Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение больных в астма - школе

Поиск

Неосведомленность больных о своем недуге является серьезным препят­ствием к его преодолению. Именно поэтому во всем мире уделяется самое при­стальное внимание к специальным медицинским образовательным программам. Полученные знания, практические навыки позволяют пациентам лучше понять врачебные рекомендации, а, следовательно, выполнение их будет осмысленным и полным. Опыт работы астма-школ Санкт-Петербурга показывает, что данная форма работы с больными позволяет снизить показатели временной утраты трудоспособности и уровни экстренной госпитализации по причине бронхиаль­ной астмы в двое, а среднюю длительность лечения случая бронхиальной астмы на 4 дня.

Партнерство врача и больного в лечении заболевания - залог обеспечения длительного контроля астмы. Задачами обучения пациента является предостав­ление ему и членам его семьи необходимой информации, вовлечение в обу­чающие мероприятия с целью создания длительного плана лечения, приемлемо­го как для медицинских работников, так и для больного. С Вашей помощью они могут научиться контролировать астму, быстро купировать легкие приступы в домашних условиях и предотвращать тяжелые приступы.

В настоящее время существуют следующие формы предоставления ин­формации больным бронхиальной астмой: очные формы (астма-школа, астма-


день, телефон помощи), заочные формы (брошюры и буклеты, видеофильмы). Обучение в астма-школе признано ведущим методом образования больных. Наиболее распространены следующие формы: амбулаторная врачебная астма-школа (занятия для амбулаторных больных ведет врач), стационарная врачебная астма-школа (занятия для больных, находящихся в стационаре), сестринская ас­тма-школа, комбинированная астма-школа (занятия проводит врач и медицин­ская сестра, возможно обучение как стационарных, так и амбулаторных боль­ных). Комбинированная форма обучения оказалась наиболее востребованной. Занятия рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю во второй половине дня продолжительностью 60-90 мин. Группа слушателей 10-15 чел. Основные темы занятий:

1. Знакомство с миром аллергии. Должны быть рассмотрены вопросы: что
такое аллергия, наследственность и аллергия, патогенез аллергии, группы ал­
лергенов, методы элиминации, лечения, профилактики.

2. Что такое бронхиальная астма? Вопросы для изучения: что вызывает
бронхиальную астму, триггеры, можно ли избавиться от бронхиальной астмы,
аллергия и бронхиальная астма, неаллергическая бронхиальная астма.

3. Жизнь с бронхиальной астмой. Вопросы для изучения: как лечат брон­
хиальную астму, методы самоконтроля состояния и самовзаимопомощи, разли­
чие базисной и симптоматической терапии, профилактика вирусной инфекции,
немедикаментозное лечение бронхиальной астмы.

4. Профилактика бронхиальной астмы, обострений заболевания. Вопросы
для изучения: противоаллергический режим, аэрополлютанты, гигиена жилища,
профориентация, план лечения.

5. Астма - что можете сделать Вы и Ваша семья?

6. Разбор и закрепление пройденного материала. Ответы на вопросы. Дис­
куссии.

После обучения больной должен уметь: вести дневник наблюдения; пра­вильно пользоваться средствами доставки лекарственных препаратов (ингаля­тор, небулайзер и др.), пикфлоуметром; проводить постуральный дренаж брон­хов, дыхательную гимнастику;

Диспансеризация

Согласно существующим представлениям о диспансерном наблюдении, целесообразно прикрепленное к ЛПУ население разделить на три группы.

I группа - здоровые, т. е. лица не предъявляющие жалобы на органы ды­
хания, в анамнезе отсутствуют сведения о хронических заболеваниях бронхоле-
гочной системы. Во время осмотра не выявлено хронических заболеваний лег­
ких. Данная категория населения диспансерному учету не подлежит. Проводит­
ся один раз в два года анкетный опрос, компьютерное тестирование с целью
своевременного выявления факторов угрозы развития заболевания. Важное зна­
чение имеет антитабачная пропаганда.

II группа - это лица с угрозой развития БА или находящиеся в состоянии
предболезни. Они ставятся на диспансерный учет. Решающее значение для дан­
ной группы лиц имеет отказ от вредных привычек, прекращение контакта с


факторами риска. Важное значение имеют: лечебно-оздоровительные меры по закаливанию организма, санация очагов хронической инфекции, санаторно-курортное лечение, обучение больных принципам профилактики БА. Осмотр проводится 1-2 раза в год с флюорографическим обследованием, измерением ФВД два раза в год, клиническими анализами крови, мокроты. Критерий эффек­тивности: доля лиц (в %) не перешедших в течение года в группу БА (III).

III - группа - составляют больные БА. Находятся на учете пожизненно. Все они нуждаются в систематическом наблюдении и лечении у врача-терапевта, пульмонолога. Частота осмотров, объем исследований, тактика лече­ния, реабилитации определяются строго дифференцированно с учетом варианта БА, состояния вентиляционной способности легких, наличия и характера ос­ложнений. При обострении заболевания лечение проводится стационарно или амбулаторно в зависимости от тяжести состояния. Показано сезонное противо-рецидивное лечение два раза в год с учетом патологического процесса в услови­ях санатория-профилактория, реабилитационного отделения. Целью диспансе­ризации является борьба с наступлением возможных осложнений заболевания, сохранение трудоспособности и жизненной активности. Важное значение имеет обучение больного навыкам успешного контролирования течения заболевания в рамках индивидуального плана лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий. Критерии эффективности:

Методика противорецидивного лечения для всех больных практически одинакова, принципы этой терапии строятся на основе этиопатогенетических моментов в развитии заболевания и индивидуальных особенностей течения бо­лезни. При этом учитываются наличие и степень выраженности воспалительно­го процесса и функциональных нарушений, имеющиеся осложнения, сопутст­вующая патология. В комплекс лечения следует включать мероприятия, на­правленные: на восстановление или улучшение бронхиальной проходимости и дренажной функции бронхов; на устранение воспалительного процесса; повы­шение общей неспецифической резистентности организма; на борьбу с инфек­цией; на улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы. Помимо меди­каментозной терапии с противорецидивной целью необходимо применять раз-



личные методы физического воздействия на организм (физиотерапия, сауна, ба­ня, лазеротерапия, аэрозольтерапия, ЛФК и др.), а также комплекс мер по сана­ции бронхиального дерева (позиционный дренаж, бронхоскопические и эндоб-ронхиальные санации). Эти виды лечения играют большую роль в профилакти­ке обострений бронхиальной астмы и способствуют удлинению межприступно-го периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.145 (0.01 с.)