Тема 1: эмоции и психические состояния личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: эмоции и психические состояния личности



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра педагогики

Педагогический факультет

УТВЕРЖДАЮ

зав. кафедрой педагогики

________________В.И. Козел

«___»__________ 2012г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

 

Для студентов специальности:

 

1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

1-26 02 03 Маркетинг

1-25 01 13 Экономика и управление туристской индустрией

1-25 01 07 15 Экономика и управление на предприятии АПК

 

 

Факультет экономики и права

 

Курс 1

 

Барановичи 2012г.


Составитель: Саутина А.В., преподаватель

 

Методические материалы рекомендованы к утверждению на заседании кафедры педагогики,

протокол № от «» августа 2012 г.

 

 

Заведующий кафедрой____________ В.И. Козел

 

Методические рекомендации по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы психологии и педагогики». Сост. Саутина А.В. Барановичи: УО «БарГУ», 2012.

 

В данных методических рекомендациях по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов даны темы лекций, выносимые на КСР, контрольные вопросы по раскрытию содержания тем лекций, список рекомендуемой литературы, указаны формы контроля.

 

 


ТЕМА 1: ЭМОЦИИ И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Вопросы для изучения:

1.Общее понятие об эмоциях.

2. Эмоциональные состояния.

3.Виды психологических защит.

4.Психические состояния.

5.Регуляция и саморегуляция психических состояний.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков,

М. И. Чеховских — Мн.: Новое знание, 2004.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология. А. Г. Маклаков. — Питер, 2001.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.-688с.

4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко.-Р-н-Д: Феникс, 1997.

Дополнительная

1. Жеребцов С.Н. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие для студентов непедагогических специальностей вузов (краткий курс).-3-е изд.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2004.

2.Столяренко, Л.Д. Самыгин, С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии. -Р-н-Д: издательский центр «МарТ», 2000.

 

Форма контроля: проверка конспектов, устный опрос, терминологический диктант.

 

Методические указания:

 

1) изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;

2) составьте краткий конспект;

3) ответьте на вопросы для самоконтроля:

1.Назовите основные виды эмоций.

2.Охарактеризуйте эмоциональные процессы.

3.С помощью какой формулы можно описать проявление эмоции?

4.Что такое психическое состояние?

5.Каково место психических состояний среди психических процессов и свойств личности?

6.По каким основаниям возможна классификация психических состояний?

7.Какова роль сна в психологической жизни человека?

8.Охарактеризуйте депривацию, стресс, фрустрацию, агрессию.

9.Какие существуют способы регуляции психических состояний других людей (способы психологической поддержки).

10. Какие способы саморегуляции психических состояний вам известны?

4) выполните самостоятельно следующие задания:

1.Пронаблюдайте у знакомых проявления какого-либо одного чувства и опишите, как оно протекает.

2. Проведите сравнительный анализ различных теорий эмоций.

3. Определите наиболее оптимальные способы регуляции психических состояний других людей (способы психологической поддержки).

4. Выразите свою точку зрения по вопросу: какова роль сна в психологической жизни человека?

5) подготовьте сообщения на тему (по выбору):

1. Функции и виды эмоций у человека.

2. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.

3. Понятие и значение психологических защит в адаптации человека.


Глоссарий

Аффект — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.

Настроение сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.

Фрустрация — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Эмоции — элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.


Основная

1.Андреева, Г. А. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999

2.Аникеева И. П. Психологический климат в коллективе. — М.» 1989.

3.Березовин Н. А. «Основы психологии и педагогики» Минск, «Новое знание» 2004 с 154-168.

4.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.-688с.

Дополнительная

1.Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. — М., 1988

2.Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982. ХА.Робер МА., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.

3..Хитрюк В. В. «Основы психологии и педагогики» Барановичи 2006. часть 1

 

Форма контроля: проверка конспектов, устный опрос, задания в тестовой форме.

 

Методические указания:

 

1) изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;

2) составьте краткий конспект;

3) ответьте на вопросы для самоконтроля:

1. Какие разновидности групп вам известны?

2. Что такое группа? Малая группа?

3. Чем группы членства отличаются от референтных групп?

4. Какие бывают виды групп по уровню своего развития? Каковы их характеристики?

5. Назовите динамические процессы в группе.

6. Перечислите факторы, под влиянием которых человек уступает группе.

7. Что определяет психологический климат в группе?

8. Назовите этапы становления коллектива.

9. Назовите задачи, которая решает социометрия.

4) выполните самостоятельно следующие задания:

1. Проанализируйте с психологической точки зрения уровень развития трудового (учебного) коллектива.

2. Определите факторы эффективности групповой деятельности.

5) подготовьте сообщения на тему (по выбору):

1. Понятие малой группы и коллектива.

2. Социально-психологические явления в малых группах.

3. Межличностные отношения в малых группах.

4. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.


Глоссарий

Внушаемость, иди суггестия — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, ис­кренне).

Группа— совокупность индивидов, имеющих не­что общее.

Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой фор­мальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Конформность — под­верженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Малые группы — это достаточно устойчивые немногочислен­ные (от 3 до 15—20 человек) объединения людей, связанных вза­имными контактами, общей социальной деятельностью, которая характеризуется возникновением эмоциональных отношений, выработкой групповых норм и развитием групповых процессов.


Социализация личности

В гуманитарные науки термин «социализация» пришёл из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п.

Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддинс, который в 1887 в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине 19 в социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или её отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Попутно отметим, что почти до 60 гг. 20 в, говоря о социализации, почти все учёные имели ввиду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из 2-х подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество – субъект воздействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли французский учёный Эмиль Дюркгейм и американский – Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектом подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся его вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его а обществе. Т.е., эффективная социализация предполагает определённый баланс адаптации и обособления.

Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект–объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека к обществу, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определённого поведения и активности. Такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации называют факторами социализации. В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако по мнению В.А. Сластёнина наиболее логичной и продуктивной для педагогики является та, которую предложил А.В. Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы:

Мегафакторы (космос, планета, мир, Интренет), которые влияют на всех жителей планеты Земля.

Макрофакторы (страна, общество, государство) – влияют на социализацию больших групп людей, живущих в определённых странах.

Мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых по националь­ному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

Микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают не­посредственное влияние на конкретных людей: семья, группы свер­стников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, обще­ственные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализа­ции, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав аген­тов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам тако­выми выступают родители, братья и сестры, родственники, свер­стники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социаль­ного слоя, возраста человека. К ним можно отнести способы вскар­мливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказа­ния в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональ­ных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт).

Типы социализации:

- стихийная – стихийное влияние разнонаправленных обстоятельств жизни;

- относительно направляемая – влияние со стороны государства;

- относительно социально контролируемая (воспитание) – целенаправленное создание условий для развития человека;

- самовоспитание.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации и рассматриваемая нами также не является общепринятой. Она весьма условна, но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3), дошкольное детство (3-6), младший школьный возраст (6-10), младший подростковый ((10-12), старший подростковый (12-14), ранний юношеский (15-17), юношеский (18-23), молодость (23-30), ранняя зрелость (30-40), поздняя зрелость (40-55), пожилой возраст (55-65), старость (65-70), долгожительство (свыше 70).

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Г. Тард считал основным механизмов подражание. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а. А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации которые можно объединить в 2 группы: 1) психологические и социально-психологические; 2) социально-педагогические.

К первой группе механизмов социализации относятся следующие.

- импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействия на него жизненно важных объектов. Происходит преимущественно в младшем возрасте;

- экзистенциональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами;

- подражание – следование какому-либо примеру или образцу;

- идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

- рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и т.д. С помощью рефлексии человека может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам относятся следующие:

- традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов;

- институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами и различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими свои функции параллельно. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит: 1) накопление знаний и опыта социально одобряемого поведения; 2) имитация социально одобряемого поведения; 3) бесконфликтное избегание выполнения социальных норм;

- стилизованный механизма социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определённого возраста или определённого профессионального или культурного слоя, который в целом создаёт определённый стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура влияет на социализацию человека в той мере, в какой являющиеся её носителями группы людей значимы для него.

- межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

 

 

Глоссарий

Личность – это целостная психическая система, которая выполняет определённые функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.

Обучение ¾ способ осуществления педагогического процесса с целью развития лич­ности через организацию усвоения обучающимися знаний, способов деятельности.

Предмет учебной деятельности ¾ усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Продукт учебной деятельности ¾ внутреннее ново­образование психики и деятельности в мотивационном, ценно­стном и смысловом планах, формирование знания и умения применять их для решения разнообразных практических задач.

Развитие ¾ целенаправленный процесс количественных, ка­чественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.

Учебная деятельность ¾ самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не­владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими.

Учение — специфически че­ловеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регули­ровать свои действия сознательной целью.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра педагогики

Педагогический факультет

УТВЕРЖДАЮ

зав. кафедрой педагогики

________________В.И. Козел

«___»__________ 2012г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

 

Для студентов специальности:

 

1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

1-26 02 03 Маркетинг

1-25 01 13 Экономика и управление туристской индустрией

1-25 01 07 15 Экономика и управление на предприятии АПК

 

 

Факультет экономики и права

 

Курс 1

 

Барановичи 2012г.


Составитель: Саутина А.В., преподаватель

 

Методические материалы рекомендованы к утверждению на заседании кафедры педагогики,

протокол № от «» августа 2012 г.

 

 

Заведующий кафедрой____________ В.И. Козел

 

Методические рекомендации по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы психологии и педагогики». Сост. Саутина А.В. Барановичи: УО «БарГУ», 2012.

 

В данных методических рекомендациях по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов даны темы лекций, выносимые на КСР, контрольные вопросы по раскрытию содержания тем лекций, список рекомендуемой литературы, указаны формы контроля.

 

 


ТЕМА 1: ЭМОЦИИ И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Вопросы для изучения:

1.Общее понятие об эмоциях.

2. Эмоциональные состояния.

3.Виды психологических защит.

4.Психические состояния.

5.Регуляция и саморегуляция психических состояний.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков,

М. И. Чеховских — Мн.: Новое знание, 2004.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология. А. Г. Маклаков. — Питер, 2001.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.-688с.

4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко.-Р-н-Д: Феникс, 1997.

Дополнительная

1. Жеребцов С.Н. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие для студентов непедагогических специальностей вузов (краткий курс).-3-е изд.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2004.

2.Столяренко, Л.Д. Самыгин, С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии. -Р-н-Д: издательский центр «МарТ», 2000.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.106 с.)