C. Законодательная инициатива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

C. Законодательная инициатива.



Парламентский

a. Стадия рассмотрения и принятия законопроекта Палатой представителей;

B. Стадия рассмотрения и одобрения законопроекта Советом Республики.

Постпарламентский

a. Подписание закона Президентом;

B. Опубликование закона.

Первая стадия: планирование законотворчества

Планирование законотворчества представляет собой разработку и реализацию ежегодных планов подготовки законопроектов.

Разработкой названных планов занимается Национальный центр законодательства и правовых исследований (до 2008 года он назывался Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте). Планы подготовки законопроектов разрабатываются каждый год и, соответственно, конкретный план действует в течение календарного года. В плане фиксируются наименования законопроектов, которые предстоит подготовить в будущем году, субъекты ответственные за подготовку законопроектов и их внесения в Парламент, а также сроки осуществления названных мероприятий. По своему содержанию планы упорядочивают 2 стадии законодательного процесса:

Подготовку законопроекта

Законодательную инициативу.

Планы подготовки законопроектов разрабатываются на основе предложений субъектов права законодательной инициативы, любых других республиканских государственных органов, а также научных организаций, общественных объединений, граждан и собственных предложений Национального центра. Поступившие предложения анализируются Национальным центром на предмет обоснованности и могут быть отклонены (100 из 140 предложений отклоняются, большинство потому что есть уже действующие законы, регулирующие нужные отношения). Наиболее оптимальной является ситуация, когда в Парламент вносятся именно те законопроекты, которые предусмотрены планом, поскольку это обеспечивает реализацию принципов плановости законотворчества. Но законодательство допускает внесение в Парламент законопроектов и вне плана, если существует такая необходимость. На практике значительная часть законопроектов представляется в Парламент вне плана.

Сформированный план подготовки законопроектов вносится Национальным центром на рассмотрение Президенту. Глава государства утверждает план своим указом в связи с чем план становится обязательным для выполнения.

Вторая стадия: подготовка законопроекта

Это непосредственно составление текста проекта закона. Впринципе готовитьзаконопроектможет любой субъект. Но фактически основными разработчиками законопроектов в Беларуси являются:

1. Правительство, в частности подчиненные ему министерства и государственные комитеты. Как это ни парадоксально, в современных условиях разработка законопроектов выступает делом прежде всего органов исполнительной, а не законодательной власти.

2. Национальный центр законодательства и правовых исследований. Элементом стадии подготовки законопроекта является проведение экспертиз проектов закона.

Экспертиза – это проверка законопроекта на соответствие определенным требованиям.

Существуют два вида экспертиз:

a. Необязательные: лингвистическая, экологическая, гендерная. Такие экспертизы проводятся, если решение об этом принято Парламентом.

b. Обязательные. На сегодня в Беларуси две обязательные экспертизы законопроектов:

ü юридическая экспертиза. Этопроверка законопроекта на соответствиеправовым актам с большей юридической силой, на совместимость с действующими законами, на соответствие нормотворческой технике.

Нормотворческая техника – совокупность правилформулирования положений проекта нормативного правового акта, размещение данных положений в тексте проекта.

Юридическую экспертизу в отношении всех проектов законов проводит Национальный центр законодательства и правовых исследований.

Заключение по результатам юридической экспертизы не имеет обязательной силы. Это значит, что субъект права законодательнойинициативы может внести проект закона в Парламент и с отрицательным заключением.

ü криминологическая экспертиза. Это новый вид экспертизы законопроектов, введенный изданным в 2007году Указом Президента «О криминологической экспертизе проектов законов в Республике Беларусь». Криминологическаяэкспертиза представляет собой проверку законопроектов с цельюнедопущения в них норм, содействующих преступности. Криминологическая экспертиза в отношении всех проектов законов осуществляется научно-практическом центром проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной Прокуратуры. Директор – Хомич Владимир Михайлович.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.005 с.)