Значение и итоги периода застоя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение и итоги периода застоя



К сожалению, несмотря на то, что в эти годы страна жила очень размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по жизни СССР в дальнейшем. С падением цены на нефть обнажились все застойные явления и стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство только своими силами. Началась тяжелая эпоха перестройки.

В этот период возросла активность СССР на международной арене. Он оказывает активную помощь Вьетнаму в его борьбе против американской агрессии. Отношения со странами социалистического лагеря складывались по-разному. Самые сложные отношения были с Китаем; дело дошло до вооруженного конфликта на острове Даманском в 1969 г. В 1968 г. Начинается «Пражская весна», когда руководство КПЧ вступает на путь либерализации. Это вызвало недовольство руководства других стран. Положение Советского Союза на международной арене к середине 60-х гг. оставалось достаточно прочным. Он по праву считался одной из двух супердержав мира. Ни один вопрос мировой политики, имевший сколько-нибудь принципиальное значение, не решался без его участия, либо на основе переговорных процессов. Советская внешняя политика в 1965-1985 гг. как и в прежние годы имела несколько уровней: отношения с зарубежными коммунистическими и рабочими партиями, отношения с социалистическими странами, отношения с развитыми капиталистическими странами, отношения со странами «третьего мира».

Китайская Народная республика рассматривалась как потенциальный противник. Более тесное сотрудничество социальных стран осуществлялось в рамках организации Варшавского Договора и Совета экономической взаимопомощи. В Совет экономической взаимопомощи входили 11 государств: СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия. Темпы роста производства продукции в странах Совет экономической взаимопомощи был выше, чем в Европейском экономическом сообществе, а по выплавке металла, добыче угля, производству электроэнергии СССР занимал первое место.

В Чехословакию в августе 1968г. были введены войска стран-участниц Варшавского Договора. Эта акция вызвала осуждение большинства государств мировой общественности, в том числе со стороны международного коммунистического движения. Ее рассматривали как акт неприкрытой агрессии против суверенной Чехословакии. Тем не менее, со второй половины 60-х гг. здесь наметились позитивные изменения.

Особую роль сыграл визит в Москву французского Президента Шарля де Голля и последовавшие взаимные визиты советских и французских министров и глав правительств. В октябре 1971г. был подписан документ “Принципы сотрудничества между СССР и Францией”, который заложил хорошую основу для развития советско-французских отношений. С 1970г. начался период, который вошел в историю как период разрядки международной напряженности.

В частности, в конце 60-х гг. капиталистические страны Запада охватил энергетический кризис, а Советский Союз являлся крупнейшим экспортером энергоносителей. Продажа нефти и газа западным странам позволяла СССР развивать с ними взаимовыгодную торговлю. Наконец, к началу 70-х гг. между СССР и США установился паритет в военной области, наступила, по признанию американского президента Р. Никсона “эра переговоров”. И на Западе и на Востоке росло понимание недопустимости ядерной войны, в мире ширилось антивоенное движение, с которым правительство не могли не считаться.

Изменились отношения с США. В результате личных встреч Л.И. Брежнева и президента США Р. Никсона был подписан ряд документов, ограничивающий гонку вооружений. СССР выдвигает программу мира. В целом этот период характеризуется как разрядка. Однако он завершился после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических блоков продолжалось, начался новый виток гонки вооружений. В США начались разработки более разрушительных систем вооружения. В СССР был выдвинут лозунг “создания и поддержания военно-стратегического паритета”, равенства с США по всем видам вооружений. Были увеличены военные расходы, что самым катастрофическим образом отражалось на советской экономике. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценными. Наращивание гонки вооружений сопровождалось взаимными обвинениями и ростом недоверия.

В общественно-политической жизни 60-70-х гг. происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы волюнтаризмом Н.С. Хрущова свертывались начатые им преобразования. Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены планы на закупку сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались цены на закупку скота. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование.

В 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Она устанавливала одним из главных показателей предприятий объем реализованно<wbr>й продукции. На предприятии создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление

1966-1970 гг. было временем стабильного развития экономики. Валовый общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция – на 50%. Велись капитальные строительства и реконструкция действующих производств. Вступил в строй подшипниковый завод в Курске, завод автоматических линий в Костроме и атомного машиностроения в Волгодонске. К началу 80-х гг. в стране был создан мощный промышленный потенциал.

Реформы середины 60-х гг. не принесли нарастания трудностей в развитии сельского хозяйства. Увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу не приносило экономического эффекта. Как и прежде, допускались ошибки в политике планирования заготовок, устанавливались дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. Многие виды продукции продавались государству по символическим сдаточным ценам. Это и привело к убытку хозяйств.

В 60-80-е гг. развернулся всеобъемлющий кризис социализма, который захватил все сферы: экономику, политику, идеологию. С одной стороны в СССР был создан мощный индустриальный и научный потенциал, а с другой – экономика была плохо сбалансирована. Были полностью исчерпаны возможности для экстенсивного развития экономики. Советская система была не готова к глобальным переменам в характере развития мировой экономики. Отставал выпуск нового поколения электронно-вычислительных машин. Устойчиво обозначилась тенденция к падению промышленного и сельскохозяйственного производства.

Противоречия в развитии общества затруднили выполнение плановых социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. К началу 80-х-гг. почти 80% семей имели отдельные квартиры. Медленнее, чем планировались, росли реальные доходы населения.

Изменения в социальных, экономических и национальных отношениях, произошедшие в СССР, была призвана закрепить новая Конституция. Новый Основной Закон государства должен соответствовать нормам международного права и знаменовать собой достижения советской власти. 7 октября 1977 г. был утвержден Верховным Советом СССР текст Конституции. В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей – советского народа от диктатуры трудящихся к общенародному государству рабочих, крестьян и интеллигенции. Главным было закрепление роли КПСС как

«руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы».

К концу 1970 члены ЦК КПСС не были заинтересованы в каких-либо кадровых перестановках. Их средний возраст превысил 70 лет. По оценке историков Л.И Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Но в 1982 г. резко ухудшилось здоровье Л.И. Брежнева. После его кончины на его место выдвинулся Ю.В. Андропов.

За годы правления Андропов сделал попытку реформировать политическую верхушку общества, провести «кадровую революцию». Проходила активная чистка партийных кадров, ходе которой лишились своих мест 50 человек ЦК. Усилились санкции в отношении случаев коррупции, хищений, взяточничества и семейственности. Эти меры преследовали цель снизить социальную напряженность в обществе, возникшую в связи с многочисленным злоупотреблениями, прежде всего в торгово-распределительной сети. Одновременно укреплялась официальная идеология государства.

Внезапная смерть Андропова в феврале 1984 г. приостановила реализацию программы намеченных преобразований советского общества. Сменивший его К.У. Черненко, лишь обозначил возвращение к брежневской эпохе застоя в области экономики, идеологии и общественной жизни.

В марте 1985 г. на пост генерального секретаря ЦК КПСС избрали М.С.Горбачёва. В апреле 1985 г. был провозглашён курс на ускорение экономического и социального развития. По плану на XII пятилетку (1986-1990) наметили увеличение темпов роста за счёт повышения производительности труда и интенсификации производства. Предполагалось совершенствовать структуру управления народным хозяйством, стимулировать новые формы труда. Обещали усилить внимание к жилищному строительству, сфере услуг, образованию, здравоохранению, культуре.

Машиностроению отвели главную роль в реконструкции народного хозяйства. Это требовало больших капиталовложений. Такая позиция ослабила производство потребительских товаров, усилила инфляцию. В июне 1987 г. провозгласили переход от административных методов руководства народным хозяйством к экономическим. Вскоре приняли закон о государственном предприятии. Он расширил самостоятельность предприятий и права трудового кол-

лектива. В 1988 г. приняли законы о кооперации и об индивидуальной трудовой деятельности. Эти законы оказались несовершенными и неработающими в условиях командно-административной системы управления.

С 1989 г. руководство страны попыталось перейти к многоукладной экономике в аграрном секторе. Наряду с колхозами и совхозами появились агрокомбинаты, кооперативы арендаторов, фермерские хозяйства.

В 1989-1990 гг. провозгласили курс на переход к регулируемой рыночной экономике. Программа Г.Явлинского получила название "500 дней". Она предусматривала поэтапную передачу в частные руки торговых и промышленных предприятий, резкое сокращение государственного сектора в экономике. Принята была правительственная программа, которая растягивала этот процесс во времени. Сохранялся значительный контроль государства над промышленностью и сельским хозяйством.

С 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. оно составило 10 %. Падение производства привело к резкому ухудшению уровня жизни. К 1991 г. полки магазинов опустели, выстроились огромные очереди, ввели карточки не только на продукты питания, но и на товары первой необходимости. Инфляция возросла до 5-10 % в месяц. Страна находилась на грани экономической катастрофы.

Основная причина неудачи экономических реформ в том, что народное хозяйство продолжало работать по старой схеме. Реформы не затрагивали основ старой командно-административной системы.

На XXVII съезде КПСС в 1986 г. приняли новую редакцию Программы партии. 'Взяли курс на совершенствование социализма. Из программы было изъято положение о строительстве коммунизма в СССР. В 1987 г. Горбачёв провозгласил гласность. Ослабла цензура, прекратились политические преследования, из тюрем и ссылок возвратились диссиденты. В средствах массовой информации появилась критика в адрес руководства. Возобновилась реабилитация репрессированных.

В 1988 г. после XIX Всесоюзной партийной конференции началась реформа политической системы в СССР. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов. Выборы проходили на альтернативной основе. Первый съезд народных депутатов СССР состоялся в мае-июне 1989 г. На нём был избран Верховный Совет

СССР во главе с Горбачёвым. На III съезде в марте 1990 г. Горбачёв стал первым президентом СССР. Съезд отменил 6 статью Конституции, которая закрепляла существование в стране однопартийной системы. Вскоре появились Демократическая, Социал-демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая, Христианско-демок-ратическая партии и др. Одновременно шёл процесс распада КПСС. Коммунистическая партия разделилась на несколько группировок. Из КПСС начался массовый выход рядовых членов. Практически прекратили свою деятельность комсомольская и пионерская организации.

Во внешней политике главным стало стремление максимально снизить уровень противостояния со всеми странами. На XXVII съезде КПСС официально объявили об отказе от стремления добиться социалистического преобразования мира. В августе 1985 г. Советский Союз ввёл мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим странам поддержать его инициативу. После ряда встреч между Горбачёвым и президентом США Р.Рейганом советская и американская стороны подписали в декабре 1987 г. соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и малой дальности. Согласно договору было ликвидировано более 2,5 тысяч ракет. СССР пошёл на большие уступки чем США. В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Договор предусматривал ликвидацию части ядерного оружия.

В феврале 1988 г. Горбачёв объявил о выводе советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 г. все советские войска покинули эту страну. С 1985 г. постепенно улучшились отношения СССР с Китаем, Таиландом, Пакистаном, Южной Кореей, Чили, Южно-Африканской республикой, Израилем.

В 1989-1990 гг. во всех социалистических странах за исключением Кубы и Северной Кореи были свергнуты коммунистические режимы. К власти пришла оппозиция. СССР отказался от применения силы в подавлении антикоммунистического движения в Восточной Европе. В 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ. Весной 1991 г. распалась организация Варшавского Договора и Совет Экономической взаимопомощи. Начался вывод советских войск из Восточной Европы. В ноябре 1990 г. Горбачёв был удостоен Нобелевской премии мира. Прекратилось противостояние Востока и Запада. "Холодная война" закончилась.

40. Советская культура во второй половине 20 века.

После смерти Сталина общественно-политическая ситуация в стране существенно изменилась. Начавшиеся, хотя и в весьма ограниченных масштабах, процессы демократизации общественной жизни получили название «оттепели». Говоря о ее проявлениях, следует помнить, что в это понятие не вкладывалась необходимость реформирования всего существующего строя. Замысел реформ 50-х годов сводился к тому, чтобы, преодолев последствия культа лич­ности Сталина, дать обществу второе дыхание. Были реализованы крупные социальные программы, проведена широкая реабилита­ция, что позволило восстановить доброе имя многим тысячам людей. Среди них деятели художественной культуры, ставшие жер­твами беззакония: В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, О.Э. Мандель­штам, И.Э. Бабель, Г.И. Серебряков, В. Шаламов и другие.

В этот период был смягчен административно-командный диктат над культурой, более демократической стала система руководства ею. После длительного перерыва состоялись второй съезд писателей (1954), второй съезд композиторов (1957), первый съезд художников (1957). Стали регулярно проводиться совещания творческих работ­ников различных профессий. Оживлению культурной жизни спо­собствовали литературно-художественные журналы, число которых значительно возросло. Укреплению международных культурных контактов послужили впервые проведенные в Москве Международ­ный фестиваль молодежи и студентов (1957), Международный конкурс музыкантов им. П.И. Чайковского (1958) и Международ­ный кинофестиваль.

В художественной культуре произошли большие изменения. «Оттепель» отразилась прежде всего на литературе. Усиливались позиции демократически настроенной интеллигенции страны. Раз­вернулась борьба против лакировки действительности, парадного показа событий на страницах художественных и публицистических произведений. В печати, на собраниях и съездах писателей, встречах деятелей литературы и искусства с читателями развернулись дис­куссии по острым злободневным проблемам общественной жизни.

В эти годы в литературу пришло новое поколение писателей и поэтов, которых позднее стали называть «шестидесятниками». Сре­ди них поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, драматург В. Розов, песенники Ю. Визбор, А. Якушева и целая плеяда бардов. Их объединяла общая граждан­ская позиция: честность, смелость, неравнодушие ко всем болевым проблемам общества.

В художественной культуре тех лет сформировались определен­ные центры, ставшие оплотом новых исканий в литературе, театре, кинематографе. Одним из таких центров стал литературно-художе­ственный журнал «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский. Журнал стал рупором самых злободневных про­блем времени. Как редактор и гражданин Твардовский пытался пеоеменить не только характер современной литературы, но и внести в жизнь.начала демократии и гласности. В это время в журнале удалось напечатать несколько произведений на ранее за­прещенную тему репрессий. Так, впервые в литературе появилось имя А.И. Солженицына и первые его произведения: «Один день Ивана Денисовича», а чуть позднее «Матренин двор» и «Случай на станции Кочетовка», ставшие классикой русской литературы XX века. Когда «оттепель» пошла на убыль, деятельность «Нового мира» стала встречать все больше препятствий и в 1970 г. его редколлегия была распущена.

Другим таким центром стали молодые театры «Современник» (1957, гл. режиссер О. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964, гл. режиссер Ю. Любимов), Большой драматический театр в Ленинграде (гл. режиссер Г.А. Товстоногов).

В кино утвердился новый тип героя - простой, обыкновенный человек, привлекательный своим нравственным обликом. Создате­ли фильмов стремились донести до зрителя правду жизни, истори­ческую правду, бичевали недостатки и вызывали на размышления. В это время были созданы прекрасные фильмы: «Весна на Заречной улице», «Дело было в Пенькове», «Девчата», «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Судьба человека» и многие другие.

Новую жизнь приобрели лирические песни, особенно жанр «авторской песни», в которой смыкалось профессиональное и са­модеятельное творчество. В песнях Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Вы­соцкого, А. Галича создавался образ романтика и мечтателя.

В изобразительном искусстве утвердился «суровый стиль», со­четавший весомую, грубоватую правду повседневности с романти­ческими тенденциями (П. Никонов, В. Попков, А. и П. Смолины, Н. Андронов и другие).

Но говоря об «оттепели», отмечая прогрессивные явления куль­турной жизни страны, нельзя забывать о ее проблемах, противоре­чиях и о ее ограниченности. Это была реформа «сверху», «свобода творчества» инициировалась руководством партии и государства. Оно же определяло границы самой «свободы» и реформ. По суще­ству вся общественная жизнь и культура оставались подконтроль­ными, хотя и в меньшей степени, чем в период сталинщины.

Своеобразным «чистилищем» для деятелей культуры были встречи с руководителями партии и правительства (1957,1962,1963). На них идеологически жестко разбиралось творчество мастеров, давались некомпетентные оценки, навешивались ярлыки. Тон во всем этом задавал Н.С. Хрущев, который в грубой форме требовал от деятелей культуры четкого выполнения генеральной линии пар­тии.

Неудивительно, что в подобной атмосфере не могли увидеть свет выдающиеся произведения, которые уже были созданы: поэмы А. Твардовского «Теркин на том свете» и «По праву памяти», романы В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Бека «Новое назначение», А. Сол­женицына «Раковый корпус» и «В круге первом», рассказы В. Ша-ламова и др. Позорнейшим образом был затравлен и исключен из Союза писателей Б. Пастернак.

При всей своей противоречивости и непоследовательности «от­тепель» стала важным этапом общественного и культурного разви­тия страны. Она явилась попыткой прорыва к демократии, поворота к человеку, к его запросам и стремлениям. И она вызвала ответный порыв общества, взлет творческой энергии. Иной стала обществен­ная атмосфера, иными стали люди. Если бы реформы были про­должены, демократизация развита и углублена, возможно, и иным стало бы общественное развитие. Но этого не произошло. Партия и государство отказались от реформ, от углубления демократических процессов, что самым пагубным образом отразилось и на судьбах самой партии и общества в целом. Крушение «оттепели», сверты­вание реформ, попытка реабилитации сталинизма, подспудно на­раставшие кризисные явления в идеологии, политике, экономике сказались на всей общественной жизни, на художественной куль­туре.

Период 70-х - первой половины 80-х гг. был сложным и неод­нозначным в развитии художественной культуры страны. Непосле­довательные реформы 50-60-х гг. не могли изменить сущность командно-административной системы. Прежние методы управле­ния культурой продолжали действовать, хотя по форме они несколь­ко изменились. Причем в эти годы, чем сложнее становилось положение в стране, тем более ужесточался контроль партийных органов за литературой и искусством.

В этой ситуации творческая интеллигенция переживала сложные времена. Следствием процессов, происходивших в обществе, стало своеобразное расслоение культуры на два пласта: официальную культуру, поддерживаемую государством, и неофициальную - не признаваемую им. Одни активно участвовали в выполнении соци­ального заказа партии. Хотя, и здесь следует оговориться, произве­дения, созданные в этот период, были по своему уровню очень разные, ведь все в искусстве определяется мерой таланта.

Многие деятели культуры старались в рамках дозволенного донести до людей правду, пробудить мысль, вызвать протест. Боль­шой общественный резонанс вызвали произведения Ю. Трифонова «Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», А. Битова «Сад», «Дачная местность» и др. Заметным явлением в литературе этих лет стала «деревенская проза», представленная такими произ­ведениями, как «Привычное дело» В. Белова, «Пряслины» Ф. Аб­рамова, «Мужики и бабы» Б. Можаева. В этих произведениях нашли отражение судьбы и мысли простых людей, их взаимосвязь с историей своего народа, с природой, поиск нравственных ориенти­ров.

Борьбу за идеалы гуманизма, свободу мысли и творчества вел театр. Такие спектакли, как «Соло для часов с боем», «Заседание парткома» во МХАТе, «А зори здесь тихие», «Гамлет» в Театре на Таганке и другие вышли за рамки только культурной сферы, стали заметным явлением общественной жизни страны. Подлинным ку­миром публики был А.И. Райкин. Его сатирические спектакли являлись образцом бескомпромиссной борьбы с пошлостью, бю­рократизмом, безнравственностью.

Но много талантливых спектаклей, книг, кинофильмов и других художественных произведений с трудом доходило до зрителя. За каждое из них шла борьба, приходилось преодолевать массу бюрок­ратических инстанций и цензурных рогаток. Многие произведения попадали на полки фильмохранилищ, в спецхраны и архивы КГБ. Такая судьба постигла кинофильмы А. Тарковского, К. Муратовой, А. Германа. В 1970 г. власти вынудили А. Твардовского покинуть пост главного редактора «Нового мира», в 1974 г. разогнали выставку художников-авангардистов («бульдозерная выставка») и т. д.

В этих условиях те деятели культуры, которые не хотели при­спосабливаться, уезжали за границу. Покинули страну главный режиссер Театра на Таганке Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тар­ковский, художники О. Целков и М. Шемякин, поэты И. Бродский, Н. Коржавин, писатели В. Некрасов, С. Довлатов, принуждены выехать за рубеж А. Галич, В. Войнович. Был выслан из страны и лишен гражданства писатель А. Солженицын.

Многие представители литературы и искусства были вынуждены находить пласт неофициальной культуры, которая объективно ста­новилась культурой протеста, свободной культурой, бунтующей и правдивой. Она проявилась прежде всего в той сфере, которую было труднее контролировать и где было больше технических возможно­стей для распространения. Таким жанром стала авторская песня, а ее признанными лидерами - В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава.

Своеобразным пластом неофициальной массовой культуры ста­ла рок-музыка. В текстах, исполняемых многочисленными «под­польными» рок-группами песен, звучал протест, несогласие с фальшью, провозглашалась свобода. Широкое распространение в среде интеллигенции получил «самиздат». Кроме отдельных работ функционировали машинописные журналы: «Метрополь», «Вече», «Память», «Поиски» - в Москве, «Сигма», «37», «Часы» - в Ленин­граде, «Украинский вестник» - на Украине, «Золотое руно» - в Грузии и др. В них печатались неизданные произведения М. Бул­гакова, В. Шаламова, А. Солженицына, А. Галича, В. Высоцкого, В. Аксенова, А. Битова, Ф. Искандера и многих других авторов.

Период 70-х - первой половины 80-х годов называют «застойным». Однако к художественной культуре это понятие однозначно применить нельзя. Те процессы и творческие поиски, которым дала импульс «оттепель», продолжались и в последующие годы, несмотря на сохранение прежней административно-командной системы уп­равления. Лучшие традиции отечественной культуры продолжали развиваться в произведениях истинных мастеров как признанных, так и непризнанных официально.

И тем не менее, к середине 80-х годов Экономика, общество, культура уже находились в состоянии кризиса, который нужно было преодолевать. Такая попытка была предпринята во второй половине 80-х годов, получив название перестройки. Это была как бы вторая советская "оттепель", в ходе которой ее зачинателями мыслилось построить «социализм с человеческим лицом», то есть гуманное, правовое общество, избавив его от всех пороков, наслоений, дефор­маций.

Перестройка началась с процесса демократизации, сначала ог­раниченной, затем все более широкой. В ходе последовавшей в 1988 г. реформы политической системы были вызваны к активной деятельности новые политические и общественные силы, в движе­ние пришло все общество. Развитие демократических процессов стремительно нарастало, сделало откат назад невозможным, приве­ло в конечном итоге к крушению социалистического строя, к отказу значительной части населения от самой коммунистической идеи и распаду СССР.

Таким образом, период с 1985 г. по настоящее время - это период все ускорявшегося демонтажа тех основ, на которых держа­лось наше общество семь с лишним десятилетий. Конечно, рядом с разрушительными процессами в экономической, политической и духовной сферах возникали и развивались созидательные.

Вся эта сложная гамма явлений находила свое непосредственное отражение в художественной культуре. На начальном этапе пере­стройки явно прослеживалось стремление доделать то, что не было завершено в годы «оттепели»: сказать всю правду о сталинизме, осуществить полностью процесс реабилитации, правдиво восстано­вить нашу историю. Нужно было сказать правду и о застое.

В этот период лидирующее место в художественной жизни заняла публицистика. Все активнее проявляли себя телевидение и радио. Поток материалов был велик, интересен и подчас сенсаци­онен. В них нашли отражение трагические страницы нашей недав­ней истории, судьбы людей, критика недостатков и пороков социалистического общества.

Эти же темы получили свое воплощение в художественной литературе, театре,- кино. В произведениях Ч. Айтматова «Плаха», В. Распутина «Пожар», В. Астафьева «Печальный детектив», А. Ры­бакова «Дети Арбата», Д. Гранина «Зубр», В. Дудинцева «Белые одежды» и др. отражены животрепещущие проблемы истории и современности. Несомненным интересом зрителей пользовались поставленные в ряде театров спектакли «Диктатура совести», «Бре­стский мир» М. Шатрова и др. Огромный резонанс получил фильм Т. Абуладзе «Покаяние» (1987), в условно-символической, метафо­рической форме выразивший суть тоталитаризма.

В первые годы перестройки в нашу культуру возвратились произведения Н. Гумилева, М. Цветаевой, А. Ахматовой, В. Хода­севича, В. Набокова, А. Платонова. Вышли в свет романы В. Грос­смана «Жизнь и судьба», Б. Пастернака «Доктор Живаго». На художественных выставках появились полотна авангардистов 20--30-х гг. П. Филонова, В. Кандинского, К. Малевича, А. Лентулова, М. Шагала.

Конец 80-х - начало 90-х годов ознаменовался дальнейшим углублением преобразований в нашем обществе. Усилилась тенден­ция политизации культурной жизни. Деятели культуры все активнее включались в политическую жизнь страны. Стали народными де­путатами академик Д. Лихачев, артисты М. Ульянов, О. Басилаш­вили, К. Лавров, писатели Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Распутин, Ч. Айтматов, поэты Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Д. Кугульдинов, что свидетельствовало о признании роли деятелей культуры в подготовке общественных преобразований, уважении и доверии к ним.

В сфере художественной культуры развернулась острая идейная и политическая борьба: партократы противостояли демократам, неозападники - неославянофилам и т. п. Это противостояние за­тронуло все виды художественного творчества, все творческие кол­лективы. Борьба шла на съездах, пленумах писателей, художников, кинематографистов, театральных деятелей. Раскалывались творче­ские организации, коллективы, менялось их руководство.

Важным явлением культурной жизни начала 90-х годов стал приход совершенно нового пласта литературы - антисоветских, антикоммунистических произведений представителей послеоктяб­рьской эмиграции, воспоминаний белогвардейцев, произведений дореволюционных политических деятелей и т. д. Пришла к читателю и диссидентская литература (В. Максимов, А. Синявский, А. Зи­новьев и др.). Появились публикации книг, статей зарубежных историков, философов, экономистов, социологов, считавшихся ра­нее у нас фальсификаторами.

Эти годы прошли под знаком возвращения религии и церкви в общественную жизнь страны, в души многих людей. Стала изда­ваться религиозная литература, люди потянулись в храмы. Священ­нослужители принимали все более широкое участие в общественной жизни, некоторые из них стали народными депутатами.

И наконец, этот период был отмечен мощным притоком в нашу страну западной массовой культуры, в большинстве своем низкого уровня.

Современный этап развития отечественной культуры сложен, противоречив, подчас парадоксален и драматичен. Главное, что произошло в начале 90-х годов, - распад СССР, переориентация всего социально-экономического, политического и духовного раз­вития общества. Переход общества из одного состояния в другое - всегда болезненный процесс, затрагивающий судьбы отдельных людей и целых народов, тем более, что он сопровождается проти­воборством, разделом, кровопролитием.

Драматические страницы нашей современной истории пагубно отражаются на состоянии художественной культуры. Положение ее серьезно обострилось в связи с переходом к рынку, с которым культура оказалась один на один. В катастрофическом положении находится ее материальная база, так как государство из-за тяжелого финансового положения не оказывает ей необходимую поддержку. Население также неспособно материально поддерживать культуру (платить значительные суммы за посещение театров, кино, выста­вок, музеев и т. п.). Коммерческие структуры, работающие в сфере * культуры, стараются представить то, что дает сиюминутную прибыль (рок-концерты, шоу-программы, западные фильмы и все это в подавляющем большинстве низкого художественного уровня). И не виной тому сама массовая культура. Дело в ином, коммерциализа­ция, во-первых, снижает планку требований к художественному уровню этой культуры, во-вторых, формирует невысокие вкусы и потребности людей и, в-третьих, в погоне за прибылями обрекает на забвение серьезные творческие достижения культуры.

Деятели культуры с тревогой говорят о духовной деградации общества, о падении образовательного уровня, неразвитости вкуса, смещении нравственных критериев, росте преступности, наркома­нии, проституции, пьянства. Беспокоит подрыв национальных кор­ней культуры, разрыв культурных связей народов бывшего СССР. Все это в совокупности может повлечь за собой культурную дегра­дацию общества.

Сегодня отечественная культура нуждается в помощи как со стороны государства, так и со стороны всего общества. Очевидно, что без культуры и цивилизованности Россия не поднимется на ту высоту, которой она достойна.

41. Распад СССР. Становление новой российской государственности. Россия на пути радикальных социально-экономических реформ.

12 июня 1990 г. I съезд народных Депутатов принял Декларацию о Государственном суверенитете РФ. К этому времени другие союзные республики уже провозгласили свою независимость (Литва, Латвия, Эстония и др.). Россия не могла оставаться с стороне от этого процесса. При своей политической и экономической значимости для страны Россия была той республикой, которую командно-бюрократическая система истощила особенно сильно.

Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономическими причинами. К этому времени выявилась неспособность центра вывести страну из кризиса. Руководство России стремилось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г. параллельно разрабатываются две экономические программы - правительственная (Н.И. Рыжков) и программа "500 дней" (С. Шаталин - Г. Явлинский), за которой стояло Российское руководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их регулируемость государством. Программа "500 дней" была рассчитана на максимальное ускорение рыночных процессов.

Переход России к рынку (октябрь 1991 г.) резко обострил противостояние центра и республик, "война законов" переросла в новую стадию. Вступило в высшую фазу и соперничество союзного и российского лидеров - Горбачева и Ельцина. В основе его лежала борьба за власть. В июне 1991 года первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин.

Августовский путч 1991 года (ГКЧП) ускорил распад СССР. 8 декабря 1991 г. в беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии (С. Шушкевич), РФ (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук), подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединились еще 8 республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев в связи с прекращением существования СССР сложил свои полномочия. Россия вступила на путь самостоятельного существования.

России предстояло решать вопросы государственного устройства, социально-экономического и духовного возрождения.

У государственной власти и демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры.

Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из состава РФ. Местные правящие элиты стремились вырваться из подчинения центру. Это могло привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа провозгласили суверенитет и выступили с территориальными претензиями к России.

В этих условиях политика центра не была последовательной. Не были разоружены формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.045 с.)