Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентация на оценку тенденцийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
позволяет сделать принимаемые решения оптимальными. Исключительно важно, чтобы стратегия фирмы разрабатывалась и излагалась в ситуационной форме, обеспечивающей ее адаптивность, то есть предусматривала различные наборы действий в зависимости от складывающихся условий. Понятно, что такой подход существенно усложняет разработку документа, но в условиях быстро меняющейся обстановки хозяйственной деятельности иной подход зачастую просто не годится: стратегии могут устаревать еще до начала своей реализации, что вообще лишает смысла их разработку в таком виде. Это имеет особое значение: а) для российских фирм — в силу хронической нестабильности законодательных и прочих условий хозяйствования; б) для фирм, осуществляющих международную деятельность — в силу заведомо худшего знакомства с ситуацией за рубежом. Таким образом, если российская фирма предполагает стабильно заниматься международным бизнесом, ей следует или приступить к разработке ситуационной стратегии, или признать авантюрный характер своих намерений. 2. Процедуры стратегического планирования Комплекс процедур, включаемых в понятие стратегического планирования, может выполняться двумя альтернативными путями: 1) по мере необходимости; 2) системно. Первый подход весьма распространен, поскольку обычно, пока обстановка не претерпевает серьезных изменений и текущие показатели деятельности фирмы остаются в допустимых пределах, руководство не усматривает очевидных причин для изменения стратегии. Применение подобной философии менеджмента может привести к непредсказуемым последствиям для фирмы, вплоть до ее краха. Второй способ (наиболее эффективный) предполагает выполнение предписанных процедур в установленные сроки, независимо от наличия или отсутствия субъективных предпосылок. Процесс стратегического планирования международной деятельности, будучи частью управленческой деятельности фирмы в целом, реализуется как на основе специфических процедур, так и через решение управленческих задач общего характера (не связанных с зарубежными операциями). Исходным шагом стратегического планирования принято считать определение миссии (ему должен предшествовать обобщенный анализ ситуации на потребительском рынке, конкурентной обстановки и возможностей фирмы). Следующий шаг — выбор целей и задач (он требует предварительного развернутого анализа внешних и внутренних факторов развития фирмы.) Формирование задач международной фирмы следует осуществлять в два этапа – сперва задачи, ставящиеся в стране базирования, описываются раздельно; на втором этапе необходимо все выдвинутые задачи рассмотреть вместе. Реализация стратегии включает в себя несколько качественно различающихся видов деятельности: разработку программ и планов, их выполнение, контроль, учет, анализ и оценку эффективности деятельности. Алгоритм стратегического планирования Прежде определим кратко стратегическое планирование в фирме как процесс определения ее целей и разработки реализующих эти цели стратегий. Данный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных процедур, осуществление которых требует создания специальных управленческих структур, описания правил их функционирования и наличия обеспечивающего их деятельность персонала, а также постоянно актуализируемой информационной базы. Перечисленные элементы во взаимодействии образуют систему стратегического планирования фирмы, результатом функционирования которой являются стратегические решения. Построение такой системы является важной задачей менеджмента фирмы, вовлеченной в международную деятельность; хотя внесистемное осуществление функции стратегического планирования также возможно и, более того, широко практикуется, это свидетельствует о слабом менеджменте, о его неподготовленности к процессам, происходящим в современном бизнесе. Процесс стратегического планирования в международной фирме может быть представлен в виде четырех взаимосвязанных агрегированных блоков: Блок 1. Определение основных приоритетов Внешнее окружение фирмы. Выбор миссии и целей должен опираться на анализ внешней, среды деятельности фирмы и ее собственного потенциала, так как сутью вырабатываемых здесь решений является конструктивное определение места фирмы на рынке. В условиях открытой экономики это означает поиск рыночной ниши и оценку ее «заселенности». Поэтому необходимо, прежде всего, провести исследование соответствующей отрасли как: а) специфической деятельности, направленной на производство определенной продукции с использованием определенных технологий; б) арены конкурентной борьбы. И то и другое для международной фирмы имеет специфику. При экспорте продукции необходимо принимать во внимание существующие в других странах стандарты и традиции потребления, а так же учет стандартов и традиций, связанных с производством (нормы по охране природной среды, особенности менеджмента и т.д.). Другими элементами внешнего окружения являются потребители, источники ресурсов, государство и т. д. Так, существенное воздействие на международную деятельность фирмы оказывает государственное регулирование бизнеса. Важную роль играет инвестиционное законодательство осваиваемой страны, в том числе в отношении иностранных инвестиций; большое значение имеют действующие в данной стране правила налогообложения и антимонопольного регулирования. Все эти и прочие регуляторы должны оцениваться с учетом отношения самого государства к собственному законодательству, то есть соотношения силы закона и власти коррупции и общеполитической стабильности. Из числа ресурсов зарубежной деятельности фирмы наибольшее значение имеют трудовые ресурсы. Практика последних десятилетий показывает, что охватывающий значительную часть населения страны стандарт среднего образования достаточен для организации там не только сборочных производств, но и выпуска высокотехнологичных комплектующих изделий и продуктов (многочисленные примеры успешного использования зарубежными фирмами местного персонала дают страви Юго-Восточной Азии и Южной Америки). Не меньшее значение имеет мотивированностъ персонала, в значительной мере определяемая уровнем безработицы в стране, принятыми жизненными стандартами и национальными традициями. Таким образом, к данным, необходимым для выработки стратегических решений, относятся: характеристика отрасли, информация о конкуренции, оценка внешних (внеотраслевых) факторов деятельности, прогнозы развития внешней среды, характеристика сильных и слабых сторон, а так же допущения и мнения руководства фирмы. В силу тех или иных личностных свойств высшие менеджеры имеют свои предпочтения и приоритеты, которые формируют стиль их руководства. Стратегические приоритеты руководителей фирмы должны быть обнародованы ими в начале работы по выбору миссии и целей. Блок 2. Определение задач Состав и характер задач фирмы определяются соотношением внутренних и внешних факторов ее развития с долгосрочными целями общего характера. Анализ этих факторов охватывает четыре области: 1) финансовые ресурсы; 2) трудовые ресурсы; 3) производственные ресурсы; 4) влияние внешней среды. 1. Финансовые ресурсы характеризуются: а) нынешними и будущими поступлениями средств и потребностью в них (предварительная оценка денежных потоков на достаточно длительный период, а так же точность и надежность прогноза); б) возможностью их перемещения (свобода капитальных и иных вложений в стране размещения предприятия, ликвидность вложений, возможность репатриации прибыли, а так же возможность привлечения местных финансовых средств); в) доступностью капитала (возможность привлечения средств в целом и в пределах осваиваемой страны, т.е. получение банковских кредитов.); г) целями в отношении прибыли и дивидендов (у каждой группы лиц, имеющих какое-либо отношение к распределению прибыли, есть свои представления по этому поводу, и их согласование представляет собой сложную проблему, решаемую каждый раз, исходя из конкретной ситуации). 2. Трудовые ресурсы Из числа показателей, рекомендуемых для анализа трудовых ресурсов, отметим: а) общую численность персонала, в том числе по категориям и по отдельным функциям (соответствие имеющейся численности и квалификационной, структуры пропала потенциальным направлениям развития фирмы); б) уровень использования (загрузка) персонала (внутренние резервы фирмы — как для расширения, так и для экономии, перераспределение работников по предприятиям); в) возможность перемещения работников с одного предприятия на другое (для быстрой экспансии неновом рынке); г) возможность привлечения дополнительных ресурсов (третий источник расширения деятельности фирмы в данной стране.). 3.Производственные ресурсы Анализ использования имеющихся производственных мощностей нужен с позиций выравнивания загрузки и для оценки целесообразности расширения производства. Если предприятия фирмы загружены на уровне, считающемся приемлемым (с учетом сохранения необходимых резервов),или перегружены, это дает основание ставить вопрос о создании новых производственных мощностей — при условии соответствующих выводов маркетинговых исследований. Отдельно делается анализ рынка – рассматриваются маркетинговые характеристики как отражение совместного использования всех находящихся в распоряжении фирмы ресурсов. 4. Анализ влияния внешней среды Последний раздел анализа потенциала фирмы касается влияния внешней среды. Предлагается рассматривать следующие моменты: а) изменения в системе снабжения и колебания цен (из-за возможности резких неконтролируемых сдвигов в данной области по причине политических изменений, нарушений законодательства, изменений в таможенной политике, внутренних проблем у поставщиков; факторы колебания цен также многообразны, но основное значение имеют сдвиги спроса и предложения и изменение курса валют); б) колебания спроса (изменения спроса на продукцию фирмы могут носить регулярный, циклический (сезонный) характер; рост и уменьшение потребности в продукции фирмы; ценовые сдвигио, вызванные изменением цен закупаемого сырья); в) конкурентные возможности по сравнению с другими фирмами (являются результатом эффективного использования имеющихся у нее ресурсов, рассмотренных выше); г) отношение общественности (определенный комплекс характеристик, отражающих интересы различных групп общества. Так, с точки зрения владельцев фирмы, первостепенную роль играют получаемая ею прибыль и надежность, для кредиторов фирмы на первый план выходит ее надежность, позиции персонала определяются размером регулярно выплачиваемого вознаграждения за работу и условия труда, отношение к фирме властей определяется, прежде всего, суммой налогов, уплачиваемых ею в соответствующий бюджет, количеством создаваемых рабочих мест для местного населения и проявляемой заботой о природной среде. Исключительно важное для фирмы обстоятельство — отношение к ней потребителей, для которых главным является качество продукции наряду с ее потребительскими свойствами и ценой). Предметом анализа могут быть и другие направления кроме рассмотренных выше — их состав зависит от структуризации общества, от наличия в нем влиятельных групп и слоев, выделяемых по различным признакам. Иначе говоря, чем больше развито общество, чем прочнее в нем укоренены демократические традиции, тем шире должен быть охват исследования Блок 3. Разработка стратегии После того как все цели фирмы сформированы и произведена оценка их взаимной поддержки, происходит переход к следующему крупному блоку — разработке стратегии. Он начинается с анализа условий в каждой из стран, намеченных к освоению или уже освоенных фирмой, а также в стране ее базирования; эти условия объединяются в следующие группы: а) некоторые факторы из числа формирующих внутренние возможности; б) финансовые факторы; в) маркетинговые факторы; г) прочие факторы. Блок 4. Реализация стратегии Включает разработку программ, планов и т.д., затем следует их выполнение, предполагающее контроль и оценку эффективности реализации стратегии. Данное исследование частично дублирует проводимый на предыдущем этапе анализ возможностей не только через повторное рассмотрение отдельных факторов, но и путем повторного изучения того же предмета. Опишем предмет анализа с учетом специфики деятельности (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение предметов анализа возможностей и условий Предметом анализа возможностей фирмы являются находящиеся в ее распоряжении ресурсы, независимо от того, в какой стране они дислоцированы (поля 1 и 2), и внешние факторы ее деятельности и развития (поля 4 и 5). Неосвоенные фирмой страны никак не влияют на ее возможности и поэтому не учитываются, по крайней мере в явном виде, при формировании целей в международной сфере. С другой стороны, анализ местных условий, предшествующий выбору стратегических альтернатив, охватывает все страны, в которых возможно осуществление фирмой каких-либо операций (поля 4, 5 и 6); страны, уже освоенные, рассориваются здесь наравне со всеми остальными — только при этом условий бизнес сохраняет необходимую гибкость, а фирма — конкурентоспособность мировых рынках. Таким образом, внешняя среда деятельности фирмы в стране базирования и освоенных странах становится предметом рассмотрения в рамках процесса стратегического планирования дважды, причем анализируемые показатели частично совпадают (в то же время поле 3 вообще не рассматривается, так Как соответствующее ему сочетание не имеет реального смысла). Из числа финансовых условий отметим, в первую очередь, систему налогообложения и таможенное законодательство. Принятый в данной стране уровень оплаты труда является более или менее важным условием для размещения предприятия — в зависимости от вида производства. Следует учитывать, что деятельность фирмы может быть связана с необходимостью инвестирования значительных средств в развитие производственных мощностей и соответствующей инфраструктуры (как по собственной инициативе, так и по требованию местных властей, выставляющих инвестиции в качестве обязательного условия приобретения недвижимости), а также осуществления тех или иных текущих затрат (реклама, доставка и т. д.). Поскольку речь идет о вложении значительных сумм, необходимо исследовать доступность капитала, то есть возможность получить необходимые суммы на условиях кредита или инвестиций; оценивается также возможность перемещения средств через границу (если речь идет об уже освоенной стране, то эти характеристики получены еще в процессе анализа внутренних возможностей). Анализ маркетинговых факторов деятельности включает изучение характера конкуренции на местных рынках, государственного регулирования рынка (включая ценообразование, рекламную деятельность, экспедирование товаров и т. д.), издержек распределения продукции и доставки сырья с учетом географических и иных обстоятельств, необходимости адаптации продукции к местной специфике. Следует оценить необходимость адаптации применяемых технологий, которая может быть обусловлена, например, повышенными экологическими требованиями (возможен и обратный вариант — упрощение технологических процессов благодаря пониженным экологическим требованиям). Важным условием освоения страны является возможность привлечения работников из местного населения. Наконец, необходимо рассмотреть социально-экономические факторы: отношение к бизнесу в целом и, в частности, к иностранным предприятиям, политическую и экономическую стабильность. Данная группа условий представляет общий интерес, независимо от отраслевой или иной специфики фирмы, образуя в сочетании с некоторыми дополнительными факторами то, что называется инвестиционной привлекательностью страны. Поскольку инвестиции не являются единственно возможным видом международной деятельности, эта группа не играет исключительной роли, но значение ее велико. Отдельно следует оценить степень коррумпированности местных чиновников. Воздействие коррупции на принятие решений зависит, в общем, от правовой культуры общества, степени его демократизации, продуманности законодательства и свободы средств массовой информации. Результаты межстрановых исследований по данному аспекту, как и по инвестиционной привлекательности в целом, регулярно публикуются в специальных изданиях и излагаются в средствах массовой информации. Сопоставление условий, сложившихся в различных странах, дает основу для выбора стратегических альтернатив деятельности фирмы за рубежом. Выбор проводится по следующим аспектам: а) размещение производственных мощностей; б) направленность сбытовой политики; в) ассортимент; г) перемещение факторов производства; д) приобретение других компаний, а также продажу компаний, принадлежащих фирме, и в целом сделки с крупными долями в уставных капиталах, а также вхождение в разного рода альянсы и выход из них. Объединение альтернатив, признанных соответствующими международным целям фирмы в наибольшей степени, по всем перечисленным аспектам воедино образует международную стратегию фирмы. Следует установить приоритеты рассматриваемых аспектов и формировать стратегию, исходя из их значимости для фирмы. Например, если маркетинговое исследование показывает целесообразность изменения номенклатуры выпускаемой продукции, то можно, исходя из этого, переориентировать производство или изменить состав принадлежащих фирме предприятий. Необходимо при выборе стратегических альтернатив не ограничиваться определением наилучшей из них по каждой позиции, а ранжировать их в порядке убывания предпочтительности, вплоть до самых малопривлекательных. Действуя таким образом, фирма всегда имеет набор оптимальных стратегий, соответствующих возможным конкретным ситуациям. Это позволяет при любом существенном изменении условий быстро находить адекватный ответ, сутью которого всегда является сохранение и наращивание конкурентного преимущества. Такую же принципиальную структуру имеет процедура выбора стратегических альтернатив в стране базирования фирмы, опирающаяся на соответствующий анализ условии деятельности. Важные сущностные отличия обусловлены уникальностью страны базирования по сравнению с другими регионами, в которых действует фирма. Можно предположить, что для фирмы, давно и прочно обосновавшейся на международных рынках, страна базирования не имеет особого значения, поскольку такая фирма пользуется выгодами размещения во всех освоенных странах. Такой довод редко бывает справедлив, поэтому следует уделять особое внимание именно данному разделу анализа условий деятельности. При всей значимости изучения условий за рубежом первоочередную роль всегда играет адекватная и своевременная оценка тенденций развития обстановки у себя дома. Стратегия фирмы является результатом объединения признанных наиболее перспективными альтернатив деятельности в стране базирования и за рубежом. Как бы далеко и успешно фирма ни продвинулась на международном рынке, корни ее успеха находятся в стране базирования, где должно быть обеспечено эффективное сочетание благоприятных для данного бизнеса условий и реально располагаемых фирмой возможностей. Поэтому именно стратегические альтернативы в своей стране имеют безусловный приоритет перед зарубежными при возможном конфликте двух групп и вообще в ситуации выбора.
3. Организация стратегического планирования в международной фирме Осуществление рассмотренного выше процесса стратегического планирования требует, прежде всего, наличия в фирме сотрудников, для которых выполнение направленных на его реализацию функций является прямой обязанностью и соответствует их компетенции. В проблеме организации стратегического планирования выделяются две основные составляющие: создание соответствующей локальной структуры и обеспечение ее эффективного функционирования. Указанные составляющие необходимо рассматривать в их неразрывном единстве Внедрение стратегического планирования связано с ответом на ряд вопросов: - кто будет участвовать в решении соответствующих задач? - на каких принципах будет строиться деятельность участников? - как мотивировать их деятельность? - как обеспечить необходимую им информацию? Таким образом, организация стратегического планирования предполагает решение следующих задач: а) создание управленческой структуры, реализующей функцию стратегического планирования; б) разработка правил ее функционирования; в) подбор и мотивация персонала; г) организация информационного обеспечения.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.015 с.) |