Зарождение танцевального фольклора в Ильинском районе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение танцевального фольклора в Ильинском районе



Издании о танцевальном фольклоре в целом по России немного, а по Пермскому краю вообще единицы, но не смотря на это самые пожилые жители нашего района вспоминают о том, что самым популярным и любимым народным танцем у молодёжи того времени была "Кадриль."

Многие из них, благодаря фольклорным экспедициям попали на большую сцену в этнографически достоверном виде.Художественный руководитель Захарова С.Ю. и участники Образцового коллектива «Вечора» в период с 1991 по 2004гг. сделали записи и опубликовали материалы Оханского, Осинского, Частинского районов Пермской области. Это кадрили «Ланце», «Сосновская», «Шестера», «Вверх-довыдовская» и другие.

В 1994 году в Ильинский район была организованна экспедиция под руководством Тарадиной Лидии Михайловны (хореограф, педагог-преподаватель Пермского колледжа искусства и культуры) и Аликиной Людмилы Львовны (Преподаватель - режиссер Пермского колледжа искусства и культуры) и студентов Мазуниной Натальи и Якшиной Ольги. Которые были заинтересованы в изучении Ильинского фольклора. Ими был собран и обработан материал. После чего была поставлена угловая кадриль Ильинского района в Краевом колледже искусства культуры.

В Ильинском районе как и в Пермском крае танцевали не только кадриль, но ещё и "Ланце"

Очень хорошо описаны фигуры, манера исполнения, музыкальное сопровождение этой кадрили в книге Казариновой Татьяны Алексеевны «Хороводы и кадрили Пермской области».

««Ланце» танцевали летом на поляне за околицей села или зимой в большой избе. Выбирали главную пару, которая сплясывала, т.е. начинала фигуры. Каждая фигура имела свое название, подчас шуточное, например, «Тараканов морозим». В центре круга танцевала пара - «Тараканы», а круг, который образовали другие пары, в это время находился в постоянном движении, не давая выйти из круга «тараканам». В «Ланце» обычно 5-6 фигур. Заключительная, шестая фигура- «Барыня»».[10]

 

Как заканчивалась фигура, нужно было хлопнуть, да притопнуть «Гармониста после пляски благодарили хлопками» - Ивлампий Иванович Катаев экспедиции в 1994 году д. Комариха-2, Ивановский сельский совет.

Во многих кадрилях смена фигур сопровождалась сменой наигрышей. Это зависело от гармониста либо от лидера, который вел пляску. На вечерке гармонист мог быть таким лидером. В любом случае его уважали, ценили, а девушки старались ему помочь. За хорошую игру гармониста хвалили. «Во время пляски гармонист мог и «зауросить» - устал, переставал играть, тогда парень, который вел пляску просил «поприветствовать гармониста», напоить бражкой, девушки же могли чмокнуть в щечку - «гармонист веселее играй». (Из рассказа гармониста Евлампия Ивановича Катаева д. Комариха-2, Ивановский сельский совет).

Основное настроение – кадрили праздничность, радость, задор, веселье. О таком настроении говорили: «Ноги сами в пляс идут». Однако вступить в танец сразу не удается. Не так уж она проста, эта уральская кадриль».[11]

Вот как описывает характер исполнения Кадрили в своей книге Казаринова Т.А «Движение женщин упруго – ритмичные, сопровождались разнообразными расположениями рук. Создавалось впечатление, что руки оживают в непрерывном каскада танца: кисти поджатых рук, то легко вибрировали, от шевеленья пальцев, то поочередно выдвигались в круговом или прямолинейном движении.

Характерной особенностью в «Ланце» являлось то, что в конце каждой фигуры юноши исполняли поклон девушкам и притоп ногой - знак гармонисту, что можно начать новую фигуру. Основными элементами кадрили были легкий бег, проходки, повороты с парнем и вокруг себя. Наиболее часто встречающиеся рисунки - «прочесы», «шеен» - требовали от танцующих большого внимания».[12]

В с. Филатово собирались в клубе играли танцевали Краковяк, фагстрот и вальс но самым любимым было кадриль танцевали квадратную кадриль из 12 колен. "Собирались в клубе после работы молодежь вставали парами, если парней не хватало, то вставали девушка с девушкой. фигуры объявляли сами танцоры. Гармонистов было двое Катаев Александр Иванович и Гулин Киприян Иванович. Александр Иванович играл так, что не возможно устоять на месте, а Киприян так попискивал" (из рассказа Катаевой Людмилы Павловны с.Филатово). А в соседней деревне орлы собирались в избах т.к. не было клуба и в основном танцевали Ланцо, четвёрку и поженьку. Поженька исполнялась под "русского"танцевали её шесть человек по три с каждой стороны- рассказывает Беклемышева Валентина Фокеевна с. Филатово.

Интересной информацией является упоминания об украшениях гармони, которые изготавливали девушки для гармониста своей деревни. На левый ремень шили «нарушник» из красной ткани, украшенным кружевом, а как же особо выдающемуся гармонисту каждая девушка стремилась подарить свою ленту на гармонь. Это могло вызвать зависть у окружающих парней (многие из них владели традицией игры на гармони), а результатом стать драка.

Самые лучшие плясуны в поселке Ильинском были Благиных Виктор Васильевич, Сергеев Михаил Иванович, Симонов Николай Петрович, Сергеева Маргарита Павловна, Чиркова Нина Ивановна(1924). «В старину лучших плясунов знали в лицо» - рассказала Кузнецова Вера Алексеевна, которая собирала фольклор по Ильинскому району.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.005 с.)