Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение танцевального фольклора в Ильинском районе
Издании о танцевальном фольклоре в целом по России немного, а по Пермскому краю вообще единицы, но не смотря на это самые пожилые жители нашего района вспоминают о том, что самым популярным и любимым народным танцем у молодёжи того времени была "Кадриль." Многие из них, благодаря фольклорным экспедициям попали на большую сцену в этнографически достоверном виде.Художественный руководитель Захарова С.Ю. и участники Образцового коллектива «Вечора» в период с 1991 по 2004гг. сделали записи и опубликовали материалы Оханского, Осинского, Частинского районов Пермской области. Это кадрили «Ланце», «Сосновская», «Шестера», «Вверх-довыдовская» и другие. В 1994 году в Ильинский район была организованна экспедиция под руководством Тарадиной Лидии Михайловны (хореограф, педагог-преподаватель Пермского колледжа искусства и культуры) и Аликиной Людмилы Львовны (Преподаватель - режиссер Пермского колледжа искусства и культуры) и студентов Мазуниной Натальи и Якшиной Ольги. Которые были заинтересованы в изучении Ильинского фольклора. Ими был собран и обработан материал. После чего была поставлена угловая кадриль Ильинского района в Краевом колледже искусства культуры. В Ильинском районе как и в Пермском крае танцевали не только кадриль, но ещё и "Ланце" Очень хорошо описаны фигуры, манера исполнения, музыкальное сопровождение этой кадрили в книге Казариновой Татьяны Алексеевны «Хороводы и кадрили Пермской области». ««Ланце» танцевали летом на поляне за околицей села или зимой в большой избе. Выбирали главную пару, которая сплясывала, т.е. начинала фигуры. Каждая фигура имела свое название, подчас шуточное, например, «Тараканов морозим». В центре круга танцевала пара - «Тараканы», а круг, который образовали другие пары, в это время находился в постоянном движении, не давая выйти из круга «тараканам». В «Ланце» обычно 5-6 фигур. Заключительная, шестая фигура- «Барыня»».[10]
Как заканчивалась фигура, нужно было хлопнуть, да притопнуть «Гармониста после пляски благодарили хлопками» - Ивлампий Иванович Катаев экспедиции в 1994 году д. Комариха-2, Ивановский сельский совет. Во многих кадрилях смена фигур сопровождалась сменой наигрышей. Это зависело от гармониста либо от лидера, который вел пляску. На вечерке гармонист мог быть таким лидером. В любом случае его уважали, ценили, а девушки старались ему помочь. За хорошую игру гармониста хвалили. «Во время пляски гармонист мог и «зауросить» - устал, переставал играть, тогда парень, который вел пляску просил «поприветствовать гармониста», напоить бражкой, девушки же могли чмокнуть в щечку - «гармонист веселее играй». (Из рассказа гармониста Евлампия Ивановича Катаева д. Комариха-2, Ивановский сельский совет).
Основное настроение – кадрили праздничность, радость, задор, веселье. О таком настроении говорили: «Ноги сами в пляс идут». Однако вступить в танец сразу не удается. Не так уж она проста, эта уральская кадриль».[11] Вот как описывает характер исполнения Кадрили в своей книге Казаринова Т.А «Движение женщин упруго – ритмичные, сопровождались разнообразными расположениями рук. Создавалось впечатление, что руки оживают в непрерывном каскада танца: кисти поджатых рук, то легко вибрировали, от шевеленья пальцев, то поочередно выдвигались в круговом или прямолинейном движении. Характерной особенностью в «Ланце» являлось то, что в конце каждой фигуры юноши исполняли поклон девушкам и притоп ногой - знак гармонисту, что можно начать новую фигуру. Основными элементами кадрили были легкий бег, проходки, повороты с парнем и вокруг себя. Наиболее часто встречающиеся рисунки - «прочесы», «шеен» - требовали от танцующих большого внимания».[12] В с. Филатово собирались в клубе играли танцевали Краковяк, фагстрот и вальс но самым любимым было кадриль танцевали квадратную кадриль из 12 колен. "Собирались в клубе после работы молодежь вставали парами, если парней не хватало, то вставали девушка с девушкой. фигуры объявляли сами танцоры. Гармонистов было двое Катаев Александр Иванович и Гулин Киприян Иванович. Александр Иванович играл так, что не возможно устоять на месте, а Киприян так попискивал" (из рассказа Катаевой Людмилы Павловны с.Филатово). А в соседней деревне орлы собирались в избах т.к. не было клуба и в основном танцевали Ланцо, четвёрку и поженьку. Поженька исполнялась под "русского"танцевали её шесть человек по три с каждой стороны- рассказывает Беклемышева Валентина Фокеевна с. Филатово.
Интересной информацией является упоминания об украшениях гармони, которые изготавливали девушки для гармониста своей деревни. На левый ремень шили «нарушник» из красной ткани, украшенным кружевом, а как же особо выдающемуся гармонисту каждая девушка стремилась подарить свою ленту на гармонь. Это могло вызвать зависть у окружающих парней (многие из них владели традицией игры на гармони), а результатом стать драка. Самые лучшие плясуны в поселке Ильинском были Благиных Виктор Васильевич, Сергеев Михаил Иванович, Симонов Николай Петрович, Сергеева Маргарита Павловна, Чиркова Нина Ивановна(1924). «В старину лучших плясунов знали в лицо» - рассказала Кузнецова Вера Алексеевна, которая собирала фольклор по Ильинскому району.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.005 с.) |