Общее недоразвитие речи (67) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее недоразвитие речи (67)



 

Ø Характеристика общего недоразвития речи у детей (67)

Ø Формирование речи при ее недоразвитии (85)

Ø Формирова­ние произношения (116)

Ø Особенности обучения грамоте, детей с общим недоразвитием речи (143)

 

Глава IV.

Нарушения письма и чтения у детей с недоразвитием речи (166)

Ø Характеристика нарушений письма и чтения (166)

Ø Устранение нарушений письма и чтения у детей с недоразвитием речи (190)

 

Глава V.

Предупреждение нарушений письма и чтения у детей (213)

 

Глава VI.

Заикание у детей (229)

 

Ø Преодоление заикания у детей дошкольного и школьного возраста в процессе ручной деятельности (229)

Ø Преодоление заикания в процессе прохождения школьной программы (259)

 

Глава VII.

Приемы исправления недостатков произношения фонем (271)

 

Ø Фонемы русского языка (272)

Ø Общие сведения об исправлении произношения фонем (281)

 

Глава VIII.

Краткие сведения о строении нервной системы и ее поражениях, приводящих к нарушению речевой деятельности (338)

 

Ø Нарушения речи при поражениях нервной системы (340)

Ø Характеристика течения основных форм поражений нервной системы (349)

Ø Принципы лечения заболеваний нервной системы, приводящих к нарушению речевой деятельности (356)

 

Заключение (361)

Summary (364)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга написана коллективом авторов – сотруд­ников Института дефектологии АПН СССР. Цель ее – познакомить читателей с результатами исследований, проведенных в секторе логопедии по различным вопро­сам речевой патологии у детей.

Теоретические положения и методические рекоменда­ции, изложенные в книге, широко апробированы в совме­стной экспериментальной работе сотрудников сектора и логопедов школы-клиники для детей с тяжелыми нару­шениями речи, учителей оответствующих специальных школ, логопедов школьных пунктов и дошкольных уч­реждений.

За годы совместной деятельности научных сотрудни­ков и логопедов-практиков сформировались новые пред­ставления о принципах анализа и типологии аномально­го развития речи, о способах его преодоления и предуп­реждения.

В книге освещаются не все разделы логопедии, а лишь те, которые составляют основополагающее ее содержа­ние. В качестве ведущих признаков, дифференцирующих речевые нарушения, выделяются проявления, актуальные для коррекционного обучения. В соответствии с этим принципом формы нарушений речи различаются по общности педагогических задач, определяемых единст­вом структуры дефекта. Основанием для выделения той пли иной группы отклонений речевого развития служит единство методов их преодоления. Вследствие этого серь­езной перестройке подверглись различные разделы лого­педии и перегруппировке – входящие в них формы на­рушений.

Большое место в нашем пособии уделяется характе­ристике общего недоразвития речи. Этот вопрос впервые выделен в качестве самостоятельной главы логопедии. Сюда, с учетом специфики каждой из форм, включены наиболее сложные по принятой номенклатуре наруше­ния речи: алалия, афазия и др. в том случае, если у детей ' обнаруживается недоразвитие всех трех компонентов ре­чевой системы; здесь освещается ряд аномалий речи, к которым возможно применение единого коррекционного подхода.

В соответствии с взглядом на лексико-грамматическое и фонетическое недоразвитие как на взаимосвязанные проявления находится и методика, предусматривающая формирование словарного запаса и грамматического строя одновременно с формированием звуковой стороны речи.

Нарушения чтения и письма у детей с недоразвитием речи (алексия и дислексия, аграфия и дисграфия) трак­туются как дефекты, связанные с недостаточной подго­товленностью ребенка к устной речи (недостаточностью фонематических и морфологических обобщений). Одно­временно излагается новый подход к исправлению агра­фии и алексии при помощи устранения у детей отклоне­ний речи и развития фонематических и морфологических обобщений. Система коррекционного обучения детей, страдающих нарушениями чтения и письма, с успехом применяется не только в специальных учреждениях, но и на логопедических пунктах. Успешное исправление на­рушений чтения и письма способствует борьбе с неуспеваемостью, что придает этим исследованиям не только специальную, но и общепедагогическую значимость.

Новым в логопедии является вопрос о предупрежде­нии нарушений письма у школьников.

Положение о связи нарушений письма с отставанием предшествующего речевого развития открыло пути не только к устранению данного дефекта, но и к его предуп­реждению. Исследования показали, что своевременное выявление и устранение фонетико-фонематических нару­шений у дошкольников способно предотвратить аграфию и алексию в школе. Исходя из этой концепции пересматриваются важнейшие вопросы дошкольной логопедии. Доказана целесообразность соответственно направлен­ных пропедевтических занятий и дошкольных учрежде­ниях. Дети, прошедшие такой специальный пропедевти­ческий курс занятий, хорошо успевают в школе.

Нарушение произношения как единственное выраже­ние речевого дефекта в данном пособии не описывается. В то же время имеется специальная глава о приемах коррекции произношения, которые могут быть успешно применены и в этих случаях.

Из всего многообразия вопросов заикания в пособие включены лишь результаты нового подхода к этой проблеме, рассматривающего данный дефект как нарушение коммуникативной функции речи.

Вместо механических упражнений детей в сопряжен­ной и отраженной речи, а также усиленной тренировки речевого дыхания сектор логопедии предлагает идти по пути воспитания, постепенного перехода от ситуационной речи к контекстной. В качестве реализации этого общего принципа предлагается система занятий – бесед в процес­се учебной деятельности: на уроках труда, арифметики, природоведения и др.

Психологический механизм преодоления заикания при этом состоит в воспитании способности к отсрочен­ной речи, к умению располагать сообщение в логической последовательности, к формированию внутренней речи и регуляторных ее функций. Дети, прошедшие систему за­нятий, излагаемую в пособии, приобретают опорные средства организации сообщаемого при помощи внутрен­ней речи.

В книге излагаются методы исследования речевых аномалий. Если раньше исследования ограничивались регистрацией внешних симптомов устной речи (состояние артикуляции, дыхания, темпа речи), то в настоящее вре­мя круг выявляемых процессов значительно расширился: устанавливается уровень лексико-грамматического раз­вития, речевой запас, овладение звуковым составом сло­ва, состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов и т.д.

В пособии также освещаются некоторые вопросы неврологии, которые могут способствовать комплекс­ному подходу к изучению и преодолению речевых дефектов.

Высокая эффективность предлагаемого теоретическо­го и методического подхода дает право авторам рекомен­довать данное пособие для использования в логопедиче­ских учреждениях разного типа, а также для дальнейше­го развертывания исследований. Авторы надеются, что

книга будет способствовать дальнейшему росту научных и практических достижений логопедии.

Глава I «Предмет логопедии» написана Р. Е. Левиной; глава II «Приемы выявления речевых нарушений у де­тей» – Л. Ф. Спировой; в главе III «Общее недоразвитие речи» раздел «Характеристика общего недоразвития речи у детей» написан Р. Е. Левиной и Н. А. Никашиной, раздел «Формирование речи при ее недоразвитии» – Н. А. Никашиной, раздел «Развитие разговорно-обиход­ной и описательной речи у детей» – Н. А. Никашиной и Л. М. Чудиновой, раздел «Формирование произноше­ния»– Г. А. Каше, раздел «Особенности обучения гра­моте детей с общим недоразвитием речи» – Л. Ф. Спи­ровой и Р. И. Шуйфер; в главе IV «Нарушения письма и чтения у детей с недоразвитием речи» раздел «Харак­теристика нарушений письма и чтения» написана И. К. Колповской и Л. Ф. Спировой, раздел «Устранение нарушений письма и чтения у детей с недоразвитием речи» – Н. А. Никашиной; глава V «Предупреждение нарушений письма и чтения у детей» написана Г. А. Каше; глава VI «Заикание у детей» – Н. А. Чевелевой; глава VII «Приемы исправления недостатков произношения фонем» – Ф. Ф. Pay; глава VIII «Краткие сведения о строении нервной системы и ее поражениях, приводящих к нарушению речевой деятельности» – Б. М. Гехтом.

Р. Левина

Глава I.

ПРЕДМЕТ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия – педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении средства­ми специального обучения и воспитания.

Речь является важнейшей психической функцией че­ловека. Речевое общение создает специфически человече­ские способы социального контакта между людьми, бла­годаря которым развиваются высшие формы познава­тельной деятельности, коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к бобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуля­ции своих намерений и действий.

Совершено очевидно, что отклонения в развитии ре­чи не могут не сказаться на формировании всей психиче­ской жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окру­жающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Некоторые нарушения речи лишают ребенка важнейшего средства – саморегуляции. Как ре­акция на дефект изменяются черты характера – появ­ляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на фор­мирование психики ребенка.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации общественной ее направленности, для приобретения зна­ний. Поэтому логопедия, являясь отраслью дефектологии, содействует в то же время осуществлению общепедаго­гических задач.

Под недостатками развития речи следует понимать отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Понятие недостатков речевого развития не ограничивается устной речью, но предполагает по мно­гих случаях нарушения письменной ее формы.

Рассматриваемые в логопедии изменения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. Так, до определенного возраста неправильное произноше­ние звуков, ограниченный запас слов, несформированность предложений представляют собой явление, сопро­вождающее нормальное овладение речевой функцией (так называемое физиологическое явление). Его нельзя смешивать с патологическими отклонениями в развитии речи. Школьник не сразу и не без затруднений и ошибок усваивает грамоту, правописание, овладевает письмен­ной речью в целом. Однако эти затруднения роста необ­ходимо отличать от аномального хода развития речи и письма, требующего специального логопедического воздействия.

То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как недостаток речи лишь, с учетом возра­стных норм. При этом для различных процессов речи возрастная граница может оказаться неодинаковой, что будет зависеть от того, и каком возрасте при нормальном развитии заканчивается формирование речи. Нельзя от­носить к нарушениям речи особенности иноязычной речи.

Задача логопедии – исследовать закономерности спе­циального обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития. Для этой цели изучаются проявления и причины нарушений речи, их структура. В соответствии с полученными данными разрабатываются научно обос­нованные пути преодоления различных форм речевой не­достаточности.

Направление и содержание педагогических исследова­ний речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, составляющими метод логопедической пау­ки: 1) принципом развития; 2) принципом системного подхода и 3) принципом рассмотрения речевых наруше­ний во взаимосвязи речи с другими сторонами психиче­ского развития.

Принцип развития предполагает анализ про­цесса возникновения дефекта. Вместо статического опи­сания проявления речевых нарушений ставится задача объяснить, продуктом каких изменений предшествующе­го развития они являются. Для правильной оценки генезиса того или иного отклонения, как отмечал Л.С. Вы­готский 1, - следует различать происхождение изменений развития и сами эти изменения, их последовательное образование и причинно-следственные зависимости меж­ду ними.

В осуществлении генетического причинно-следствен­ного анализа важно представить себе все многообразие условий, необходимых для полноценного формирования функции на каждом этапе ее развития. Условия, обеспе­чивающие правильное протекание каждой уже сформи­ровавшейся психической функции (у взрослых), и усло­вия, подготавливающие ее возникновение, обеспечиваю­щие ее нормальное развитие, неравнозначны. У детей во многих случаях, и в особенности там, где нарушения про­являются в нескольких направлениях, большую роль иг­рают не только непосредственные результаты первичного дефекта, но и отсроченные его последствия. Отклонения речевого развития подчиняются этой общей закономер­ности.

Например, непосредственным результатом некоторых поражений речевого аппарата является ограниченная подвижность органов речи. Затруднения в артикулирова­нии вызывают недостатки произношения, выраженные в разной степени. Дело не ограничивается, однако, нечет­ким звучанием речи.

Правильное артикулирование звуков не только обес­печивает четкость их произношения, но и обслуживает другие функции речи. Затруднения в проговаривании зву­ков лишают артикуляционной опоры восприятие звуков речи. Четкость рецепции звуков зависит во многом от способности воспроизводить услышанное. При помощи артикулирования, вступающего во взаимодействие со следами акустического раздражения, уточняется восприя­тие звука. Нечеткость рецепции звуков может привести к отставанию и овладении звуковым составом слова, что в свою очередь ведет к нарушениям письма, нередко на­блюдающимся и таких случаях.

Другое следствие затруднительного произношения – ограниченность активной речи. Нечеткость рецепции зву­ков и связанная с ней ограниченность словарного запаса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.027 с.)