Обследование артикуляционного аппарата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование артикуляционного аппарата



В первую очередь обращается внимание на строение губ, нёба, челюстей, зубов, языка.Логопед смотрит, нет ли дефектов в строении губ, не являются ли они толстыми или укороченными, что нередко затрудняет произношение губных и зубно-губных зву­ков, нет ли расщелины верхней губы и т.д.

Знакомясь с анатомическим строением твердого нёба у обследуемого, следует учитывать, нет ли разнообразных расщелин, не является ли оно слишком высоким и узким или чрезмерно низким и плоским.

При обследовании зубов выясняется, каковы они по форме и размерам (нормальные, мелкие, крупные и т.д.), по количеству (лишние и недостающие), по расположе­нию в челюсти (редкие, частые, вне челюстной дуги и т.д.). Учитывается, каков прикус (правильный, откры­тый передний, открытый боковой и т.д.), каково строение челюстей, не слишком ли выдвинуты вперед нижняя или верхняя челюсти.

При обследовании языка отмечается, нормальный он, или большой и мясистый, длинный и узкий, какова подъ­язычная связка (нормальная, короткая, приращенная, на­тянутая), каково строение маленького язычка – не отсут­ствует ли он, не укорочен ли, не раздвоен ли. Иногда не­большое раздвоение кончика язычка может быть симпто­мом того, что у ребенка имеется скрытая расщелина нёба. Грубая патология – парез, асимметрия, анатомиче­ские дефекты артикуляционного аппарата и т.д. – требу­ет тщательного и подробного обследования.

В ряде других случаев обследование может быть огра­ничено в зависимости от характера нарушения речи, в ча­стности произношения звуков. Особенно следует отметить отклонения, создающие резкие препятствия для образо­вания правильных звуков.

Так, например, при нарушении в произношений звука р следует выяснить, не связано ли оно с анатомическим строением языка, нёба или подъязычной связки. 36

Известно, что слишком большой и мясистый язык, вследствие своей малоподвижности, может явиться при­чиной неправильного произношения звуков, требующих верхнего положения языка, например шипящих и звука р. Слишком высокое и узкое нёбо может служить предпо­сылкой для дефектного произношения р. В этих условиях кончику языка трудно образовать смычку с нёбом. Дела­ет невозможным формирование правильного звука р так-же слишком короткая или чрезмерно натянутая уздечка. Неправильный прикус или дефект в строении зубов предрасполагает к межзубному или боковому и другим дефектам произношения звуков.Наряду с обследованием строения артикуляционного аппарата в детальном изучении нуждается двигатель­ная функция речевого аппарата, его подвижность. Особое значение имеет выявление подвижности языка. С этой целью ребенку пред­лагается воспроизвести по показу или речевой инструкции ряд заданий, например: положить кончик языка на верх­нюю губу, нижнюю, коснуться высунутым языком правой и левой сторон губ, высунуть язык как можно дальше, затем втянуть его глубоко в рот, показать язык широким, распластанным, узким и т.д. Малая подвижность языка создает трудности артикулирования, лишает ре­бенка возможности правильно произносить некоторые звуки.

Нарушения двигательной функции языка могут быть незначительными, а могут наблюдаться и более массив­ные отклонения. Особенно часто они проявляются у де­тей, страдающих параличами, парезами, а также у не­которой части детей с моторной алалией. В указанных случаях дети с трудом воспроизводят по речевой инструк­ции и по показу нужное движение, заменяют его другими или производят недифференцированные движения, иногда долго ищут нужное положение языка. Характерным яв­ляется также неумение быстро выполнить одно движение или невозможность сразу переключиться на второе; при этом наблюдается инертность, упорное застревание на одном движении; отсутствует плавность движения, необ­ходимая для речевого акта.

Даже незначительные отклонения в двигательной функции языка могут привести к речевым отклонениям, например, могут способствовать боковому произношению

звуков. Все это должно быть выявлено в процессе иссле­дования.Недостаточно внятной и выразительной могут сделать речь трудности в двигательной функции губ.

При выявлении подвижности губ можно предъявить задания вытянуть губы широкой трубкой, растянуть их в улыбку, сделать попеременное движение губ – растя­нуть и вытянуть вперед.

Обследование движения мягкого нёба можно произ­вести при помощи произношения звука а. При этом учи­тывается, как подымается и опускается нёбо при энер­гичном произношении данного звука.

При обследовании двигательной функции челюстей обращается внимание на движение нижней челюсти впе­ред, на оттягивание челюсти назад, па смыкание, сжатие челюстей. Эти функции бывают нарушены в основном тогда, когда у ребенка наблюдаются симптомы псевдобульбарной дизартрии. Исследование артикуляции мо­жет обнаружить дефекты, имеющие различный характер и сложность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.004 с.)