Описание этапов работы при постановке хореографических номеров на основе фольклора Ильинского района. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание этапов работы при постановке хореографических номеров на основе фольклора Ильинского района.



Изучив и проанализировав Ильинский танцевальный фольклор, я попробовала осуществить постановку хореографического номера. Ильинский фольклор неразрывно связан с музыкой, танцем, песней. Это доказывают литературные источники, описывающее народное творчество. Прежде чем приступить к постановке номера, автор внимательно познакомился с правилами и принципами обработки фольклора.

Фольклорный танец в том виде, в котором он существует в народе на сцену выносить нельзя, он требует обработки по многочисленным причинам:

1. В народе танцевальное действие несёт импровизационный характер, необходимость многократного исполнения на сцене требует организации исполнителей, закрепление на сцене постоянной композицией.

2. Танец в народе исполняется обычно в кругу, для себя и не рассчитан на зрителей. Перенося на сцену нужно перестроить композицию раскрыть рисунки, но не злоупотреблять, не ломать традиционного построения.

3. Следует совершенствовать, но не искажать, а сохранять основу фольклорного танца (кадриль, перепляс, пляска) сохранять особенности.

4. В фольклорном танце не выражена соразмерность частей во времени, отсюда сильные длинноты в исполнении отдельных фигур, движения многократно повторяются, что не может иметь место в сценическом варианте. Требуется сокращение его продолжительности, введение в определённые временные рамки всех его частей и композиции в целом. Балетмейстер должен постараться вместить в короткое сценическое время всё лучшее и типичное для первоисточника.

5. При сценической обработке балетмейстер должен учитывать построение танца по законам драматургии.

6. Фольклорные варианты имеют много примитивных движений, которые часто повторяются, поэтому их нужно усложнить, сделать более выразительными и разнообразными. Но усложняя лексику нужно сохранять её особенности не искажать манеры и характера исполнения, не вносить чуждых элементов.

7. В народном варианте нет единства в исполнении, в таком виде танец не будет иметь успеха у зрителей, поэтому требуется отработка синхронности исполнения.

8. Балетмейстер вправе обогатить фольклорный образец привнесением определённого сюжета. Важно чтобы он был основан на обрядах или обычаях народа, либо раскрыв народные образы.

9. Музыкальный материал, на котором строится фольклорный танец, как правило, содержит лишь основную мелодию, лишённую развития. Необходимо сделать музыкальную обработку, инструментовку, но сохранить характер, стиль, типичную форму первоисточника.

10. Костюм варьируется в пределах допустимого, оставить основные линии кроя, туже цветовую гамму, но приспособить к движению. Сочетание цветов для сцены можно сделать ярче, какие-то детали укрупнить.

11. Уловить в первоисточнике и отразив в произведении эмоциональность и образный строй народного фольклорного танца.

 

Балетмейстер при обработке фольклора имеет право на:

1 Художественную обработку, трансформацию, видоизменения с учётом своего видения, замысла и закона сцены.

2. Стилизацию.

а) создания по мотивам фольклора, качественного отличной формы от первичной.

б) синтез народной лексики с другими пластическими элементами, классический танец, свободная пластика, спортивные движения, элементы бального танца, танца модерн.

в) театрализованный синтез форм фольклора и эстрады.

В стилизации, то есть в отходе от подлинного это и есть положительные элементы. Способ стилизации уводит сценическую постановку от первоисточника, зато приближает её к современному зрителю, позволяет учесть его изменяющиеся вкусы требования мироощущения. Современные звучания танца важная задача. Если это не учитывается, то произведения могут выглядеть наивными и упрощёнными. Иллюстрированность и однозначность решения образов мало привлекает сегодня зрителя. Поэтому и нужна трансформация фольклора.

 

Приёмы обработки:

1. Повторение драматургии композиционных построений лексики.

2. Количество названий.

3. Вплетение элементов комического (в народном танце наблюдались, а были танцы игровые).

4. Ограниченный диапазон эмоции, или весёлость, или лирика, а в подлинно-народной пляске выражается множество эмоций и их оттенков (кокетство, робость, застенчивость и т.д.).

5.Очень популярны фронтальные композиции, а пляски присуще и бойкая стихия, и картинная статика, и многоголосная импровизация.

 

 

Сочинению номера на фольклорной основе должно предшествовать:

1. Читаются книги о данном крае, народе (обычаи, традиции и т.д.);

2. Слушается народная и профессиональная музыка.

3. Изучаются картины художников, запечатлевают быт и отражение данного народа.

Изучив литературу, отсмотрев исконно фольклорные композиции, необходимо было познакомить участников коллектива с историей края, и особенностями Ильинского фольклора. Проделав всю необходимую работу, началась кропотливая постановочная, а затем и репетиционная работа. Участники коллектива ни сразу справились с поставленными задачами, сложности были в освоении техники исполнения, отработке синхронности номеров, актерской выразительности. Так же проблемой оказалось найти музыкальное оформление номеров.

Результатом совместной работы педагога и участников стали хореографические композиции «Филатовская кадриль», «На дощечке», «Кружевница».

Танец "На дощечке" исполняют две солистки. Номера создан на основе номера "Пензинские дощечки" Т.Устиновой. Номер очень яркий и нравится зрителю. В постановке две девушки танцуют с расписными досками хвастаясь чья лучше, и показывают свое танцевальное мастерство танцуя на дощечке. Номер поставлен от простого к сложному, первая часть состоит из бега молоточков, во второй части добавляются сольные комбинации дробей.

Хоровод"Кружевница".Хоровод самый древний вид танца, часто в хороводе отражались трудовая деятельность, рисунки рукодельниц кружевниц. В нашем селе так же было много рукодельниц и сейчас многие занимаются вязанием крючком и плетением на коклюшках посмотрев процесс плетения мы пришли к решению поставить этот хоровод. Номер создавался совместно с ребятами, находили новые рисунки перестроения учились работать с лентами. лентами переплетая их в различные узоры, кульминация танца,заплетание одного общего узора всеми исполнителями номера, в хороводе используем ассиметричный рисунок как момент неожиданности

Хоровод нравится не только исполнителям, но и очень тепло приветствуется зрителем.

За основу музыкального материала взята музыка Русский хоровод.

 

Однажды в беседе с ансамблем "Пенсионерочка" мы вспомнили как раньше здорово танцевали кадриль и мы приняли решение взяться за сценическую обработку нашей "Филатовской кадрили" помогали нам в этом участники ансамбля.

В своей поставленной кадрили я пыталась сохранить первозданность стиля, манеры подлинной кадрили Ильинского района с.Филатово Многие фигуры были адаптированы для сценического варианта (количество фигур стало меньше, чем в подлинном варианте).Музыкальный материал обработали в студии Ильинского РДК.

 

Заключение.

Хореографическое воспитание детей многогранно, и требует от педагогов не только высокой квалификации, но и энтузиазма. Ведь её цель не ограничивается только тем, чтобы научить ребёнка танцевать, они, эти цели - гораздо шире: развить творческую активность, музыкальные способности детей, научить понимать музыкальное и танцевальное искусство, воспитать их интересными личностями. Подрастающему поколению необходимо знать свой народный танец и музыку, ведь именно в танце заключены основы национального характера, этническая самобытность, выработанные в течение многих поколении.

При изучении народного фольклора в той или иной области мы точнее узнаём быт и обычай того или иного края, чем он богат. Правда, не все танцы, бытующие в народе, в равной мере ценны и служат основой для обработки и создания сценического варианта.
Совершая выбор и сценическую обработку фольклорного материала, нужно стараться очень бережно сохранить всё то лучшее, что отражает черты характера русского человека

Обогащая рисунок танца, подчеркивая красивое и типичное, нужно стремиться отобрать из движений наиболее выразительные, тщательно следить, чтобы в новом сценическом варианте не было чуждых элементов, искажающих народную основу.

 

Рассмотрев взаимосвязь фольклора и сценического танца, особенности русского народного танца, его специфику и отражение в танцевальной культуре Пермского края мы пришли к выводу, что. танцевальная культура народов Пермского края очень разнообразна.

Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинации движений каждого народного танца. В тоже время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик, много общего, интернационального.

В этой работе автору удалось проследить становление именно народной хореографии Ильинского района, а точнее, развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся малочисленные фольклорные экспедиции по всей России. Вся работа ведется на энтузиазме руководителей творческих коллективов, она не финансируется.

В данной работе описаны лишь небольшая часть, существующих в Ильинском районе хореографии и элементов русского народного танца.

Глубинные истоки национальной культуры просматриваются, прежде всего, в крестьянских обычаях и установлениях, в силу большей сохранности устоев жизни сельского населения на протяжении веков, что содействовало консервации некоторых старых и даже древних элементов народного творчества.

До того, как автор начал работать над дипломной работой, его в меньшей степени интересовал фольклор родного края, своей малой родины. Изучив множество практического и теоретического материала, автор открыл много нового и интересного. Поиск фольклорного материала всколыхнуло и патриотические чувства, пробудился интерес к фольклорному материалу, и возникло желание знакомить и передавать его молодому поколению. Наиболее полноценной литературой, которая помогла понять и раскрыть данную тему, считаю книгу Казариновой Т.А. «Хороводы и кадрили Пермской области» и «Истоки» сборник материалов по истории Ильинского района.

Изученная мной литература, практический материал, с которым познакомилась в музеях и полученная информация от жителей села, дают возможность формулировать будущие постановочные планы. Собранный материал вызывает интерес, это достаточно благодатная почва для будущего творчества, через осознание фольклорного материала можно пополнить репертуар.

В будущем планирую поставить лирический танец на основе свадебного обряда, фольклорный материал находиться музейных архивах «Филатовской СОШ»и описан в книге "Филатово- мой дом родной..". Этот обряд вполне может войти в сюжет хореографического танцевального номера. Есть подробные описания свадебного обряда. В содружестве с другими творческими коллективами: с вокальным коллективом «Рябинка», с вокальной группой «Пенсионерочка» (руководитель Наливайкина Надежда Павловна), которые существуют при доме культуры с. Филатово, принято решение воссоздать такую свадьбу и танцевальный коллектив «Эскиз» примет в нем активное участие.

Я многое открыла для себя, чтоб воплотить это на сцене например меня очень заинтересовал танец "Поженька" который танцевали у нас в д. Орлы.

и в ближайшее время мы займемся сбором материалов для этого танца. Знакомилась бытом и местным фольклором я узнала, что в нашей местности было развито плетение корзин и на основе этого можно поставить номер с корзинками. Требуются поиски новых путей использования народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и жанры танцевального фольклора, утратившие сегодня естественную почву для своего существования. Проведение праздников и смотров народного искусства могло бы заметно украсить и обогатить культурную жизнь. И все это не единственный возможный путь, надо искать и другие.

Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение. Поэтому вся наша надежда на ищущую, чуткую ко всему родном, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков талантливую молодежь.

Сохранение традиций танцевального фольклора и его органичное включение в современную хореографическую культуру является актуальной практической задачей для фольклористов, искусствоведов, балетмейстеров–практиков.

 

 


[1] Haстюкoв Г. A. Hapoдньrй Tанeц нa сaмoдеятельнoй сцене. (Cовeты бaлетмейстеpa). М., Пpoфиздaт, 1976. 64 с

[2] http://www.woldculture.ru/woculs-443-2.html

 

 

[4] http://www.pyatnitsky.ru/istoria-hora.html[4]

[5] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 195.)

[6] И.В.Смирнов Искусство балетмейстера: Учеб. пособие для студентов культ.-просвет, фак. вузов культуры и искусств. — М., Просвещение, 1986. — 192 с, 1 л. ил.: ил.

 

[7] И.В.Смирнов Искусство балетмейстера: Учеб. пособие для студентов культ.-просвет, фак. вузов культуры и искусств. — М., Просвещение, 1986. — 192 с, 1 л. ил.: ил. [7]

[8][8] Чёрный Артём Юрьевич, аспирант кафедры социальной работы и психолого-педагогических наук ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры

 

[9] интернет ресурс http://studbooks.net/661584/kulturologiya/hudozhestvennaya_samodeyatelnost_folklor#538 [9]

 

[10] Казаринова Т. А. «Хороводы и кадрили Пермской области»: Учебное пособие. -Пермь, 2002.

[11] «Хороводы и кадрили Пермской области» Казариновой Татьяны Алексеевны

[12] Казаринова Т. А. «Хороводы и кадрили Пермской области»: Учебное пособие. -Пермь, 2002

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.021 с.)