Внешняя политика России в период правления Николая 1. Крымская и Казказская войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика России в период правления Николая 1. Крымская и Казказская войны.



Во 2-ой четв. XIX в. основными направлениями внешней политики России были отношения с Турцией и Ираном. Иран и Турция переживали кризис и питали надежды возвратить территории, утраченные в начале XIX в. Турция старалась за счет внешних успехов разрешить свои внутренние проблемы. Турецкая гвардия–янычары–ущемленная реформами нач. века, перестала быть надежной опорой султанского режима, поэтому султан Махмуд II ликвидировал почти всех янычар и провел ряд прогрессивных реформ, которые вызвали недовольство населения. Внутр. полож. Турции усугублялась назревающей гражданской войной. Турция в этой ситуации отреагировала очень жестко на поднявшуюся в Греции новую волну национально-освободительного движения и начала жесточайшее подавление, сопровождавшееся убийствами и казнями мирного населения. Россия не могла остаться безучастной. Иран переживал глубокий кризис, чем воспользовались многие страны, навязывая Ирану неравноправные договоры. Внутренняя нестабильность привела Иран и к войне с Россией. Весь 18 в. Польша находилась в российской внешней политике и к 1795 году часть её территории перешла к России. Что же касается Европы, то по мере роста политического влияния и экономич. могущества России отношения с ведущими европейскими державами усложнялись. Англия болезненно реагировала на усиление влияния России на Ближнем Востоке, что и привело к столкновению в середине века.

Крымская война. 1853-1856 Причины:

- По европейским соглашениям стали закрывать проливы в Черное море, флот России оказался заперт

- Османс. Импер. хотела вернуть территор., потерянные в ходе рус-тур войн

- Англ и Франц. хотели сокрушить Российскую импер. и огранич. ее влиян. на Востоке

Повод: споры о владении Святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме. Православную церковь поддерживала Россия, а католиков – Франция. Осм империя встала на сторону Франции

Ход: русская армия была слабее европейской.

- 1853 – введены войска в Молдову и Валахию, Англ и Фр – на стороне Турции, Австрия – нейтралитет, Россия в изоляции.

1 этап крым. в: русско-тур кампания –1853 - 1854.Синопское сражение –1853. Нахимов разгромил тур флот. Англо-фр эскадра в ответ атаковала Кронштадт.

2 этап крым.в.: 1854 –1856 – Россия против коалиции евр. гос-в.

1854 – Оборона Севастополя. Корнилов, Нахимов, Хрулев, Шевченко,

1855 – последний штурм Севастополя. Падение Малахова кургана.

На Закавказье воен.действия продвигались успешно,

1855 – пала тур крепость Карс.

На Кавказе война шла несколько десятилетий. Кавказская война, кратко говоря, это период продолжительного военного столкновения Российской империи и Северокавказского имамата. Война велась за полное подчинение горных районов Северного Кавказа, и является одной из самых ожесточенных в XIX веке. Охватывает период с 1817 по 1864 год.

Тесные взаимоотношения России и народов Кавказа начались после распада Грузии в XV веке. Начиная с XVI века, многие притесняемые государства Кавказского хребта просили защиты у России.Кавказская война кратко

Основной причин Кавказской войны было то, что Грузия, единственное на Кавказе христианское государство, постоянно подвергалось нападениям и попытками подчинить его со стороны соседних мусульманских стран. Неоднократно правители Грузии просили покровительства России. В 1801 году Грузия формально вошла в состав Российской империи, но была изолирована от нее соседними странами. Появилась необходимость создания целостности российской территории. Это было возможно только при подчинении других народов Северного Кавказа.

Некоторые государства вошли практически добровольно в состав России – Кабарда и Осетия. Остальные – Адыгея, Чечня и Дагестан, категорически оказывались это сделать и оказывали ожесточенное сопротивление.

В 1817 году начался основной этап покорения Северного Кавказа русскими войсками под руководством генерала А.П. Ермолова. Именно после назначения его командующим армии на Северном Кавказе и началась Кавказская война. До этого времени русские власти довольно мягко относились к горцам.

Сложность ведения военных действий на Кавказе заключалась в том, что в это же время Российской империи пришлось участвовать в русско-турецкой и русско-иранской войне.

Истощение сил союзников в Крыму и русские успехи на Кавказе привели к переговорам.

1856 – Парижский мирный договор. Потеряли Бессарабию и право покровительства Дунайским княжествам и Сербии. Запрещено иметь на Черн. море военно-морские силы.

Поражение в Кр войне оказало значит. влияние на расстановку междунар. сил и внутр положение России.

24. Россия во второй половине 19 века. Экономическое и социально – политическое развитие. Великие реформы Александра 2 и контрреформы Александра 3.

Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского общества особенно стала очевидной в период Крымской войны, закончившейся поражением для России.

Страна стояла перед дилеммой: либо империя теряет статус европейской державы, либо в спешном порядке проводит реформы и догоняет соперников.

Император Александр II (1855–1881) в сложившейся ситуации пришел к пониманию необходимости назревших перемен в стране.

Во внутренней политике появились новации, выразившиеся прежде всего в снятии множества запретов предыдущего периода царствования: разрешена свободная выдача (естественно, имущим слоям) заграничных паспортов; ослаблен цензурный гнет; ликвидированы военные поселения; проведена амнистия по политическим делам, в результате которой были освобождены декабристы, петрашевцы, участники польского восстания 1830–1831 гг.

В обществе начали появляться и бурно обсуждаться записки и произведения, касающиеся самых животрепещущих вопросов. Большое влияние на формирование общественного мнения и взгляды царя оказала «Записка об освобождении крестьян в России» К.Д. Кавелина,

[9] в которой он отмечал пагубность крепостного права в экономическом, политическом и нравственном отношениях.

Со своим проектом «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» выступил в 1856 г. известный славянофил Ю.Ф. Самарин (1819–1876), проповедовавший отмену крепостного права с позиции необходимости сохранения и укрепления крестьянской общины. Многие положения этого проекта впоследствии нашли отражение в документах крестьянской реформы.

Сторонниками освобождения крестьян были также и некоторые члены императорской фамилии.

Существуют различные точки зрения относительно причин, заставивших верховную власть пойти на отмену крепостного права. Большинство отечественных историков считают, что главную роль в этом сыграла экономическая исчерпанность крепостничества: незаинтересованность крестьян в результате своего труда, ужесточение эксплуатации в помещичьих имениях, способствующие заметной деградации сельского хозяйства. Экономический кризис, бедственное положение крестьян привели, по мнению исследователей, к значительному росту социальной напряженности на рубеже 1850–1860 гг. Она выразилась в подъеме крестьянского движения и протестах со стороны радикальных общественных деятелей – Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др.

К середине XIX в. стал очевиден кризис дворянства как сословия и помещичьего хозяйства как формы сельскохозяйственного производства. К этому времени 3,5 % дворян были беспоместными, 39,5 % имели крепостных менее 20 душ, а 66 % крепостных были заложены в банки помещиками.

Есть и другая точка зрения, согласно которой в середине XIX в. крепостническое хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей, антиправительственные же выступления были крайне неактивны. По мнению сторонников этой точки зрения, крестьянская реформа была обусловлена внешнеполитическими факторами, т. е. необходимостью сохранить статус России как могущественного государства.

Александр II при подготовке крестьянской реформы опирался на бюрократию, подвластный и послушный ему государственный аппарат. В 1830–1850-е гг. в среде бюрократии стал складываться определенный слой прогрессивных, по государственному мыслящих людей. Их соединяло единство взглядов на программу предстоящих преобразований. Ученые назвали эту группу либеральной бюрократией. Покровителем либеральной бюрократии был брат царя великий князь Константин Николаевич, а виднейшими их представителями – чиновник министерства внутренних дел Н.А. Милютин, его брат генерал Д.А. Милютин, генерал Я.И. Ростовцев, В.И. Даль, Я.И. Соловьев и др.

По мнению либеральных бюрократов, для укрепления позиций государственной власти необходимо было освободить крестьян, создать крепкое крестьянское хозяйство, предоставить определенную свободу общественным силам. Они также выступали за демократизацию государства при сохранили монархии.

В январе 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, в который входили высшие сановники государства и который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, разработанные в период предыдущих царствований.

В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Вводилось гласное обсуждение вопросов отмены крепостного права. Были созданы аналогичные комитеты в 46 губерниях.

В результате бурных обсуждений, борьбы различных дворянских группировок, усиления общественного движения осенью 1858 г. в ходе предреформенной работы наступил перелом. Правительство и Главный комитет по крестьянскому делу определили всеобъемлющие принципы, на которых должна была строиться реформа: освобождение крестьян с полевым наделом за выкуп, уничтожение вотчинной власти помещиков, приобщение крестьянства к гражданским правам.

Для обобщения проектов губернских комитетов дворянства, а также для выработки основных правовых документов, регламентирующих проведение крестьянской реформы, в феврале 1859 г. Александр II создает редакционные комиссии при Главном комитете по крестьянскому делу. Их возглавлял Я.И. Ростовцев, а главным организатором практической работы был Н.А. Милютин.

Редакционные комиссии около двух лет работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Они подготовили законодательные акты реформы.

После закрытия редакционных комиссий кодифицированные проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, в затем в Государственный совет (октябрь 1860 г. – февраль 1861 г.). Противники реформы пытались ее тормозить, но Александр II проявил твердость.

Всего, не считая царского манифеста от 19 февраля 1861 г., Александр II утвердил 17 правовых документов, имевших силу закона и направленных на регулирование общественных отношений после отмены крепостного права в России.

После обнародования 5 марта 1861 г. манифеста об освобождении крестьян вступили в силу основные правовые положения, согласно которым крестьяне получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика и получали определенные гражданские права: самостоятельно заключать сделки; заниматься промыслами по своему усмотрению; переходить в другие сословия; поступать на службу; приобретать движимое и недвижимое имущество и т. п.

Для нового поземельного устройства крестьян было решено создать сельские общества на основе общины. Община решала вопросы распределения и эксплуатации земельного фонда. Все вопросы обсуждались и решались на сельском сходе, объединявшем крестьян каждого помещичьего имения. Организационные и хозяйственные вопросы решал и координировал сельский староста, избираемый на три года. Несколько сельских обществ образовывали волость, которую возглавлял волостной старшина, выполнявший полицейские и административные функции.

Крестьяне освобождались с землей. Размер земельного надела определялся на основе добровольного соглашения между помещиком и крестьянином при участии мирового посредника и сельского старосты и зависел от региона России (черноземные, нечерноземные, степные губернии). Если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предусматривалось в Положении от 19 февраля 1861 г., то часть излишков, которые именовались отрезками, отбиралась в пользу помещиков.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20 % стоимости надела, а остальную часть выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Размер выкупных платежей в зависимости от района России был разным, но рассчитывался исходя из величины денежного оброка, который платил крестьянин помещику.

Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20 % стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнять прежние повинности – барщину и оброк, хотя были лично свободными.

Для реализации крестьянской реформы учреждался специальный институт мировых посредников, которые назначались Сенатом из местных дворян для составления уставных грамот, в которых определялись конкретные условия освобождения каждой крестьянской семьи. Они также рассматривали земельные споры между помещиками и крестьянами.

В основе реформы лежал принцип постепенности, т. е. в течение двух лет необходимо было составить уставные грамоты, в течение девяти лет крестьянин не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину.

Крестьянская реформа охватила удельную и государственную деревни.

Удельные крестьяне (т. е. принадлежавшие императорской семье) получили свободу еще в 1858 г. Их поземельное устройство, повинности и выкуп были определены в 1863 г. на основании общих положений реформы по отмене крепостного права специальным царским указом. Для государственных крестьян новое поземельное устройство было закреплено законом 1866 г. Они продолжали пользоваться прежними наделами, а на выкупные платежи были переведены только в 1886 г.

После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

25. Общественная мысль и социально-политические движения в России 19 начала 20 веков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.032 с.)