Взгляд на психофизиологическую проблему 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляд на психофизиологическую проблему



Рассматривая психофизиологическую проблему, В.М.Бехтерев проводит идею психофизиологического монизма, опираясь на рефлекторную теорию. Само понятие рефлекса для него - символ истинной научности в области изучения психики и поведения.

«Душа, с еесознанием, есть не особая сущность, проявляющаяся при деятельности центров и затем скрывающаяся каким-то таинственным образом, а продукт энергии мозговых центров, как и открываемые в тех же центрах материальные изменения нервной ткани».

Он считал, что «мысль и вообще субъективные переживания должны быть понимаемы как задержанные рефлексы, которые рано или поздно, освободившись от торможения, перейдут в объективный мир или в форме пересказа, или в форме действия, или других реакций».

В.Н. Бехтереву была чужда идея отражательной и регуляторной функции психики и сознания. Психика не изоморфна объекту отражения, а лишь кодирует, символизирует его в переживаниях и не имеет существенного значения для поведения.

В работах Бехтерева просматривается представление об ориентационной функции психики, обеспечивающей целесообразность и активность поведения на биологическом уровне. Он считал, что количество воздействия внешнего объекта на организм переводится в нервной системе в качество субъективных переживаний, и организм оценивает эти воздействия как вредные или полезные, после чего строит свое поведение.

По В. М. Бехтереву, в отличие от простых безусловных рефлексов невропсихические осуществляются при обязательном оживлении следов прошлых воздействий.

«Всюду, где прошлый опыт дает себя знать, мы имеем уже не простой рефлекс, а психорефлекс или невропсихику в настоящем смысле слова» (Бехтерев).

Оживление следов прошлых воздействий и связывание их с актуальными возбуждениями, т. е. процессы ассоциативной деятельности мозга, опосредуют ответную реакцию на раздражитель. Отсюда возникает необходимость изучать деятельность мозга, чтобы вскрыть характер этого опосредования. В комплексе поведенческих наук, по В. М. Бехтереву, должны занять свое место анатомия, гистология, эмбриология нервной системы, нервная физиология, невропатология, психиатрия и патологическая анатомия нервной системы, сравнительная анатомия нервной системы животных и некоторые другие дисциплины естественнонаучного характера. В этот комплекс входит эмпирическая и экспериментальная психология.

 

«Невропсихика» - как срединное звено рефлекса.

Жизнь можно рассматривать как сумму сложных физиологических процессов, обусловленных взаимодействием организма со средой и приспособлением к среде. Рефлекс – это способ установления относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Невропсихика - срединное звено рефлекса, в котором происходит преобразование энергии внешнего раздражителя в нервный процесс, а поведение и психическое (переживание) - его эффекты. В.М. Бехтерев сводил к рефлексам не только отдельные реакции, но и сложные формы поведения, даже творчество. Творчество – это «ряд рефлексов, сцепленных друг с другом для достижения определенной цели...» (Бехтерев)

 

Энергетизм.

 

Мировой процесс - это бесконечный круговорот энергии, который захватывает и невропсихику. Мировой процесс охватывает все сущее — космические, биологические, социальные явления.

Рефлексология основывалась на предпосылках механической и биологической причинности, которые опираются на закон сохранения энергии. Самые сложные и тонкие формы поведения рассматриваются как качественные трансформации единой материальной энергии. Психическая деятельность связана с энергетическими законами. Невропсихика представляет собой модификацию и частную форму мировой энергии. Психическое есть субъективное, а поведение — объективное проявление невропсихики. Поскольку энергия подчиняется общим для всего мироздания законам, постольку и невропсихика, и поведение, подчиняются им.

В.М. Бехтерев сформулировал и описал двадцать три «мировых закона», действующих в природе, обществе и в поведении отдельной личности. В частности, законы сохранения, тяготения, отталкивания, инерции, индивидуальности и др. На основе аналогий Бехтерев объединял под эгидой мирового закона самые разные явления. Например, по закону тяготения якобы происходит положительный таксис, с одной стороны; а с другой — образование центров цивилизации. В концепции В.М. Бехтерева понятие энергии противопоставлялось понятию материи. Иногда в своих статьях он допускал формулировки, дающие повод обвинять его в идеалистическом энергетизме. Эти обвинения, типичные для критики 1930-1950-х годов, в наше время вызывают сомнение. Из всего контекста рефлексологии и из разъяснений автора становится ясным, что энергетизм у Бехтерева был формой материалистического монизма.

Вопрос о месте понятия энергии в психологической теории и на сегодняшний день является дискуссионным. Есть основания полагать, что это понятие применимо для характеристики психического, и потому закономерен поиск энерго-информационных соотношений в психике (Л.М.Веккер, А.И Палей).

Определение личности.

 

Личность – это интегративное целое, выступает как объединяющее и направляющее начало. В.М.Бехтерев рассматривал личность как биосоциальное существо, отождествляя ее с человеком вообще.

 

Личность – самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к объективному миру.

 

Личность руководит мыслями, действиями, поступками. Активное отношение к миру основано на индивидуальной переработке внешних воздействий.

В некоторых отношениях он сводит личность к комплексу высших рефлексов, т. е. осложненных прошлым опытом: «... личность представляет собою весь тот индивидуальный комплекс высших, т. е. сочетательных рефлексов, включая и те их особенности, которые являются до известной степени отражением наследственных условий» (Бехтерев).

Личная сфера, концентрируя в себе запас важнейшего для жизни организма прошлого опыта, образует главный центр нервно-психической деятельности. Интимное ядро нервно-психической сферы, сохраняет следы от воздействий органического характера, а также проистекающих из общественной жизни.

Две сферы личности.

Выделяются две сферы личности: органического характера и социального характера.

Сфера органического характера представляет собой следы от психорефлексов, состоящими в соотношении с органическими воздействиями,

Сфера социального характера связана с воздействиями, вытекающими из общественной жизни. Социальная сфера личности не устраняет органическую сферу личности, но только дополняет и частично подавляет, наслаивая на нее новые сочетания.

 

В зависимости от преобладания той или другой сферы (совокупности следов) в личности преобладает эгоизм или альтруизм. При более высоком развитии личности социальная сфера личности является важнейшим руководителем всех реакций.

Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.008 с.)