Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Философские проблемы этногенеза
Содержание книги
- Философия французского Просвещения XVIII в. (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье)
- Философия и научная программа В. Г. Лейбница
- Метафизический монизм и рационализм Б. Спинозы. Этика.
- Кант, Иммануил (Kant, Immanuel) (1724-1804), выдающийся немецкий философ.
- Наукоучение И. Фихте. Философия природы Ф. Шеллинга
- Учение о духе и диалектика Г. Ф. В. Гегеля
- Проблема методологии в философии неокантианства
- Позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер)
- Неопозитивизм Венского кружка (Р. Карнап, М. Шлик, А. Нейрат, Ф. Франк)
- Основные проблемы философии экзистенциализма
- Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи)
- Философия жизни» и её основные проблемы
- Язык и мышление. Философия языка
- Социальная философия Франкфуртской школы (Т. Адорно, Ю. Хабермас)
- Философская герменевтика (Ф. Шлейермахер, Г.-Г. Гадамер)
- Неотомизм в контексте диалога религии и науки
- Персонализм и его вклад в учение о человеке ХХ века
- Основные концепции философии постмодернизма
- Арабо-мусульманская философия (периодизация, школы, персоналии)
- Периоды и школы индийской философии
- Основные направления философской мысли Древнего Китая (периодизация, школы)
- Компаративистский подход к проблеме философского диалога «Запад-Восток»
- Проблема «Россия-Запад» в философии XIX в. Западники и славянофилы
- Основные направления русской философии XIX-начала XX вв
- Философские идеи русского космизма (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский)
- Русская религиозная философия XX в
- Предмет и функции философии. Структура философского знания
- Философия в системе культуры. Мировоззренческая функция философии
- Уровни научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Методы и формы эмпирического познания. Теоретический уровень познания.
- Проблема истины в научном и философском знании
- Категория бытия в философии. Онтология и метафизика
- Классическая и неклассическая эпистемология
- Проблема сознания в философии. Роль науки в исследовании сознания
- Природа как объект философского знания. Природа и общество
- Основные проблемы философии истории
- Понятие социальной структуры. Проблема социальной справедливости
- Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации
- Духовная жизнь общества. Понятие общественного сознания
- Человек как предмет философского анализа
- Духовный мир человека и проблема становления личности
- Культура и цивилизация. Особенности развития современной цивилизации
- Философские проблемы этногенеза
- Социальный прогресс. Концепции устойчивого развития
- Социально-философские проблемы глобализации
- Эстетический идеал современности и проблема прекрасного
- Проблемы морали. Особенности современного нравственного сознания
- Искусство как форма духовной деятельности
- Представления о совершенном человеке в различных культурах. Смысл человеческого бытия
- Свобода и ответственность человека и общества. Этика ненасилия
- Понятие ценности и его роль в познании
Этногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.
Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.
В этнографии различают два исторических типа этногенеза:
Этногенез, имевший место в условиях первобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший в раннефеодальный период к образованию народностей.
Этногенез современного типа на базе уже сформировавшихся народов (особенно ярким примером такого этногенеза в наше время могут считаться США, где в одном «котле» варятся представители нескольких волн иммиграции из Западной и Восточной Европы, Палестины, арабского мира вообще, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая и Японии, потомки африканских рабов и испано-индейского населения Латинской Америки).
Этногенез характеризуется взаимосвязью двух видов этногенетических процессов — консолидацией автохтонных (родственных и неродственных) этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов).
В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для нового этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик, отличающие его от иных (в том числе соседствующих) этносов. У членов новой этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание — этноним (например, американцы или заявленная, но не состоявшаяся, новая общность «советских людей»).
При изучении этногенеза определённого народа привлекаются данные смежных наук — этнографии, антропологии, археологии, сравнительного языкознания.
Пассиона́рная тео́рия этногене́за — историческая и этнологическая теория, описывающая исторический процесс, как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Разработана Львом Гумилёвым.
Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.
Суперэтнос
Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы.
Этнос
Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: русские.
Субэтнос, конвиксия и консорция
части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.
Этническая системе более высокого порядка обычно существует дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.
|