Комплексный подход к человеку: равноправное существование двух психологий - объективной и субъективной. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексный подход к человеку: равноправное существование двух психологий - объективной и субъективной.



Комплексный подход к человеку: равноправное существование двух психологий - объективной и субъективной.

Комплексный подход выступал средством объективного психологического познания, а отправной точкой стал человек как носитель психического. Суть научной программы В. М. Бехтерева выражена в названии - «объективная психология» (позже он стал называть ее «психо - рефлексологией», а затем – «рефлексологией»).

Предметом объективной психологии провозглашалось поведение, а также другие проявления нервно-психической деятельности - вегетативные, сосудистые, мимические, речевые. В. М. Бехтерев признавал реальность психики, сознания и личности. За внешними движениями, реакциями скрыта работа мозга, поэтому понять поведение, а значит и личность, без изучения внутренних мозговых механизмов невозможно.

«Как бы ни было существенно различие между субъективными переживаниями и сопутствующими им объективными изменениями мозга, мы не должны упускать из виду, что те и другие служат выражением одного и того же нервно-психического процесса, обусловленного деятельностью энергии нервных центров. Поэтому во избежание всяких недоразумений и в устранение издавна установившегося противоположения духовного материальному, мы вправе и должны говорить ныне не о душевных или психических процессах в настоящем смысле слова, а о процессах нервно-психических. И везде, где мы имеем дело с психикой, нужно иметь в виду собственно нервно-психические процессы, иначе невропсихику, а у простейших, лишенных нервной системы, биопсихику»(Бехтерев)

     
 
 
   
Субъективная психология исследует субъективные переживания. Субъективные переживания доступны лишь самонаблюдению, которое чаще бывают ошибочными, непроверяемыми в опыте. Самонаблюдение может быть лишь дополнительным источником психологического познания и только под контролем других, объективных методов.  

 



Энергетизм.

 

Мировой процесс - это бесконечный круговорот энергии, который захватывает и невропсихику. Мировой процесс охватывает все сущее — космические, биологические, социальные явления.

Рефлексология основывалась на предпосылках механической и биологической причинности, которые опираются на закон сохранения энергии. Самые сложные и тонкие формы поведения рассматриваются как качественные трансформации единой материальной энергии. Психическая деятельность связана с энергетическими законами. Невропсихика представляет собой модификацию и частную форму мировой энергии. Психическое есть субъективное, а поведение — объективное проявление невропсихики. Поскольку энергия подчиняется общим для всего мироздания законам, постольку и невропсихика, и поведение, подчиняются им.

В.М. Бехтерев сформулировал и описал двадцать три «мировых закона», действующих в природе, обществе и в поведении отдельной личности. В частности, законы сохранения, тяготения, отталкивания, инерции, индивидуальности и др. На основе аналогий Бехтерев объединял под эгидой мирового закона самые разные явления. Например, по закону тяготения якобы происходит положительный таксис, с одной стороны; а с другой — образование центров цивилизации. В концепции В.М. Бехтерева понятие энергии противопоставлялось понятию материи. Иногда в своих статьях он допускал формулировки, дающие повод обвинять его в идеалистическом энергетизме. Эти обвинения, типичные для критики 1930-1950-х годов, в наше время вызывают сомнение. Из всего контекста рефлексологии и из разъяснений автора становится ясным, что энергетизм у Бехтерева был формой материалистического монизма.

Вопрос о месте понятия энергии в психологической теории и на сегодняшний день является дискуссионным. Есть основания полагать, что это понятие применимо для характеристики психического, и потому закономерен поиск энерго-информационных соотношений в психике (Л.М.Веккер, А.И Палей).

Определение личности.

 

Личность – это интегративное целое, выступает как объединяющее и направляющее начало. В.М.Бехтерев рассматривал личность как биосоциальное существо, отождествляя ее с человеком вообще.

 

Личность – самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к объективному миру.

 

Личность руководит мыслями, действиями, поступками. Активное отношение к миру основано на индивидуальной переработке внешних воздействий.

В некоторых отношениях он сводит личность к комплексу высших рефлексов, т. е. осложненных прошлым опытом: «... личность представляет собою весь тот индивидуальный комплекс высших, т. е. сочетательных рефлексов, включая и те их особенности, которые являются до известной степени отражением наследственных условий» (Бехтерев).

Личная сфера, концентрируя в себе запас важнейшего для жизни организма прошлого опыта, образует главный центр нервно-психической деятельности. Интимное ядро нервно-психической сферы, сохраняет следы от воздействий органического характера, а также проистекающих из общественной жизни.

Две сферы личности.

Выделяются две сферы личности: органического характера и социального характера.

Сфера органического характера представляет собой следы от психорефлексов, состоящими в соотношении с органическими воздействиями,

Сфера социального характера связана с воздействиями, вытекающими из общественной жизни. Социальная сфера личности не устраняет органическую сферу личности, но только дополняет и частично подавляет, наслаивая на нее новые сочетания.

 

В зависимости от преобладания той или другой сферы (совокупности следов) в личности преобладает эгоизм или альтруизм. При более высоком развитии личности социальная сфера личности является важнейшим руководителем всех реакций.

Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Самостоятельность и ответственность личности.

Взгляды В. М. Бехтерева на природу личности противоречивы. То, что он писал о личности как автор доктрины, нередко расходится с его практическими делами и публичными выступлениями.

«Каждый человек, явившийся наследником прошлых поколений, есть деятель, творец и созидатель будущего. Он не имеет права поверить в свое бессилие или бесплодность труда, ибо в нем самом заключается рождение будущего».

Личность может подняться над группой, стать индивидуальностью, но не для того чтобы подавлять других и возвеличивать себя, а для «социального героизма».

«Только служение людям обеспечивает личности идеальное бытие в творениях, в памяти потомков. Цель педагогики — «выработать личность как самостоятельную социальную единицу» (Бехтерев)

Символизм.

«Символизм проникает и всю нашу обиходную жизнь в виде преклонения и лести пред власть имущими и великими и в виде условной вежливости при всех отношениях с лицами, хотя бы и с низшими по положению и достоинству, исключая своих семейных, где ни этикету, ни условной вежливости нет места, ввиду их полной бесцельности». «Всякий символизм объясняется также принципом экономии, ибо символика стремится заместить сложные явления какими-либо бьющими в глаза и во всяком случае выразительными и легко улавливаемыми знаками» (В.М.Бехтерев).

 

Вопросы для самопроверки:

1.Согласно представлениям В.М.Бехтерва – личность – это:

а) объединяющее и направляющее начало

б) контролирующее начало

в) субъективное начало

г) самодостаточное начало

Ответ: а) объединяющее и направляющее начало

2.Избавиться от нежелательного поведения согласно В.М.Бехтереву, можно:

а) используя своевременное наказание

б) используя поощрение альтернативного поведения

в) создавая более сильный мотив, вбирающий энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение

Ответ: в) создавая более сильный мотив, вбирающий энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение

 

Дополнительная литература:

ГЛОССАРИЙ

Комплексный подход предполагает в исследовании человека опору на смежные науки. Через связь поведения с мозговой динамикой объективная психология смыкается с биологическими науками, с естествознанием, а через связь поведения с условиями жизни в социальной среде - с социальными, гуманитарными.

Ориентационная функция психики. Психика не изоморфна объекту отражения, а лишь кодирует, символизирует его в переживаниях. Количество воздействия внешнего объекта на организм переводится в нервной системе в качество субъективных переживаний, и организм оценивает эти воздействия как вредные или полезные, после чего строит свое поведение.

 

Невропсихика - срединное звено рефлекса, в котором происходит преобразование энергии внешнего раздражителя в нервный процесс, поведение и психическое (переживание) - его эффекты. Психическое есть субъективное, а поведение — объективное проявление невропсихики.

 

Энергетизм. Невропсихика представляет собой модификацию и частную форму мировой энергии. Поскольку энергия подчиняется общим для всего мироздания законам, постольку и невропсихика, и поведение, подчиняются им.

 

Личность – это интегративное целое, выступает как объединяющее и направляющее начало. Интимное ядро нервно-психической сферы, сохраняет следы от воздействий органического характера, а также проистекающих из общественной жизни.

 

Личность - это психический индивид со всеми его самобытными особенностями, выделяющими данное лицо от других, и обуславливающими ее самодеятельность. По критерию активности Бехтерев выделял пассивную и активную личность, и безличность. Безличность – предполагает полную утрату человеком самодеятельности.

 

Сфера органического характера представляет собой следы от психорефлексов, состоящими в соотношении с органическими воздействиями,

 

Сфера социального характера связана с воздействиями, вытекающими из общественной жизни. Социальная сфера личности не устраняет органическую сферу личности, но только дополняет и частично подавляет, наслаивая на нее новые сочетания.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

даты биографические факты (жизненный путь В.М.Бехтерева)
  окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, изучал психические и нервные болезни под руководством профессора И.П. Мержеевского
  защитил докторскую диссертацию, получил звание приват-доцента
  командирован за границу, учился у Дюбуа-Реймона, Вундта, Флексига и Шарко
  стал профессором Казанского университета кафедры душевных болезней, создал клиническое отделения в казанской окружной лечебнице; учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал «Неврологический Вестник», опубликовал совместно с учениками труды по различным вопросам невропатологии и анатомии нервной системы
  организовал в Казанском университете психофизиологическую лабораторию первое в России психологическое научно- исследовательское учреждение
  стал заведующим кафедрой психиатрии в Военно-медицинской академии в Петербурге
  основал на частные средства и стал президентом Психоневрологического института в Санкт-Петербурге - центра комплексного (всестороннего) исследования человека
  приступил к построению собственной общепсихологической теории - рефлексологии
  вышла в свет монография «Коллективная рефлексология»
  опубликована работа «Объективное изучение личности»

Афоризмы В.М.Бехтерева

Ø « Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно… действует на больного суровый холодный приговор врача».

 

Ø «Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность».

 

Ø «Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить».

 

Ø «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».

 

Ø «Воспитание должно создавать личность с самостоятельной инициативой, с критическим отношением ко всему окружающему».

 

Ø «Одним из деятельных факторов воспитания является пример, возбуждающий подражание».

 

Ø «Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач».

 

Ø «Самовнушение, в отличие от убеждения, входит в поле сознания не с парадного входа, а с заднего крыльца, минуя сторожа – критику, поэтому всякое самовнушение, будь оно положительным или отрицательным, всесильно».

 

Комплексный подход к человеку: равноправное существование двух психологий - объективной и субъективной.

Комплексный подход выступал средством объективного психологического познания, а отправной точкой стал человек как носитель психического. Суть научной программы В. М. Бехтерева выражена в названии - «объективная психология» (позже он стал называть ее «психо - рефлексологией», а затем – «рефлексологией»).

Предметом объективной психологии провозглашалось поведение, а также другие проявления нервно-психической деятельности - вегетативные, сосудистые, мимические, речевые. В. М. Бехтерев признавал реальность психики, сознания и личности. За внешними движениями, реакциями скрыта работа мозга, поэтому понять поведение, а значит и личность, без изучения внутренних мозговых механизмов невозможно.

«Как бы ни было существенно различие между субъективными переживаниями и сопутствующими им объективными изменениями мозга, мы не должны упускать из виду, что те и другие служат выражением одного и того же нервно-психического процесса, обусловленного деятельностью энергии нервных центров. Поэтому во избежание всяких недоразумений и в устранение издавна установившегося противоположения духовного материальному, мы вправе и должны говорить ныне не о душевных или психических процессах в настоящем смысле слова, а о процессах нервно-психических. И везде, где мы имеем дело с психикой, нужно иметь в виду собственно нервно-психические процессы, иначе невропсихику, а у простейших, лишенных нервной системы, биопсихику»(Бехтерев)

     
 
 
   
Субъективная психология исследует субъективные переживания. Субъективные переживания доступны лишь самонаблюдению, которое чаще бывают ошибочными, непроверяемыми в опыте. Самонаблюдение может быть лишь дополнительным источником психологического познания и только под контролем других, объективных методов.  

 





Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.036 с.)