Племя Шеренте: происхождение огня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Племя Шеренте: происхождение огня



Как-то один человек решил повести юного свояка в лес ловить ара, они гнездились в дуплистом дереве. Он заставил мальчика карабкать­ся по шесту, но, поднявшись на уровень гнезда, тот соврал, что видит только яйца. В ответ на требования своего спутника мальчик взял белый камень, который держал во рту, и бросил вниз. Падая, камень превратился в яйцо и разбился о землю, разозленный индеец бросил героя на верхуш­ке дерева, где тот провел пять дней.

Мимо проходит ягуар, который замечает мальчика, спрашивает, что с ним случилось, требует от пленника двух птенцов (преспокойно сидящих в гнезде), приглашает спрыгнуть, и, зарычав, ловит его лапами. Мальчик боится, но зверь не причиняет ему никакого вреда.

Ягуар относит героя на своей спине к ручью. Хотя мальчика мучит жажда, он не может там попить, потому что, как объясняет ягуар, вода принадлежит урубу. То же повторяется у следующего ручья, вода которого принадлежит «малым птицам». Добравшись до третьего ручья, герой пьет с такой жадностью, что иссушает весь ручей, не оставив ни капельки кро­кодилу, хозяину воды, несмотря на все его мольбы.

Мальчик плохо принят женой ягуара: она упрекает мужа в том, что он «привел этого тощего и уродливого ребенка». Жена ягуара приказывает мальчику поискать у нее вшей, и, когда держит его между лап, рычит, чтобы испугать. Но герой нравится ягуару, который дарит ему лук, стре­лы, украшения, жареное мясо и отпускает обратно в деревню, посовето­вав, если его будет преследовать жена, целиться ей в сонную артерию. Все так и случилось, и жена ягуара была убита.

Вскоре мальчик слышит шум. Это два его брата. Он показывается им, и они бегут в деревню предупредить мать о его возвращении. Сначала она не верит, ибо считает его мертвым. Но мальчик предпочитает не возвра­щаться сразу и прячется. Он показывается по случаю погребального праздника айкман.

Все изумляются, увидев жареное мясо, которое он принес собой. «Как же оно приготовлено?» — «На солнце», — упрямо отвечает мальчик, но в конце концов открывает тайну своему дяде.

Люди собираются в поход, чтобы похитить огонь у ягуара. Горящий ствол переносят две быстро летающие птицы: мутум и водяная курочка, а за ними летит жаку и клюет упавшие искры.

Таким образом, предметом изучения Леви-Стросса стал миф - его структура.

Повторим еще раз задание –

преобразуйте мифы в набор коммуникативных событий и постройте их модель (схему).

2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ КОММУНИКАЦИИ

 

2.1.СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

Предметом изучения социологии является общество, развитие которого обусловлено информационно-коммуникационными связями, ввиду того, что общество выступает как единый социальный организм, как органическое единство различных сторон жизни общества - экономической, социальной, политической и духовной. Социология рассматривает социальную деятельность людей и возникающие в процессе этой деятельности отношения. Важнейшая сторона социологических исследований - это социальная сфера, изучение которой включает все проблемы, связанные с информационно-коммуникационной деятельностью человека. Это, прежде всего, потребности и интересы человека, его ценностные ориентации, положение в обществе, труд, положение в коллективе, семье и других социальных группах, отношение человека к самому себе, а также различным явлениям и процессам в обществе. Для понимания сущности социологии много сделал немецкий социолог, философ и историк конца 19 – начала 20 в. Макс (Карл Эмиль Максимилиан) Вебер выдвинув понятие «социальное действие», на основе которого строились социологические теории в ХХ в.

Позднее теорию социального действия развивал и американский социолог Т. Парсонс, который исходил, который исходил из более общего понятия действия. «Действие – это некоторый процесс в системе «Субъект действия – ситуация», имеющий мотивационное значение для действующего индивида или – в случае коллектива – для составляющих его индивидов».[19]

Теория Т.Парсонса может служить образцом так называемого структурно-функционального подхода, одного из основных в социологии ХХ века.

Наряду с теорией социального действия, ориентированной на развитие индустриального общества, выразитель теории коммуникативного действия Юрген Хабермес полагает, что для выделения человека из окружающего мира недостаточно труда (как считал К.Маркс), необходим еще язык и коммуникация. В связи с чем Хабермес формулирует четыре принципа, отражающие основные стадии развития коммуникаций: родство – положение индивида в социальной системе детерминируется полом и возрастом; родословная линия – положение индивида детерминируется статусом семьи, политическая служба – положение индивида общими соглашениями, связанными с авторитетом правителя, формальное право – положение индивида детерминируется индивидуальными предпочтениями в соответствии с законом. Хабермас усматривает основной источник социальных изменений в противоречии между действием и структурой, социальное действие разворачивается как реализация особых типов рациональности, человек находится как бы в двух мирах – жизненном и системном, каждый из которых диктует свои условия поведения, свой тип рациональности.

Эволюция человеческого мышления, по Хабермесу, проходит пять стадий: мифопоэтическую, космологичкскую, религиозную и современную. Хабермес выделяет четыре индивидуальных типа социального действия:

1. Стратегическое действие, которое Хабермес предлагает развести с коммуникативным действованием. Стратегическое действие это такое действие в котором один из участников может вызвать своим рече6вым действием перлокативный эффект, представляет собой опосредованное языком стратегическое действие.[20]

 

2. Для понимания коммуникативного действия, по Хабермесу, необходимо, прежде всего прояснить отношения между действием и речью. Ясно, что в широком смысле слова действие и речь (речевое действие) могут быть определены как действия в целом. Но, чтобы их все таки различить следует использовать действие в узком смысле слова, как перспективу наблюдателя, «посредством которой актор вторгается в мир, чтобы реализовать поставленные цели», а вот уже реализация поставленной цели не может быть без коммуникации с другим, без использования речевой деятельности. 3.Нормативное действие –достижение взаимовыгодных целей посредством подчинения нормам.

4. Драматургическое действие – создание публичного имиджа для представления самого себя.

 

Как видим, среди социальных процессов и действий одно из ведущих мест занимает коммуникация как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которой осуществляется передача и взаимопередача информации, оценок, смыслов, чувств. Коммуникация не может не находиться в центре проблем, которые изучает социология. Социолог исследует коммуникацию как процесс, посредством которого формируются индивидуальные и групповые установки поведения человека. Социология коммуникации изучает социальные факторы, которые обусловливают специфику межличностной групповой коммуникации и массовой коммуникации, исследует влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения, стереотип мышления отдельных социальных групп и массового сознания в целом.

Таким образом, социальная коммуникация является предметом социологии коммуникации - специальной части социологии, которая изучает особенности общения больших и малых социальных групп, общественное мнение в целом, причины и механизм формирования стереотипов мышления в социальных группах, особенности передачи и получения информации, отношение индивидов и групп к социальным ценностям в обществе. Социология коммуникации акцентирует внимание, как мы уже видели, на социальном аспекте коммуникации, с необходимостью включающей социологические исследования для изучения последней.

Кроме того, необходимо отметить, что ряд исследователей проводят определенное различие между социологией коммуникации и социокоммуникацией, полагая, что в социологии коммуникации акцент делается на социальном аспекте коммуникации, изучении ее посредством социологических исследований. В социокоммуникации внимание ориентируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого объясняются многими факторами, среди которых социальные факторы занимают ведущее место.

2.2. СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ ДОМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Стратификация - наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Страфикационные доминанты представлены социальным статусом коммуникантов, социальной дифференциацией и социальной интеграцией. В любой социальной системе, функционирующей посредством информационно-коммуникационной составляющей, социальный статус отражает положение личности в обществе, совокупность прав и обязанностей человека, как члена данного общества или группы. Существует статус, аскриптивный или предписанный, в котором выражается положение о социальной иерархии (принадлежность к определенному социальному кругу, воспитание, уровень материального благополучия и т.д.), которое человек имеет с детства в семье, и статус, которого человек или социальная группа достигают сами, переходя из одной социальной группы в другую, более социально значимую, в результате своей активности в сфере профессионального труда, путем общественной активности, через достижение конкретного социального авторитета, а также через изменение социального статуса.

Социальный статус коммуникантов непосредственно связан с социальной стратификацией и социальной дифференциацией. Социальная стратификация выражает наличие социального расслоения, посредством которого в любой социальной системе возникает возможность стимулировать одни виды деятельности и взаимодействия, терпимо относиться к другим и подавлять третьи. Этими характеристиками социальное расслоение отличается от социальной дифференциации. Понятие «социальная дифференциация» более широкое по объему и подразумевает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством, со стимулированием разных форм деятельности. Например, любителей футбола можно выделить в группу людей, которые проводят вместе время на футбольных матчах, когда свободны. В этой ситуации дифференцирующим качеством, которое объединяет людей, будет любовь к футболу. Коммуникация, которая «работает» при данном объединении, связана с использованием свободного времени определенных групп и слоев населения. Другое дело профессиональная принадлежность людей к футболу как к профессиональной деятельности. В этом случае речь идет о профессиональном занятии, которое свидетельствует о включенности работников в систему общественного разделения труда.

Выразители теории социальной стратификации опираются на непосредственные наблюдения и анализ исторического материала, где бы ни возникала социальная среда, она всегда оказывалась определенным образом организованной, т. е. одни люди выступают в качестве лидеров и организаторов, другие - исполнителей. Без такой системы иерархических отношений невозможно эффективное взаимодействие и результат совместной деятельности, невозможны коммуникации.

Естественной основой социальной стратификации являются социальные связи людей, в соответствии с которыми выстраивается система статусов, ролей, норм. Стратифицированный характер отношений людей является основой упорядочивания социума и выделения в процессах расслоения экономических, политических отношений, выделения таких структурных единиц, как классы, профессиональные группы, социальные институты и т.д. Также существует ценностная основа стратификации, поскольку любое соотношение социальных статусов, ролей и норм получает соответствующую оценку. Использование ценностных шкал позволяет людям ориентироваться в системе ролей и статусов и согласовывать их с собственными потребностями. В процессе коммуникации люди изучают ценностные предпочтения и символы различных социальных слоев и классов.

Следующим основанием стратификации являются система мотиваций, поощряющих одни действия, и запретов, запрещающих другие. Таким образом, мотивационно-запрещающие основания как бы очерчивают пределы, в которых развиваются необходимые для общества формы организации и отвергаются разрушительные. Мотивации, мотивационные системы могут резко изменяться в период реформ, войн и революций, когда одна мотивационная система быстро разрушается, а другая еще не закреплена. Подобная ситуация позволяет вычленить разные типы мотиваций, которые в устойчивые периоды социального бытия не выступают отчетливо.

На социальную стратификацию большое влияние оказывает и демографический фактор, такие особенности, как антропологические качества людей, пол, физические, психологические способности - все это проявляется и имеет значение и в процессе коммуникации. Основными элементами социальной стратификации выступают такие, как «класс», «социальный слой», «социальная группа», обозначающие различные социальные общности. Социальные общности определяются формой социального взаимодействия, а также местом и социальными позициями, которые общность занимает в социальном пространстве.

Социальная интеграция (восстановление, соединение) - процесс, результатом которого является достижение единства, целостности и согласованности внутри системы, основанной на взаимозависимости и взаимодополняемости элементов. Социальная интеграция - это характеристика меры совпадения целей, интересов различных социальных групп, индивидов. Социальная интеграция может быть естественной и принудительной. При естественной интеграции объединение вокруг общих целей возникает на основе совпадения индивидуальных и групповых интересов (единства убеждений, выбора лидера, совместного получения доходов и т.д). Принудительная интеграция строится посредством запрета на различия, подчинение личных интересов заданным извне целям. Несмотря на то, что интеграция характеризуется соединением, ей свойственно и разнообразие, интеграция не погашает социальное разнообразие. Напротив, самая жизнеспособная разновидность социальной интеграции складывается из единства разнообразия, формирования целостности на основе совпадения взаимных целей и интересов. Социальной интеграции уделял большое внимание Парсонс, утверждая, что проблемы интеграции возрастают по мере дифференциации и усложнения систем действия, систем коммуникации. Для обеспечения стабильности системы необходимо развитие механизмов социальной интеграции. В современном обществе интеграционные проблемы решаются с помощью таких механизмов, как правовая система, добровольные ассоциации, расширение прав и привилегий членов общества, повышение уровня символов, как процессы ориентации в обществе, как условия эффективности и результативности коммуникаций.

 

2.3.СИТУАТИВНЫЕ ДОМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

 

К числу ситуативных доминант относятся коммуникативные роли. Коммуникативная роль - конкретный способ поведения, обязательный для индивидов, участвующих в коммуникации и выполняющих определенные социальные роли. Возникая в связи с конкретной социальной позицией и системой отношений, заданной в общественной структуре, коммуникативная роль, выполняемая индивидом, становится решающей характеристикой его личности. Коммуникативная роль в процессе ее реализации становится структурным элементом человеческой личности. Роли как социально выбранные нормы оцениваются сквозь призму установок, убеждений, принципов, разделяемых индивидом. Общество может и навязывать индивиду ту или иную коммуникативную роль, но ее принятие, отвержение или исполнение всегда накладывает отпечаток на реальное поведение человека в коммуникативном пространстве.

Коммуникативное пространство всецело связано с деятельностью социальных субъектов. Коммуникативное пространство - специфическая форма этой деятельности, отражающая социально-практическое отношение субъекта к обществу и природе и обнаруживающаяся в материальных отношениях людей, в их конкретных результатах. Существуют две основные сферы, в которых коммуникативное пространство проявляет себя наиболее наглядно: это исторически сложившееся отношение людей к природе и друг к другу. Первая сфера представляет собой взаимосвязь элементов производственной и социальной инфраструктуры, человеческих поселений и жилищ, природных комплексов, участвующих в процессе материально-производственной деятельности и являющихся необходимым условием развития общественного производства. В этом понимании коммуникативное пространство выступает как некое материально-пространственное образование, дислоцированное в географическом пространстве в качестве искусственной среды жизнедеятельности человека.

Вторая сфера включает систему отношений общественных, которая дает возможность увидеть и оценить масштабы различных социальных связей того или иного общественного субъекта, выражает факт ослабления или нарастания их плотности, содержит в себе меру их взаимопересечения и многообразия.

Коммуникативное пространство не может быть досконально понято без его внутренней связи с социальным временем. Пространство проявляет свою сущность в неразрывном единстве с временными характеристиками общественного развития. Социальное время существует в виде трех модусов - прошлого, настоящего и будущего. Их взаимодействие включено в сложную, социально-пространственную форму, в которой оно объективно существует, удерживается, сохраняется, оказывается одновременно вовлеченным в прошлое (традиции деятельности, система знаний, умений и т.д.), настоящее (совместный коллективный труд с использованием опыта прошлых поколений и процесс созидания инновационных форм деятельности), и будущее (учет реальных возможностей, составление программ и проектов, при условии средств к их осуществлению). Конкретные разновидности коммуникативного пространства имеют место на всех уровнях общества. В частности, производственно-экономический аспект коммуникативного пространства включает разнообразные производственно-технологические и торгово-обменные связи. Коммуникативное пространство проявляется во всей совокупности расселенческих единиц общества - городов, деревень, конгломераций, а также во внутреннем строении человеческих поселений. С расселенческим аспектом тесно связан и демографический аспект. Коммуникативное пространство общественно-политической и духовной сферы раскрывается в виде многочисленных социальных и культурных коммуникаций субъектов и является мерой их вовлеченности в процесс социальной стратификации.

Коммуникативная ситуация - это процесс и результат взаимодействия различных элементов социальной структуры в конкретных условиях места и времени. При изучении коммуникативной ситуации необходимо принимать во внимание жизненные обстоятельства, образующие основу поведения классов, социальных групп, коллективов, личностей. Коммуникативная ситуация представляет собой сложное социальное явление, включающее совокупность таких социальных факторов, как экономические, политические, экологические др. Все эти факторы так или иначе воздействуют на коммуникативную ситуацию.

Коммуникативная установка - это готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действию по отношению к какому-либо объекту. Установка формируется на основе потребности и в зависимости от потребности. Выделяют установки - элементарные, социально-коммуникативные, актуальные и фиксированные. Установка социально-коммуникативная выражает ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной коммуникации. Коммуникативная установка состоит из трех компонентов - когнитивного, аффективного, поведенческого.

 

2.4.ОЦЕНОЧНЫЕ ДОМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

 

Ценность - свойство предмета удовлетворять потребностям социального субъекта – человека, группы, людей, общества. С гносеологической позиции ценность - это понятие, с помощью которого выявляют значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.

Истоки ценностных отношений заключены в коммуникативной информационной деятельности людей. Ценность выступает важным фактором регуляции поведения людей в процессе их коммуникации, взаимодействия. Ценностные отношения возникают тогда, когда субъект обнаружил проблематичность удовлетворения для себя какой - либо актуальной потребности. И чем труднее удовлетворить эту потребность, тем большей ценностью обладает предмет ее удовлетворения. Если бы потребность субъекта удовлетворялась автоматически сама по себе, то ценностного отношения не возникало бы. Прекрасное является ценностью, потому что существует безобразное, жизнь представляет собой ценность потому, что есть смерть.

В процессе коммуникативного взаимодействия большое значение имеет ценностная ориентация – осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и других благ, образа жизни - и выбор наиболее предпочитаемых.

В ценностной ориентации отражаются интересы и потребности индивидов и групп, которые определяются системой социально-экономических отношений того или иного общества. Ценностная ориентация - один из важнейших мотивов формирования жизненных планов людей и их реализации в процессе коммуникаций. Ценностная ориентация проявляется во всей системе ценностей, свойственных индивиду или социальной группе в процессе их отношения к различным видам жизнедеятельности - труду, образованию, семье, быту, общественно-политической жизнедеятельности.

В процессе социального взаимодействия индивиды постоянно осуществляют оценку отношений, видов жизнедеятельности, партнеров. Оценка партнеров особенно важна в процессе общения. Оценка партнеров проявляется одобрением или неодобрением, которое выражает индивид, группа или организация по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение предъявляемых к ним требований.

Коммуникативно обусловленный процесс оценки партнеров никогда не прекращается (хотя и не всегда осознается людьми). Существенную роль при оценке партнера имеет общественное мнение той социальной среды, где общается индивид; от оценки партнера зависит судьба последующих коммуникативных актов, их повторение, оптимизация и изменение или прекращение.

Наряду с оценкой партнера в процессе общения индивидов присутствует и самооценка. Самооценку можно охарактеризовать как эмоционально-ценностное отношение к себе в процессе самопознания и регулирования коммуникаций.

Самооценка и самопознание – основа существования индивида и его взаимодействия с себе подобными, на основе самооценки формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Самооценка становится внутренним механизмом саморегулирования действенно- волевой сферы.

Самооценка имплицитно присутствует в структуре регуляции поведения индивида, определяя стиль поведения, способы и стиль реагирования на поведение других, отношение коммуникантов к предполагаемой оценке своего поведения. Самооценка в процессе развития личности связана с психическими свойствами личности, с нравственными ценностями, с многоплановыми коммуникативными отношениями. Самооценка также включает элементы прогноза экстраполяции себя в будущее. Компонент будущего – существенный момент саморазвития личности и ее социализации.

Выше мы определили понимание социальной стратификации, социальной дифференциации, подчеркнули значение и роль социальной группы и индивидов в процессе коммуникации. Говоря о социальной группе, необходимо обратиться к такому понятию, как стереотип (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток). Стереотип исторически исследуется как устойчивое стандартизированное мышление и поведение представителя какой-либо социальной группы. Стереотип в жизнедеятельности индивида выполняет функции регуляции. В стереотипе персонофицируются те или иные формы общественных отношений. Стереотип - это образ поведения и мышления, жестко фиксированный, не допускающий сомнения в его истинности и побуждающий к конкретному, однозначному действию.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ к РАЗДЕЛУ "СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ

КОММУНИКАЦИИ"

 

1. Что изучает социология коммуникаций?

2. Что такое социальный статус коммуникантов?

3. Понятия социальной стратификации и социальной

дифференциации. В чем разница между этими понятиями?

4. Какова сущность социальной интеграции? Назовите механизмы, с помощью которых решаются интеграционные проблемы в обществе.

.Дайте характеристику коммуникативного пространства.

6.Что такое коммуникативная ситуация?

7.Что такое коммуникативная установка? Назовите основные

компоненты коммуникативной установки.

8. Какова роль стереотипа в процессе коммуникации?

9. Какую роль информационно - коммуникативные связи играют в обществе?

10. Видите ли Вы различие между социологией коммуникации и социокоммуникацией,

 

Case – study

 

Чарльз Хортон Кули «Человеческая природа и социальный порядок»:

 

«Моя главная цель – объяснить с разных точек зрения, что такое индивид, рассматриваемый как часть социального целого…Если мы примем эволюционную точку зрения то связь между обществом и индивидом предстанет как органическая связь. То есть мы увидим, индивид неотделим от человечества в целом, он является его частицей-подобием, получающим свою жизнь от этого целого посредством социального и биологического наследования – воистину также, как если бы человечество было буквально единым телом. Индивид неделим и неотделим; связующие нити наследственности и образования пронизывают все его существо. А, с другой стороны, социальное целое до некоторой степени зависит от каждого индивида, потому что каждый привносит а общую жизнь нечто неповторимое свое, чего не может сделать никто другой. Таким образом, мы имеем дело с «организмом» в широком смысле этого слова, с живым целым, состоящим из дифференцированных частей, каждая из которых выполняет некую особую функцию.

Это справедливо по отношению к обществу в целом как человечеству, а также к любой конкретной социальной группе. Университет, например, - это единое целое, состоящее из студентов, преподавателей, администрации и т.д. Каждый из них более или менее зависит от всех остальных, так как все вносят свой вклад в общее дело. И именно индивидуальность каждого, его функциональное отличие от остальных придает ему особую значимость. Органический подход подчеркивает как единство целого, так и собственную ценность индивида, объясняя одно через другое. Что такое футбольная команда без защитника? Нечто почти столь же бесполезное, что и защитник без команды. Эта идея кажется простой, и так оно и есть, но она настолько противоречит нашему привычному образу мыслей, что имеет смысл взглянуть на нее с различных точек зрения. - Обособленный индивид, — это абстракция, чуждая опыту, равно как и о6щество, взятое в отрыве от индивидов. Реальность — это человеческая жизнь, которую можно рассматривать как со стороны ее индивидуальности, так и в социальном, то есть всеобщем, аспекте, но которая на самом деле всегда остается одновременно и индивидуальной, и всеобщей. Другими словами, термины «о6щество» и «индивиды» обозначают не отдельные явления, но лишь коллективный и дистрибутивный аспекты одного и того же явления; причем отношение между ними такое же, как и между другими выражениями, одно из которых обозначает группу как целое, а другое — членов группы: например, армия и солдаты, класс и ученики и т. д. Это справедливо для любой социальной общности, большой или малой: семьи, города, народа, расы или человечества в целом, неважно, сколь велика, сложна и устойчива группа — нет никаких оснований считать ее существенно отличной в этом отношении от наименьшей, простейшей и наиболее подверженной изменениям группы.

Таким образом, если и есть какое-либо различие между этими двумя аспектами, то оно скорее принадлежит нашей точке зрения на объект, нежели самому рассматриваемому объекту: когда мы говорим об обществе или употребляем любой другой термин, обозначающий коллектив, мы фиксируем внимание на чем-то общем, относящемся ко всем людям, тогда как, говоря об индивидах, мы игнорируем это общее и рассматриваем их как нечто обособленное. Так, кабинет может состоять из президента Линкольна, секретаря Стэнтона, секретаря Сьюварда и т. д.; но, когда я говорю кабинет, я имею в виду не то же самое, что и при перечислении этих лиц по отдельности. Общество или любая сложная группа может при простом наблюдении очень отличаться от своих членов, если рассматривать последних одного за другим, —так, человек, который смотрел на армию генерала Гранта с Миссионэри Ридж, видел нечто иное, чем если бы разглядывал вблизи каждого солдата. Точно так же и картина состоит из множества квадратных дюймов раскрашенного холста, но если вы станете рассматривать их последовательно один за другим, то, даже перебрав все, самой картины, тем не менее, не увидите. Во всех подобных случаях имеется система, или организация, которая как целое представлена в своих частях. В этом и только в этом смысле существует различие между обществом и индивидами, которые его составляют, различие, коренящееся не в фактах, как таковых, а в ограниченности восприятия наблюдателя. Исчерпывающий взгляд на общество был бы также исчерпывающим взглядом на индивидов, и, наоборот, между ними не было бы различия.

И точно так же, как не существует общества или группы, которые не являлись бы коллективной картиной личностей, не существует и индивида, который не мог бы считаться частичной картиной социальной группы. Он не существует обособленно: благодаря наследствен ному и социальному факторам своей жизни человек включен в целое, частью которого он является, и рассматривать его отдельно от целого столь же искусственно, как и рассматривать общество отдельно от индивидов.

Если сказанное справедливо, то, конечно же, ошибкой является обычная манера противопоставлять общество и личность как нечто обособленное и антагонистическое по отношению друг к другу. Слово «социальный» оказывается употребляемым, по меньшей мере, в трех весьма различных смыслах, ни один из которых, однако, не означает ничего, что могло бы считаться противоположным индивидуальному или личному.

В самом широком смысле это слово означает то, что присуще человечеству в его совокупности, обществу в его самом пространном и расплывчатом значении. В этом смысле индивид и все его атрибуты социальны, поскольку все они так или иначе связаны с общей жизнью и являются частью совокупного развития.

Слово «социальный также может означать то, что свойственно непосредственному общению, живой беседе и личным симпатиям, — короче говоря, иметь смысл «общительный». Это уже нечто совсем другое, но не большая антитеза индивидуальному, чем первое; именно в этих отношениях индивидуальность наиболее очевидным образом существует и выражает себя.

В третьем смысле это слово означает «способствующий коллективному благосостоянию и. таким образом, становится почти эквивалентным моральному», как в тех случаях, когда мы говорим, что преступление или похоть вне- или антисоциальны; но и это значение неправильно было бы считать антитезой индивидуальному, поскольку зло, конечно же, не более индивидуально, чем добро. Слово «социальный» должно быть противопоставлено аморальному, жестокому, эгоистичному или какому-то другому слову, имеющему этический смысл».

 

Вопросы к кейс-стади:

 

1. Как Ч.Х.Кули интерпретирует понятие «социальное»?

В чем суть эволюционной точки зрения на связь между обществом и индивидом, согласно Ч.Х.Кули.

 

Case-study № 2 на тему: «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.»

 

Мы использовали отрывок из книги американского социолога Питирима Сорокина «Человек.Цивилизация. Общество». М., Изд-во «Политическая литература» 1992.

Прочитав, ответьте на вопросы: 1. Различаются ли социальное и коммуникативное пространство?

2.Как Вы определите социальный статус человека?.

 

«Геометрическое и социальное пространство.

Выражения типа “высшие и низшие классы”, “продвижение по социальной лестнице”. “Н. Н. успешно продвигается но социальной лестнице”, “его социальное положение очень высоко”, “они очень близки по своему социальному положению”, “существует большая социальная дистанция” и т. п. довольно часто используются как в повседневных суждениях, так и в экономических, политологических и социологических трудах. Все эти выражения указывают на существование того, что можно обозначить термином социальное пространство.

Предметом данной работы является социальная мобильность, то есть явление перемещения индивида внутри социального пространства. В связи с этим представляется необходимым очень точно обрисовать суть того, что я подразумеваю под социальным пространством и его производными. Во-первых, социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга. хозяин и раб), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И, наоборот,. люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два брата или епископы. исповедующие одну религию. или же два генерала одного звания и из одной армии, один из которых в Америке. а другой в Китае), могут быть очень близки социально. Человек может покрыть тысячи миль геометрического пространства, не изменив своего положения в социальном пространстве, и наоборот, оставшись в том же геометрическом пространстве, он может радикально изменить свое социальное положение.

Приведенные соображения свидетельствуют, что социальное и гео,

метрическое пространство в корне отличны друг от друга.

Для того чтобы дать определение социальному пространству, вспомним, что геометрическое пространство обычно представляется нам в виде некой “вселенной”, в которой располагаются физические тела. Местоположение в этой вселенной определяется путем определения положения того или иного объекта относительно других, выбранных за “точки отсчета”. Как только такие ориентиры установлены (будь то Солнце,

Луна, Гринвичский меридиан, оси абсцисс и ординат), мы получаем возможность определить пространственное положение всех физических тел, сначала относительно этих точек, а затем - относительно друг друга.).

Подобным же образом социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения. земли. Там, где нет человеческих особей или же живет всего лишь один человек, там нет социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может иметь в мире никакого отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом, но не в социальном пространстве. Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета».

Сам же выбор отсчета” зависит от нас: ими могут быть отдельные люди, группы или совокупности групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.074 с.)