Христианство в Западной Европе в IX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианство в Западной Европе в IX в.



Карл Великий. Образование Западной Римской империи.

Церковь при Карле Великом.

 

В 768 г. королем франков становится сын Пипина Короткого – Карл, который благодаря своей обширной деятельности получил в истории прозвище Великого. Действительно, за свое почти 50-летнее правление Карл Великий предпринял 53 похода, почти не знал поражений, смог одержать бесчисленное количество побед над своими врагами и существенно расширил границы своего королевства, которое объединило большую часть территорий Западной Европы. Он смог нанести поражение арабам на западе и аварам на востоке, тем самым, устранив угрозу для христианства в Западной и Восточной Европе. Огнем и мечом прошелся Карл Великий по землям саксов, заставив их подчиниться и принять христианство. Именно Карл Великий стал тем человеком, который смог объединить Западную Европу политически и заложить основы европейской цивилизации.

Подчинение саксов франками и ащение их в христианство, что по сути было двумя сторонами одной медали, заняло несколько десятилетий и сопровождалось, к сожалению, большим кровопролитием. Решение покорить опасных соседей Карл принимает в самом начале своего правления. В 772 г. состоялся его первый поход против саксов. Как и во всех своих делах Карл проявил здесь единство политических и религиозных интересов. Им было уничтожено священное дерево саксов Ирминсул. В 776 г. с саксами был заключен мирный договор, согласно которому покорившиеся племенные вожди и их свита должны были принять крещение. Тогда же Карлом Великим была организована христианская миссия среди саксов, действующая с переменным успехом, так как свободолюбивые саксы время от времени поднимали восстания. В 782 г., когда саксы подняли очередное восстание, им вначале сопутствовал успех. Карл Великий направил франкское войско против славянского племени сорбов. Неожиданно на франков напали саксы. В битве при Зюнтеле франки потерпели поражение. Затем последовали репрессии против христиан. Все крещеных принуждали отречься от веры. Многие были убиты и замучены до смерти. В ответ Карл Великий потребовал выдачи зачинщиков мятежа. Его требование было исполнено. В руках Карла оказалось 4500 человек. Вопреки советам Алкуина и позиции римского папы Адриана I, все они были казнены в один день в Вердене. Ответом на это стало восстание практически всех саксонских племен под предводительством вождя Видукинда. Через два года, в 785 г. Карлу Великому удалось усмирить саксов и заставить Видукинда принять христианство.

Обращение в христианство Видукинда, который был знаменем саксонской оппозиции, стало переломным моментом в христианской миссии среди саксов. Сопротивление саксов политическому господству франков и христианской вере стало ослабевать. Карл Великий, стремившийся одинаково и к политическому и к религиозному единству основанной им империи, в отношении христианизации покоренных им народов действовал жестко и решительно. Его миссию справедливо называют «миссией меча». Согласно закону, изданному Карлом Великим, отказ от крещения карался смертной казнью. Казни подлежали и те, кто отказывался от соблюдения поста, инициировал кремацию при погребении усопшего (языческий обычай) и т.д. Т.е. внешнее принятие христианства было для Карла Великого недостаточным.

Близкие отношения связывали Карла Великого с римскими папами. Карл Великий, разбив лангобардов и присоединив их территории к своей империи, еще больше расширяет владения папы. Благочестием и искренней любовью дышат слова, написанные по приказу Карла Великого на гробнице папы Адриана I: «… эти стихи, я, Карл, написал, оплакивая смерть отца. Вы были моей сладостной любовью, которую я теперь оплакиваю, о отец. Помните меня; мои мысли всегда будут следовать за вами. Вы теперь с Христом в Царстве Небесном. Духовенство и народ любили вас большой любовью; вас любили все, о, лучший из пастырей. Желаю, о знаменитый человек, чтобы наши имена и титулы соединились здесь: Адриан и Карл, я король, вы отец».

Впрочем, отношения Карла Великого с Адрианом I не были такими уж безоблачными. Папа Адриан I был мудрым и благочестивым человеком. Он одинаково стремился к союзу с франками и к поддержанию добрых отношений с византийцами, когда это стало возможно после осуждения иконоборчества в Византии. В 771 г. внезапно умирает старший брат Карла Великого Карломан. Его вдова со своими детьми бежит к лангобардскому королю Дезидерию. Дезидерий решил воспользоваться этой возможностью для того, чтобы расколоть франкское общество. Он обратился к Адриану I c просьбой возвести детей Карломана в королевское достоинство. Адриан I отказался. Тогда Дезидерий начинает войну против римского папы. Адриан I призывает на помощь Карла Великого. Тот сначала пытается решить дело миром, однако, когда Дезидерий отказывается удовлетворить требования Карла, заключавшиеся в прекращении военных действий и компенсации убытков, начинает войну против Дезидерия. В 774 г. со взятием столицы лангобардов Павии их королевство было уничтожено. Однако в том же 774 г. Карл Великий возлагает железную корону лангобардов на свою голову. Далеко не все просимые папой земли были отданы Адриану I. В итоге земли лангобардов вошли в состав франкского государства, а папа превратился в вассала франкского короля. Впоследствии, в 781 г. Карлом Великим были оформлены границы Церковного государства. В него вошли Рим с прилегающими территориями, Равеннский экзархат, Пентаполис и Сабина. Однако Милан и ряд южноитальянских земель, на которые также претендовал римский папа, Карл Великий оставил за собой.

Восшествие на императорский престол Ирины и последовавшее за тем осуждение иконоборчества временно примирили римских пап с Византийской империей. Папа Адриан I согласился с решениями VII Вселенского собора, на котором присутствовали и его представители. Однако, пригласив к участию в Соборе римского папу, византийцы совершенно проигнорировали Карла Великого, чем нанесли честолюбивому правителю оскорбление. Когда, после восстановления отношений с Римом и упрочения своей власти Ирина отказалась заключить брак своего сына Константина с дочерью Карла Великого Ротрудой, специально воспитывавшейся в Аахене для Византии и изучавшей греческий язык, это стало двойным оскорблением. Это имело серьезные последствия. Карл Великий и его богословы получив перевод ороса, не принимают решения собора и издают в 790 г. т.н. "Карловы книги". В 794 г. в г. Франкфурте был созван собор под председательством самого Карла Великого, который по духу можно назвать умеренно иконоборческим. На нем иконы объявлялись священными предметами, но не могли быть признаны объектами для поклонения. Среди причин такой реакции - борьба в еще недавно языческих областях с идолопоклонством, конфликт с императрицей Ириной и дурной перевод с греческого на латынь. Папа Адриан, сначала одобривший решения Вселенского собора, в угоду чисто политических целей вынужден проявить лояльность и встать на сторону Карла Великого.

Появление в Западной Европе такого могущественного и энергичного правителя как Карл Великий окончательно убедило римских пап в необходимости самого тесного союза с франкскими королями. К концу VIII в. Карл Великий подчинил себе большую часть территорий некогда существовавшей Западной Римской империи. Однако сам он продолжал носить титул патриция Империи, указывавший на его номинальную зависимость от византийского императора.

В 795 г. на смену почившему папе Адриану I приходит Лев III. Лев III прекрасно сознавал свое положение и зависимость от могущественного франкского короля. Поэтому Лев III ведет себя в отношении Карла так же, как его предшественники вели себя по отношению к византийским императорам. Лев III не только прислал Карлу Великому протокол своих выборов, он прислал ключ от гробницы св. Петра и знамя Рима, принеся клятву верности Карлу Великому и признавая его своим сюзереном. Лев III начинает датировать свои документы годом своего понтификата и одновременно годом правления Карла Великого. Таким образом, Лев III, демонстрировал свою верноподданническую позицию в отношении Карла Великого и вручал себя его помощи и покровительству. Помощь эта действительно вскоре потребовалась. В 799 г. против нового папы вспыхивает мятеж, сердце которого составляла провизантийская партия во главе с племянником покойного папы Адриана. Против Льва III был выдвинут целый ряд обвинений: клятвопреступление, предательство, нарушение брака и т.д. Во время церковного шествия на него было совершено нападение: с папы сорвали одеяние первоиерарха, его стащили с осла и заключили в монастырь. Оттуда Лев III бежит сначала в Сполето, а затем – к своему покровителю Карлу Великому. В 800 г. Карл Великий предпринимает военный поход в Италию против врагов римского папы. Рождество он встречал в Риме. Когда Карл Великий молился у алтаря базилики св. Петра, папа Лев III неожиданно (как сообщают биографы) возлагает корону на голову Карла Великого и провозглашает его императором. Это было событие огромной важности, благодаря которому могущество пап еще более возрастает.

Ближайшим сподвижником и советником Карла Великого, особенно по церковным вопросам, был аббат Турского монастыря Алкуин. Алкуин был англосаксом, родился в Англии. Однако затем переехал на материк. В 781 г. происходит встреча Алкуина с Карлом Великим, имевшая большие последствия для них обоих. При дворе Карла Великого Алкуин создал т.н. палатинскую школу. Вся семья Карла Великого, включая его самого, училась у Алкуина. Деятельность Алкуина в сфере образования нашла осуществление и в созданной им при Турском монастыре школе. Алкуин сам был ведущим преподавателем в ней и составил учебники по риторике, диалектике и грамматике.

Вообще Карл Великий проявлял исключительный интерес к образованию и культуре. Помимо главных школ в Ахене, Туре, Фельде, Санкт-Галлене и Корби, им поощрялась организация школ при соборных храмах и монастырях. Монастыри вообще мыслились Карлом как главные центры христианской и античной культур. Переписчики манускриптов неустанно трудились в монастырях, тиражируя не только церковную литературу, но и многие произведения классической античной литературы.

Стремясь упорядочить монашескую жизнь, Карл Великий заботится о введении устава св. Бенедикта Нурсийского. Заботясь о том, чтобы сделать проповедь священника более плодотворной, он приказал издать специальный сборник образцовых проповедей. Даже в литургической жизни Карл Великий оставил свой след. По его приказу из Рима были доставлены литургические книги, а Алкуин создал новую форму римского обряда, которая была затем принята в самом Риме и с некоторыми изменениями используется в настоящее время.

Под влиянием Алкуина Карл Великий был очень высокого мнения о своей власти. В отличие от византийцев, признававших только единственный церковно-политический центр в мире – их Империю, Карл Великий и Алкуин толкуют понятие универсализма по-другому. Для них универсальный означало всеевропейский. Согласно Алкуину на свете существует три высших власти: власть римского папы, власть императора Византии и императорская власть Карла Великого. Из этих трех власть Карла Великого является наивысшей, так как император Запада – больше, чем носитель обычной земной власти. Согласно Алкуину Карл Великий был помазан Христом для руководства христианским народом. Как писал Карл императору Льву, император Запада является "наместником Бога, который обязан защищать всех членов общины Божией и править ими", он - "владыка и отец, король и священник, вождь и опора всех христиан". В одном из своих писем Карл Великий живописно разъясняет, как он понимает разграничение власти римского папы и императора. «Пока император сражается, - пишет он, - папа воздымает руки к небу, как Моисей, чтобы его заступничеством народ христианский побеждал всегда и везде врагов Святого Имени и чтобы Имя Господа нашего Иисуса Христа славилось по всему миру». Таким образом, как и в Новеллах Юстиниана полномочия церковной иерархии ограничиваются лишь литургической стороной церковной жизни, главным устроителем которой является император. Византия была далеко и практически не имела никакого отношения к процессам, происходившим в Европе. Римский папа еще обладал достаточным авторитетом для того, чтобы безусловно восприниматься всеми как символ мистического, духовного единства. Таким символом на некоторое время стал Карл Великий – император Западной Римской империи. Эта теория не была для Карла Великого пустым звуком. Он действительно воспринимал свое долгое и весьма успешное правление как служение Церкви. Вера была для него единственным основанием его политической власти.

Однако это не означало, что Карл Великий стремился всецело подчинить церковь своему влиянию. Свою деятельность Карл Великий осуществлял в соответствии с почерпнутой у блаж. Августина идеей «града Божия», цивилизации, в которой духовное преобладало бы над мирским. С этой целью Карл включил Церковь в свое государство. В отличие от византийских императоров Карл Великий практически не навязывал Церкви свою богословскую позицию. Он покорно принимал все догматы, ничего не решая без санкции Церкви.

Свою роль Карл Великий сыграл и в борьбе с появившейся на территории франкской империи ереси адопцианизма. Эта ересь была отзвуком христологических споров некогда сотрясавших христианский Восток. В VIII архиепископ Толедский Элипанд выступил с учением, согласно которому Иисус Христос по Своему Божеству является сыном Бога-Отца по Своей Божественной природе, а по Своей человеческой природе Он является Сыном Божиим по благодати через усыновление (по-латински adoptus), так как нельзя быть сыном двух отцов по природе. Иисус Христос как Сын Марии и Иосифа является Сыном Божиим не по природе, а по усыновлению. Его поддержал епископ Урхельский Феликс, который действовал на территории франкского государства. Ересь, разделяемая Феликсом, была осуждена на соборе в Регенсбурге в 792 г как продолжение несторианства. Сам он вынужден был отречься от своих взглядов, как выяснилось впоследствии – притворно. Некоторое время он находился в Риме под присмотром Адриана I. Вновь принес покаяние. Однако, будучи отпущен в Урхелис, отказался от своего отречения и бежал на территорию, контролируемую арабами. После этого Элипанд Толедский и несколько франкских епископов обратились с посланием к Карлу Великому с апелляцией на решение собора в Регенсбурге. Тогда ересь адопцианизма была вторично рассмотрена и снова осуждена на соборе во Франкфурте. В противовес этому учению франкские богословы во главе с Алкуином разработали учение, согласно которому Иисус Христос как Бог усыновил человеческую природу и вместе с ней – все человечество. Единство же во Христе делает невозможным разделение в Нем Божественной и человеческой природ. А легаты папы Адриана I оказались на франкфуртском соборе на вторых ролях, не говоря уже о том, что папе пришлось смириться с осуждением на соборе уже принятого им ороса VII Вселенского Собора. Это обстоятельство наглядно продемонстрировало границы папской власти даже в вероучительной сфере в пределах франкской империи. Осуждение адопционизма было повторено папой Львом III на соборе в Риме. Через год произошел шестидневный спор между Феликсом Урхельским и Алкуином, после которого Феликс снова отрекся от своего учения и был помещен под стражу. Он умер в городе Лионе в заточении. Архиепископ Элипанд до самой своей смерти оставался епископом Толедо и умер, не раскаявшись в своей ереси под защитой арабов.

Одной из сфер церковной жизни, в которой Карл Великий проявил себя достаточно активно, стало упорядочение системы церковного управления. Разрозненные приходы объединялись в епископства, епископства – в митрополичьи округа. Три церковных центра в Кельне, Трире и Майнце стали архиепископствами, а Зальцбург стал важным миссионерским центром по христианизации восточных областей империи, завоеванных в результате победы над аварами.

Карл Великий самовластно раздавал епископства и аббатства, причем, иногда даже мирянам. К претендентам при этом предъявлялись строгие требования в отношении их веры и благочестия. Однако представители церковной иерархии должны были исполнять и гражданские функции: объявлять воинский призыв, лично участвовать в войне и принимать у себя короля и его двор во время его поездок.

Таким образом, Карл не только использует христианство как идеологию для своей империи, он активно привлекает духовенство для управления государством. Дело в том, что в эпоху переселения народов и образования варварских государств именно церковь сохранила образованность и устойчивую административную структуру. Карл Великий сформировал достаточно эффективный государственный аппарат, стремясь ограничить влияние местной знати. Областями его обширного государства управляли графы. Всего империя состояла из 300 графств. В то же самое время существовал институт т.н. государевых посланников, полномочных представителей императора, которые должны были осуществлять инспекцию графств «с целью выведать, кто жалуется на несправедливость, допущенную по отношению к нему другими». Часто в роли таких полномочных представителей выступали духовные лица. Обычно Карл Великий стремился отправлять с инспекцией двух человек – графа и епископа, представлявших светскую и духовную власть. В частности, в соответствии с изданными Карлом Великим капитуляриями, государевы посланники должны были проверять, знают ли подданные империи христианские молитвы «Верую» и «Отче наш», ходят ли по воскресеньям в храм, платят ли церковную десятину, не соблюдают ли языческих обрядов. Полномочия государевых посланников не ограничивались просто инспекцией. Они имели право на месте вершить суд. На деятельность правительства оказывали существенное влияние т.н. Канцелярия и Королевская Капелла, состоящие из священников. Королевская Капелла была изначально образована из группы священников приставленных к охране священной реликвии – плаща св. Мартина Турского. Однако позднее Королевская Капелла фактически сама стала правительством империи Карла Великого. Одновременно Королевская Капелла выступала в роли синода франкского клира. Возглавлял Капеллу архикапеллан, который был ближайшим советником императора.

Великий раскол.

Правлением одновременно 3-х пап заканчивается период беспорядка в Западной церкви. Германские императоры все более усиливаются и им наконец удается сломить сопротивление римской аристократии. В 1046 г. император Генрих III отправляется в Италию и собирает собор в городе Сутри. На этом соборе были низложены Сильвестр III и Григорий VI, а на следующем, римском соборе низложили Бенедикта IX. Папой становится ставленник императора Климент II, который официально совершает его ко­ронацию. Однако Климент II правит всего лишь год. Его преемник был от­равлен. Когда Генрих предлагает одному из своих епископов отправиться в Рим и стать папой, тот отказывается принять эту почетную, но "смер­тельную" должность. Наконец папой становится родственник Генриха III Лев IX.

Лев IX происходил из семьи эльзасских графов и принадлежал к партии реформ. В этот момент интересы императоров, стремившихся навести поря­док в церкви, и интересы пап временно совпадают. Под покровительством императоров папство усиливается. Целью реформаторов было путем углуб­ления религиозной жизни мирян и подавления светскости клира преобразо­вать весь мир. Для этого, считали реформаторы, надо было усилить авто­ритет папской власти, избавить епископов и настоятелей монастырей из под влияния светских властей (вопрос об инвеституре). Одним из пунктов программы была унификация обрядов и догматов. Все это не могло не обострять отношений с Восточной церковью, так как снова поднимался вопрос о власти римского первосвященника, о различии в обрядах и о Fi­lioque.

В это время международные связи Запада и Востока становятся более тесными. Арабы уже не представляют серьезной угрозы. С их пиратством было практически покончено. Одновременно окончательно завершается пе­риод переселения народов. В целом, и на территории Западной Европы, и на Балканах сформировались варварские королевства. В результате путе­шествия стали более безопасными, что способствует росту паломничеств с Запада на Святую землю. Маршрут проходил через Константинополь.

Кроме того, в это время в большом количестве на службу в визан­тийскую армию поступают скандинавы-варяги, которые также были католи­ками. Для паломников и варягов в Константинополе существовало несколь­ко храмов, служба в которых совершалась по латинскому образцу.

В XI в. взаимоотношения между западной и восточной церквями ухудшаются. Когда в 1024 г. патриарх Евстафий пишет римскому папе Иоанну XIX послание, в котором предлагает следующую формулу взаимоот­ношений 2-х патриархатов: "при одобрении римского епископа константи­нопольская церковь будет считаться и называться вселенской в своей об­ласти, а римская - во всем мире", папа под влиянием клюнийских рефор­маторов отказывается ее принять. С этих пор имена римских пап исчезают из константинопольских диптихов.

Унификация латинского обряда приводит к тому, что в Италии в епархиях, подвластных римскому папе, запрещается богослужение по гре­ческому образцу. В ответ константинопольский патриарх Михаил Керула­рий требует от латинских церквей Константинополя служить по греческому образцу. Те отказались и были закрыты в конце 1052 г.

В 1020 г. ухудшается политическая ситуацию в Южной Италии. Апули­анец по имени Мелес поднимает восстание против Византии, привлекая к себе на помощь 2-х нормандских рыцарей, паломников к гробнице св. Ми­хаила на горе Гаргано. Восстание было подавлено, однако приглашение нормандских рыцарей приводит к серьезному геополитическому изменению в Южной Италии: владычество Византии сменяется владычеством норманнов.

Начиная с 40-х гг. XI в. сыновья Танкреда де Отвиля: Гийом, Дре, Онфруа и Робер систематически покоряют Южную Италию.

В тот момент, как византийские императоры, так и папы начинают бороться с угрозой норманнского завоевания. В 1053 г. командующий ви­зантийской армией, сын Мелесса латинян Аргир заключает союз с папой против норманнов. Вскоре армия Аргира была разбита. Та же участь ожи­дала и армию Льва IX. Сам папа попадает в плен к норманнам. Однако для установления дружеских взаимоотношений необходимо было уладить вопрос, служивший камнем преткновения - вопрос о юрисдикции епархий Южной Ита­лии.

С этой целью Лев IX отправляет в Константинополь своих легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Спустя насколько дней после прибытия ле­гатов в Константинополь умирает Лев IX, что лишало его посланцев пол­номочий, но, к сожалению, этому тогда никто не придал значения.

К тому времени отношения с патриархом Михаилом Керуларием были весьма напряженными. Аргир советовал легатам вообще его игнорировать, что было большой ошибкой. Патриарх был более популярен в стране, чем император.

Константин Мономах был обязан своей власти браку на императрице Зое. К тому моменту Зоя, которой было 64 года, уже дважды была замужем. Константин Мономах также был вдовцом после двух браков. Естественно, никакой любви к престарелой императрице он не испытывал, а имел любовницу, принадлежавшую к знатной византийской фамилии Склиров – Склирену, которой и посвящал значительное количество своего времени. В конце концов, Склирене отвели специальные покои в императорском дворце по соседству с покоями императора. Естественно, что в глазах народа, любившего легитимных императриц, последних представительниц македонской династии Зою и Феодору, популярности Константину Мономаху это не прибавляло.

Вообще Константин Мономах показал себя как слабый правитель. Государственными делами он интересовался мало. По словам Михаила Пселла, императорский трон стал для Мономаха «отдыхом от трудов и утолением его желаний». В результате весьма неумеренного утоления разных таких желаний у Константина Мономаха в конце концов сильно расстроилось его здоровье. Он постоянно страдал желудком, а главное, подагрой. Припадки ее были так сильны, что его изуродованные и искривленные руки не могли больше держать никакого предмета; больные распухшие ноги отказывались его носить. Иногда во время приема он не в состоянии был встать; ему приходилось принимать в постели; но и в лежачем положении боль становилась очень скоро невыносимой, и служители беспрестанно должны были его переворачивать с места на место. Часто ему было больно даже говорить. Но особенно тяжело приходилось императору, когда ему приходилось появляться на официальных церемониях. Его поднимали на лошадь, и он пускался в путь, с двух сторон поддерживаемый, чтобы не упасть, двумя сильными служителями; вдоль всего его пути тщательно убирали камни, чтобы избавить его от внезапных и слишком сильных толчков; и царь ехал таким образом, с искаженным лицом, коротко дыша, выронив узду, так как не мог ее держать. Иными словами, в таких обстоятельствах Константину Мономаху было совсем не до государственных дел.

Когда легаты пришли к патриарху, протокол приема разочаро­вал их настолько, что они швырнули ему свои грамоты и удалились даже без обычных приветствий. В ответ патриарх приглашает легатов на Собор, где указывает им место позади греческих епископов. Те, естественно, отказались. С этого момента патриарх начинает игнорировать все дейс­твия легатов.

Император, заинтересованный союзом с Римом, принимает их очень ми­лостиво, что придает легатам уверенности в своих действиях.

С собой Гумберт привез черновой вариант послания Льва IX епископу Льву Охридскому, в котором с позиций "Константинова дара" обосновыва­лись претензии Рима на вселенскую власть и содержалась резкая критика Константинополя. Когда этот документ был переведен на греческий, он породил резкое возмущение в народе. Тотчас монахом Студийского монас­тыря Никитой Стифатом был написан ответ. Однако император заставляет его отречься от своего сочинения и принести извинения легатам. Это придает последним еще больше уверенности в себе.

Раздраженные молчанием Михаила Керулария, они решаются на край­нее средство. 16 июня 1054 г. перед началом литургии они приходят в Храм Св.Софии и кладут на алтарь буллу, в которой предавали анафеме Михаила Керулария и всех его сторонников. Выходя из храма они демонс­тративно отрясли прах со своих ног. Дьякон догнал их и умолял взять назад буллу, но они отказались, и тот бросил буллу на землю. Ее подня­ли и доставили патриарху. Легаты же уехали из Константинополя.

Список обвинений, составленный Гумбертом, выглядел смехотворно: помимо Filioque, это симония (которой так болел сам Рим), отказ от причастия бритым мужчинам (ложь), крещение рожениц во время агонии (древнехристианская практика).

Михаил Керуларий поспешил с переводом к императору. Тот сначала не поверил в правильность перевода и послал за легатами. Получив ла­тинский вариант, он переводит снова, и приходит в возмущение. Легатам приказано вернуться, но они отказываются и возвращаются в Рим.

О булле становится известно константинопольцам, и они поднимают восстание против нерешительного Константина. Тот приказывает сжечь буллу, и восстание прекращается. Михаил Керуларий собирает Синод, ко­торый предает анафеме легатов.

Легаты не имели законных полномочий после смерти Льва IX. Новый папа мог отречься от их деятельности без всякого ущерба для своего престижа. Но слишком многие вещи разделяли на тот момент Восток и За­пад. Новым папой становится один из легатов Фредерик Лотарингский. Сам Гумберт оставался влиятельнейшей фигурой в римской церкви, ближайшим другом и сподвижником великого реформатора церкви папы Григория Гиль­дебранта. Никто не стал подвергать сомнению правомочность действий ле­гатов в Константинополе. Раскол стал свершившимся фактом.

 

Начало крестовых походов.

В 1088 г. новым папой становится сподвижник Григория VII Урбан II. Новый папа уже не пытается сделать всех королей своими вассалами. В противовес германским императорам, он стремится опереться на фран­цузских королей. В 1094 г. он отправляется во Францию, где на соборе в Клермоне призывает к крестовому походу против неверных.

В 1071 г. турки-сельджуки захватывают Иерусалим и завоевали всю Палестину до Аскалона. В 1075 г. они заняли Дамаск. В 1085 г. была захвачена византийская Антиохия. В отличие от терпимых арабов, они стали чинить всякие препятствия паломникам и утеснять палестинских христиан. Проект крестового похода против невер­ных созрел еще в голове Григория VII, однако не смог осуществиться из-за борьбы с Генрихом IV.

Тысячи рыцарей, священников и простолюдинов собрались в этот день послушать папу. Он выступил с пламенной речью, в которой призвал идти в поход против неверных. Сам Господь поведет войско христиан в Святую Землю. Участникам похода простятся все грехи, а павших в бою ожидает вечное блаженство. Слушателей охватило необыкновенное воодушевление. С возгласами "Так хочет Бог!" люди тотчас стали вырезать из материи и нашивать на свою одежду кресты. Проповедники, призывавшие к крестовому походу, разошлись по всей Европе. Наиболее известным из них был Петр Амьенский.

Какие причины толкали людей бросать насиженные места и идти неиз­вестно куда почти на верную гибель?

Безусловно, главной причиной было религиозное воодушевление. Ре­лигиозная реформа клюнийцев способствовала подъему благочестия в наро­де. В случае с крестовыми походами мы видим, что соединилась религиозность с традиционной для Запада воинственностью. А.Л.Дворкин пишет: «Общество, сформировавшееся на Западе в результате варварских вторжений, искало способы для оправдания любимого времяпровождения. Постепенно созда­вался рыцарский кодекс поведения. Военный героизм был весьма роман­тичен; пацифистские убеждения не пользовались особенным почетом. Западная Церковь, даже если и захотела бы, не смогла бы противо­стоять такому общему мнению: она могла лишь пытаться направлять воинственную энергию молодых народов в более приемлемое и выгод­ное ей русло. Старания Церкви остановить войны между христианами не увенчива­лись успехом: хотя на словах все поддерживали эти начинания, но на деле войны не прекращались. Более удачными оказались попытки направить военную энергию в русло борьбы с неверными».

В результате агитации многие монархи и знатные рыцари закладывали свое имущество, чтобы снарядить себя и своих вассалов в поход. Однако большинство крестонос­цев составляли рыцари из небогатых семейств, а также младшие сыновья, которые должны были своими подвигами добыть себе славу и богатство. Также, страшная бедность, царившая в средневековой Европе, создала си­туацию, когда беднякам практически нечего было терять, кроме своих жизней. Их воображение воспламенялось, когда они слышали рассказы о необычайном плодородии Святой Земли. Поэтому бедняки стали толпами стекаться к проповедникам и объединяться в отряды.

В 1096 г. эти толпы бедняков, предводительствуемых Петром Амьенс­ким, двинулись в Святую Землю. Слабо дисциплинированные и еще хуже во­оруженные, эти люди представляли опасность только для деревень, через которые они проходили, так как по пути они занимались грабежом. Это разношерстное войско добралось до Константинополя и, не дождавшись подхода основных сил крестоносцев, переправилось в Малую Азию. Здесь эти люди были без труда почти полностью перебиты сельджуками.

Между тем собралось основное крестоносное войско, по некоторым данным достигавшее 600 тыс. Формально крестоносную армию по благословению Урбана II возглавлял епископ Адемар. Фактически армия состояла из разрозненных дружин крестоносцев во главе со своими «полевыми командирами» - с графом Раймундом Ту­лузским, Готфридом Бульонским, Балдуином Фландрским, родственником французского короля рыца­рем Гуго Вермандуа, сыном Роберта Гвискара Боэмундом. Дисциплина в этом войске также оставляла желать лучшего, но оно было прекрасно воо­ружено.

Оказавшись на имперских территориях, эти крестоносцы зачастую вели себя не лучше, чем их недавние предшественники бедняки. Однако несравненно лучше вооруженные они представляли серьезную опасность не только для мусульман.

По сути дела именно тогда по настоящему возник конфликт между Западом и Востоком. Это был конфликт двух культур. А.Л.Дворкин пишет: «Солдаты дивились на другой уровень цивилизации, на куда более за­житочную жизнь, чем они видели у себя дома. Они ожидали, что восточ­ные христиане будут весьма похожи на них, а вместо этого видели людей, говорящих на странном языке, придерживающихся странных обычаев и совершающих странные богослужения. Эти греки, которые, как им объяс­нили, погибали от турок, жили вполне довольно и счастливо и совсем не встречали их как избавителей и освободителей. Более того, эти византий­цы почему-то не разделяли их горячего желания немедленно броситься в бой с неверными. Руководители похода тоже чувствовали себя весьма ра­зочарованными. Грубые и неотесанные западные рыцари, привыкшие к весьма примитивной жизни в своих голых каменных замках, были глу­боко потрясены богатством и великолепием византийского двора, разработанными до мельчайших деталей церемониями и изысканной вежливостью придворных. Все это задевало их самолюбие и ранило их гордость. Они могли только комплексовать и хамить, т. е. вести себя как невоспитанные подростки. На одном из приемов у византийского императора некий французский барон неожиданно уселся на императорский трон. Это было слишком даже для других присутствующих на приеме крестоносцев. Когда Балдуин Фландрский попытался свести рыцаря с трона, объясняя, что в присутствии императора может сидеть только сам император, тот ответил: «Что это еще за неуч — сидит, когда столько великих полководцев стоят». Алексей Комнин при этом дипломатично сделал вид, что ничего не замечает; однако он велел перевести себе ответ рыцаря, и, когда аудиенция была окончена, он подозвал его к себе и спросил, кто он и откуда. «Я чистокровный француз, — отвечал тот, — и благородного происхождения, и вот еще, что мне известно: есть в моей стране перекресток, где стоит старая часовня; кто хочет сразиться с противником на поединке, тот отправляется туда, призывает помощь Божию и ожидает смельчака, готового с ним померяться силами. Я часто туда отправлялся, но никогда там никого не находил».

Византийцы, имея по соседству славянские Церкви, привыкли к различ­ным литургическим обычаям и различным языкам — и все же они, в свою очередь, нашли западных христиан грубыми, не уважающими законов и ли­шенными какого-либо такта и уважения. Они видели в рыцарях только лишь неуправляемых и неотесанных забияк, годных разве что на кулачную раз­борку, лишенных стратегического чутья и неспособных сколько-нибудь оце­нить обстановку и соотнести с ней свое поведение. Византийцев потрясало неумение и нежелание франков держать свое слово и их неприятие культу­ры. Восточные христиане были глубоко шокированы, когда они видели за­падных священников и епископов верхом на конях в полном боевом воору­жении». Итак, византийцы были шокированы не менее самих крестоносцев. Не менее крестоносцев были шокированы сами византийцы. «Появление франков, — пишет один свидетель-очевидец, — поразило нас до такой степени, что мы не могли в себя прийти». В эпоху крестовых походов две цивилизации, до того существовавшие достаточно изолированно, достаточно тесно соприкоснулись друг с другом, и при этом оба мира испытали чувство отторжения. Уже тогда в окружении Готфрида Бульонского появились мысли о штурме Константинополя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.034 с.)