Характеристика основных форм переживаний человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика основных форм переживаний человека



В жизни человека проявляются самые различные эмоциональные переживания, взаимодействие между которыми и определяет специфику эмоциональной сферы. Среди всего многообразия переживаний в качестве основных можно выделить эмо­ции, чувства, аффекты, настроение, страсть, стресс.

Выше были даны определения эмоций и чувств. В рамках данного вопроса конкрети­зируем отличия эмоций и чувств, помня об их взаимосвязи и взаимообусловленности.

1. Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции свя­заны с конкретной ситуацией.

2. Чаще всего возникновение эмоций связывают с удовлетворением более прос­тых, естественных потребностей, а чувства возникают в связи с высшими потребнос­тями. Поэтому чувства признают в большей степени социально обусловленными пе­реживаниями, нежели эмоции. М. Битянова утверждает: «Эмоции даны нам природой, и даже если мы не осознаем своих эмоций, мы их испытываем. Чувства же — величайшее достояние, которое нужно еще обрести. Человек волен развивать чувства, открывая для себя все новые и новые краски окружающего и собственного внутреннего мира, или оставаться существом с немудреным набором эмоциональных реакций: наелся — удовольствие, не выспался — раздражение, попался на низком поступке — страх, не попался — злорадство».

3. Чувства чаще признаются более глубокими переживаниями, а эмоции считают­ся более экспрессивными (выражаемые через мимику, взгляд, речь и другие сред­ства коммуникации).

Одной из форм эмоциональных переживаний выступает аффект.

Аффект — (от лат. «душевное волнение») — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.

Аффект — своеобразная эмоциональная буря. Как правило, он возникает резко, хотя действие обстоятельств, приводящих к аффекту, может накапливаться. В состоянии аффекта у человека резко изменяются показатели внимания, сознание суживается; в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые входят в аффективный комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, поэтому аффект на конечной стадии практически не управляем. В состоянии аффек­та человек как бы «теряет голову», его поступки неразумны. Аффект может вызвать любое чувство: как положительное, так и отрицательное. Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение. Следует помнить, что на начальной стадии человек может предотвратить дальнейшее развитие аф­фекта, хотя это и требует значительных волевых усилий. Здесь самое важное «зату­шить» аффективную вспышку, сдержать себя (например, постараться очень медлен­но посчитать до 10 или 100). В условиях неправильного воспитания склонность к аффектам может стать личностной чертой.

Важным эмоциональным переживанием является настроение.

Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.

Настроение является реакцией не на само событие, а на значение этого события для человека. Оно не предметно, т.е. мы не всегда можем ясно выделить причину возникно­вения нашего настроения. Настроение во многом зависит от общего состояния организма человека. От эмоций его отличает меньшая интенсивность, устойчивость и осознанность. Настроение служит фоном, на котором протекают все остальные психические процессы. Оно тесно связано с уровнем самооценки человека. У людей с завышенной самооценкой чаще бывает приподнятое настроение. У людей с зани­женной самооценкой выражены пассивноотрицательные состояния, связанные с ожиданием неблагополучного исхода. Настроение оказывает сильное влияние на деятельность, поэтому любому человеку необходимо уметь уп­равлять своим настроением. Майк Аргайл в книге «Психология счастья» приводит перечень факторов, улучшающих настроение:

1. Социальные взаимодействия: пребывание в обществе счастливых людей, в кругу друзей, умение заинтересовать собеседников своим рассказом, осознание собственной привлекательности, откровенная и открытая беседа, выслушивание при­знания в любви, выражение своей любви, высказывание комплиментов и похвал в адрес других людей и т. п.

2. Поведение и чувства: смех, расслабленность, размышление о чем-то хорошем, что может произойти в будущем, размышление о людях, к которым относишься с симпатией, созерцание природы, возможность принимать солнечные ванны, нали­чие свободного времени, хороший сон по ночам, прослушивание хорошей музыки, чувство присутствия Бога в жизни.

3. Организационные факторы: умение настоять на своем, сделать по-своему, уме­лое вождение автомобиля, четкое выражение своих мыслей, планирование путеше­ствий и отпуска, приобретение новых знаний и навыков, получение комплимента или похвалы в свой адрес, качественное выполнение работы.

4. Разное: вкусная еда, посещение ресторана, пребывание в окружении домаш­них животных.

Стресс — (от лат. «давление, напряжение») — состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.

Стресс наблюдается при опасности больших физических, психических перегруз­ках, т.е. в необычно трудной ситуации. Впервые понятие «стресс» было введено канадским ученым Гансом Селье в 1936 году. Его исследования показали, что влия­ние различных неблагоприятных факторов вызывает в организме однотипную реак­цию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует в данный мо­мент. Причем человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Выделяют физиологические и психологические (ин­формационные и эмоциональные) стрессы.

К наиболее распространенным причинам стрессов (стрессорам) относят:

Ø влияние окружающей среды (шум, загрязнение, жара, холод);

Ø нагрузки повышенной интенсивности: физические (мышечные), физиологиче­ские (болезнь, беременность), информационные (чрезмерный объем информа­ции), эмоциональные (превышающие комфортный для индивида уровень эмо­ционального насыщения);

Ø монотонность в трудовой деятельности и эмоциональных контактах;

Ø повседневные раздражители: ситуации ожидания и опоздания, психологическая атмосфера в общественном транспорте и т. п.;

Ø личностная дисгармония: внутриличностные кризисы, кризисы развития личности;

Ø ситуации неопределенности или конкретной угрозы.

Повседневный стресс возникает из-за действия множества стрессоров малой силы. Проявления стресса весьма многообразны, например:

Ø усиление тревоги, ощущение кризиса или непреодолимости преграды;

Ø ощущение потери контроля над собой;

Ø наличие ощущения недостаточной концентрации внимания;

Ø недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость);

Ø вялость, апатия, повышенная утомляемость;

Ø расстройства сна;

Ø раздражительность, снижение настроения;

Ø повышенный аппетит;

Ø неблагополучное физическое состояние.

Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. На первом этапе происходит мобили­зация защитных сил организма. На втором — внешнее поведение кажется обычным, но происходит перерасход адаптационных резервов. На третьем — наступает истоще­ние, которое приводит к появлению психосоматических заболеваний: сердечнососуди­стых расстройств, появлению жалоб на работу пищеварительной системы и др.

Сопротивляемость стрессу у людей разная. Существуют рекомендации, позволяю­щие ее повысить. Итак, чтобы повысить свою стрессоустойчивость:

1. Каждый день находите повод посмеяться. Почитайте, посмотрите, послушайте, расскажите что-нибудь смешное. Умейте посмеяться над собой.

2. Каждый день несколько раз хвалите себя. Любая работа, большая или малень­кая, выполненная вами или другим человеком вовремя и достаточно качественно, заслуживает благодарности. Не дожидайтесь подвигов, чтобы произнести добрые слова — где подвиги, там и стрессы.

3. Каждый день признавайтесь в любви дорогим вам людям. Хотя бы раз в день говорите приятные слова вашим близким. Начав это делать, вы скоро поймете, что это приносит пользу вам и близкому человеку.

4. Два-три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку до пота. Подарите не­большой подарок телу: примите ванну с какими-нибудь добавками, сделайте массаж.

5. Берегите свое время и никому не давайте расхищать его. Каждый раз, перед тем как начать что-либо делать или пообещать кому-то потратить свое время, спро­сите себя: «Какое это будет иметь значение для меня через пять лет?».

6. Хотя бы полдня в неделю проводите так, как вам нравится.

Стресс часто связан с состоянием, возникающим в затруднительных ситуациях, которое в психологии обозначается фрустрацией.

Фрустрация — (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

Фрустрация проявляется в отрицательных эмоциях: гневе, раздражении, расте­рянности. Важнейшая задача для достижения высоких результатов в профессиональ­ной деятельности — повышение устойчивости (толерантности) к затруднениям (фрустрирующим факторам). Ведь, как заметил Вольтер, «никогда не бывает больших дел без больших трудностей». Уровень толерантности может быть в значительной мере повышен в ходе саморазвития.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.012 с.)