Декодирование сообщения — это перевод его на язык получателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декодирование сообщения — это перевод его на язык получателя



Декодирование определяется личным восприятием получателя, его спо­собностью распознавать и интерпретировать коды, использованные для переда­чи идеи. Поэтому декодирование носит в определенной степени субъективный характер. Адекватность восприятия сообщения может варьировать от нуля до ста процентов. Так, незнание иностранного языка сводит возможность декоди­рования иноязычного сообщения к нулю. А наличие сходного профессионального, жизненного опыта у источника и получателя увеличивает адекватность восприятия сообщения. Расширение и даже создание сферы этого опыта — один из путей увеличения эффективности коммуникации. Вот почему про­граммы деловых встреч предусматривают совместную деятельность сторон, лишь косвенно связанную с формальной целью встречи.

Получатель (адресат) — лицо или группа лиц, принимающих сообще­ние

Принимающий сообщение, вне зависимости от его реакции, — неотъем­лемый элемент коммуникации, без него коммуникации нет. Реакция получателя определяет результативность коммуникации. Успех или результат коммуникации может быть различным. Сообщение может создать или изменить отношение публики к предмету коммуникации. Обратная связь, позволяющая оценить результатив­ность сообщения, часто игнорируется практиками ПР. Между тем степень дос­тижения цели коммуникации часто может быть оценена количеством получен­ных писем и звонков, изменением объема продаж, количеством голосов избира­телей, принятием или отменой политических решений. Обратная связь должна быть идентифицирована, даже если никаких явных действий получателем не предпринято. Люди могут понять сообщение и передать его дальше, не пред­приняв активных действий.

С каким эффектом?

Предполагается, что результат коммуникации должен быть адекватен ее целям. Этот результат обычно выражается следующим образом:

· изменением в знаниях получателя информации;

· изменением в представлениях, установках, убеждениях получателя

информации;

· изменением поведения получателя информации.

Относительно несложно фиксировать результаты коммуникации, если они выражаются в изменении поведения индивидов или аудиторий: покупка конкретного товара, итоги выборов, поддержка социальных программ администрации. Наиболее сложным является определение технологии показателей, по которым можно судить об изменениях, произошедших в сознании индивида под воздействием коммуникации, но не отразившихся на его поведении. В определенной мере полезными могут быть результаты социальных исследований: наблюдения, опросы, анализ документов, информация, полученная при анализе обратной связи.

Коммуникативный процесс неизбежно порождает коммуникативную ситуацию, поскольку коммуникации влияют на социальное окружение и сами испытывают его влияние. Коммуникативный процесс создает не только понимание отношений между адресантом и адресатом, но и требует большого социального контекста, в рамках которого совершаются коммуникации.

Одним из важных факторов социального контекста, влияющим на коммуникации, является коммуникативная ситуация.

Коммуникативная ситуация - это совокупность обстоятельств, положение и обстановка, в которых совершается коммуникативный процесс.

Коммуникативные ситуации подразделяют на индивидуальные и массовые.

Массовые коммуникативные ситуации реализуются в процессе влияния социальной группы на характер поведения и поступки индивида. Особое внимание при этом уделяют малым группам, которые характеризуются небольшой величиной, относительной устойчивостью, неформальностью взаимоотношений и непосредственным контактом между членами группы. Общение, обмен информацией в них происходит на межличностном уровне.

Социальное окружение индивида имеет крайне важное значение, так как его мнение и поведение в рамках группы влияет на восприятие им коммуникационного процесса. Принятые нормы и условности общественной жизни самым непосредственным образом влияют на характер коммуникации. В любом обществе определенные поступки допускаются, другие не допускаются, существуют теории, в которые верят, не сомневаясь в них, и идеи, не получающие признания. Во многом это происходит потому, что именно общество определяет как, почему, в каком направлении и с каким результатом осуществляется коммуникация. Для аргументации этого утверждения используем две коммуникационные концепции - концепцию двухступенчатого хода процесса коммуникации и концепцию функции усиления.

Под двухступенчатым характером коммуникации подразумевается, что информация, как правило, первоначально достигает более активных членов группы (обычно лидеров) и только потом - ее менее активных членов. Практика показывает, что даже в случае, когда информация поступает непосредственно к рядовым членам группы, они обращаются к лидерам группы за разъяснением. Можно, очевидно, говорить о роли лидеров как своеобразного «фильтра» в ходе коммуникационного процесса.

Принятие решений чаще происходит под влиянием мнения других людей, чем под воздействием, например, средств массовой информации. Личность, пользующаяся авторитетом, - очень важный источник воздействия. При этом необходимо учитывать, что большему влиянию люди поддаются со стороны представителей своей социально-экономической страты, тех, с кем они непосредственно общаются. В небольших группах, где устанавливаются очень прочные межличностные связи, наблюдается весьма высокий уровень общности взглядов и мнений, крайне редко отмечается выделение каких - либо особых мнений, тем более действий, идущих вразрез с поведением большинства. Вместе с тем лидеры группы более подвержены влиянию со стороны внешних источников воздействия.

Другая концепция - концепция усиления, которая гласит: в любой социальной группе является нормой то, что ее член консультируется с другим членом группы перед принятием решения в ответ на убеждающую коммуникацию. Другими словами, индивид стремится за счет привлечения мнения из вне усилить аргументацию своих действий по отношению к побуждающей информации.

Ключевым моментом в коммуникационном процессе является передача или получение информации намеченной аудиторией по соответствующему каналу. Процесс полной передачи включает в себя четыре этапа:

сообщение должно привлечь внимание;

оно должно быть отобрано;

оно должно быть переведено;

оно должно быть хотя бы частично использовано так, как это предусматривалось отправителем.

Этот «полный» процесс, в общем-то, касается любого вида коммуникаций независимо от того, ставит ли она своей целью проинформировать, научить, развлечь или убедить.

Ключевой момент в коммуникационном процессе - это привлечение внимания. Для того чтобы конкретной информации уделили внимание, используется масса приемов – броские заголовки в газетах, красочные фотографии и т.д.

На процесс передачи информации обращали внимание еще мыслители Древней Греции, выделяя схему коммуникационного процесса: оратор – речь – аудитория. Эта схема легла в основу всех коммуникационных моделей.

Моделирование представляет собой один из основных моментов познания, является формой отражения действительности и заключается в выяснении или воспроизведении тех или иных свойств реальных объектов, предметов и явлений с помощью абстрактного описания в виде изображения, плана, карты, алгоритмов или программ. Модель в определенном смысле отображает(воспроизводит, моделирует, описывает) некоторые, определяющие черты объекта. Моделирование как форма отражения действительности широко распространено, понятие «модель» широко используется не только в науке и технике, но и в искусстве, в повседневной жизни и т.д.

Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональный характер подчас богатого по содержанию, сложного, противоречивого и яркого, коммуникативного процесса в виде схемы (modulus, модель - лат. мера, образец для изготовления чего-либо, воспроизведение или схема чего-нибудь в уменьшенном виде по сравнению с оригиналом).

Первоначальное значение слова «модель» было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образа или прообраза, или вещи, сходной в каком то отношении с другой вещью.

Под «моделью» в широком смысле понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую часть действительности в упрощенной и наглядной форме. Например, представления греческого философа Анаксимандра о Земле как плоском цилиндре, вокруг которого вращаются наполненные огнем полые трубки с отверстиями. Модель в этом случае выступает как некоторая идеализация, упрощение действительности, хотя сам характер и степень упрощения могут со временем меняться. Так, под моделью понимается конкретный образ изучаемого объекта, в котором отображаются реальные или предполагаемые свойства структура и т.д. В нашем случае это будут свойства и структура коммуникации. Модель выступает как средство познания и главный ее признак – отображение.

В.А.Штофф в монографии «Моделирование и философия» замечает, что «…под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте»[13]. Явно одно, что общим свойством всех моделей является их способность отображать действительность. В зависимости от того, какими средствами, при каких условиях, по отношению к каким объектам познания это их общее свойство реализуется, возникает большое разнообразие моделей.

Модель коммуникаций необходима исследователю, чтобы лучше организовать свои знания о различных сторонах экономической, политической, социальной, религиозной и т.д. жизни общества и эффективно соизмерять свои действия с конкретными аспектами коммуникационного бытия.

В наши дни уже накоплен опыт исследований коммуникаций в различных сферах общественного бытия. Для систематизации этого опыта целесообразно осуществлять моделирование коммуникаций, поскольку коммуникационный процесс может быть многоплановым, многоуровневым, многовариантным. А с помощью модели удобно изучать коммуникации и дифференцировать их, поскольку модель, как уже упоминалось выше, - схема.

Коммуникация же имеет специфику в различных сферах общественной жизни и проявляется через различные свойства и системы, отсюда различные модели коммуникации, такие, как философские, социологические, мифологические и т.д. Исходя из специфики общественных сфер, различных видов деятельности в которых осуществляются информационно- коммуникационные процессы, в моделях коммуникации будут по-разному структурироваться элементы коммуникации и связь между ними.

Рассмотрим в качестве примера мифологическую модель коммуникации, которая являлась исторически ранней коммуникацией, изучением ею активно занимался французский исследователь Леви-Строс. Применяя методологию структурализма к культурно - историческому процессу, Леви -Строс пытался доказать связь мифов, индейцев Тропической Америки, Северной Америки и индейцев Бороро из Центральной Бразилии. «Миф Бороро... представляет собой, как мы попытаемся показать, более или менее развитую трансформацию других мифов, принадлежащих данному, соединимым или отдаленным обществам (племенам)» [14]

Леви - Строс в качестве примера приводит мифы различных, в том числе географически удаленных друг от друга, племен. Рассматривая коммуникационный процесс в примитивных обществах и у разных племен, Леви - Строс обнаружил одинаковые структурные компоненты коммуникаций, осуществляемых в рамках мифологического мировоззрения. Анализируя основные отношения и действия в мифах различных племен и, группируя эти отношения и действия, исследователь создал скелет модели мифологической коммуникации. Основой этой модели явились коммуникация сообщений, коммуникация между людьми и коммуникация между людьми и животным, а также коммуникация на уровне владения имуществом и услугами. Мы имели возможность убедиться в том, что в основе модели Леви-Строса находится структура, которую исследователь связывал с содержанием и свойствами.

Таким образом, преобразуя миф в набор событий, Леви-Строс выделяет основную коммуникативную канву, модель коммуникации.

По мере развития общества происходит переход от коммуникации замедленного типа, к каким исследователи относят рассмотренную нами мифологическую коммуникацию, к коммуникациям, отличающимся более быстрыми темпами, осуществляющимися в иных информационно коммуникативных ситуациях, имеющих свою специфику и соответственно выраженных моделях, в таких, в частности, как социологическая, фольклорная, прагматическая и др.

Эффективность коммуникации в известной мере определяется наличием обратной связи. Обратная связь - это возвращение к исходному пункту коммуникации, это реакция получателя или адресата на полученное сообщение

Относительно несложно фиксировать результаты коммуникации, если они выражаются в изменении поведения индивидов или аудиторий: покупке конкретного товара, итогах выборов, поддержке социальных программ администрации. Наиболее сложным является определение технологии показателей, по которым можно судить об изменениях, произошедших в сознании индивида под воздействием коммуникации, но не отразившихся на его поведении. В определенной мере полезными могут быть результаты социальных исследований: наблюдения, опросы, анализ документов, информация, полученная при анализе обратной связи. Опросы по обратной связи и основанные на них отчеты пользуются, как правило, двумя критериями: частотой и важностью. Частота показывает менеджеру по управлению коммуникациями, какой из аспектов деятельности компании чаще других воспринимается заинтересованными группами, или как те или иные стороны деятельности компании оцениваются этими группами. Важность - это показатель, который позволяет менеджеру по управлению коммуникациями рассматривать определенное сообщение о компании, как имеющее важное значение.[15]

Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима определенная общность «тезауросов» отправителя и получателя. В данном случае под тезаурусом понимается вся совокупность понятий, категориального аппарата, информации, которой располагает данный человек.

Большие различия в запасе и характере информации препятствуют эффективным коммуникациям. В связи с этим хотелось бы более подробно. остановиться на барьерах непонимания, которые препятствуют обратной связи, нарушая коммуникацию. Российский исследователь В.А.Спивак выделяет внешние барьеры как фильтры недоверия говорящему, например чувства опасности, тревоги, затрудняющие прием информации. Препятствием может быть также и внутренний барьер, к примеру, нравственный, а также барьер недоверия.

Барьеры также связаны с формами и методами подачи информации. Речь, в данном случае, идет о фонетическом барьере (непонимание языка, неприятие темпа речи, несовпадение вербальной и визуальной составляющих процесса коммуникации). Существуют также семантический барьер (непонимание смысла, когда один из общающихся использует непонятный жаргон, что придает словам иной смысл, подтекст) и стилистический барьер (несоответствие содержания и стиля, формы изложения, когда высоким стилем говорят об обыденном и, наоборот, низким стилем о возвышенным).

Психологи выявили следующую закономерность коммуникации. Задумано отправителем 100% объема информации, преобразовано в словесную форму внутренней речи 90%, высказано отправителем - 80% объема информации, воспринято получателем - 70%, понято 60%, осталось в памяти получателя 24% объема первоначальной информации.

Успех коммуникации во многом определяется степенью контроля и преодоления коммуникативных помех.

Приведем пример эффективной обратной связи: Французское католическое издательство «Бейяр-пресс», выпускающее журнал для подростков трудного возраста (14-18 лет), подготовило во время работы 11 Ватиканского собора специальный материал, рассчитанный на ответную реакцию юных зрителей. Как и ожидалось редакция получила около 30 тысяч писем. Следующим шагом продуманной компании было приглашение в редакцию 50 читателей-корреспондентов. В их задачу входила разборка и классификация присланных вопросов. Далее, двое из этих пятидесяти поехали в Ватикан. Там, на встрече с высшими церковными иерархами, они получили ответы на многие задаваемые в письмах вопросы. Затем ими была написана и опубликована в журнале большая статья под заголовком «Мы убедились в том, что можем говорить с епископами обо всем, что нас волнует». Эта многоходовая коммуникационная акция отлично сработала. Во-первых, просьба прислать в редакцию вопросы уже сама по себе сосредоточила многих читателей на религиозных проблемах, во-вторых, работая над письмом в редакцию, подросток вникал в проблему, переживал ее. В-третьих, ожидание ответа на свой вопрос закрепило проблему в сознании. В- четвертых, показ по телевидению встречи двух подростков с кардиналами и епископами, ответы иерархов на подростковые вопросы точно завершили формирование позитивной установки на Ватикан.[16] Так сработала обратная связь в коммуникативном процессе.

Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует) хотя и протекает медленнее, тем не менее эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. Это подтверждено в самых разных культурах.

Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. На языке теории передачи информации шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.

Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Обычно мы ухитряемся преодолеть шум и передать наше сообщение. Однако высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностьюзаблокировать попытку установления информационного обмена. С позиций руководителя, это должно обусловить снижение степени достижения целей в соответствии с передаваемой информацией.

В той же мере, в какой обратная связь может способствовать совершенствованию межличностного обмена информацией, могут действовать и системы обратной связи, создаваемые в организации. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи - перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов. Подобным образом мэр города лично посещает районы, чтобы удостовериться в нормальной реализации различных государственных программ, или с той же целью направляет от своего имени работников муниципалитета. Рассматривая необходимость обратной связи в организации, один из специалистов по обмену информацией пишет: «Эффективно работающий руководитель преодолевает разрыв между собою и своими подчиненными путем создания продуманной системы коммуникаций, которая гарантирует прохождение сообщений вниз и восприятия их там».

Опрос работников - еще один вариант системы обратной связи. Такие опросы можно проводить с целью получения информации от руководителей и рабочих буквально по сотням вопросов. При помощи таких опросов сотрудников можно узнать:

1. Четко ли доведены до них цели их деятельности?

2. С какими потенциальными или реальными проблемами они сталкиваются
или могут столкнуться?

3. Получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы?

4. Открыт ли их руководитель для предложений?

5. Информированы ли они о грядущих переменах и как они могут отразиться на их работе?

Системы сбора предложений. Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем - снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх.

Чаще всего такая система реализуется в варианте ящиков для предложений, куда работники организации могут анонимно подавать свои предложения. К сожалению, этот вариант не слишком эффективен, ибо часто отсутствует механизм подтверждения факта рассмотрения предложений, как и стимулирование работников, чьи предложения пошли организации на пользу. Программы, обеспечивающие такое стимулирование и располагающие механизмом, объясняющим, почему та или иная идея внедряется, позволяет работникам понять причины принятия или отказа от их предложений. Кроме того, у работников есть шанс получить денежное вознаграждение.

Систему отбора предложений можно создать по-другому. Организация может развернуть частную телефонную сеть, через которую работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы о назначениях и продвижениях в должности. Иногда на линии работают менеджеры, тут же отвечающие на задаваемые вопросы.

Еще один вариант системы обратной связи предусматривает создание группы руководителей и рядовых работников, которые встречаются и обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес. Также существует подход, основанный на кружках качества, а также группах неуправленческих работников, которые еженедельно собираются для обсуждения предложений по усовершенствованиям, возможных или существующих проблем, отражающихся на работе.

Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации. Крупные организации, как правило, издают ежемесячные бюллетени, которые содержат информацию для всех работников. В подобные ежемесячные бюллетени могут входить статьи с обзором предложений по поводу управления, на темы охраны здоровья работников, различного рода нововведений, подборка «работник месяца», ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников.

Современная информационная технология. Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях. Персональный компьютер уже оказал огромное воздействие на информацию, которую руководители, вспомогательный персонал и рабочие рассылают и получают. Электронная почта дает работникам возможность направлять письменные сообщения любому человеку в организации. Это уменьшает традиционно неиссякаемый поток телефонных разговоров. Кроме того, электронная почта - эффективное средство связи между людьми, находящимися в разных конторах, городах, регионах. Все эти варианты обратной связи обусловливают оптимизацию управления коммуникациями, способствуют эффективности коммуникативного процессе в организации.

Коммуникативный процесс неизбежно порождает коммуникативную ситуацию, поскольку коммуникации влияют на социальное окружение и сами испытывают его влияние. Коммуникативный процесс создает не только понимание отношений между адресантом и адресатом, но и требует большого социального контекста, в рамках которого совершаются коммуникации. Таким социальным контекстом и является обратная связь, о которой речь шла выше. Обратная связь, по мнению Ю.Воронцова

Представляет следующие блоки в процессе коммуникации: 1. источник информации, 2. Коммуникатор, 3. Сообщение, 4. Коммуникант,5. Коммуникационный канал, 6. Экстралингвистический параметр сообщения, 7, Источник механических помех, 8. Источник семантических помех, 9.Классовые и социальные фильтры, 10.личностно-индивидуальные фильтры, 11. семантические поля, 12. Поля коммуникационной обстановки, 13.потери информации, 14. обратную связь «коммунникант – коммуникатор», 15. обратную связь «коммуникант- источник информации». Воронцов подчеркивает, что коммуникация может рассматриваться в четырех аспектах: Как двусторонняя связь между людьми, осуществляемая любым средством коммуникации. Как односторонняя связь, в которой коммуникатор не отвечает на коммуникацию (чтение, посещение кино и т.д.). Как односторонняя связь в которой коммуниктор не ждет ответа комуниканта (работа над книгой, статьей и т.д.). Как внутренняя рефлексия (разговор с самим собой, составление планов).[17]

Таким образом, ключевыми моментами в коммуникационном процессе выступают привлечение внимания и эффективность обратной связи. Для того чтобы конкретной информации уделили внимание, используется масса приемов – броские заголовки в газетах, красочные фотографии и т.д.

На процесс передачи информации обращали внимание еще мыслители Древней Греции, выделяя схему коммуникационного процесса: оратор – речь – аудитория. Эта схема легла в основу всех коммуникационных моделей.

Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональный характер подчас богатого по содержанию, сложного, противоречивого и яркого, коммуникативного процесса в виде схемы

(modulus, модель - лат. мера, образец для изготовления чего-либо, воспроизведение или схема чего-нибудь в уменьшенном виде по сравнению с оригиналом). Под моделью в широком смысле понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую часть действительности в упрощенной и наглядной форме. Таковы, в частности, представления античного философа Анаксимандра о Земле как плоском цилиндре, вокруг которого вращаются наполненные огнем полые трубки с отверстиями. Модель в этом смысле выступает как некоторая идеализация, упрощение действительности, хотя

сам характер и степень упрощения, вносимые моделью, могут со временем меняться. В более узком смысле термин «модель» применяют тогда, когда хотят изобразить некоторую область явлений с помощью другой, более хорошо изученной, легче понимаемой. Так, физики ХУ111 века пытались изобразить оптические и электрические явления посредством механических («планетарная модель атома» - строение атома изображалось как строение солнечной системы.) Таким образом, в этих двух случаях под моделью понимается либо конкретный образ изучаемого предмета, в котором отображаются реальные или предполагаемые свойства, либо другой объект, реально существующий, наряду с изучаемым, и сходный с ним в отношении некоторых определенных свойств или структурных особенностей.[18]

Исследователю коммуникаций модель нужна, чтобы лучше организовать свои мысли о различных сторонах экономической, политической, социальной, религиозной и т.д. жизни общества и эффективно соизмерять свои действия с конкретными аспектами коммуникационного бытия.

В наши дни уже накоплен опыт исследований коммуникаций в различных сферах общественного бытия. Для систематизации этого опыта целесообразно осуществлять моделирование коммуникаций, поскольку коммуникационный процесс может быть многоплановым, многоуровневым, многовариантным. А с помощью модели удобно изучать коммуникации и дифференцировать их, поскольку модель, как уже упоминалось выше, - схема.

Коммуникация же имеет специфику в различных сферах общественной жизни и проявляется в разных формах, отсюда различные модели коммуникации, такие, как философские, социологические, мифологические и т.д. Исходя из специфики общественных сфер, в которых осуществляются информационно- коммуникационные процессы, в моделях коммуникации будут по-разному структурироваться элементы коммуникации и связь между ними.

 

 

ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ и CASE - STUDY К РАЗДЕЛУ «ПРЕДМЕТ И БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»

 

1. Как соотносятся понятия общение и коммуникация?

2. Какие существуют два подхода к пониманию природы коммуникации?

3. В чем смысл онтологического аспекта коммуникаций?

4. Что такое единицы коммуникаций?

5. Перечислите основные функции коммуникаций.

6. Назовите виды коммуникаций.

7. Перечислите методологические направления, объясняющие развитие и становление коммуникационных связей.

8. Проанализируйте сущность бихевиоризма.

9. Что такое символический интеракционизм?

10. Расскажите об основных принципах структурализма.

11. Почему коммуникация - процесс. Какова структура этого процесса?

12. Как формировалась мифологическая (антропологическая) модель Леви-Строса?

13. Какие еще модели коммуникации Вам известны?

 

 

В качестве формы анализа и лучшего усвоения представленного материала используем также методику case-study:

 

Мы уже говорили о моделях, выявили суть модели, пояснили необходимость использования модели в познании вообще и коммуникации в частности коммуникации, в связи с чем Вам предлагается выполнить задание, создать модель(схему) мифологической коммуникации. Вы уже знаете, что вопросами, связанными с мифологической коммуникацией занимался К.Леви Строс, один из представителей французского структурализма, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Вам предлагается прочитать отрывок, взятый из книги К.Леви-Строса1) и составить модель мифологической коммуникации на основе прочитанного.

Леви-Строс рассматривает мифы различных в том числе, географически удаленных друг от друга племен. Исследуя коммуникационный процесс в примитивных обществах и у разных племен, Леви - Строс обнаружил одинаковые структурные компоненты коммуникаций, осуществляемых в рамках мифологического мировоззрения. Обратимся вслед за Леви - Строссом к этим мифам, познакомимся с их необычным для человека начала 21 века содержанием и воспроизведем схему, модель коммуникации в обществе, мировоззрение которого существовало только в мифологической форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.062 с.)