Византийская церковь накануне Великого раскола. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Византийская церковь накануне Великого раскола.



 

Мы оставили Византийскую империю в тот момент, когда она находилась на вершине могущества под мудрым руководством кесаря Варды, а Константинопольский патриархат управлялся мудрым и просвещенным патриархом Фотием. Неожиданно в империи происходит государственный переворот, организованный одним из придворных – Василием.

Василий, будущий основатель македонской династии, родился в Македонии, в семье армянских колонистов. Семья была бедная, поэтому единственным богатством Василия была его физическая сила и красота. Когда Василий вырос, он решает отправиться на поиски счастья в Константинополь. Здесь ему действительно улыбнулась удача. Он становится слугой у родственника Варды, Феофила. Спустя несколько лет Василию удается продемонстрировать свои способности перед императором. Однажды во время пира у сына Варды Антигона, Василию удается в борцовском поединке одолеть сильного болгарина, который до этого победил всех профессиональных борцов. Спустя некоторое время уже на глазах самого императора Михаила Василий объезжает норовистого коня. Это открывает Василию путь к придворной карьере. Михаил просит Феофила уступить ему Василия. Согласно византийским хроникам уже тогда проницательная Феодора заметила, что Василий погубит правящую династию. Так и произойдет спустя 11 лет. Он быстро становится фаворитом императора, который женит его на своей любовнице Евдокии. За возвышением Василия ревниво следил могущественный кесарь Варда. Между двумя сановниками вспыхивает борьба, в которой победа достается Василию. Помимо огромной физической силы, Василий оказался хитрым и расчетливым политиком. Ему удается составить заговор против Варды и даже привлечь на свою сторону Михаила. Во время военного похода против арабов Варда был зарублен мечами на глазах императора. Через год в 867 г. сам император разделил судьбу дяди. Его зарубили мечами в его собственной спальне. Василий становится императором огромной империи и основателем династии, которая будет управлять государством в течение 200 лет.

В правление Василия I происходит переосмысление ролей императора и патриарха в их единой симфонической заботе о жителях империи. Вот как это формулирует в «Эпанагоне» - введении к своду законов, изданному при Василие I: «Задача царя — охрана и обеспечение народных сил добрым управлением, восстановление поврежденных сил бдительною заботой и приобретение новых сил мудростью и справедливыми путями и действиями. Цель патриарха — во-первых, та, чтобы тех людей, которых он принял от Бога, охранять в благочестии и чистоте жизни;...он должен всех еретиков, по возможности, обращать к Православию и единству Церкви... а еще приводить к перениманию веры неверных, поражая их блеском и славностью и чудом своего служения... Царь должен благодетельствовать, почему он и называется благодетелем... Цель патриарха — спасение вве­ренных ему душ; он должен жить о Христе и распяться для мира... Царь дол­жен быть отличнейшим в Православии и благочестии... сведущим в догма­тах о Св. Троице и в определениях о спасении через воплощение Господа нашего Иисуса Христа... Патриарху же свойственно быть учительным и рав­но относиться без ограничений к высоким и низким... а о правде и защите догматов говорить перед лицом царя и не смущаться... Патриарх один толь­ко должен толковать правила древних и определения Святых Отцов и положения Святых Соборов... Царь же имеет подкреплять, во-первых, все написанное в Божественном Писании, потом также все догматы, установ­ленные семью Святыми Соборами, а также избранные римские законы...». Иными словами, теперь уже не император, как в «Новеллах» Юстиниана, а патриарх является главным хранителем чистоты веры. Роль императора сводится к заботе о внешнем благополучии жителей страны.

К сожалению, воцарение Василия I временно приведет к отстранению Фотия от патриаршества. Василий не захочет видеть вторым лицом в империи друга ненавистного ему кесаря Варды. Собор, на котором будет низложен великий патриарх, пройдет в Константинополе в 869-870 гг. На нем будут присутствовать римские легаты, и римская церковь признает Константинопольский собор VIII Вселенским. Фотий будет смещен с патриаршества, Игнатий – возвращен на кафедру. Общение с Римом, таким образом, было вновь восстановлено. Это, однако, не помешает на том же соборе утвердить константинопольскую юрисдикцию болгар.

У князя Бориса были все основания остаться разочарованным римскими миссионерами. Желанная автономия получена им не была, более того, папа сам хотел утвердить архиепископа для Болгарии. Римская рука, как и следовало ожидать, оказалась еще жестче византийской. Поэтому в 870 г. на собор прибывают представители князя Бориса с просьбой вернуть болгарскую церковь в юрисдикцию Константинополя. Естественно, это привело к острым спорам с представителями Рима, но большинством голосов вопрос удалось решить в пользу Константинополя. В Болгарию отправились архиепископ и несколько епископов. На первых порах большинство архиереев было греками, однако болгарской церкви была предоставлена достаточная автономия. Со временем наладилась система подготовки епископата из Болгар в Византии. Среди болгарской знати, получившей прекрасное образование в Византии, оказался и сын Бориса - Симеон.

Дело обращения болгар в христианство будет удачно продолжено учениками Кирилла и Мефодия, которых в тот момент выдворили из Моравии. Часть из них оказалась в Болгарии. Особенно прославились Климент и Наум, которые основала в Болгарии два центра славянской христианской культуры – Охрид и монастырь св. Пантелеимона.

Между тем, не так и не достигнув примирения с Римом из-за Болгарии, Василий I вскоре осознал, как он неумно поступил в отношении патриарха Фотия. Вскоре Фотий был возвращен ко двору и приглашен стать учителем детей императора. Через несколько лет произошло торжественное прими­рение Фотия и Игнатия. Сразу же после смерти Игнатия (877 г.) Фотий вто­рично вступил на патриарший трон (877-886 гг.).

Неожиданно необходимость примирения осознали в самом Риме. В Риме папой был Иоанн VIII, который известен тем, что вызволил св. Мефодия из темницы. После предваритель­ной переписки в 879-880 гг. в столице был созван новый собор: «Великий собор воссоединения», или «Великий собор в Св. Софии». На соборе при­сутствовали легаты папы Иоанна VIII, которые сделали слабую попытку до­биться от Фотия извинений за низложение папы Николая I. Но византийцы сожалений так и не высказали.

Легаты также попытались было добиться от Фотия, чтобы он вернул уп­равление Болгарской Церковью в руки римского престола. Однако им было разъяснено, что вопрос этот не зависит от патриарха: разграничение епархий — дело императора. Им пришлось удовлетвориться такими объяс­нениями.

В итоге Собор принял следующие решения:

1. Собор 869-870 гг. — не собор, и его решения полностью отме­няются.

2. Иллирик входит в римскую юрисдикцию, но находится под управле­нием Константинополя (так была сделана попытка удовлетворить самолю­бие пап, не уступив им ничего).

3. Быстрое возведение мирянина в патриархи допустимо в чрезвы­чайных случаях, но крайне нежелательно (точно такая же попытка удовле­творения самолюбия пап, как и предыдущая).

4. Собор 787 г. был объявлен Вселенским Собором.

5. Папа и Константинопольский патриарх провозглашают, что они име­ют равные юрисдикционные права в своих сферах влияния.

6. Никейско-константинопольский символ провозглашен навечно не­изменяемым (таким образом было осуждено fihoque). Любой, кто попыта­ется что-либо добавить к нему или убавить от него, подлежит анафеме.

Как мы видим, это было полное торжество идей великого патриарха Фотия. Собор этот был признан Вселенским и на Востоке, и на Западе. Лишь в XI в. при папе Григории VII Гильдебрандте решения Собора оказа­лись неприемлемыми, и вместо него вселенским стали считать собор 869-870 гг., осудивший Фотия. Тогда же была пущена в ход легенда о вто­ром фотианском расколе, на самом деле никакими историческими факта­ми не подтвержденная. Св. Фотий правил еще 6 лет и был энергичным и деятельным патриар­хом.

Василий I будет управлять государством в течение почти 20 лет, пока трагический случай на охоте не положит конец его жизни. Согласно византийским источникам его зацепил своими рогами олень, который затем проскакал с тяжелой ношей несколько километров. После Василия I Македонянина на престол восходит его сын Лев VI Мудрый. Лев VI не был похож на своего официального отца Василия, возможно, его настоящим отцом был император Михаил. Он не был физически развит, поэтому не любил охоту и другие физические упражнения, зато как воспитанник патриарха Фотия, был прекрасно образован, был хорошим писателем и оратором. В дни церковных праздников император сам мог выступать с проповедями, он писал богослужебные песнопения, некоторые из которых сохранились в богослужебных сборниках.

Лев VI отплачивает черной неблагодарностью своему учителю. Он удаляет Фотия от патриаршества и отправляет его в ссылку на Восток. Видимо, Фотию повредили прекрасные отношения с Василием I. Лев не любил своего официального отца и сразу же постарался избавиться от его людей при дворе. В последние годы Фотий работал над своим боговским трудом «Мистагогия», т.е. «Тайноведение», в котором опровергалось учение о Филиокве, а также пытался привести армян к общению с Православием.

Преемником Фотия становится младший брат Льва VI Стефан, которому в тот момент не исполнилось еще и 16-ти лет. Стефан с ранних лет предназначался отцом к духовной карьере и соответственно воспитывался. Он умер, не прожив и 30-ти лет, и причислен Церковью к лику святых.

После Стефана патриархом становится строгий аскет Антоний II, который правит в течение 2-х лет. Следующим патриархом Лев VI делает крупного государственного чиновника, что-то вроде тайного советника, имевшего греческий чин мистика. Поэтому его прозвали Николай Мистик. Первоначально у Льва VI были все основания считать Николая Мистика «своим» человеком. Они были почти братьями, так как Николай был крестником Василия I. Воспитывались они вместе. Так же как и император, Николай Мистик был учеником Фотия. Однако произошло иначе. Именно при Николае Мистике происходит крупный скандал вокруг 4-го брака императора.

Лев VI, так же как и Юстиниан, любил заниматься законодательством. Он издал 113 новел, из которых 17 относятся к церковной жизни. Одним из вопросов, которые решал император, был вопрос о браке. Во-первых, император абсолютно запрещает любые формы брака вне Церкви. Другой момент - серьезные ограничения для браков, последующих за первым. «Большинство животных, — пишет император в одном из своих указов,— когда умирает их самка, обрекают себя на вечное вдовство. Человек же, напротив того, не видя, что эта слабость постыдна, не удовлетворяется первым браком, но бесстыдно вступает во второй и, не останавливаясь на этом, от второго брака переходит к третьему». Поэтому второй брак порицался, 3-й существенно ограничивался, а 4-й - вовсе воспрещался. Однако сам император первым подает дурной пример нарушения своего же собственного законодательства. Первую свою жену, мужем которой он стал по воле отца, Лев VI не любил, и оставил ее еще при жизни. Действительно, согласно свидетельствам современников, первая жена императора, Феофано, была даже не без некоторой болезненности излишне привержена аскезе. «С болезненным пылом, — рассказывает ее биограф, — августа заботилась о спасении своей души, пренебрегая как недостойной суетностью всеми удовольствиями мирской жизни. День и ночь возносилась она мыслью к Богу, молясь постоянно и читая псалмы; она непрестанно стремилась приблизиться к Богу и через дела милосердия. Публично она облекалась в красоту и блеск, во все великолепие порфиры; у себя тайком прикрывала тело лохмотьями. Предпочитая всему жизнь аскетическую, она не придавала никакого значения прелестям обильного и роскошного стола; когда перед ней ставили изысканные блюда, она довольствовалась простой едой, состоявшей из хлеба и овощей. Все деньги, какими она могла распоряжаться, все свое состояние, которым так дорожат люди, живущие в миру, она раздавала бедным; великолепные свои одеяния она отдавала нуждающимся; она пеклась о нуждах вдов и сирот, обогащала монастыри, любя монахов, как братьев». Ночью она покидала свое царское ложе, покрытое великолепными, золотом шитыми одеялами, и ложилась где-нибудь в углу, на подстилке, покрытой грубой тканью, и каждый час вставала, чтобы молиться Богу. «Такая женщина была святая, но она не годилась ни в императрицы, ни в подруги двадцатилетнему царю» - делает вывод французский историк Ш.Диль. После того, как умирает единственный ребенок от их брака, дочь Евдокия, отношения между супругами еще более осложнились. Тем более, что «Император, — как пишет биограф благочестивой царицы, — не мог больше надеяться иметь от нее другого ребенка, ибо тело ее, изнуренное и ослабленное духовным созерцанием, не способно было отдаваться наслаждению плоти». За всем этим последовал естественный конец. Феофано умерла, не дожив и до 30 лет. У ее гробницы стали совершаться чудеса, и по инициативе императора она была причислена к лику святых.

После смерти супруги император узаконивает свою связь с женой премьер-министра. Однако и она вскоре умирает. Лев VI женится в 3-й раз, но и 3-я жена умирает. Ни одна из жен не родила ему наследника. У императора была интрижка с одной из придворных дам, которая родила ему сына, после чего он решился узаконить свои отношения с ней. Разумеется, этот шаг был очень рискованным, так как византийцы проявляли большую строгость именно в вопросах брака. Император и до этого был обличаем за свои брачные дела, а после смерти его третьей супруги игумен монастыря Святого Лазаря, куда принесли ее тело, наотрез отказал принять в свой монастырь смертные останки царицы, после чего тело несчастной пришлось обратно нести во дворец.

Николай Мистик совершает крещение императорского сына и признает его наследником, но ставит условием удаление матери из дворца. Император не сдержал своего обещания и женился на этой женщине, дав ей титул августы, который получали лишь дамы царской крови. При этом Лев VI сам возлагает корону на голову своей бывшей любовницы. Николай Мистик мгновенно реагирует. Священник Фома, венчавший императора был извержен из сана, а на Рождество 906 г. император не был допущен в храм Св. Софии. Лев VI апеллирует к римскому папе Сергию III, который разрешает ему 4-й брак. Заручившись поддержкой Рима, император вынуждает Николая Мистика к отречению от патриаршества, и патриархом становится духовник императора Евфимий. О нем известно, что он был строгим аскетом, не раз смело обличавшим императора, в том числе и за его брачные дела. Однако Евфимий считал, что для императора можно сделать исключение в вопросе о четвертом браке. Тем не менее, Евфимий не снимает запрета с Фомы и не признает Зою императрицей, отказывая ей в поминовении на ектениях. Однако снова возникает церковный раскол, так как не все признают действия императора в отношении волевого патриарха.

Лев VI умирает в 912 г., оставив после себя очень тяжелое наследство. Помимо не очень красивой истории с его четвертым браком, это тяжелая внешнеполитическая ситуация. То обстоятельство, что Лев VI не был воином, самым печальным образом отражается на боеспособности византийской армии, которая начинает терпеть поражения от болгар и арабов. Льву VI наследует брат Александр, который удаляет патриарха Евфимия и возвращает Николая Мистика. При этом Евфимий был жестоко избит. Сторонники Евфимия с этим не смирились, и раскол между 2-мя партиями продолжался около 100 лет. После смерти Александра Николай становится регентом при малолетнем сыне Льва VI Константине Багрянородном.

В этот момент усиливается опасность от Болгарии, которой правил талантливый царь Симеон. Он хотел стать императором Византии. Его войска подходят к Константинополю, но взять его не могут. В этих тяжелых условиях Николай заключает соглашение с Симеоном, по которому дает ему титул императора и обещает женить Константина на дочери Симеона.

Когда болгарские войска уходят, вспыхивает недовольство Николаем, и мать Константина Багрянородного, Зоя, свергает Николая. Болгарские войска возвращаются, и это кладет конец правлению Зои. К власти приходит адмирал Роман Лакопин, который женит Константина на своей дочери Елене. Война продолжается, но взять Константинополь Симеону так и не удается. Наконец, было заключено перемирие.

После смерти Симеона, этот участок границы стал спокойным. Ему наследует сын Петр, также получивший прекрасное образование, но не унаследовавший административных талантов отца. Петр женится на дочери Романа Лакопина. На болгаро-византийской границе стало спокойно. Но в духовном отношении в Болгарии было неблагополучно. Из ереси павликиан, переселенных на Балканы, возникает новая ересь - богомилов (по имени основателя - попа Богомила). Богомилы были дуалистами, верили в борьбу добра и зла – Бога и Сатаниила, который, являясь первым сыном Божиим, восстал против своего Отца, и был свергнут с неба. Физический мир стал результатом творческого усилия Сатаниила, который, однако, не смог здесь совершенно обойтись без Бога-Отца, сотворившего души людей. Поэтому богомилы учили, что материя зло и призывали к измождению плоти с целью высвобождения души из плена материи. При таком отношении к материи богомилы видели в Иисусе Христе лишь призрачно воплотившегося 2-го Сына Божия, который победил Сатаниила, лишив его божественной силы. Таким образом, мы видим, что богомилы, в отличие от павликиан, не были строгими дуалистами, ожидая окончательное торжество добра над злом. Богомилы отрицали все внешние формы богопочитания, церковные и государственные структуры. Вследствие такого подхода богомильство имело ярко выраженный социальный характер, направленный против богатых, что заметно прибавляло ему популярности в народе. Однако общество богомилов не могло не иметь собственной структуры. Богомилы делились на «совершенных» (учителей и проповедников), верующих (аналог «верных») и «слушающих» (аналог «оглашенных»). «Слушающие» не были полноценными членами общины, но имели право присутствовать во время проповеди. Присоединение к богомилам происходило через возложение апокрифического «Иванова Евангелия», чтения молитвы Отче наш с призыванием Св. Духа. Во главе организации стоял епископ и некие «гости». Ядро организации составили выходцы из болгарского духовенства и монашества. Эти люди, как правило, вели строгую и аскетическую жизнь, чем способствовали привлечению в секту все новых и новых адептов. Так во 2-й половине Х в. богомильство превращается во влиятельную социальную силу, которая способствовала ослаблению институтов Церкви и государства в Болгарии. Эта ересь в течение долгого времени будет влиять на возникновение еретических течений на Балканах и в Западной Европе, и исчезнет только после завоевания Балкан мусульманами.

При Романе Лакопине отчасти удается уврачевать раскол николаитов и евфимитов. Это произошло на константинопольском соборе в 920 г. в присутствии папских легатов. В соответствии с решениями собора четвертый брак отвергался вовсе, а третий существенно ограничивался. Так лицам, достигшим 40 лет и имевшим от 2-го брака детей, он был воспрещен, а на не имеющих детей накладывалась 5-летняя епитимья с отлучением от причастия, после которой можно было приступать к причастию лишь на Пасху. Для 30-летних при наличии детей срок епитимьи соответственно ограничивался 4 годами и правом приступать к Св. Тайнам на Рождество, Пасху и Успение Божией Матери.

Роман Лакопин венчает на царство 2-х своих сыновей, и в этот момент одновременно на престоле оказываются сразу 4 императора. Другого своего сына, Феофилакта после смерти Николая Мистика Роман Лакопин в возрасте 16-ти лет делает патриархом. Причем, рукоположен он был папскими легатами. Этот патриарх больше всего интересовался верховой ездой и умер спустя много лет в результате неудачного падения с лошади.

В 941 г. дружина князя Игоря совершает нападение на Константинополь. Нападение было неудачным, против руссов применили греческий огонь. Однако вскоре Игорь снова появляется с русско-печенежским войском. Результатом было заключение договора между славянами и византийцами.

Вообще Роман Лакопин оказался хорошим правителем. В середине Х в. византийцы успешно наступают на Востоке. В 944 г. была взята Эдесса. Находившийся там нерукотворный образ Спаса был перенесен в Константинополь. Однако двое сыновей-соправителей Романа Лакопина решают устроить против него государственный переворот. Он был свергнут с престола и пострижен в монахи. Однако сами сыновья, не унаследовавшие талантов своего отца, вскоре стали жертвами народного возмущения. Их свергают во имя популярной македонской династии. Так на престоле единолично воцаряется Константин VII Багрянородный, который оказался философом на троне. В его правление состоялся знаменитый визит и крещение княгини Ольги.

После смерти Константина VII правит его сын Роман. Он женился на дочери трактирщика Анастасии, принявшей имя Феофано. Она была женщиной красивой, но аморальной. Поднявшись практически из самых низов к власти, она была готова на все для того, чтобы эту власть удержать в своих руках. С целью подчинить императорский двор всецело своему влиянию она настояла на том, чтобы мать Романа II и его сестры постриглись в монастырь.

Правление Романа II продолжалось недолго, и после смерти мужа Феофано стала регентшей при малолетних детях. Понимая шаткость своего положения, она женится на генерале Никифоре Фоке, которого армия провозгласила императором. Он был представителем одной из самых сильных аристократических семей, имел аскетические наклонности и дружил с афонскими монахами. Прекрасный полководец, он очень много сделал для того, чтобы сделать восточную границу империи безопасной. Стареющий ветеран, обезображенный шрамами и рубца­ми, он вел самую аскетическую жизнь (носил власяницу, спал на полу, стро­го соблюдал все посты и т. д.); манеры его были очень просты. Его другом и духовным отцом был преп. Афанасий, основатель Великой Лавры на Афо­не. Этот монастырь был основан именно указом Никифора, что положило официальное начало афонскому монашеству. Сам Никифор, известный также под именем «белая смерть сарацинов», всю жизнь мечтал постричь­ся в монахи. Тем не менее, император Никифор ограничивает рост монастырских землевладений.

Император Никифор успешно ведет войны с мусульманами. Никифор понимает эту войну как войну священную и предлагает всех солдат, которые пали в войне с неверными, причислить к лику святых. Ему удается захватить Крит, который был опорной базой арабских пиратов. Но настоящим триумфом Никифора Фоки стало взятие Антиохии, которая до этого уже 300 лет находилась под властью арабов. Никифор отказывается платить дань болгарам, а когда те снова взялись за оружие, просит русского князя Святослава разобраться с ними. Это было ошибкой, так как Святослав, который сам захочет утвердиться на Дунае, окажется более тяжелым противником.

Вскоре после взятия Антиохии Никифор был убит в результате заговора. Заговор возглавил другой талантливый полководец Иоанн Цимисхий. Феофано также была причастна к этому заговору. Однако патриарх Полиевкт настоял на покаянии нового императора. Убийцы были наказаны, а Феофано была удалена из дворца.

Иоанн Цимисхий сражается со Святославом, который мужественно обороняется. Но силы были неравны. Святослав было предложено сдаться на почетных условиях. С запасом продовольствия он был отправлен на Русь, но по пути стал жертвой печенегов.

Иоанн Цимисхий продолжает завоевания на Востоке. Взяты Назарет, Тиверия, Кесария. Однако из этого похода он возвращается смертельно больным. Ему наследует Василий II. При нем вспыхивает мятеж 2-х генералов - Варды Фоки и Варды Склира, которым подчинялись практически все вооруженные силы империи. Только вмешательство князя Владимира, приславшего корпус из 6000 русов, спасло положение. Взамен ему отдают в жены императорскую сестру Анну, и князь Владимир принимает крещение.

 

Великий раскол.

Правлением одновременно 3-х пап заканчивается период беспорядка в Западной церкви. Германские императоры все более усиливаются и им наконец удается сломить сопротивление римской аристократии. В 1046 г. император Генрих III отправляется в Италию и собирает собор в городе Сутри. На этом соборе были низложены Сильвестр III и Григорий VI, а на следующем, римском соборе низложили Бенедикта IX. Папой становится ставленник императора Климент II, который официально совершает его ко­ронацию. Однако Климент II правит всего лишь год. Его преемник был от­равлен. Когда Генрих предлагает одному из своих епископов отправиться в Рим и стать папой, тот отказывается принять эту почетную, но "смер­тельную" должность. Наконец папой становится родственник Генриха III Лев IX.

Лев IX происходил из семьи эльзасских графов и принадлежал к партии реформ. В этот момент интересы императоров, стремившихся навести поря­док в церкви, и интересы пап временно совпадают. Под покровительством императоров папство усиливается. Целью реформаторов было путем углуб­ления религиозной жизни мирян и подавления светскости клира преобразо­вать весь мир. Для этого, считали реформаторы, надо было усилить авто­ритет папской власти, избавить епископов и настоятелей монастырей из под влияния светских властей (вопрос об инвеституре). Одним из пунктов программы была унификация обрядов и догматов. Все это не могло не обострять отношений с Восточной церковью, так как снова поднимался вопрос о власти римского первосвященника, о различии в обрядах и о Fi­lioque.

В это время международные связи Запада и Востока становятся более тесными. Арабы уже не представляют серьезной угрозы. С их пиратством было практически покончено. Одновременно окончательно завершается пе­риод переселения народов. В целом, и на территории Западной Европы, и на Балканах сформировались варварские королевства. В результате путе­шествия стали более безопасными, что способствует росту паломничеств с Запада на Святую землю. Маршрут проходил через Константинополь.

Кроме того, в это время в большом количестве на службу в визан­тийскую армию поступают скандинавы-варяги, которые также были католи­ками. Для паломников и варягов в Константинополе существовало несколь­ко храмов, служба в которых совершалась по латинскому образцу.

В XI в. взаимоотношения между западной и восточной церквями ухудшаются. Когда в 1024 г. патриарх Евстафий пишет римскому папе Иоанну XIX послание, в котором предлагает следующую формулу взаимоот­ношений 2-х патриархатов: "при одобрении римского епископа константи­нопольская церковь будет считаться и называться вселенской в своей об­ласти, а римская - во всем мире", папа под влиянием клюнийских рефор­маторов отказывается ее принять. С этих пор имена римских пап исчезают из константинопольских диптихов.

Унификация латинского обряда приводит к тому, что в Италии в епархиях, подвластных римскому папе, запрещается богослужение по гре­ческому образцу. В ответ константинопольский патриарх Михаил Керула­рий требует от латинских церквей Константинополя служить по греческому образцу. Те отказались и были закрыты в конце 1052 г.

В 1020 г. ухудшается политическая ситуацию в Южной Италии. Апули­анец по имени Мелес поднимает восстание против Византии, привлекая к себе на помощь 2-х нормандских рыцарей, паломников к гробнице св. Ми­хаила на горе Гаргано. Восстание было подавлено, однако приглашение нормандских рыцарей приводит к серьезному геополитическому изменению в Южной Италии: владычество Византии сменяется владычеством норманнов.

Начиная с 40-х гг. XI в. сыновья Танкреда де Отвиля: Гийом, Дре, Онфруа и Робер систематически покоряют Южную Италию.

В тот момент, как византийские императоры, так и папы начинают бороться с угрозой норманнского завоевания. В 1053 г. командующий ви­зантийской армией, сын Мелесса латинян Аргир заключает союз с папой против норманнов. Вскоре армия Аргира была разбита. Та же участь ожи­дала и армию Льва IX. Сам папа попадает в плен к норманнам. Однако для установления дружеских взаимоотношений необходимо было уладить вопрос, служивший камнем преткновения - вопрос о юрисдикции епархий Южной Ита­лии.

С этой целью Лев IX отправляет в Константинополь своих легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Спустя насколько дней после прибытия ле­гатов в Константинополь умирает Лев IX, что лишало его посланцев пол­номочий, но, к сожалению, этому тогда никто не придал значения.

К тому времени отношения с патриархом Михаилом Керуларием были весьма напряженными. Аргир советовал легатам вообще его игнорировать, что было большой ошибкой. Патриарх был более популярен в стране, чем император.

Константин Мономах был обязан своей власти браку на императрице Зое. К тому моменту Зоя, которой было 64 года, уже дважды была замужем. Константин Мономах также был вдовцом после двух браков. Естественно, никакой любви к престарелой императрице он не испытывал, а имел любовницу, принадлежавшую к знатной византийской фамилии Склиров – Склирену, которой и посвящал значительное количество своего времени. В конце концов, Склирене отвели специальные покои в императорском дворце по соседству с покоями императора. Естественно, что в глазах народа, любившего легитимных императриц, последних представительниц македонской династии Зою и Феодору, популярности Константину Мономаху это не прибавляло.

Вообще Константин Мономах показал себя как слабый правитель. Государственными делами он интересовался мало. По словам Михаила Пселла, императорский трон стал для Мономаха «отдыхом от трудов и утолением его желаний». В результате весьма неумеренного утоления разных таких желаний у Константина Мономаха в конце концов сильно расстроилось его здоровье. Он постоянно страдал желудком, а главное, подагрой. Припадки ее были так сильны, что его изуродованные и искривленные руки не могли больше держать никакого предмета; больные распухшие ноги отказывались его носить. Иногда во время приема он не в состоянии был встать; ему приходилось принимать в постели; но и в лежачем положении боль становилась очень скоро невыносимой, и служители беспрестанно должны были его переворачивать с места на место. Часто ему было больно даже говорить. Но особенно тяжело приходилось императору, когда ему приходилось появляться на официальных церемониях. Его поднимали на лошадь, и он пускался в путь, с двух сторон поддерживаемый, чтобы не упасть, двумя сильными служителями; вдоль всего его пути тщательно убирали камни, чтобы избавить его от внезапных и слишком сильных толчков; и царь ехал таким образом, с искаженным лицом, коротко дыша, выронив узду, так как не мог ее держать. Иными словами, в таких обстоятельствах Константину Мономаху было совсем не до государственных дел.

Когда легаты пришли к патриарху, протокол приема разочаро­вал их настолько, что они швырнули ему свои грамоты и удалились даже без обычных приветствий. В ответ патриарх приглашает легатов на Собор, где указывает им место позади греческих епископов. Те, естественно, отказались. С этого момента патриарх начинает игнорировать все дейс­твия легатов.

Император, заинтересованный союзом с Римом, принимает их очень ми­лостиво, что придает легатам уверенности в своих действиях.

С собой Гумберт привез черновой вариант послания Льва IX епископу Льву Охридскому, в котором с позиций "Константинова дара" обосновыва­лись претензии Рима на вселенскую власть и содержалась резкая критика Константинополя. Когда этот документ был переведен на греческий, он породил резкое возмущение в народе. Тотчас монахом Студийского монас­тыря Никитой Стифатом был написан ответ. Однако император заставляет его отречься от своего сочинения и принести извинения легатам. Это придает последним еще больше уверенности в себе.

Раздраженные молчанием Михаила Керулария, они решаются на край­нее средство. 16 июня 1054 г. перед началом литургии они приходят в Храм Св.Софии и кладут на алтарь буллу, в которой предавали анафеме Михаила Керулария и всех его сторонников. Выходя из храма они демонс­тративно отрясли прах со своих ног. Дьякон догнал их и умолял взять назад буллу, но они отказались, и тот бросил буллу на землю. Ее подня­ли и доставили патриарху. Легаты же уехали из Константинополя.

Список обвинений, составленный Гумбертом, выглядел смехотворно: помимо Filioque, это симония (которой так болел сам Рим), отказ от причастия бритым мужчинам (ложь), крещение рожениц во время агонии (древнехристианская практика).

Михаил Керуларий поспешил с переводом к императору. Тот сначала не поверил в правильность перевода и послал за легатами. Получив ла­тинский вариант, он переводит снова, и приходит в возмущение. Легатам приказано вернуться, но они отказываются и возвращаются в Рим.

О булле становится известно константинопольцам, и они поднимают восстание против нерешительного Константина. Тот приказывает сжечь буллу, и восстание прекращается. Михаил Керуларий собирает Синод, ко­торый предает анафеме легатов.

Легаты не имели законных полномочий после смерти Льва IX. Новый папа мог отречься от их деятельности без всякого ущерба для своего престижа. Но слишком многие вещи разделяли на тот момент Восток и За­пад. Новым папой становится один из легатов Фредерик Лотарингский. Сам Гумберт оставался влиятельнейшей фигурой в римской церкви, ближайшим другом и сподвижником великого реформатора церкви папы Григория Гиль­дебранта. Никто не стал подвергать сомнению правомочность действий ле­гатов в Константинополе. Раскол стал свершившимся фактом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.037 с.)