Обследование состояния слухового самоконтроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование состояния слухового самоконтроля



Для развития не только звуковой речи, но и интона-мшяпюй стороны речи необходим активный слуховой

■ адоконтроль.

Обследование включает два вида инструкций: 1-я инструкция — выполнение задания; 2-я инструкция — оценка ребенком качества выпол-*«f пия задания.

Материал для обследования: ритмические удары, зву-> и, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слого-мпй структуры, предложения с разными типами интона­ции, лексический материал для воспроизведения моду-< щий голоса по высоте и силе, для изменения тембра и irMiia речи.

Обследование состояния слухового самоконтроля hi нючает 11 проб-заданий.

При необходимости задание повторяется для ребенка 1 2 раза.

I) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве-м'иии ритмического рисунка простых и акцентирован­ных ударов.

Инструкция № 1: «Повтори удары за мной».

Изолированные — ///, //, /; Серии простых — // // //, /// ///; Акцентированные — / U / U, // U, UU /.


Условные обозначения: / — громкий удар,

U — тихий удар. Инструкция № 2. «Ты правильно выполнил?»

2) Характер самоконтроля ребенка при воспрои дении ряда гласных звуков.

Инструкция № Г. «Повтори за мной звуки».

АУ

АУО

АОУИ

Инструкция № 2 «Ты правильно повторил?»

3) Характер самоконтроля ребенка при воспроиз дении слогов.

Инструкция № 1: «Повтори за мной слоги».

КА-ГА-КА

БУ-ПУ-БУ

КА-ТА-ЧА

ДА-ДЯ-ТА-ТЯ

Инструкция № 2. «Ты правильно повторил?»

4) Характер самоконтроля ребенка при воспроиз^ дении слов-квазиомонимов.

КОСА-КОЗА КРЫША-КРЫСА УТОЧКА-УДОЧКА КОРА-ГОРА ПАШНЯ-БАШНЯ МЫШКА-МИШКА
ТАЧКА-ДАЧКА НОРА-КОРА БОЧКА-ПОЧКА КАДУШКА-ПОДУШ! НОРКА-КОРКА ТОЧКА-ДОЧКА

Инструкция № Г. «Повтори за мной два слова. Ск жи, это одинаковые или разные слова?»

Инструкция № 2. «Ты правильно ответил?» 5) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве дении слов сложной слоговой структуры.

Инструкция № 1: «Повтори за мной слова».
КОСМОНАВТ МИЛИЦИОНЕР

 

СНЕГОВИК ЭКСКУРСИЯ


• ЩОСВАЛ ПУТЕШЕСТВЕННИК

ЧИТЕЛЬНИЦА АКВАРИУМ

ПУГОВИЦА ВЕЛОСИПЕД

I «'ЛИОВЩИК ИНДЕЕЦ

Инструкция № 2. «Ты правильно сказал слова?»

><) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве-» "ми предложений, включающих слова сложной слого->|н i фуктуры.

Инструкция № Г. «Повтори за мной».

Космонавт живет в космическом аппарате два ме-

Весело журчали весенние ручьи. Учительница учит учеников на уроке. На сковороде жарятся пять котлет. Экскурсовод проводит экскурсию в музее.

Инструкция № 2. «Ты правильно сказал?»

/) Характер самоконтроля ребенка при изменении мнншации.

Инструкция № 1: «Я скажу предложение, а ты изме­ни» интонацию так, чтобы прозвучал вопрос».

Машина остановилась на светофоре....?

- В лесу выросли грибы....?

- Котенок вылез из-под дивана....?

Инструкция № 2. «Ты правильно сказал? У тебя по­учился вопрос?»

8) Характер самоконтроля ребенка при изменении (шического ударения в, предложении.

Инструкция № 1: «Вот предложение из трех слов. Это цн'дложение нужно сказать три раза. Сначала голосом «мдслить первое, потом второе, а затем третье слово. <ю поможет передать главную мысль».

1 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

2 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

3 раз - Nf AMA ПРИШЛА ДОМОЙ.

Инструкция № 2. «Ты смог передать главную мысль? Irtie удалось выделить голосом слова в предложении?


9) Характер самоконтроля ребенка при воспроиз
дении модуляций голоса по высоте и силе.

Инструкция № 1: «Как подают голос взрослые вотные и их детеныши? У кого "толстый" голос, а у к "тонкий" голос?»

СОБАКА...? ЩЕНОК...?

КОШКА...? КОТЕНОК...?

КОРОВА...? ТЕЛЕНОК...?

Инструкция № 2: «У тебя получился "толстый": тонкий голос?»

Инструкция № 3: «Когда машина гудит далеко, то слышим тихий гудок. Когда машина гудит близко, то м слышим громкий гудок. Как гудит самолет, когда он д леко и близко?»

Инструкция № 4: «Тебе удалось показать гудение с молета далеко и близко?»

10) Характер самоконтроля ребенка при воспроизвв
дении тембра голоса.

Инструкция № 1: «Вспомни, кто пугал колобка и х тел его съесть? Каким голосом говорили заяц, волк, мед­ведь и лиса?»

— Колобок, колобок! Я тебя съем.
Заяц — тоненьким голосом
Волк.— грубым голосом
Медведь — медленным, хриплым голосом
Лиса — ласковым, хитрым голосом.

Инструкция № 2: «У тебя получились голоса зверей?1

11) Характер самоконтроля ребенка при воспроизвел
дении темпа речи.

Инструкция № Г. «Повтори за мной предложения, быстро, медленно и обычно».

— На море во время шторма очень большие волны —< нормальный темп.

— Самолет построим сами и помчимся над горами — быстрый темп.


Улитка носит свой домик на спине — медленный

Инструкция № 2: «Тебе удалось говорить разным и пит: быстро, медленно и нормально?»

Инструкция № 3: «Вот три картинки: черепаха, заяц, t • I ели я покажу черепаху, то говори медленно, если •■ним — то говори быстро, а если ежа, то говори обыч-iin'i темпом. Повтори предложение «Весной тает снег».

Ник заяц —...? (быстро).

Кик еж —...? (нормально).

Как черепаха —...? (медленно).

Инструкция № 4: «Ты умеешь говорить быстро, мед-

Критерии оценки:

4 балла — полностью сформулирован навык само-i-«hiроля. Ребенок замечает все допущенные ошибки в

> "»н гпенной речи.

) балла — стадия завершения формирования навыка ■ *моконтроля. Ребенок замечает примерно 75% допу-•шпшых ошибок в собственной речи.

2 балла — стадия автоматизации навыка самоконтро-и Ребенок замечает примерно 50% допущенных оши-миь в собственной речи.

I балл — начальная стадия формирования навыка са-шнонтроля. Ребенок замечает примерно 25% допущен­ных ошибок в собственной речи.

0 баллов — нулевая стадия. Отсутствие самоконт-

Примечания:

1. Если ребенок замечает свои ошибки, старается их
in править, но исправление не удается из-за выраженной
' ц'ртой дизартрии, то это можно отнести к моторному
нарушению просодики (условно группа ФН).

2. Если ребенок не замечает своих ошибок, не слы­
шит допущенных ошибок и не старается их исправить,
к»)то может быть связано с нарушением слухового вни-
шишя и недоразвитием фонематического слуха. Нару­
шение просодики в этом случае можно отнести к сен-
ирному уровню (условно группа ОНР).


3. Смешанный (сенсомоторный) характер нарушен просодики определяется у детей со стертой дизартри у которых задерживается процесс формирования фо матического слуха (условно группа ФФН).

Вопросы и задания

1) Проведение обследования интонационной сторо речи: а) обследование восприятия и понимания и тонации, б) обследование воспроизведения и уп требления интонационных средств.

2) Протоколы обследования интонации.


|мШЛ7

НИНОБЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.87.95 (0.008 с.)