Объединение Византийской империи вокруг Никеи. Окончание эпохи крестовых походов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объединение Византийской империи вокруг Никеи. Окончание эпохи крестовых походов.



 

Взятие Константинополя имело тяжкие последствия для всего православного мира. Переход Константинополя в чужие руки разрушил единст­во византийского мира, и его не удалось восстановить уже никогда, даже после отвоевания столицы. С политической точки зрения это был также весьма близорукий ход, так как раскол между христианским миром объективно усиливал мусульман.

Превратив центр православного мира в руины, католики подумали, что смогли сокрушить само Православие. Поэтому стали вести себя крайне самоуверенно. Папа Иннокентий III, узнав о случившемся, горячо поздравил избранного императором латинской империи Болдуина Фландрского и возблагодарил Бога. Новым патриархом Константинополя при живом прежнем патриархе Иоанне крестоносцы избрали венецианца Морозини, что было с одобрением воспринято Святейшим Престолом.

Возник вопрос, как поступать с православными клириками. Папа, стремясь упрочить свое положение на Востоке, не хотел удаления греческого епископата. Условием оставления епископа на его кафедре была клятва следующего содержания: "Отныне я обязуюсь быть верным и повиноваться Св. Петру, Святой римской Церкви, апостольскому престолу и моему господину Иннокентию и его католическим преемникам. Я буду защищать, насколько хватит сил, от всякого римского папу, его честь, достоинство и имущество. Я прибуду на собор, как только потребуется мое присутствие. Я нанесу визит ко двору папы или лично или через моего представителя. Наконец я с почетом приму легата Апостольского престола и во всем окажу ему помощь". Кроме этого каждый епископ должен был внести имена папы и латинского патриарха в диптих. Однако множество епископов отказались принять латинскую власть и отправились в изгнание. Избрание нового патриарха при живом прежнем было неканоничным, и идти на компромисс с новой властью нашлось мало желающих.

В 1206 г., когда умирает патриарх Иоанн, группа епископов, тем не менее, отправляет послание к папе, в котором соглашается признать его власть взамен на разрешение избрать патриархом человека одного с ними языка, обычаев и традиций. Однако папа, покровительствуя латинским патриархам, отказал грекам даже в этом.

Тогда греческие епископы собрались в Никее на собор, на котором был избран новый греческий патриарх Михаил Авториан, который был сразу же признан всеми православными.

Между тем, западные политики явно переоценили итоги разрушения Константинополя. Эта катастрофа, как, впрочем, часто бывает во время бедствий, послужила для возрождения лучших черт греческого ду­ха — мужества, выносливости и энергичности.

В этот момент на территории Византийской империи образовалось несколько греческих государств, которые претендовали на наследование прежней империи. Центры этих государств находились в Никее, Эпире, Трапезунде. Никейскую империю возглавил зять Алексея III Федор Ласкарис, Эпирский деспотат и Трапезунскую империю основали другие родственники императорских фамилий.

Эти государства начинают соперничать за власть. В результате побеждает Никея. Окончательный перевес Федору Ласкарису дала поддержка Церкви. В 1208 г. патриарх коронует его императором Византийской империи. Федор Ласкарис был выдающимся правителем. После того, как он бежал из Константинополя в Малую Азию, его сначала не приняли даже в Никее. Но Федор оказался хорошим организатором. Ему удается хорошо наладить экономику подвластной ему области и сформировать боеспособное войско. С ним он разбивает своих соперников и начинает контролировать большую часть византийских территорий в Малой Азии. Поддержка Церкви укрепляет авторитет Федора. Федор на раз показывал личную храбрость в боях. Однажды его войско было разбито превосходящими силами турок. Однако Федор в личной схватке одолел султана, после чего турки заключили с ним мир. Федор значительно расширяет территорию своего государства.

Успеху православных способствовал тот факт, что латиняне в своих планах также совершенно не учли присутствие на Балканах других народов. Эта близорукость им обошлась очень дорого. К началу XIII в. на Балканах существовало два сильных государства – Сербия и Болгария. По­началу болгарский царь Калоян был готов к союзу с католиками и даже в 1204 г. принимает корону из рук папского легата. Однако Болгария так полностью и не вошла в орбиту Рима. Значительную роль в этом сыграл тот факт, что латинский император Балдуин I потребовал вернуть ему все болгарские территории, а латинский патриарх Томазо Моросини потребовал от болгарской Церкви подчинения своей власти. В случае неподчинения они угрожали болгарам немедлен­ным нападением. Тогда Калоян пошел на союз со своими бывшими врагами — греками. В 1205 г. в битве при Адрианополе крестоносцы были наголову разбиты объединенной болгарско-греческой армией, а император Балдуин взят в плен. Воцарился его брат Генрих — способный и энергичный правитель. Именно благодаря ему Латинская Империя, или, как его называли современники, «Романия», смогло просуществовать без малого 55 лет.

Дальше события развивались следующим образом. Болгарский царь Иоанн Асень II (1218-1241) захотел стать византийским императором. И поначалу был весьма успешен. В 1230 г. в бит­ве при Клокотнице он разбил и взял в плен эпирского деспота Феодора, ранее короновавшегося как император в Салониках. Охрид и его архиепископия отошли к Болгарской церкви, и он провозгласил себя императором болгар и греков. Он также отвоевал ряд территорий у Сербии и Венгрии. Однако его проект выдать свою дочь замуж за молодого латинского импе­ратора Балдуина II и таким образом стать регентом в оккупированном франками Константинополе вызвал резкие протесты латинских клири­ков, не воспринимавших болгарского правителя как «нормального» христианина. Тогда Иоанн Асень II подписал договор о союзе с никейским императо­ром Иоанном III Дукой Ватацем (1222-1254).

Иоанн Дука Ватац был зятем Феодора Ласкариса, и был объявлен его наследником, так как Феодор не имел законных сыновей (его сын от армянки Филиппы не был им признан и был отправлен вместе с матерью обратно в Армению). Он успешно продолжает дело своего тестя, перенеся боевые действия в Европу. Он был выдающимся правителем, а также на редкость привлекательным и симпатичным человеком. Его благочестие и личная святость несомненны.

Правда, император Иоанн попробовал договориться об условиях церковного объединения (унии) с Римом. Однако уния эта не мыслилась любой ценой, и могла осуществиться только в результате серьезных богословских собеседований и взаимных уступок. В 1234 г. с этой целью в Никею прибыли посланники римского папы. Основные противоречия были сведены к вопросу о Филиокве и опресноках. В итоге бурной дискуссия православной и католической сторонам не удалось договориться ни по одному пункту. После взаимных оскорблений и обвинений в еретичестве у посланников папы отобрали проводников и караван, и они вынуждены были возвратиться в Константинополь пешком.

Союз с Иоанном Асенем делал переговоры с Римом с политической точки зрения ненужными. Несомненно, этот союз был блестящим дипломатическим успехом Иоанна Дуки Ватаца. Иоанн женил своего 11-летнего сына Феодора на 9-летней дочери Иоанна Асеня, который был готов признать право за своим новым родственником на Константинополь. В обмен Иоанн Асень получил вожделенную автокефалию Болгарской церкви. В 1235 г. архиепископ Иоаким Тырновский был провозглашен патриархом Болгарии и торжественно посвящен в г. Лампсаке в присутствии многочисленного духовенства. Этот акт окончательно вывел Болгарию из орбиты латинского влияния. Согласно болгарским источникам, император призвал остальных восточных патриархов признать их нового болгарского коллегу равноправным с ними. После получения положительных ответов вселенский патриарх Герман II и отцы собора подписали официальную гра­моту об основании патриархата. Согласно ей Болгарская церковь была признана независимым патриархатом, лишь номинально признающим главенство патриарха в Никее. Впрочем, патриархи пока не собирались признавать болгарского патриарха как равного, равно как и не собирались в полной мере признавать болгарскую автокефалию. Об этом, в частности, свидетельствует позднейшая грамота никейского патриарха Каллиста болгарскому духовенству, в которой говорилось, что титул патриарха был дан епископу Тырнова «из снисхождения», но еще не делает его «сопричисленным» другим патриархам.

Провалом закончилась и политика католической церкви в Сербии. Заслуга в этом принадлежит св. Савве. Св. Савва был сыном сербского князя Стефана Немани. Его мирское имя было Растко. Христианская проповедь настолько сильно подействовала на Растко, что он тайно убежал из отчего дома на Афон, где принял монашеский постриг под именем Савва в русском монастыре. Позже он перешел в греческий Ватопедский монастырь.

Стефан Неманя был настолько потрясен выбором своего сына, что в кон­це концов решил последовать его примеру. В 1196 г. он отрекся от престола, разделив страну между своими сыновьями – Стефаном и Зетой, и принял постриг в основанном им в сербских горах монастыре Студеница. Всесильный князь стал смиренным монахом Симеоном. Вскоре Симеон решил присоединиться к своему сыну Савве на Афоне. Там отец и сын основа­ли сербский монастырь Хиландарь, вскоре ставший крупнейшим центром сербской духовности, культуры, литературы и искусства. После своей кончины Стефан Неманя, чьи мощи прославились чудотворением и истечением из них мира, был канонизирован как преп. Симеон Мироточивый.

Св. Савва прожил на Афоне шестнадцать лет (1191-1207). В 1199 г. он съездил в Константинополь, чтобы получить имперское одобрение на осно­вание им и его отцом Хиландарского монастыря. После смерти Симеона св. Савва на время удалился в уединенную келью, где в одиночестве нес свой монашеский подвиг. Там же он составил свой Типикон.

Он вернулся в Сербию в 1207 г., привезя с собой тело своего отца. С этого времени начинается непосредственное участие св. Саввы в поли­тической жизни Рашки. Некоторое время он возглавлял основанный его отцом монастырь Студеница, где св. Савва и поместил мироточивые мощи св. Симеона.

Ситуация в стране была сложной. Два брата находились в постоянном кон­фликте. Все усилия св. Саввы были направлены на обеспечение единства страны под династией Неманичей, символом которой стали мощи преп. Си­меона, и утверждение ее в единой православной вере.

Первой задачей, вставшей перед св. Саввой сразу же после его возвра­щения, было примирить его братьев. Он добился этого, но подписанное ими мирное соглашение подразумевало, что Зета останется под папской церков­ной юрисдикцией. Стефан и св. Савва согласились, что для укрепления влас­ти Рашки Стефану следует написать папе Гонорию III и попросить королев­ской короны для Стефана. Запрос был принят благосклонно, и в 1217 г. в Рашку прибыл папский легат-кардинал, короновавший Стефана. С тех пор в своем народе он стал известен как Стефан Первовенчанный.

Однако это не привело к господству римского папы. В 1219 г., согласовав свои действия с братом, Савва прибыл в Никею, где просил императора об основании Сербской Православной Церкви. Его просьба была встречена с пониманием. Св. Савва был рукопо­ложен в архиепископы Сербские и вернулся домой создавать Церковь, которая получила практически полную независимость.

Несмотря на свою дипломатическую и пастырскую деятельность, св. Савва оставался прежде всего монахом, стремящимся к молитве и уе­динению. В 1234 г. он неожиданно отказывается от архиепископской кафедры. Перед своим уходом он лично хиротонисал своего преемника — своего ученика Арсения. Затем св. Савва отбыл в новое паломни­чество в Иерусалим, Александрию, на Синай и в Константинополь. Видимо, он намеревался в конце концов прибыть на Афон, чтобы там остаться. Но он успел доехать лишь до Тырново, где скон­чался 14 января 1236 г. Его тело было привезено в Сербию и похоронено в монастыре Милешево (1237 г.). В1595 г. мощи св. Саввы были по приказу турецких властей изъяты из монастыря и сожжены. Но это не уменьши­ло всенародного почитания святого. Св. Савва, по существу, является отцом и основателем сербского православия. Повсеместно почитаемый как учитель Сербский, св. Савва является одним из наиболее просвещенных, динамичных и духоносных деятелей Православной Церкви в XIII в. Он и его отец св. Симеон Мирото­чивый — величайшие сербские святые, пользующиеся всенародным почи­танием не только в Сербии, но и во всем православном мире.

Таким образом, Никейская империя одержала ряд выдающихся дипломатичес­ких побед. Это — возвращение в орбиту византийской политики Сербии, Болгарии и Румынских княжеств, что было чрезвычайно важно ввиду активного на­ступления римо-католичества.

Еще одной крупной дипломатической победой стал союз Иоанна Дуки Ватаца с императором Священной Римской империи Фридрихом II Гогенштауфеном, направленный против Рима и Латинской империи. Император Иоанн удвоил территорию Никейской империи. Теперь его владения окружали латинский Константинополь со всех сторон. Используя свое выгодное внешнеполитическое положение, а также мощь и богатство еще больше укрепившегося при нем государства, Иоанн Дука Ватац несколько раз пытался отвоевать Константинополь, однако латинским рыцарям и их союзникам всегда удавалось снимать осаду. Незадолго до своей смерти Иоанн Дука Ватац вновь вступает в переговоры с римским папой Иннокентием IV. В этих переговорах обе стороны пошли дальше всего. Иоанн Дука был готов признать римского папу главой вселенской Церкви, а тот в свою очередь соглашался на исповедование греками Никейского символа без Филиокве, лишь бы греки не обвиняли в ереси латинян. Никейский патриарх становился в глазах Рима Константинопольским, с тем, чтобы с приходом в Константинополь греков латинский патриарх оставался там для окормления своей латинской паствы. Получив поддержку Рима Иоанн Ватац, таким образом, защищал свои тылы в предстоящем решительном штурме Константинополя. Однако смерть Иннокентия IV и Иоанна Дуки Ватаца, последовавшая одновременно в 1254 г., не дала этим планам реализоваться.

Иоанн оказался необычайно способным хозяйственником. Несмотря на почти постоянные войны, которые он вынужден был вести, его подданные процветали экономически, как никогда не процветали за­давленные налогами жители Византийской империи. Он оказывал систе­матическую поддержку местному производству и перевел империю на экономическую самоокупаемость. В основе его «экономического чуда» была система императорских хозяйств, которые и позволяли без излишних поборов с населения содержать громадную армию, да еще и оказывать благотворительность Церкви и народу. Иоанн Ватац покровительствовал на­укам и искусствам, строил больницы и странноприимные дома, заботился о бедных, выкупал пленных. Через полвека после его смерти Церковь ка­нонизировала его. Память благоверного царя Иоанна Милостивого со­вершается 3 ноября.

Во время краткого правления его сына Феодора II Ласкариса (1254-1258) Никея стала крупнейшим культурным центром мира. Феодор II был покровителем ученым и писателям. Он окружил себя людьми, составлявшими цвет культуры, науки и искусства своего времени. Интеллектуальная атмосфера в столице была такова, что Никею сравнивали с древними Афинами. Впрочем, этот император, неуравновешенный по природе, успел проявить себя как энергичный правитель и удачливый полководец. Он смог остановить наступление болгар и вернуть все захваченные ими области в Македонии, чем укрепил свою власть в западной, европейской части страны. Последовательно стремился обуздать самостоятельность аристократов, выдвигая на придворные должности людей неименитых. Таким образом, Феодор II был сторонником сильной самодержавной власти. Если Иоанна Дуку Ватаца можно сравнить с Иваном Калитой в российской истории, то Феодор II некоторыми своими чертами походит на печально известного в российской истории царя Ивана Грозного. Правда, репрессии, которые осуществлялись в отношении византийских аристократов не идут ин в какое сравнение со знаменитой опричниной Ивана Грозного.

Несомненно, не был лишен Феодор и дипломатических способностей. Правда, он, считая, что не нуждается в союзе с Римом, окончательно отверг всякую возможность унии. Зато смог проявить недюжинную дипломатию перед лицом новой грозной силы – татаро-монгол. В тот момент Ближний Восток подвергся мощному нашествию татаро-монгол. Они завоевали Персию, сокрушили остатки Багдадского халифата и проникли в Сирию. Важно отметить, что в тот момент татары еще не были мусульманами. На самого Хулагу огромное влияние имела его жена – Докуз-хатун, внучка несторианского священника, а непосредственного возглавлял его огромную армию также христианин – Кит Бука. Вот почему монголы стали искать союза с крестоносцами. При дворе вождя крестоносцев короля Людовика Святого появились послы татар, которые предложили ему выгодный союз и раздел сфер влияния на Ближнем Востоке. Союз таких мощных военно-политических сил мог запросто покончить с исламом на Ближнем Востоке. Но Господь судил иначе. Людовик просмотрел все выгоды от такого союза. Момент был упущен, и силы мусульман, укрепленные бежавшими от татар воинами из Средней Азии, нанесли татарам поражение. Еще хуже, что, под влиянием египетских проповедников сам Хулагу в 1265 г. принимает ислам.

Между тем, татары смогли подчинить себе соседний с Никеей сельджукский Румский султанат. Феодора с сельджуками связывали союзнические договоры. Однако Феодор воздержался от выступления против татар. А когда татары прислали к нему своих послов, он распорядился встретить их у самой границы и проводить в столицу по самым труднопроходимым местам. Затем послам продемонстрировали могущество многочисленной тяжелой панцирной конницы, которую несколько раз проводили мимо них. Сам император в окружении специально подобранных очень рослых телохранителей встретил их на богато украшенном троне и проронил всего несколько слов.

В 1258 г. Феодор II скончался. Умирал император, видимо, сознавая невыполненной свою главную государственную программу. Ему наследовал 7-летний Иоанн IV. Аристократия была ослаблена, но ее влияние не было уничтожено. Главным лидером аристократической партии стал видный военачальник Империи, представитель одной из ведущих аристократичес­ких семей Михаил Палеолог. В результате государственного переворота он приходит к власти. Михаил был способным полко­водцем и выдающимся государственным деятелем, но главное — необык­новенно талантливым, изворотливым и коварным дипломатом. В 1259 г. войска Михаила Палеолога наголову разбили войско тройной коалиции из сицилийских норманнов, деспота Эпирского и франкского княжества Ахайского. Смертельная угроза его империи была устранена. Это был настоящий военный триумф, за которым последовал триумф дип­ломатический. По-прежнему главной целью никейских императоров было возвращение Константинополя. Но, несмотря на то, что Латинская империя явно держалась на волоске, латинянам удавалось удерживать город, главным образом, благодаря храбрости и военному профессионализму гарнизона. Между тем, Михаилу Палеологу удается договориться с главными соперниками венецианцев в Средиземном море – генуэзцами. Понимая, что дни Латинской империи сочтены, они заключают с византийцами военный союз в обмен на торговые привилегии, принадлежавшие венецианцам. Теперь у Михаила Палеолога был необходимый военный флот. Однако проведение масштабной военной операции по захвату Константинополя не потребовалось. Город был захвачен в результате блестяще проведенной одним из полководцев Михаила Палеолога, Алексеем Стратигопулом, спецоперации.

В июле 1261 г. небольшой отряд греков во главе с Алексеем Стратигопулом подошел к Константинополю с разведывательной целью. Население, проживавшее в окрестностях Константинополя, ненавидело латинян. Алексею сообщили, что войска крестоносцев отправились в поход на черноморское побережье, и он легко может захватить город. Местные греки показали ход в город через старинный водосток. В результате 50 человек прошли потайным ходом, перерезали охрану ворот и открыли доступ в город. Не давая опомниться латинянам, отряд Алексея Стратигопула ворвался в город. Греческое население древней византийской столицы тоже взялось за оружие. В результате латинянам ничего иного не оставалось, как только спасаться бегством. Император Балдуин II бросил свои регалии – корону и меч – и бежал из города на одном из венецианских судов. Михаил Палеолог лишь через несколько дней узнал о возвращении столицы. Он был разбужен ночью своей сестрой Евлогией, которая восклицала: «Царь, ты взял Константинополь! Христос даровал его тебе!».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.063 с.)