Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегия и структура фирм, их соперничествоСтр 1 из 4Следующая ⇒
Как цели предприятий-конкурентов формируют стратегии, горизонты планирования и целевые сегменты? Из-за различий в структуре собственности, методах управления и рынке капитала фирмы могут ориентироваться на долгосрочные или краткосрочные цели, на большие дивиденды или увеличение доли рынка и т. д. Например, по этим критериям различаются крупные японские и американские компании. Каким образом характер соперничества на внутреннем рынке будет побуждать фирмы к переменам? Фирмам по производству упаковочного оборудования в Италии присущи типичные черты местной среды. Это небольшие предприятия, управляемые сильными, патерналистски настроенными руководителями, которые имеют личные отношения с важными покупателями. Соответственно они подгоняют оборудование под специфические требования заказчика и быстро реагируют на изменение конъюнктуры рынка. Факторы производства Каково в стране направление связанных с отраслью исследований и какого типа образование получают вновь нанимаемые работники? В разных странах существуют разные традиции профессионального образования: в Германии господствуют профессиональные школы, в Японии обучают на рабочих местах, в США практикуется узкоспециализированное обучение и т. д. Не меньшие различия имеются в культивировании научных направлений и механизме взаимодействия с научно-техническими центрами. Каким образом будут видоизменены стратегии под воздействием невыгодных, с точки зрения конкуренции, изменений параметров факторов производства? Конкуренты на международном рынке различаются по набору и стоимости имеющихся факторов производства и темпам создания новых. Параметры спроса На какие сегменты, скорее всего, будет сделан упор ввиду их важности в данной стране? Национальные рынки имеют разную структуру спроса, требования покупателей из одного и того же сегмента в разных странах могут отличаться. Например, немецкие полиграфисты жестче относятся к качеству бумаги, чем их российские коллеги. Родственные и поддерживающие отрасли Как развитие местных поставщиков повлияет на направление технического развития? Конкуренты из разных стран различаются по наличию поставщиков внутри страны базирования, а также по способу взаимодействия с ними.
Каким образом новые шаги со стороны родственных отраслей видоизменят характер соперничества на внутреннем рынке или стимулы, подталкивающие фирмы к переменам? Другие факторы Действующие на международном рынке фирмы должны также учитывать такие его особенности, как разный уровень производственных издержек, колебания валютных курсов, отличия в национальной экономической политике разных стран, характер международной конкуренции. Перечисленные факторы значительно усиливают неопределенность при принятии стратегических управленческих решений. Например, колебания валютного курса могут в корне изменить оценку стоимости фактора производства или даже всего проекта в целом. Особенно опасны неуправляемая инфляция и внезапные скачки валютного курса. Так как условия международной конкуренции в разных отраслях существенно различаются, то разнятся и формы конкуренции. Различают многонациональную конкуренцию, которая характерна, например, для отраслей, где конкуренция ограничивается национальным рынком и не зависит от того, что происходит за его пределами (например, страхование жизни). В этом случае не существует мирового рынка, а есть набор самостоятельных национальных рынков. Многонациональная конкуренция обусловливается существенными различиями в культурной, экономической и политической средах разных стран. Глобальная конкуренция имеет место, когда цены и конкурентные условия национальных рынков тесно связаны между собой. В этом случае имеет смысл говорить о мировом, или глобальном, рынке. Глобальной конкуренцией характеризуются гражданское авиастроение, автомобильная, часовая, шинная, телекоммуникационная и некоторые другие отрасли. Многонациональная конкуренция требует многонациональной корпоративной стратегии, а глобальная конкуренция — глобальной стратегии. Осуществление стратегического диагноза - это прежде всего выяснение конкурентной позиции компании, зависящей от характеристики отрасли (рынка), определение факторов конкуренции, финансово-экономических и социально-психологических факторов (табл. 1). Конкурентный анализ включает два основных этапа: - определение главных конкурентных сил в отрасли; - формулирование основных вариантов конкурентных стратегий.
Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы бизнеса М.Портер, автор основных моделей определения главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий. Таблица 1 Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса
М.Портер выделяет пять сил конкуренции и, следовательно, доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противодействует этим силам. 1. Новые проникающие в отрасль конкуренты, выпускающие подобные товары. 2. Угроза со стороны товаров-заменителей (субститутов). 3. Компании-конкуренты, уже закрепившиеся на отраслевом рынке. 4. Воздействие продавцов (поставщиков). 5. Воздействие покупателей (клиентов). Рассмотрим механизм действия каждой конкурентной силы.
1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры: • экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли; • дифференциация продуктов и услуг, т.е. опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов Палеха, Гжели); • потребность в капитале, поскольку эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций (этот барьер в сочетании с экономией на опыте и масштабе создает, в частности, серьезные препятствия для новых инвестиций в российскую металлургию); • издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.; • необходимость создания новой системы каналов распределения (так, из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Арр1е" не смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок); • политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например, установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков. 2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества. Препятствиями на пути товаров-субститутов могут стать следующие мероприятия: • проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены; • рекламные атаки на потребителей; • разработка и производство новых, привлекательных продуктов (например, ощущая конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с оригинальными добавками); • улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара. 3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность. Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
• большое количество конкурентов; • однородность выпускаемых товаров; • наличие барьеров снижения издержек; • высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из отрасли, не понеся при этом значительных убытков); • зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей). Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма. Один из вариантов метода сравнительных преимуществ предложен российским экономистом А.Юдановым. Он разделил все многообразие конкурентных стратегий фирм, действующих на одном рынке, на четыре типа: коммутантов, патиентов, виолен-тов, эксплерентов. Каждый из них приведен к определенному типу биологического поведения и имеет соответствующую аналогию. Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-подделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью. Гибкость и приспособляемость составляют основу конкурентной стратегии. Тип, очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную кампанию в средствах массовой информации, даже не называют характер своей деятельности (что, впрочем, встречается все реже), поскольку готовы использовать любую новую возможность получения прибыли. Патиенты (хитрые лисы) - узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия основана на узкой специализации, низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий. Виоленты (слоны, львы - в зависимости от мобильности) -гиганты, мощь которых позволяет им осущестлять контроль над значительной долей рынка. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях этим фирмам не угрожают иностранные конкуренты. Вместе с тем протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременно подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек российских товаропроизводителей. Эксилеренты (скорее всего, мотыльки - почти эфемерные создания) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно действуют как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации.
4. Сила воздействия поставщиков. Фирма конкурирует не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками. Сильные поставщики могут: • повышать цену на свои товары; • снижать качество поставляемых продуктов и услуг. Сила поставщиков определяется: • наличием крупных компаний-поставщиков; • отсутствием заменителей поставляемых товаров; • решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых ресурсов; • способностью присоединить фирму-покупателя посредством вертикальной интеграции. 5. Сила воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается: • в давлении на цены в целях их снижения; • в требованиях более высокого качества; • в требованиях лучшего обслуживания. Сила покупателя зависит от: • сплоченности и концентрированности группы потребителей; • степени важности продукции для покупателей; • диапазона ее применения; • степени однородности продукции; • уровня информированности потребителей. Диагноз стратегической позиции компании предполагает рассмотрение общих конкурентных стратегий. Таблица 2. Общие конкурентные стратегии и условия их применения
Единой для всех компаний модели предпринимательской стратегии не существует. Каждая компания, действующая в рыночной экономике, уникальна по своим характеристикам. Следовательно, и содержание стратегического бизнес-планирования является процессом уникальным, а его формы и методы не могут тиражироваться для других компаний. Выбор стратегии зависит от многих факторов, в том числе от рыночной позиции компании, динамики ее изменения, производственного и технического потенциала, производимого продукта или услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В то же время существует ряд основополагающих подходов, которые могут рассматриваться как некоторые обобщенные принципы выработки предпринимательских стратегий, Базовые стратегии - модель поведения компании в целом и отдельной бизнес-единицы в той или иной конкретной рыночной ситуации. Например: • стратегия выбора рынков; • стратегия конкуренции на рынке. И далее на выбранном рынке: • достижение лидерства в качестве предлагаемой продукции; • лидерство в ценах; • рыночная специализация; • рыночная кооперация. Функциональные стратегии - комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений компании. Они имеют подчиненное значение и являются по существу ресурсными программами, обеспечивающими практическую реализацию базовой стратегии. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют две группы стратегий: оборонительную и наступательную. Оборонительные стратегии отражают реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно - на потребности и поведение потребителей. В свою очередь их можно подразделить на следующие типы: защитная, имитационная, выжидательная, непосредственного реагирования. Наступательные стратегии включают: активные НИОКР, ориентированные на маркетинг; стратегии слияния; стратегии приобретения. Наступательные стратегии обычно требуют кредитных инвестиций и, следовательно, более применимы в компаниях, располагающих достаточно высоким финансовым потенциалом, квалифицированным составом менеджеров и творческим научно-техническим персоналом.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.031 с.) |