Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стороны личности: объективная и субъективная.
Объективная сторона личности проявляется как вклад личности во внешний мир. С объективной точки зрения, личность - это психический индивид со всеми его самобытными особенностями, выделяющие данное лицо от других, и обуславливающая ее самодеятельность. По критерию активности Бехтерев выделял пассивную и активную личность, и безличность. Безличность – предполагает полную утрату человеком самодеятельности.
Сознательная и бессознательная части личности. В личности В.М. Бехтерев выделял сознательную и бессознательную части. Интересно, что, как и Фрейд, он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Строгая детерминированность поведения личности.
В.М. Бехтерев был убежден в строгой детерминированности поведения личности: «Личная реакция, несмотря на всю ее сложность, подчинена определенной законности, а потому может быть предсказываема при знании внешних обстоятельств и при полном знакомстве с прошлым и личными особенностями данного человека» (Бехтерев). Среди факторов детерминирующих поведение Бехтерев называет прошлый опыт, внешние обстоятельства - социальные факторы. Прошлый опыт накапливался в процессах социальной деятельности человека в обществе. «…поступки и действия человека являются прямым следствием тех внешних условий, в которых создалась и воспиталась данная личность, они являются простым отражением окружающей действительности» (Бехтерев). По В.М.Бехтереву, для объективного познания необходимость учета условий жизни и деятельности личности в прошлом и настоящем побуждает обращаться к данным гуманитарных наук — социологии, истории, этнографии, педагогики, филологии, социальной психологии. В задачи рефлексологии, по В. М. Бехтереву, входит «вычленение роли внешних (со стороны окружающей среды) и внутренних (со стороны соматической сферы) стимулов — раздражителей, обусловливающих разнообразные проявления личности в окружающем мире» (Бехтерев). В последний период жизни он указывал на зависимость поведения личности не только от биологических и социальных факторов, но и от космических.
Стремление учесть все влияния на поведение личности расширяло до бесконечности предмет рефлексологии, куда Бехтерев относил все, что касается жизни человека: язык, материальную культуру, нравы, обычаи, экономический уклад, климат и т. д. В перечне детерминант поведения у Бехтерева не находится места для собственно личности как субъекта. Ничего не говорит Бехтерев и о роли сознания в регуляции поведения.
Самостоятельность и ответственность личности. Взгляды В. М. Бехтерева на природу личности противоречивы. То, что он писал о личности как автор доктрины, нередко расходится с его практическими делами и публичными выступлениями. «Каждый человек, явившийся наследником прошлых поколений, есть деятель, творец и созидатель будущего. Он не имеет права поверить в свое бессилие или бесплодность труда, ибо в нем самом заключается рождение будущего». Личность может подняться над группой, стать индивидуальностью, но не для того чтобы подавлять других и возвеличивать себя, а для «социального героизма». «Только служение людям обеспечивает личности идеальное бытие в творениях, в памяти потомков. Цель педагогики — «выработать личность как самостоятельную социальную единицу» (Бехтерев)
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.006 с.) |