Внешняя политика Екатерины II. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика Екатерины II.



Новый территориальный рост России начинается с воцарением Екатерины II. В 1772 году состоялся первый раздел Речи Посполитой. По нему Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская); по второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила области: Минскую, Волынскую и Подольскую; по третьему (1795—1797 гг.) — литовские губернии (Виленскую, Ковенскую и Гродненскую), Чёрную Русь, верхнее течение Припяти и западную часть Волыни. Одновременно с третьим разделом присоединено было к России и герцогство Курляндское.

После первой турецкой войны Россия приобретает в 1774 году важные пункты в устьях Днепра, Дона и в Керченском проливе (Кинбурн, Азов, Керчь, Еникале). Затем, в 1783 году присоединяется Балта, Крым и Кубанская область.

Следующая война с Турцией произошла в 1787-1792 годах и являлась безуспешной попыткой Османской империи вернуть себе земли, отошедшие к России в ходе Русско-турецкой войны 1768-1774, в том числе и Крым. Здесь также русские одержали ряд важнейших побед: сражение при Рымнике, взятие Очакова и Измаила, сражение под Фокшанами, сражение у Фидониси, у мыса Тендра и при Калиакрии (1791). В итоге Османская империя в 1791 году была вынуждена подписать Ясский мирный договор, закрепляющий Крым и Очаков за Россией, а также отодвигавший границу между двумя империями до Днестра.

При царе Ираклии II (1762—1798) объединённое Картлийско-Кахетинское государство значительно усиливается, растёт его влияние в Закавказье. Ираклий обратился к России для защиты от Персии и Турции. В 1769—1772 годах незначительный русский отряд под командованием генерала Тотлебена воевал против Турции на стороне Грузии. В 1783 году Россия и Грузия подписали Георгиевский трактат, устанавливающий российский протекторат над царством Картли-Кахети в обмен на военную защиту России.

Пользуясь тем, что Россия вступила в войну с Турцией, Швеция в 1788 году развязала с ней войну за возвращение ранее утерянных территорий. Вступившие на территорию России войска были остановлены генерал-аншефом В. П. Мусиным-Пушкиным. После ряда морских сражений, не имевших решительного исхода, Россия разгромила линейный флот шведов в сражении под Выборгом, но из-за налетевшего шторма потерпела тяжелое поражение в сражении гребных флотов при Роченсальме. Стороны подписали в 1790 году Верельский мирный договор, по которому граница между странами не изменилась.

В 1764 году нормализовались отношения между Россией и Пруссией и между странами был заключён союзный договор. Этот договор послужил основой образованию Северной системы — союзу России, Пруссии, Англии, Швеции, Дании и Речи Посполитой против Франции и Австрии.

В третьей четверти XVIII в. шла борьба североамериканских колоний за независимость от Англии — буржуазная революция привела к созданию США. В 1780 г. русское правительство приняло «Декларацию о вооруженном нейтралитете», поддержанную большинством европейских стран (суда нейтральных стран имели право вооруженной защиты при нападении на них флота воюющей страны).

В европейских делах роль России возросла во время австро-прусской войны 1778-1779 годов, когда она выступила посредницей между воюющими сторонами на Тешенском конгрессе, где Екатерина по существу продиктовала свои условия примирения, восстанавливавшие равновесие в Европе. После этого Россия часто выступала арбитром в спорах между германскими государствами, которые обращались за посредничеством непосредственно к Екатерине.

19. Культура России 18 века.

Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, проведения) уступает место рационализму.

Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи “Батыева разорения”). Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

XVIII в. характеризуется на Руси поздним феодализмом. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период были формирование и развитие национальной русской культуры.

Появляются новые сферы культуры: наука-, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др. В это же время укрепляются связи с другими западными государствами, например с Германией, Польшей, Италией, Голландией.

С распространением школ увеличилось число учебной литературы («Букварь», «Грамматика славянская»). Значительно был упрощен русский алфавит. На развитие отечественной культуры XVIII в. оказало влияние возникновение периодической печати, которая использовалась главным образом в целях просвещения. В 1714 г. открылась первая государственная библиотека, ставшая основой для библиотеки Академии наук. В 1719 г. открылся первый русский музей — Кунсткамера, куда в дальнейшем стекались произведения искусств, естественно-научные и исторические коллекции. С 1 января 1700 г. начинается новое летоисчисление.

К середине XVIII в. происходит активное становление науки, что было связано в первую очередь с потребностями государства. Появляется большое количество изобретений. Были организованы серии экспедиций, во время которых сделан ряд открытий в области этнографии, минералогии, лингвистики, ботаники и других наук. Итогом петровских преобразований стало открытие Академии наук в 1725 г. Развитию русской науки способствовали исследования ученых-иностранцев. Однако огромную роль в ее формировании сыграли и выходцы из крестьянской среды; М. Ломоносов, М. Головин, И. Лепехин, В. Зев, А. Нартов. Одним из самых выдающихся ученых-новаторов того времени был Ломоносов, сделавший немало для развития химии, физики, истории, литературы и некоторых других наук. Для литературы характерны новые тенденции развития.

В поэзии широкое распространение получает торжественная лирика: «канты», «виваты», а также зарождается лирика любовная, что было связано с интересом к человеческой личности. Во второй половине XVIII в. активно развивается классицизм. Для него прежде всего были характерны гражданский пафос и, просветительские тенденции {А. Кантемир, М. Ломоносов, В. Тредиакоеский, В. Майков, М. Херасков, А. Сумароков). В конце XVIII в. начинает развиваться сентиментализм, родоначальником которого был Н. Карамзин. Серьезные изменения произошли и в музыке. Уже с середины XVIII в. очень популярной в аристократических кругах становится опера, где исполнялись произведения итальянских и русских композиторов (Е. Фомин, Д. Бортнянский). В этот же период появилась камерная лирическая песня — романс.

С 1709 г. возникают первые русские общедоступные театры. Преобразования коснулись архитектуры и градостроительства. В градостроительстве преобладает четкая планировка площадей, улиц, дворцов, административных зданий. Центром новых архитектурных веяний был Санкт-Петербург, В середине XVIII в. усилилась тенденция к скульптурной экспрессии форм. Появляются мотивы пятиглавия, ярусности. К первой половине XVIII в. относится строительство городов-крепостей, городов-заводов (Таганрог, Азов, Воронеж, Оренбург, Тверь). К этому времени относится деятельность представителей западноевропейской архитектурной школы (Ф. Растрелли, А. Ринальди). Среди русских архитекторов одним из первых, работающих в рамках классицизма, был А. Кокоринов. Известным в то время был и В. Баженов, украсивший облик Москвы. Высокого развития в XVIII в. достигла живопись. Формируется портретное искусство, что было связано главным образом с интересом к личности человека. Самыми известными портретистами начала века были И. Никитин, С. Строганов, А. Матвеев, братья Зубовы. В конце XVIII в. выдвигается целая плеяда талантливых художников: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.

Просвещение 18 века

Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные—на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские — в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание — 1707 г.).

“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.

В середине—второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы — для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.

Для обучения дворян возможностей было больше — частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.

Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней — университет и гимназия. В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И. И. Трубецкого, он родился в 1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где получил образование. Немало путешествовал по Европе. Затем с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел. В 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его.

В начале 1762 г. император Петр III вызвал его в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры — в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений—Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом (“воспитательным обществом благородных девиц”).

В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества — дать ему хорошее общее образование и 'нравственное развитие (“облагорожение сердца”). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты). Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять.

Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен — они возвращались в него после окончания своего обучения. Однако усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.

Фольклор

В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах и сказках, пословицах и поговорках, бытовых и исторических песнях. Сберегалась историческая память о временах киевских богатырей и Куликовской битвы. Грозного царя и Смуты начала XVII в. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.

Во многих произведениях народного творчества их составители показывают “свирепство” помещиков, подневольное положение крепостных. “Куда ты ни сунься,— везде господа”,— сетует анонимный “Плач холопов”. Столь же горестно смотрят на свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).

Литература

В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.

В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни:

в них мы встретим живые образы людей той поры — то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы (“Повесть о Фроле Скобееве”), то дворян и купцов—поклонников европейских нравов и удовольствий (“О российском матросе Василии”, “История о Александре, российском дворянине”, “История о российском купце Иоанне”).

В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты — пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России — А. Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.

Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова, его главы, М.М.Хераскова (тоже из молдаван), В. И.Майкова, Я. Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н. М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в “Бригадире” и “Недоросле” метко, реалистично описывает жизнь помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.

Творчество Г. Р. Державина также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А. С. Пушкина.

20. Россия в первой четверти 19 века. Экономическое развитие. Политические процессы. Павел 1. Александр 1.

Экономика. В первой четверти XIX в. можно выделить следующие особенности в развитии экономики страны:

- Социальная система и политический строй сдерживали развитие промышленности и сельского хозяйства. Стране остро не хватало свободных капиталов. Самое богатое сословие – дворянство предпочитало тратить денежные средства на предметы роскоши и личные нужды, а не вкладывать их в производство. Самодержавие, опираясь на дворян, не поддерживало молодую российскую буржуазию. В результате она была слабой экономически и не имела политического влияния, как в европейских странах.

- Крепостничество тормозило модернизацию страны. Были ограничены источники формирования рынка рабочей силы. В условиях бесплатного крепостного труда не использовались технические новинки (паровые машины И.Ползунова, изобретения И.Кулибина) и новаторские методы работы. Мешала развитию рыночных отношений и низкая покупательская способность основной массы населения России – крестьянства.

- Слабость путей сообщения также не способствовала бурному экономическому росту. Для России были характерны грунтовые и водные пути сообщения, которые не соответствовали торговым и военно-стратегическим потребностям страны. Необходима была развитая сеть железных дорог.

В первой четверти XIX в. Россия по-прежнему аграрная страна. Нарастает ее технико-экономическое отставание от ведущих мировых держав. Положение дел еще более осложнило участие страны в многочисленных войнах начала столетия, которые значительно подорвали ее экономику. Для дальнейшего развития государства требовалось не только серьезное реформирование экономической и политической систем, но и техническое перевооружение промышленности.

Первая четверть XIX в. – это рождение русского машиностроения. На промышленных выставках в Петербурге и Москве, проходивших в конце 20-х – нач.30-х г.г. были представлены паровые машины, токарные станки и сеялки.

На Волге, Днепре, Черном и Азовском морях развивалось пароходство. В 1815 г. в Петербурге на машиностроительном заводе Берда был построен первый отечественный пароход «Елизавета».

Продолжался процесс разложения натурального хозяйства и проникновения товаро-денежных отношений в деревню. Чтобы купить промышленные товары, крестьянам и дворянам необходимо было продавать свою продукцию. Вместе с тем труд крепостных был малоэффективен. На своем участке крестьянин работал в два раза производительнее, чем на господском поле. Большинство помещиков увеличивали свой доход за счет повышения оброка и увеличения барщины, которая в черноземных губерниях составляла 5 дней в неделю.

В целом, в сельском хозяйстве в первой четверти XIX в. преобладали крепостнические отношения. Расширение сельскохозяйственного производства происходило в основном за счет усиления эксплуатации крепостного крестьянства.

 

Активно развивалась российская торговля. Наряду с ярмарками все большее распространение получала магазинная торговля, особенно в крупных городах. Все более разнообразным становился ассортимент товаров. Продолжала расти и внешняя торговля, в основном за счет вывоза сельскохозяйственной продукции и сырья. Изменился характер импорта: больше стало ввозиться машин и оборудования, меньше – готовой продукции.

В целом, несмотря на технико-экономическое отставание России от ведущих европейских стран, вызванное, прежде всего своеобразием ее социально-политической системы, в стране не было экономического кризиса, и постепенно внедрялись капиталистические элементы.

Внутренняя политика. Александр I вступил на престол 12 марта 1801 года, на следующий день после дворцового переворота. Об императоре остались в истории самые противоречивые свидетельства современников. П. Вяземский назвал его «сфинксом, не разгаданным до гроба». И это определение очень емко характеризует императора, чей внутренний мир был закрыт от посторонних. Александр воспитывался при дворе своей бабушки Екатерины Великой, которая хотела передать ему престол в обход своего нелюбимого сына Павла. Сам этот факт формировал в мальчике определенное лицемерие и скрытность. Воспитателем молодого великого князя был швейцарец, приверженец идей Просвещения Ф.С. Лагарп. Он познакомил будущего монарха с европейскими идеями конституционализма и либерализма. Будучи наследником престола, Александр не раз говорил своим друзьям, что мечтает дать народу конституцию, устроить его жизнь и удалиться в маленький домик где-нибудь на берегах Рейна.

Царствование Александра I можно условно разделить на два периода, границей между которыми будет Отечественная война 1812 года. Первый период ознаменован проведением ряда либеральных реформ, второй – характеризуется консервативными тенденциями.

Вокруг молодого царя сложился кружок друзей, получивший название Негласный комитет (граф П.А. Строганов, его двоюродный брат Н.Н. Новосильцев, польский князь А.А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей). Именно на этот круг близких соратников и опирался император в своей реформаторской деятельности. Первые изменения касались исправления некоторых деяний Павла I: были помилованы 12 тыс. человек, пострадавших от павловского режима, открывались границы российского государства, вновь разрешалось ввозить европейские книги и товары, отменялись запреты в одежде. Заседания Негласного комитета начались с июня 1801 г. и регулярно проводились около года. На повестке дня стояло три вопроса: крестьянский, реформа государственного аппарата и просвещение.

Наиболее сложным для России был крестьянский вопрос. Негласный комитет обсуждал возможность отмены крепостного права, опираясь на опыт западноевропейских стран. Однако до реальных мер дело так и не дошло. Правительство опасалось лишиться поддержки дворянства, в большинстве своем поддерживающим систему крепостничества. Тем не менее, был сделан ряд шагов по изменению положения крестьянства. В 1801 г. было прекращено пожалование дворянам государственных крестьян, в газетах запретили печатать объявления о продаже крепостных, отменялась монополия дворян на землю. Александр предоставил право покупать незаселенные земли купцам, мещанам, государственным и удельным крестьянам.

Самой крупной мерой в крестьянском вопросе стал «Указ о вольных хлебопашцах» 1803 г., согласно которому разрешалось освобождать крестьян с землей за выкуп. Царь надеялся, что таким образом помещики сами решат крестьянский вопрос. Однако эти надежды не оправдались. За все 25 лет царствования Александра I было отпущено приблизительно 0,5% от общего числа крепостных.

Наиболее успешным оказалось реформирование государственного аппарата (1802-1811). Петровские коллегии заменялись на 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. От коллегий они отличались принципом единоначалия и прямой ответственностью министра перед императором. Для координации работы министерств и обсуждения общих вопросов управления страной учреждался Комитет министров. Сенат был объявлен высшим административным, судебным и контролирующим органом империи. С 1810 г. роль совещательного органа при императоре стал играть Государственный совет. Для организации его деятельности создавалась Собственная Его Императорского величества Канцелярия во главе с Государственным секретарем. Реформа привела к усилению централизации в государственном управлении и формированию профессиональной бюрократии.

Дальнейшая разработка реформирования государственного аппарата была поручена М.М. Сперанскому. В 1809 г. он подготовил проект радикальной государственной реформы, в основу которой лег принцип разделения властей. Законодательная власть должна была принадлежать Государственной Думе, избираемой в ходе многоступенчатых выборов; исполнительная – министерствам» судебная – Сенату. Предварительно все законопроекты должен был рассматривать Государственный совет, (единственный практически созданный орган власти). Предусматривалось также предоставление гражданских прав не только дворянам, но и купцам, мещанам и государственным крестьянам.

Проект вызвал серьезные протесты консервативных кругов, идеологом которых стал известный историк и писатель Н.М. Карамзин. В своей записке «О древней и новой России» он настаивал на том, что только сохранение старых порядков спасет Россию. Сперанский оказался в изоляции, его проект был отклонен, а он сам был отправлен в отставку и сослан сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Россия значительно отставала от Запада в сфере образования, остро ощущалась нехватка образованных и грамотных людей. Эти обстоятельства заставили правительство уделить большое внимание реформе просвещения. В начале XIX в. окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В основу школьной реформы были заложены принципы бессословности образования, бесплатного обучения на ранних ступенях, и преемственности в учебных программах. В каждом губернском городе была создана гимназия, в каждом уездном городе – уездное училище. В сельской местности создавались приходские училища. В них принимались даже дети крепостных крестьян. Правда, дальнейшее обучение было для них закрыто. Для детей дворян было открыто престижное учебное заведение – Царскосельский лицей. Было основано 5 новых Университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский и Петербургский. В Москве и Петербурге появились и первые педагогические вузы. Университетам предоставлялась широкая автономия: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд и т.д.

Победа России в войне с Наполеоном и возросшая в связи с этим популярность царя, казалось, открывали Александру новые возможности в его реформаторской деятельности. Либеральное дворянство надеялось на введение в России конституционных порядков, элиты национальных окраин – на предоставлении большей автономии. Но ни один из новых проектов реформ (крестьянской - А.А. Аракчеева, конституционной - Н.Н.Новосильцева) царь так и не подписал. Напротив, был сделан ряд контрреформаторских шагов: были изданы указы, которые вновь разрешили помещикам ссылать крестьян в Сибирь, а крепостным запрещалось подавать жалобы на своих хозяев, усилилась цензура, урезалась автономность Университетов. По инициативе А.А. Аракчеева были введены военные поселения с целью сокращение расходов на армию и повышения воинской дисциплины. При этом государственные крестьяне, проживающие в районах Северо-Запада и Юга, становились еще и солдатами, и обязаны были совмещать военную службу с хозяйственными работами. Крестьянская жизнь стала строго регламентироваться по военному образцу. Это вызвало многочисленные восстания государственных крестьян, наиболее крупным из которых было Чугуевское восстание 1819 г. на Украине. В ходе подавления восстания насмерть засекли 250 человек, более 2000 участников было арестовано.

Политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. получила название «аракчеевщина» (Аракчеев занимал важнейшие государственные посты и был ближайшим другом Александра в этот период). Она характеризовалась ужесточением полицейского режима, укреплением бюрократизма и усилением цензуры (в периодической печати и литературе). В последние годы своей жизни Александр перестал интересоваться государственными делами, увлекся религией и мистицизмом. 19 ноября 1825 года он неожиданно умирает в Таганроге. Таинственная и загадочная кончина царя вдали от столицы породила легенду о старце Федоре Кузьмиче: император скрылся от всех в сибирский монастырь, где спокойно доживал свои дни.

Движение декабристов. Отечественная война 1812 г., заграничные походы русской армии и знакомство с деятельностью либеральных и революционных «тайных организаций» Европы оказали огромное влияние на политические умонастроения российского дворянства. Следствием этого стало появление «движения декабристов» (так оно впоследствии было названо историками из-за событий 14 декабря 1825 г.) Идейную основу деятельности декабристов составляли либеральные идеи французских просветителей - Вольтера, Руссо, Монтескье и др., а так же российская традиция «свободомыслия» (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др.). Движение декабристов не было массовым, в нем участвовали лишь часть высшей российской аристократии и офицерского корпуса.

Первая тайная офицерская организация - Союз Спасения - возникла в 1816 г. в Петербурге. Его главой стал полковник Генерального штаба А. Муравьев. В 1818 г. на его основе возник Союз благоденствия. Главными целями здесь провозглашалось: введение Конституции и уничтожение крепостного права. Однако принципиальные споры вызвали вопросы будущего государственного устройства (республика или конституционная монархия) и средства достижения политических целей (мирные или насильственные). Идейные и тактические разногласия привели к самороспуску Союза благоденствия в 1821 г. Однако тайная деятельность на этом не завершилась. Вскоре возникли две новых организации.

В марте 1821 г. в Тульчине возникло Южное общество, во главе с П.И. Пестелем и А.П. Юшневским. Программу общества «Русская правда» разработал Пестель, назвавшей ее в память о древнерусском своде законов. По замыслу Пестеля, Россия должна была стать республикой. Крепостное право отменялось, и весь земельный фонд страны делился на частновладельческий и крестьянский, который передавался освобожденным крестьянам. Кроме того, ликвидировалось сословное деление общества, провозглашались гражданские свободы: слова, печати, вероисповедания, равенства всех перед судом, передвижения. Пестель считал, что достичь этих целей можно тактикой «военной революции». «Русская правда» должна была служить наказом Временному революционному правительству с диктаторской властью на 10 лет.

Во главе Северного общества, которое также возникло в 1821 г. в Петербурге, стояла Дума, в состав которой входили С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев и Е.П. Оболенский. Программа общества была изложена в «Конституции» Никиты Муравьева и она отличалась более умеренными взглядами, чем «Русская правда». Согласно «Конституции» Н.М. Муравьева, Россия становилась конституционной монархией. Провозглашались и гражданские свободы. Крепостное право отменялось, но аграрный проект Муравьева был более чем умеренным. Основные земли оставались в руках помещиков, крестьяне получали всего лишь две десятины земли на душу, им предлагалось работать на помещика по найму. Члены Северного общества также предполагали организовать вооруженное выступление при смене императоров на престоле, но были против диктатуры Временного правительства. Они считали, что решить вопрос о форме государства после революции должно Учредительное собрание.

Для выработки общей программы действий Пестель в 1824 г. прибыл в Петербург. И хотя ему не удалось убедить Северное общество принять его «Русскую правду», обе организации договорились о совместном выступлении летом 1826 г. Но дальнейшее развитие событий серьезно скорректировало эти планы.

21. Внешняя политика России в первой четверти 19 века. Война 1812 г.

Внешняя политика. Во внешней политике Александра I можно выделить два направления:

- ближневосточное – борьба за укрепление позиций России в Закавказье, на Черном море и на Балканах;

- европейское – участие России в войнах против наполеоновской Франции.

Россия стремительно расширяла свое присутствие в Закавказье. В 1801 г. в ее состав вошла Восточная Грузия, в 1803 г. – Мингрелия, в 1804 г. – Имеретия, Гурия и Гянджа. В 1806 г. Россия присоединила Осетию. Эти обстоятельства вызвали активное неприятие со стороны Ирана и Турции, которые также претендовали на эти земли. Разразилась русско-иранская война (1804-1813), в ходе которой к России отошла основная часть Азербайджана. Вскоре началась и русско-турецкая война (1806-1812). Турки вынуждены были признать приобретения России, кроме того, Россия получила Бессарабские земли, а Сербия получила автономию в составе Турции.

Главной задачей внешней политики России в начале XIX века оставалось сдерживание французской экспансии в Европе. Придя к власти, Александр I возобновил торговлю с Англией, но поначалу опасался идти на открытый разрыв с Францией. Он последовал лишь в 1804 г.

В июле 1805 г. оформилась третья антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Австрии, Швеции и Неаполитанского королевства. Однако, в результате побед Наполеона над силами союзников под Ульманом 8 октября 1805 г. и сокрушительного поражения русско-австрийских войск под Аустерлицем 20 ноября 1805 г. (Россия потеряла почти 15 тыс. солдат и офицеров, около 20 тыс. русских и австрийцев попали в плен), коалиция распалась.

В 1806 г. была создана новая, четвертая антифранцузской коалиция (Англия, Россия, Швеция, Пруссия). И на этот раз военный успех сопутствовал Франции. Разгром прусских войск под Иеной и Ауэрштедтом 2 октября 1806 г. открыл Наполеону дорогу на Берлин. Вскоре Пруссия капитулировала. Русская армии, оставшись один на один с французами, потерпела поражение под Фридландом 2 июня 1807 г. и Франция, практически приблизилась к границам России. Следует также отметить, что в этот период Российская империя вела войну на три фронта (кроме войны с Францией продолжались русско-иранская и русско-турецкая кампании), что значительно подрывало людские и материальные ресурсы страны.

Эти обстоятельства вынудили Александра I подписать мирный договор с Наполеоном в Тильзите 25 июня 1807 г. По условиям договора у границ России образовалось герцогство Варшавское, находившееся под влиянием Франции. Россия присоединялась к континентальной блокаде, созданной Наполеоном для экономического давления на Англию путем прекращения с ней торговых отношений. (Отказ от торговли с Великобританией наносил серьезный ущерб русской внешней торговле и ее финансам). Взамен Франция предоставляла России свободу действий против Турции и Персии, а также обещала не вмешиваться в войну России против Швеции (1808-1809). В ходе русско-шведской войны Россия оккупировала Финляндию и включила ее в свой состав на правах автономии.

Отечественная война 1812 года. Тильзитский мир длился недолго. Уже в апреле 1811 г. произошел разрыв франко-русского союза, и обе стороны начали усиленно готовиться к войне. Основной причиной войны 1812 г. стало стремление Наполеона к мировому господству, а поводом к ее началу послужило нарушение условий континентальной блокады Англии со стороны России. Со стороны Франции война носила несправедливый, захватнический характер, со стороны России она была освободительной. И поскольку в ней участвовали широкие народные массы, она получила название Отечественной.

12 июня 1812 г. 678-тысячная французская армия без объявления войны перешла р. Неман и вступила на русскую территорию. Россия располагала 400 тысячами регулярных войск и 150 тыс. нерегулярных. Три русские армии были расположены вдоль границы на большом расстоянии друг от друга. Наполеон рассчитывал окружить и уничтожить в приграничном сражении две из них - под командованием М.Б. Барклая-де-Толли и П.И. Багратиона. Но обе армии начали отступление и соединились 22 июня в Смоленске. Таким образом, план Наполеона не осуществился.

В результате кровопролитного сражения за Смоленск 4-6 августа русские войска оставили город. Наполеон послал Александру I предложение о мире, но ответа не получил.

8 августа главнокомандующим русской армией был назначен М.И. Кутузов, который решил дать генеральное сражение. 26 августа у села Бородино в 110 км от Москвы произошла битва, в которой участвовало 120 тыс. русских и 130 тыс. французов. После ожесточенных атак французы потеснили русские войска, но к вечеру сами отошли на свои исходные позиции. Обе стороны понесли серьезные потери. Кутузов дал приказ отступить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.053 с.)