Так говорил о фольклоре Алексей Николаевич Толстой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Так говорил о фольклоре Алексей Николаевич Толстой



Зарождение танцевального фольклора в Ильинском районе

Издании о танцевальном фольклоре в целом по России немного, а по Пермскому краю вообще единицы, но не смотря на это самые пожилые жители нашего района вспоминают о том, что самым популярным и любимым народным танцем у молодёжи того времени была "Кадриль."

Многие из них, благодаря фольклорным экспедициям попали на большую сцену в этнографически достоверном виде.Художественный руководитель Захарова С.Ю. и участники Образцового коллектива «Вечора» в период с 1991 по 2004гг. сделали записи и опубликовали материалы Оханского, Осинского, Частинского районов Пермской области. Это кадрили «Ланце», «Сосновская», «Шестера», «Вверх-довыдовская» и другие.

В 1994 году в Ильинский район была организованна экспедиция под руководством Тарадиной Лидии Михайловны (хореограф, педагог-преподаватель Пермского колледжа искусства и культуры) и Аликиной Людмилы Львовны (Преподаватель - режиссер Пермского колледжа искусства и культуры) и студентов Мазуниной Натальи и Якшиной Ольги. Которые были заинтересованы в изучении Ильинского фольклора. Ими был собран и обработан материал. После чего была поставлена угловая кадриль Ильинского района в Краевом колледже искусства культуры.

В Ильинском районе как и в Пермском крае танцевали не только кадриль, но ещё и "Ланце"

Очень хорошо описаны фигуры, манера исполнения, музыкальное сопровождение этой кадрили в книге Казариновой Татьяны Алексеевны «Хороводы и кадрили Пермской области».

««Ланце» танцевали летом на поляне за околицей села или зимой в большой избе. Выбирали главную пару, которая сплясывала, т.е. начинала фигуры. Каждая фигура имела свое название, подчас шуточное, например, «Тараканов морозим». В центре круга танцевала пара - «Тараканы», а круг, который образовали другие пары, в это время находился в постоянном движении, не давая выйти из круга «тараканам». В «Ланце» обычно 5-6 фигур. Заключительная, шестая фигура- «Барыня»».[10]

 

Как заканчивалась фигура, нужно было хлопнуть, да притопнуть «Гармониста после пляски благодарили хлопками» - Ивлампий Иванович Катаев экспедиции в 1994 году д. Комариха-2, Ивановский сельский совет.

Во многих кадрилях смена фигур сопровождалась сменой наигрышей. Это зависело от гармониста либо от лидера, который вел пляску. На вечерке гармонист мог быть таким лидером. В любом случае его уважали, ценили, а девушки старались ему помочь. За хорошую игру гармониста хвалили. «Во время пляски гармонист мог и «зауросить» - устал, переставал играть, тогда парень, который вел пляску просил «поприветствовать гармониста», напоить бражкой, девушки же могли чмокнуть в щечку - «гармонист веселее играй». (Из рассказа гармониста Евлампия Ивановича Катаева д. Комариха-2, Ивановский сельский совет).

Основное настроение – кадрили праздничность, радость, задор, веселье. О таком настроении говорили: «Ноги сами в пляс идут». Однако вступить в танец сразу не удается. Не так уж она проста, эта уральская кадриль».[11]

Вот как описывает характер исполнения Кадрили в своей книге Казаринова Т.А «Движение женщин упруго – ритмичные, сопровождались разнообразными расположениями рук. Создавалось впечатление, что руки оживают в непрерывном каскада танца: кисти поджатых рук, то легко вибрировали, от шевеленья пальцев, то поочередно выдвигались в круговом или прямолинейном движении.

Характерной особенностью в «Ланце» являлось то, что в конце каждой фигуры юноши исполняли поклон девушкам и притоп ногой - знак гармонисту, что можно начать новую фигуру. Основными элементами кадрили были легкий бег, проходки, повороты с парнем и вокруг себя. Наиболее часто встречающиеся рисунки - «прочесы», «шеен» - требовали от танцующих большого внимания».[12]

В с. Филатово собирались в клубе играли танцевали Краковяк, фагстрот и вальс но самым любимым было кадриль танцевали квадратную кадриль из 12 колен. "Собирались в клубе после работы молодежь вставали парами, если парней не хватало, то вставали девушка с девушкой. фигуры объявляли сами танцоры. Гармонистов было двое Катаев Александр Иванович и Гулин Киприян Иванович. Александр Иванович играл так, что не возможно устоять на месте, а Киприян так попискивал" (из рассказа Катаевой Людмилы Павловны с.Филатово). А в соседней деревне орлы собирались в избах т.к. не было клуба и в основном танцевали Ланцо, четвёрку и поженьку. Поженька исполнялась под "русского"танцевали её шесть человек по три с каждой стороны- рассказывает Беклемышева Валентина Фокеевна с. Филатово.

Интересной информацией является упоминания об украшениях гармони, которые изготавливали девушки для гармониста своей деревни. На левый ремень шили «нарушник» из красной ткани, украшенным кружевом, а как же особо выдающемуся гармонисту каждая девушка стремилась подарить свою ленту на гармонь. Это могло вызвать зависть у окружающих парней (многие из них владели традицией игры на гармони), а результатом стать драка.

Самые лучшие плясуны в поселке Ильинском были Благиных Виктор Васильевич, Сергеев Михаил Иванович, Симонов Николай Петрович, Сергеева Маргарита Павловна, Чиркова Нина Ивановна(1924). «В старину лучших плясунов знали в лицо» - рассказала Кузнецова Вера Алексеевна, которая собирала фольклор по Ильинскому району.

 

 

Часто коллектив принимает участие в выездных концертных программах в разных селах Ильинского района является участником многих районных мероприятиях. Несмотря на большое расстояние между клубами, в день бывает 2-3 концерта. Эти концерты очень востребованы, так как жителям отдаленных деревень не часто удается выехать в районный центр или в город, а своих творческих коллективов нет. Очень жалко, что не всегда получается приехать большой творческой группой и одним и тем же артистам приходиться исполнять разные роли, выступать в самых различных жанрах художественного творчества: петь, танцевать, быть ведущими и звукорежиссерами. Из-за низкой материальной базы нет возможности часто менять костюмы и реквизит, но для жителей наш приезд, это как «глоток чистого, свежего воздуха».

Танцевальный коллектив «Эскиз» ежегодно участвует в предлагаемых проектах по возрождению фольклора в Ильинском районе: «Милый сердцу уголок», «Ильинская сторонушка». Благодаря существованию данных проектов, жители узнают и тянутся к своей малой Родине.

Ежегодно ведется набор детей, пополняется состав ансамбля.

Танцевальный коллектив «Эскиз» является постоянным участником и победителем различных конкурсов:

14.04.2012г. –Диплом 2 степени районного фестиваля конкурса "Звёздный дождь. Номинация «Танцы».

2013г. Диплом участника районного конкурса "За великую Державу"

2013г. Диплом участника районного конкурса "Звёздный дождь"п. Ильинский

 

2014г. Диплом 3 степени межрайонного турнира молодых исполнителей "Звёздный дождь-2014" Номинация "Хореография, стилизованный танец"

2014 г. – Дипломант межрайонного фестиваля «Звездный дождь».

2015г. –Диплом за 3 место в районном фестивале – конкурса «За великую державу!» в номинации «Хореография-ансамбль» возрастная группа до 14лет.

2015г. –Дипломант в районном фестивале – конкурса «За великую державу!» в номинации «Хореография-ансамбль» возрастная группа 14-18лет.

2016г.2 место в межрайонном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества"Звёздный дождь-2016". Номинация:"Хореография. Народный танец (ансамбль)" старшая возрастная группа.

2016г.3 место в межрайонном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества"Звёздный дождь-2016". Номинация:"Хореография. эстрадный танец (ансамбль)" средняя возрастная группа.

2016г. –1 место в районном фестивале – конкурса «За великую державу!» в номинации «Хореография.Ансамбль» возрастная группа 14-18лет.

 

 

Деятельность руководителя и коллектива отмечены благодарственными письмами:

2014 г.Благодарственное письмо от главы администрации Ильинского муниципального района

2014г. г. Благодарность от директора ГКБУК "ПГКУБ им. Горького" за участие в VII краевом Медиа-информационном фестивале "Книжная площадь-2014:от Кирила и Мифодия до наших дней"

2014г. Благодарность за активное участие и проведение престольного праздника "Ильин день в Ильинском"

2015г. Благодарность за активное участие в районном фестивале творческих коллективов "Калейдоскоп талантов"

2015г.Благодарность от Начальника отдела дополнительного образования и воспитания за помощь в организации и проведения торжественных церемонии открытия и закрытия XVкраевого слёта школьных лесничеств.

22.03.2008г. - Благодарность от заместителя председателя комитета по культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту от Сюткина И.В. За успешное развитие таланта детей - участников фестиваля «Звездный дождь».

4.12.2015г. – благодарность фестиваля-смотра художественной самодеятельности, посвященном 10-летии Пермского края, который проходил в п. Ильинский.

 

 

Заключение.

Хореографическое воспитание детей многогранно, и требует от педагогов не только высокой квалификации, но и энтузиазма. Ведь её цель не ограничивается только тем, чтобы научить ребёнка танцевать, они, эти цели - гораздо шире: развить творческую активность, музыкальные способности детей, научить понимать музыкальное и танцевальное искусство, воспитать их интересными личностями. Подрастающему поколению необходимо знать свой народный танец и музыку, ведь именно в танце заключены основы национального характера, этническая самобытность, выработанные в течение многих поколении.

При изучении народного фольклора в той или иной области мы точнее узнаём быт и обычай того или иного края, чем он богат. Правда, не все танцы, бытующие в народе, в равной мере ценны и служат основой для обработки и создания сценического варианта.
Совершая выбор и сценическую обработку фольклорного материала, нужно стараться очень бережно сохранить всё то лучшее, что отражает черты характера русского человека

Обогащая рисунок танца, подчеркивая красивое и типичное, нужно стремиться отобрать из движений наиболее выразительные, тщательно следить, чтобы в новом сценическом варианте не было чуждых элементов, искажающих народную основу.

 

Рассмотрев взаимосвязь фольклора и сценического танца, особенности русского народного танца, его специфику и отражение в танцевальной культуре Пермского края мы пришли к выводу, что. танцевальная культура народов Пермского края очень разнообразна.

Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинации движений каждого народного танца. В тоже время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик, много общего, интернационального.

В этой работе автору удалось проследить становление именно народной хореографии Ильинского района, а точнее, развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся малочисленные фольклорные экспедиции по всей России. Вся работа ведется на энтузиазме руководителей творческих коллективов, она не финансируется.

В данной работе описаны лишь небольшая часть, существующих в Ильинском районе хореографии и элементов русского народного танца.

Глубинные истоки национальной культуры просматриваются, прежде всего, в крестьянских обычаях и установлениях, в силу большей сохранности устоев жизни сельского населения на протяжении веков, что содействовало консервации некоторых старых и даже древних элементов народного творчества.

До того, как автор начал работать над дипломной работой, его в меньшей степени интересовал фольклор родного края, своей малой родины. Изучив множество практического и теоретического материала, автор открыл много нового и интересного. Поиск фольклорного материала всколыхнуло и патриотические чувства, пробудился интерес к фольклорному материалу, и возникло желание знакомить и передавать его молодому поколению. Наиболее полноценной литературой, которая помогла понять и раскрыть данную тему, считаю книгу Казариновой Т.А. «Хороводы и кадрили Пермской области» и «Истоки» сборник материалов по истории Ильинского района.

Изученная мной литература, практический материал, с которым познакомилась в музеях и полученная информация от жителей села, дают возможность формулировать будущие постановочные планы. Собранный материал вызывает интерес, это достаточно благодатная почва для будущего творчества, через осознание фольклорного материала можно пополнить репертуар.

В будущем планирую поставить лирический танец на основе свадебного обряда, фольклорный материал находиться музейных архивах «Филатовской СОШ»и описан в книге "Филатово- мой дом родной..". Этот обряд вполне может войти в сюжет хореографического танцевального номера. Есть подробные описания свадебного обряда. В содружестве с другими творческими коллективами: с вокальным коллективом «Рябинка», с вокальной группой «Пенсионерочка» (руководитель Наливайкина Надежда Павловна), которые существуют при доме культуры с. Филатово, принято решение воссоздать такую свадьбу и танцевальный коллектив «Эскиз» примет в нем активное участие.

Я многое открыла для себя, чтоб воплотить это на сцене например меня очень заинтересовал танец "Поженька" который танцевали у нас в д. Орлы.

и в ближайшее время мы займемся сбором материалов для этого танца. Знакомилась бытом и местным фольклором я узнала, что в нашей местности было развито плетение корзин и на основе этого можно поставить номер с корзинками. Требуются поиски новых путей использования народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и жанры танцевального фольклора, утратившие сегодня естественную почву для своего существования. Проведение праздников и смотров народного искусства могло бы заметно украсить и обогатить культурную жизнь. И все это не единственный возможный путь, надо искать и другие.

Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение. Поэтому вся наша надежда на ищущую, чуткую ко всему родном, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков талантливую молодежь.

Сохранение традиций танцевального фольклора и его органичное включение в современную хореографическую культуру является актуальной практической задачей для фольклористов, искусствоведов, балетмейстеров–практиков.

 

 


[1] Haстюкoв Г. A. Hapoдньrй Tанeц нa сaмoдеятельнoй сцене. (Cовeты бaлетмейстеpa). М., Пpoфиздaт, 1976. 64 с

[2] http://www.woldculture.ru/woculs-443-2.html

 

 

[4] http://www.pyatnitsky.ru/istoria-hora.html[4]

[5] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 195.)

[6] И.В.Смирнов Искусство балетмейстера: Учеб. пособие для студентов культ.-просвет, фак. вузов культуры и искусств. — М., Просвещение, 1986. — 192 с, 1 л. ил.: ил.

 

[7] И.В.Смирнов Искусство балетмейстера: Учеб. пособие для студентов культ.-просвет, фак. вузов культуры и искусств. — М., Просвещение, 1986. — 192 с, 1 л. ил.: ил. [7]

[8][8] Чёрный Артём Юрьевич, аспирант кафедры социальной работы и психолого-педагогических наук ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры

 

[9] интернет ресурс http://studbooks.net/661584/kulturologiya/hudozhestvennaya_samodeyatelnost_folklor#538 [9]

 

[10] Казаринова Т. А. «Хороводы и кадрили Пермской области»: Учебное пособие. -Пермь, 2002.

[11] «Хороводы и кадрили Пермской области» Казариновой Татьяны Алексеевны

[12] Казаринова Т. А. «Хороводы и кадрили Пермской области»: Учебное пособие. -Пермь, 2002

 


 

Так говорил о фольклоре Алексей Николаевич Толстой

Фольклор-это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях мы должны воспитывать наших дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Непонимание же современной молодежью искусства, созданного гением народа, следствие серьёзных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе на селе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности.

Из бесед с молодым поколением, видно, что в настоящее время они не очень интересуются историей, народными традициями, праздниками, песнями и танцами своего родного края. Им не интересны эти старые, отжившие своё мотивы. Они не придают значения тому факту, что, утратив все эти богатства можно нанести большой ущерб не только национальным культурам нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.

В последнее время всё меньше становится коллективов которые занимаются народным творчеством Фольклор уходит из коллективов вокального и хореографического творчества. Современные коллективы занимаются модными в последнее время направлениями такими как модерн, контемпорари, хип-хоп, джаз и др.эти модные направления привлекают учащихся.

"Танец-один из самых древних и массовых видов искусства. В нём находят отражение социальные и эстетическиеи идеалы народа, его история,трудовая деятельность на протяжении веков. жизненный уклад нравы, обычай, характер. Народ создаёт в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной и художественной форме.

Художественно отражая действительность, танец передаёт миропонимание народа, его современное представление о прекрасном-это одна из главных художественных особенностей народного танца"

Haстюкoв Г. A. Hapoдньrй Tанeц нa сaмoдеятельнoй сцене. (Cовeты бaлетмейстеpa). М., Пpoфиздaт, 1976. 64 с. [1]

В последнее время ощущается дефицит фольклорного материала. Очень много материалов утрачено, «носители фольклора» - это в большинстве люди пожилого возраста, которым уже трудно показывать и рассказывать в полном объёме фольклорный материал. Раньше в институтах культуры существовали экспедиции, где по крупицам собирали, записывали, изучали фольклор, то теперь они изъяты. Фольклорная практика отсутствует и получается.что базы для творческой обработки фольклора - нет. В настоящее время при изучении фольклора, руководители чаще пользуются литературными источниками, которые не могут в достаточной мере передать весь колорит народной культуры. Имея возможность прикоснуться к первоисточникам, изучить фольклорный материал, я в своей дипломной работе ставлю следующие цели и задачи.

 

Цель: Изучит фольклор Пермского края Ильинского района и поставить на его основе танцевальный номер.

Задачи:

- изучить историю развития любительского творчества

-выявить взаимосвязь фольклора и любительского творчества;

-пополнить репертуар хореографического ансамбля «Эскиз» номерами на основе фольклора Пермского края Ильинского района.

 

 

1 глава. Особенности организации любительского хореографического творчества.

1.1Художественная самодеятельность и её развитие.

Художественная самодеятельность,это непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.

Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.

http://www.woldculture.ru/woculs-443-2.html[2]

Своё развитие художественная самодеятельность начала с 18 в.

тогда,на ряду с фольклором стало развиваться так называемое "любительское искусство". Сначала это были бытовы[3]е формы художественно-творческой деятельности привилегированных сословиинаправленные наизучение привезённых ими в Россию традиций западноевропейской художественной кльтуры, различных видов и жанров классического искусств. К началу ХХ века любительским искусством увлеклись представители практически всех слоёв российского общества. Появились крестьянские и фабричны любительские хоры, театры, другие любительские коллективы для простых людей, а так же любительские коллективы фольклорного направления, выполняющий не характерную древнему фольклору концертную деятельность

Яркий пример того времени хор им. М.Е.Пятницкого

Хор был основан 2 марта 1911 г. выдающимся исследователем, собирателем и пропагандистом русского народного творчества Митрофаном Ефимовичем Пятницким, который впервые показал традиционную русскую песню в том виде, в котором она веками исполнялась народом. Отыскивая талантливых народных певцов, он стремился ознакомить широкие круги городской публики с их вдохновенным мастерством, дать почувствовать всю художественную ценность русской народной песни. http://www.pyatnitsky.ru/istoria-hora.html[4][5]

После 1917года эти формы любительского искусства были главными направлениями в художественной самодеятельности.О необходимости "развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе - непочатый родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами" писал В. И. Ленин.

(Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 195.)5

Особенностью после революционного времени стало так называемое пролетарское искусство оно являлось частью политико-просветительной и агитационно-массовой партийной работы.

В это время в художественную самодеятельность вовлекается очень много народа и в 20-е годы репертуар кружков носил агитационный характер в основе лежали обозрения, литературные монтажи, концертные номера, сатирические частушки.

Самодеятельное творчество того времени было направлено на коммунистическое воспитание трудящихся и подрастающего поколения.

В 30-е годы художественная самодеятельность приобрела особую популярность и к середине 30-х годов художественная самодеятельность достигла высокого идейно-нравственного уровня. Многие мастера профессионального искусства (В.В.Барсов, И.В.Москвин, М.М.Тарханов) взяли шефство над самодеятельными коллективами.В это же время в помощь руководству художественной самодеятельности был создан Центральный дом самодеятельного искусства преобразован в 1936 г. во Всесоюзный дом народного творчества, а в 1958г.в Центральный дом народного творчества.

"Выступления ансамблей народного танца, ансамблей песни и танца были новой формой сценического представления. Каждый ансамбль, имея специфические национальные черты, строил танцевальные композиции, хореографические сцены, в которых раскрывалис ь благородные идеи дружбы народов, любви к Родине, готовности к защит е Советского государства" И.В.Смирнов Искусство балетмейстера: Учеб. пособие для студентов культ.-просвет, фак. вузов культуры и искусств. — М., Просвещение, 1986. — 192 с, 1 л. ил.: ил [1][6]

С началом Великой Отечественной войны в репертуаре художественной самодеятельности на первое место вышла военно-патриотическая тема. Создавались агитбригады которые выезжали с выступлениями на фронт, в госпиталя, предприятия оборонной промышленности.

В послевоенные годы начинается расцвет художественной самодеятельности. Самодеятельные коллективы возникали везде: при клубах, домах культуры, заводах, фабриках, учебных заведениях, воинских частях, совхозах, колхозах, и т.д.

В 1951 прошёл первый всесоюзный смотр художественной самодеятельности, с конца 50-х годов Коллективам х.с которые наиболее активно осуществляли деятельность по коммунистическому воспитанию, и имели высокий идейно-художественный уровень репертуара и исполнительского мастерства,а также учебно-воспитательной и творческой работы могли присвоить звание "народный самодеятельный коллектив"

 

10 ноября 1977 года ЦК КПС С и Совет Министров ССС Р приняли важное постановление по вопросу культурного обслужи­вания сельского населения, в котором предусматривается равно­ мерное размещение культурно-просветительных учреждений в сельских местностях, строительство клубов за счет колхозов. При Министерстве культуры ССС Р был образован Всесоюзный межведомственный совет по культурно-просветительной работе, намечен ряд мер по закреплению специалистов на селе.

Всё это делалось для повы­шении уровня культуры в стране, для укреплении связи искусства с жизнью, для улучшении политико-воспитательной работы с насе­лением, а так же развитии творческой активности масс всё это дало очень высо­кий результат.

Отображением успехов народного творчества стали Всесоюзные смотры и фестивали художественной самодеятельности, смотры сельской самодеятельности и Всесоюзный фестиваль самодеятельных ансамблей народного танца

Все эти мероприятия были своеобразной подготовкой к гран­диозному параду народных талантов на Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества трудящихся в 1975—1977 годах. Фестиваль показал качественный и количе­ственный рост самодеятельных коллективов, их возросший профес­сиональный уровень, выявил новые имена талантливых молодых балетмейстеров, подготовивших новые танцевальные композиций.

И.В.Смирнов Искусство балетмейстера: Учеб. пособие для студентов культ.-просвет, фак. вузов культуры и искусств. — М., Просвещение, 1986. — 192 с, 1 л. ил.: ил. [7]

Возможность участвовать в смотрах и конкурсах стимулировало участников, способствовало профессиональному росту руководителей и исполнителей.

Шестидесяты-семидесятые годы ХХ века были временем, когда в стране шло бурное развитие сети учреждений культуры. в стране открываются культпросветшколы для подготовки клубных работников. в дальнейшем культпросветшколы преобразованы в культурно-просветительные училища,открываются высшие учебные заведения.

По стране строятся новые Дворцы культуры, они возводятся по новым проектам, с новым оборудованием и обслуживанием, с многими вспомогательными помещениями (хореографичаскими, хоровыми, оркестровыми классами, репетиционными комнатами. и т. д.)Всё это открывало новые возможности для развития художественной самодеятельности.

Благодаря развитию комплексного подхода к организации самодеятельного творчества усиливается взаимосвязь клубной художественной самодеятельности с художественной самодеятельностью трудовых учебных коллективов.

Трудовые коллективы- одна из основных сфер развития художественной самодеятельности 80-х.

Самодеятельность трудовых коллективов успешно развивается только при условии постоянной поддержки администрации, партийной, профсоюзной и комсомольской организации. Организатором художественной самодеятельности в трудовом коллективе является комиссия по культурно-массовой работе.

Особое внимание уделяется развитию художественной самодеятельности учащихся. реформы проходившие в общеобразовательных и профессиональных школах предусматривают необходимость расширять сеть и улучшать деятельность школ и групп продлённого дня, обеспечивая там регулярные занятия художественным творчеством.

Детская художественная самодеятельность служит хорошей базой для развития взрослой самодеятельности.

Активно развивается художественная самодеятельность в высших учебных заведениях. Регулярно проводятся смотры и конкурсы среди студенческих групп отделении и факультетов.

С октября 1983 по май 1985год в стране проходит второй Всесоюзный смотр самодеятельного художественного творчества, посвященный 40-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне.

Но основным назначением художественной самодеятельности является культурное обслуживание населения, а это значит выступление в рамках всенародных праздников, общественно-политических компаниях, участие в праздниках, неделях, днях декадах, неделях искусств, в трудовых праздниках и т.д.

Чувствовалась поддержка государства, коллективы были на государственном обеспечении: бесплатные занятия, обеспечение обувью, пошив костюмов, оплачивались поездки на конкурсы. Дома культуры и клубы обеспечивались музыкальным оборудованием и помещениями.

Активную работу по подготовке кадров и повышению квалификации работников проводили Дома народного творчества, так же в эти годы издаётся очень много методической литературы, выходят журналы "Народное творчество", ""Культурно просветительная работа"выпускается библиотечка "В помощь сельскому клубному работнику", "Репертуар художественной самодеятельности".Всё это способствует росту участников и руководителей самодеятельного творчества.

Но вместе с тем росли и требование к репертуару художественной самодеятельности он определяется партийными и правительственными решениями, которые всегда нацеливали его на высокий идейно-художественный уровень. В репертуаре самодеятельных коллективов основное место отводится таким актуальным темам, как борьба за мир и социальный прогресс, солидарность с народами, борющимися за свое освобождение, трудовые свершения советских людей.

В конце 80-х политические перемены привели к тому, что началось снижение социальной активности." Однако в официальных документах эти тенденции и вопросы игнорировались. На государственном уровне раскручивался махо­вик искусственной поддержки самодеятельности, вкладывались огромные (чаще всего не учитываемые) средства в ее парадно-показательные мероприятия (смотры, фестивали, праздники, по­езда дружбы и т.д.) Это, в частности, нашло отражение в выступ­лениях на Всесоюзном совещании по развитию народного творче­ства, проходившем в апреле 1988 г. в Москве. На совещании от­мечалось, что бесследно исчезают многие промыслы и ремесла, народная музыка, песни в городах и селах умолкают, клубы пустеют, лишь от смотра к смотру собираются многие коллективы, молодежь не идет в самодеятельность по причине падения ее пре­стижности. В качестве противовеса этим фактам назывались толь­ко что проведенный Всесоюзный фестиваль народного творчества, посвященный 70-летию Великого Октября, и подготавливаемый третий Всесоюзный фестиваль народного творчества."

См.: Творчество народа — обновление страны: Материалы Всесоюзного совеща­ния по развитию народного творчества. 4-5 апреля 1988 г. М., 1988.

В начале 1990-х гг. Наметился кризис в самодеятельном творчестве, связанный с изменением государственного строя в нашей стране резко сократились государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, Многие производственные коллективы, имеющие дома и дворцы культуры, отказываются от их финансирования (в том числе и материальной поддержки творческих коллективов) из-за сложностей, связанных с переходом на новые формы управления. Стали развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории.

"В отличии от советской художественной самодеятельности, которая была нацелена прежде всего на коммунистическое воспитание трудящихся, современное явление, называемое "народным художественным творчеством", ориентировано на сохранение и развитие традиционной народной культуры, отечественного культурно-исторического и национально-культурного наследия, на реализацию ихпедагогического потенцала в духовно-нравственном, патриотическом,этнокультурном воспитании личности гражданина РФ. При этом особое внимание уделяется созданию педагогическихусловий для творческой самореализации участников коллективов народного художественного творчествав процессе создания и исполнения произведения искусств"

Бакланова, Т.И. Педагогика народного художественного творчества. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2016. — 160 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/76291 — Загл. с экрана

Но не смотря на тяжелые годы художественная самодеятельность продолжает своё существование и по сей день. Со временем у неё изменились задачи, Художественная самодеятельность имеет все необходимые средства для становления личности и формирования ее социального опыта в виде организации, главным образом, художественной деятельности и внутри коллективного общения людей в этом процессе. Участники самодеятельности, во- первых, более свободны от связанности со специальными средствами практической деятельности, имея по существу неограниченные возможности для универсального отражения действительности независимо от того или иного вида деятельности человека; во-вторых, в этих средствах наиболее ярко выражается эстетический идеал высшего совершенства общества. В этом смысле художественная самодеятельность способна создавать установку на универсальное развитие личности. Эта установка создается в сознании и в деятельности, прежде всего, участников художественной самодеятельности (в процессе освоения художественного продукта и организации отношений между руководителем, участниками и зрителя

1.2 особенности организации любительского коллектива

Первое, что необходимо знать для создания коллектива это возрастной критерий, социальное положение участников и уровень образования. эти сведения можно получить путём опроса участников.

Знакомство с социальным составом участников даст возможность осуществить педагогическое руководство целенаправленно с учетом особенностей и интересов конкретных групп. Так, возрастной критерии определяет выбор форм деятельности коллектива, так как каждый возраст, обладая своеобразием, требует использования особых средств, оказывающих влияние на формирование личности.

Зная социальный состав участников руководитель коллектива осуществляет педагогическое руководство с учетом особенностей и интересов конкретных групп. Социальный состав любителей хореографии охватывает все категории населения – от школьников и студентов до рабочих и служащих. Руководитель должен знать, что народный танец в большей степени привлекает рабочих, в коллективах спортивного бального танца их намного меньше. В коллективах эстрадного танца, современной хореографии рабочих практически нет. Эстрадным танцем в основном стремятся заниматься школьники, которым нравится внешняя красивость движений, костюмов, современная музыка. Этот жанр представляется им наиболее престижным, ярким, легко воспринимаемым зрителем. Студентов возможностью поиска, экспериментирования, проявления своих способностей к творчеству привлекают коллективы нетрадиционных жанров (в частности, современного танца).

При руководстве разновозрастным коллективом возникают значительные трудности так как у школьников, жизненный опыт еще невелик и эстетические вкусы не сформировались, а люди взрослые имеют сложившуюся систему взглядов и более высокий уровень знаний на это так же следует обратить внимание.

Руководителю необходимо знать, почему человек пришёл в коллектив, какой у него мотив как правило основной целью прихода в коллектив бывает научиться танцевать, но у некоторых участников могут быть другие мотивы прихода в коллектив: «интересно провести свободное время», «стремление к общению со сверстниками», или просто «пришла с подругой».

Знание мотивов (их можно определить, проведя анкет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.207.144 (0.09 с.)