Общее понятий об эмоциях и чувствах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятий об эмоциях и чувствах



Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные переживания. Они сопровождают каждый миг нашей жизни, определяя мироощуще­ние и делая нас предвзятыми и пристрастными. Поэтому неслучайно, что эмоцио­нальная сфера является особым объектом внимания исследователей-психологов.

Говоря о переживаниях человека, употребляют разные термины - «чувства», «эмо­ции», «страсти», «аффекты» и др. По вопросу их характеристики и соотношения в психологии сло­жились различные теории. Кратко рассмотрим идеи наиболее известных теорий эмоций.

1. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные ме­ханизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.

2. Психоорганические теории Джемса–Ланге и Кеннона–Барда. По теории Джемса—Ланге, определённые физические состояния характерныдля разных эмо­ций — страха, восторга, гнева, волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения, в соответствии с этим подходом, выступают первопричинами эмоций. Альтернатив­ную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предло­жил У. Кеннон. Он установил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникно­вении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнооб­разию недостаточны для того, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Положения Кеннона были развиты П. Бар­дом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно

3. Активационная теория Линдсея—Хебба. Согласно этой теории, эмоциональ­ное состояние определяется влиянием ретикулярной формации нижней части ство­ла головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления рав­новесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Эмоции ре­гулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.

4. Когнитивные теории Л. Фестингера, С. Шехтера. В этих теориях возникновение эмоций связывается с когнициями (т.е. исходными взглядами, знаниями, установками) человека. Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, положительное эмо­циональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтвержда­ются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь. Отрицательные эмоции воз­никают, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности име­ется несоответствие или диссонанс. С Шехтер в своей теории утверждает, что на возникшее эмоциональное состояние, помимо воспринимаемых стимулов и порождае­мых ими телесных изменений, оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличнойситуации с точки зрения актуальных длянего интересов и потребностей.

5. Информационная теория П.В. Симонова. По мнению психофизиолога П.В. Симо­нова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать, для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация), и тем, что на самом деле известно. На этой основе созданасвоеобразная формула эмоций Э = -П(Н - С), где Э – эмоция; П — потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «-»); Н – информация, необходимая для удовлетворения по­требности; С — информация, которую можно использовать, то, что известно.

Таковы некоторые взгляды на природу эмоций и чувств. Таким образом, необходимо помнить о существовании разных, часто противоречивых, взглядов на природу переживаний человека. Но для придания ясности изучаемому вопросу рассмотрим то, как характеризуются эмоции, чувства и другие формы переживаний человека в отечественной психологической науке.

Под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент в связи с конкретной ситуацией. Поэтому и утверждается, что эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью данной ситуации в связи с воз­можностью (или невозможностью) удовлетворения своих актуальных потребностей. Исходя из этого, эмоции можно определить следующим образом.

Эмоции — элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства связаны с высшими потребностями человека (познавательными, нравственными, эстетическими) и пото­му обладают большей устойчивостью и постоянством. Эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию.

Между чувствами и эмоциями проявляется глубокая связь. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция ра­дости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угро­жает, досады, если его поведение не соответствует нашим ожиданиям, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т. д. Но в струк­туру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное с высшими потребностями человека. Исходя из этого, чувства можно определить следующим образом.

Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Эмоции и чувства играют важную роль во всей жизнедеятельности человека. В качестве их основных функций выделяются:

Ø отражательная(в эмоциональных переживаниях отражается жизненная зна­чимость действующих на человека явлений и ситуаций. Все, способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей, как правило, вызывает поло­жительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препят­ствует, — отрицательные);

Ø сигнальная(содействие ориентировке человека в окружающей действитель­ности, в оценке объектов и явлений с точки зрения их желательности или неже­лательности, полезности или вредности);

Ø приспособительная (близкая к предыдущей функции, но в большей степени указывающая на важность переживаний в новых, изменяющихся условиях для наиболее оптимальной адаптации к ним);

Ø регулятивная (через управление эмоциями и чувствами человек влияет на свое поведение, деятельность, отношения);

Ø воздействия(зачастую, выражая те или иные эмоции, человек тем самым стре­мится оказать влияние на поведение, отношение, установки других людей);

Ø защитная(наши переживания зачастую «подсказывают» нам о внешних или внутренних угрозах, о целесообразности уделить особое внимание конкретной ситуации. Данная функция также выражается в своего рода «разрядке» нако­пившейся энергии, в защите от перегрузок и др.).

Иногда выделяют и другие функции переживаний, но в представленном перечне, на наш взгляд, отражены наиболее важные

Исследования показывают, что возникновение и проявление эмоций и чувств связа­но со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы

Важнейшую роль в эмоциональных проявлениях человека выполняет кора боль­ших полушарий головного мозга. И П. Павлов показал, что она регулирует протека­ние и выражение эмоций и чувств, контролирует процессы, происходящие в организ­ме. Кора оказывает влияние на подкорковые центры. В свою очередь подкорка ока­зывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. В ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной сис­темой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятель­ностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельно­сти скелетных мышц (мимика, пантомимика), желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

Последние электрофизиологические исследования показали, что в проявлении эмоциональных состояний участвует ретикулярная формация, которая активизирует деятельность других механизмов мозга, таламус (зрительные бугры), гипоталамус (подбугорная область), лимбическую систему, находящуюся между древними подкор­ковыми образованиями и новой корой больших полушарий.

Экспериментально у млекопитающих в гипоталамусе были обнаружены участки, условно названные центрами наслаждения и центрами страдания. Расположены они весьма близко друг от друга. Этим можно объяснить парность подавляющего боль­шинства эмоций (любовь — ненависть, радость — горе и т. д.).

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Пе­реживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предме­тов, но могут быть вызваны словами. Лишь при деятельности второй сигнальной сис­темы возможно формирование сложных чувств человека.

Возникающие в ходе эмоциональных и чувственных переживаний физиологиче­ские процессы (вегетативные, биохимические, электроэнцелографические и др.) на­ряду с другими показателями (мимическими, речевыми и др.) выступают важнейши­ми индикаторами психоэмоционального состояния человека. Это учитывается как при проведении психофизиологических исследований, так и в некоторых других сферах (космической, судебной и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.011 с.)