Понятие группы. Психология малых групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие группы. Психология малых групп



Общение людей происходит в разнообразных реальных группах. Под группой понимается совокупность индивидов, имеющих не­что общее.

Существование любой группы имеет общие закономерности:

1. Группа неизбежно структурируется.

2. Группа развивается. Это может быть прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе обязательно происходят.

Положение человека в группе может неоднократно меняться.

Выделяют несколько разновидностей групп: условные и ре­альные; постоянные и временные; большие и малые и т.д. Условные группы людей выделяются по определенному при­знаку (пол, возраст, профессия и т.п.).

Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных
отношений, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встречаться.

Реальные группы людей существуют как общности в опреде­ленном пространстве и времени. Они характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотноше­ниями. Реальные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной значи­мости.

Контактные группы объединяют людей, имеющих общие цели и интересы в той иди иной области жизни и деятельности.

Малые группы — это достаточно устойчивые немногочислен­ные (от 3 до 15—20 человек) объединения людей, связанных вза­имными контактами, общей социальной деятельностью, которая характеризуется возникновением эмоциональных отношений, выработкой групповых норм и развитием групповьхх процессов.

Отличительные признаки малой группы:

— пространственное и временное соприсутствие людей;

— наличие постоянной цели совместной деятельности;

— наличие в группе организующего начала;

— разделение и дифференциация персональных ролей;

— наличие эмоциональных отношений между членами;

— выработка специфической групповой культуры, включаю­щей нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обу­словливающие групповую динамику.

Малая группа имеет следующие психологические характери­стики:

— групповые интересы;

— групповые ценности;

— групповые потребности;

— групповые нормы;

— групповые мнения;

— групповые цели.

По психологическим характеристикам различают группы членства и референтные (эталонные) группы, нормы и правила ко­торых служат для личности образцом.

Референтная группа может быть реальной или воображае­мой, позитивной или негативной. Она выполняет функцию со­циального сравнения, поскольку является источником положи­тельных и негативных образцов, а также нормативную функцию, будучи носителем норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

 

  1. Виды групп

Принято выделять следующие виды групп.

Неорганизованная и случайно организованная группа (номи­нальная группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.) характеризуется добровольным вре­менным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, при­ятелей).

Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в та­кой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.

Корпорация — группа, объединенная только внутренними це­лями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух в трудовых или учебных груп­пах может приобретать черты группового эгоизма.

Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой фор­мальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Настоящий сплоченный коллектив, например учебный, воз­никает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

На первом, организационном этапе группа учащихся не пред­ставляет собой коллектива. Организатором жизни и деятельно­сти учебной группы на этом этапе является педагог. Он внима­тельно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психо­логической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учеб­ному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.

Второй этап развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, т.е. члены группы, пользующиеся автори­тетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризу­ется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Педагогу для организации соответ­ствующей коррекционной работы чрезвычайно важно знать, ка­кова структура межличностных отношений в коллективе, а также на чем они основаны. В этой связи большое значение приобре­тают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межлич­ностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статус­ное положение всех остальных членов группы.

Третий этап развития коллектива характеризуется наличием высокого уровня сплоченности — ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом.

Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат — совокуп­ность отношений членов коллектива к условиям и характеру со­вместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руко­водителю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.005 с.)