Стороны личности: объективная и субъективная. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стороны личности: объективная и субъективная.



Объективная сторона личности проявляется как вклад личности во внешний мир. С объективной точки зрения, личность - это психический индивид со всеми его самобытными особенностями, выделяющие данное лицо от других, и обуславливающая ее самодеятельность. По критерию активности Бехтерев выделял пассивную и активную личность, и безличность. Безличность – предполагает полную утрату человеком самодеятельности.

 

Сознательная и бессознательная части личности.

В личности В.М. Бехтерев выделял сознательную и бессознательную части. Интересно, что, как и Фрейд, он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение.

Строгая детерминированность поведения личности.

 

В.М. Бехтерев был убежден в строгой детерминированности поведения личности:

«Личная реакция, несмотря на всю ее сложность, подчинена определенной законности, а потому может быть предсказываема при знании внешних обстоятельств и при полном знакомстве с прошлым и личными особенностями данного человека» (Бехтерев).

Среди факторов детерминирующих поведение Бехтерев называет прошлый опыт, внешние обстоятельства - социальные факторы. Прошлый опыт накапливался в процессах социальной деятельности человека в обществе.

«…поступки и действия человека являются прямым следствием тех внешних условий, в которых создалась и воспиталась данная личность, они являются простым отражением окружающей действительности» (Бехтерев).

По В.М.Бехтереву, для объективного познания необходимость учета условий жизни и деятельности личности в прошлом и настоящем побуждает обращаться к данным гуманитарных наук — социологии, истории, этнографии, педагогики, филологии, социальной психологии.

В задачи рефлексологии, по В. М. Бехтереву, входит «вычленение роли внешних (со стороны окружающей среды) и внутренних (со стороны соматической сферы) стимулов — раздражителей, обусловливающих разнообразные проявления личности в окружающем мире» (Бехтерев).

В последний период жизни он указывал на зависимость поведения личности не только от биологических и социальных факторов, но и от космических.

Стремление учесть все влияния на поведение личности расширяло до бесконечности предмет рефлексологии, куда Бехтерев относил все, что касается жизни человека: язык, материальную культуру, нравы, обычаи, экономический уклад, климат и т. д.
Подробное и тщательное наблюдение всех объективных данных человеческой личности в соотношении со всеми внешними поводами, приводящими к внешним ее проявлениям, а также выяснение прошлого данной личности, т.е. ее условий жизни и воспитания, а равно и условий наследственности, собственно и дают полный материал для ее оценки. Владея таким материалом, можно определенно предвидеть, как тот или другой человек будет поступать в соответственных случаях» (Бехтерев).
Логика Бехтерева, ведущая к комплексному методу объективной психологии, такова: раз поведение личности детерминировано множеством условий ее прошлой жизни, ее наследственностью, то надо эти условия и наследственность изучать, привлекая данные и методы смежных наук — биологических и социальных.

В перечне детерминант поведения у Бехтерева не находится места для собственно личности как субъекта. Ничего не говорит Бехтерев и о роли сознания в регуляции поведения.

 

 

 

Самостоятельность и ответственность личности.

Взгляды В. М. Бехтерева на природу личности противоречивы. То, что он писал о личности как автор доктрины, нередко расходится с его практическими делами и публичными выступлениями.

«Каждый человек, явившийся наследником прошлых поколений, есть деятель, творец и созидатель будущего. Он не имеет права поверить в свое бессилие или бесплодность труда, ибо в нем самом заключается рождение будущего».

Личность может подняться над группой, стать индивидуальностью, но не для того чтобы подавлять других и возвеличивать себя, а для «социального героизма».

«Только служение людям обеспечивает личности идеальное бытие в творениях, в памяти потомков. Цель педагогики — «выработать личность как самостоятельную социальную единицу» (Бехтерев)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.006 с.)