба монарха постоянно спорили между собой. Не в силах этого переносить, Филипп вскоре покидает Палестину со своим войском и отправляется домой.

Участникам третьего крестового похода так и не удалось добиться существенных результатов. Иерусалим по-прежнему остался у Саладдина. Однако Ричард прославился в Палестине своими подвигами. Мусульманские матери пугали своих сыновей: "Не плач, не плач, а то король Ричард приедет!" А если под мусульманином шарахался конь, наездник ворчал: "Ну что ты, короля Ричарда увидал?"

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.027 с.)