Историко-правовые условия и соц-эконом. обусловленность возникновения налогов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-правовые условия и соц-эконом. обусловленность возникновения налогов.



Историко-правовые условия и соц-эконом. обусловленность возникновения налогов.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для удовлетворения своих функций ему требуется определенная сумма денежных средств, которая может быть собрана посредством налогов. Таким образом, налоги выражают обязанность всех Ю и ФЛ, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Необходимость налогов предопределяется функциями государства: социальные, экономические, правоохранительные и др. Государственные расходы могут также покрываться за счет займов, однако полученные по ним средства необходимо возвратить с отвлечением на это дополнительных средств, полученных от налоговых поступлений. Возможно использование эмиссионного источника, который приводит к инфляции и является дополнительным налогом на всех членов общества, включая и будущее поколение. Доходы от государственного имущества в развитых странах незначительны. Адам Смит называл государство, получающее большую часть своих доходов от принадлежащего ему имущества,— экономически неразвитым.

Социальная сущность налогов проявляется прежде всего в том, что они являются источником средств на финансирование общих потребностей. Все бюджеты последних лет в РБ являются социально направленными.

Определяющим в позиции сущности налогов является их экономическая составляющая. Исторически налог трактуется как важнейшая экономическая категория, опосредующая распределение и перераспределение отношений в обществе — движение стоимости от создавших ее субъектов к государству. Первичное распределение стоимости порождает такие элементы как капитал, зарплата, на базе которых по мнению таких классиков как Давид Рикардо и Смит и формируются перераспредилительные отношения в форме налогов. Именно с появление государства возникает такая экономико-правовая категория экономики, установление которых всегда было суверенным правом государства на ряду с чеканкой монеты и отправления правосудия. История налогов насчитывает боле 5000 лет и в начале налоги носили эпизодический характер в виде добровольных пожертвований на нужды, связанные с обеспечением безопасности населения или подготовке к завоеванию соседних территорий.

 

Основные теории налогов.

Налоговая теория — это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государством с различной степенью обобщения. Существенные обобщенные разработки (общей теории налогов) и исследование по отдельным вопросам налогообложения (частной теории налогов).

К общим теориям налогов относятся:

1) теория обмена — предполагает возмездный характер налога, т. е. уплачивая налог граждане покупают у государства услуги по охране, поддерж. правопорядка и т. д. и т. п.

2) наслаждения — предполагает, что налоги — это цена, уплачиваемая гражданами за обладание собственностью;

3) классическая — рассматривает налоги как один из видов гос. доходов, которые должны покрывать затраты на содержание пра-ва;

4) монетаристская теория — налоги на ряду с иными компонентами воздействуют на обращение, изымая излишне большое количество денег.

К частным теориям налогов:

1) теория соотношения прямого и косвенного налогообложения;

2) теория единого налога;

3) теория пропорционального и прогрессивного налогообложения;

4) теория переложения налогов.

 

Понятие, предмет, метод НП.

НП — это совокупность правовых норм, устанавливающих различные виды обязательных платежей, порядок, регулирующий отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязанностей.

К предмету НП относятся общественные отношения, связанные с вопросами установления и взимания налогов с организаций и ФЛ, а также отношения, складывающиеся в процессе осуществления компетентными гос. органами налогового контроля с целью выполнения плательщиком своих обязанностей по уплате налогов.

НП использует метод властных полномочий, который характеризуется следующими чертами:

1) данному методу присущи правовые средства, рассчитанные на отнош. власти подчинения (участие неравноправных сторон);

2) данный метод особенно отчетливо выражается в правовых средствах распорядительного типа (предписания);

3) данный метод предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношений (юридическое неравенство сторон);

4) данный метод можно охарактеризовать как императивный.

 

 

Формы, виды и методы НК

 

Формы налогового контроля:

1) предварительный;

2) текущий (оперативный);

3) последующий.

Выделяют 2 вида налогового контроля:

1) документальный — это проверка данных, содержащихся в финансовых отчетных документах;

2) фактический — это проверка, проводимая путем осмотра, обмера и обследования товарно-материальных ценностей.

Налоговый контроль осуществляется посредством использования 2-х методов:

1) Общим методом налогового контроля является налоговая проверка. По периодичности проведения налоговые проверки делятся на плановые и внеплановые.

Плановые налоговые проверки проводятся на основании квартальных графиков проверок, утверждаемых руководителем налогового органа по месту постановки на учет налогоплательщика. Графики проверок доводятся до сведения налогоплательщика. Она не может проводиться более одного раза в год. Внеплановая налоговая проверка проводится по поручению президента, правительства, КГК, Совета по координации контрольной деятельности и правоохранительных и судебных органов.

По месту осуществления контрольных действий налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и иных документов. Этот вид налоговой проверки охватывает всех налогоплательщиков, стоящих на учете. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете операций, оказывающих влияние на суммы налогов.

Выездные налоговые проверки подразделяются на:

а) комплексные — в ходе которой подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов и сборов;

б) рейдовая — выездная налоговая проверка связана с порядком приема наличных денежных средств от покупателей, с производством и хранением продуктов, установлением фактов незаконной ПД, проверка заявлений и жалоб организаций и граждан.

В ходе тематической выездной проверки подлежат выяснению вопросы уплаты отдельных налогов и сборов. Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете операций, осуществлявшихся с другими плательщиками, в отношении которых проводятся налоговые проверки.

Общий срок проведения проверки составляет 30 дней, но он может быть продлен руководителем налогового органа.

б) Ревизия представляет собой детальное исследование хоз.-фин. деятельности подконтрольного объекта на предмет ее законности, целесообразности, эффективности. В практической деятельности ревизия проводится на много реже, чем проверка, что обусловлено:

1) большими затратами на ее проведение;

2) при проведении контроля возникает необходимость исследовать не все сферы деятельности субъекта хозяйствования, а лишь его отдельные направления.

 

Задачи и функции МНС.

 

МНС — республиканский орган гос. управления, проводящий гос. политику, осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборотом алкогольной непищевой спиртосодержащей продукцией, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий. Координирует деятельность в этой сфере др. республиканский орган гос. управления.

Функции МНС:

1) контроль за соблюдением налогового зак-ва;

2) организует деятельность инспекций МНС по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременной уплатой налогов и сборов, по контролю за соблюдением порядка декларирования ФЛ доходов, имущества и источников денежных средств;

3) ведение гос. реестра налогоплательщиков;

4) осуществляет гос. контроль за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий;

5) выдает акцизные марки и спец. знаки для маркировки табачной и алкогольной продукции;

6) проводит разъяснительную работу по вопросам применения зак-ва о налогах и пред-ва;

7) рассматривает в пределах своей компетенции заявления и жалобы;

8) проводить в установленном порядке

9) требовать от налогоплательщиков первичные учетные документы;

10) в случаях, предусмотренных зак-вом, производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей;

11) вносить в уполномоченные органы предложения о приостановлении выезда за пределы РБ лиц до погашения ими задолженности по налогам;

12) обращаться в общий и хоз. суды с исковыми заявлениями;

13) отменять не соответствующие зак-ву решения инспекций.

 

Плательщики и объекты НДС.

НДС — это один из самых молодых из формирующих основную часть дохода бюджетных налогов, который был введен в 1954 г. в Европе. НДС представляет собой форму изъятия в бюджетную часть добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации. НДС имеет универсальный характер, поскольку взимается со всех товаров в течение всего производственного цикла.

НДС имеет ряд преимуществ:

1) стабильный регулярный источник доходов бюджетов всех уровней;

2) он сложен с точки зрения уклонения налогоплательщиков;

3) позволяет охватить все товары, работы и услуги, предлагаемые всеми субъектами хозяйствования потребителю.

Плательщики НДС:

1) организации;

2) ИП при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) если обороты по реализации объектов за 3 предшествующих последовательно календарных месяца превысили 40000 евро по курсу Нацбанка;

б) если ИП осуществляет выделение налога в расчетных и первичных учетных документах, применяемых при реализации объектов организациям и ИП — плат. НДС.

3) организации и ФЛ, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ.

Объекты:

1) обороты по реализации товаров, работ и услуг, имуществ. прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ;

2 товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.

Не признаются объектами:

1) обороты по реализации товаров, работ и услуг для офиц. польз. иностр. дипломат. представит.;

2) гос. пошлина, все виды лиценз. и патентных пошлин и сборов;

3) имущество, вносимое в уставный фонд в размерах, установленных учредительными документами;

4) обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, за исключением их цены выше номинальной стоимости;

5) перечисленных в доход бюджетные средства от продажи в процессе приватизации гос. имущества и суммы арендной платы от сдачи в аренду предприятий, находящихся в гос. собственности.

Освобождаются от налогообложения обороты по реализации:

1) лекарственных средств и медтехники;

2) медицинских и ветеринарных услуг по перечню Совмина;

3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;

4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, кружках, секциях;

5) ритуальных услуг;

6) услуг по проведению ритуальных обрядов и церемоний;

7) работ по реконструкции и реставрации историко-культурных ценностей;

8) платных услуг, оказываемых подразделениями МВД и охраны;

9) выполненных работ из драг. металлов и камней;

10) продажа товаров в магазинах беспошлинной торговли;

11) продажа лотерейных билетов, проводимых в порядке, установленном президентом;

12) осуществление банками и небакновск. кредитно-финансовых операций.

 

4. Ставки, льготы и порядок уплаты НДС.

 

При ввозе на таможенную территорию РБ от уплаты НДС освобождаются:

1) транспортные средства, осуществляющие транспортные международные перевозки грузов, багажа;

2) товары, перемещаемые транзитом через территорию РБ;

3) бел. рубли и иностранная валюта, кроме нумизматики;

4) технические средства, используемые для профилактики инвалид.;

5) товары, ввозимые для научно-технических целей;

6) художественные ценности, передаваемые в порядке определенном Совмином;

7) драгоценные металлы и камни, ввозимые для пополнения гос. фонда;

8) сырье для производителей хлеба и комбикорма.

Ставки:

1) 0%:

а) при реализации экспортируемых товаров;

б) работ и услуг по сопровождению, погрузке и иных подобных работ, непосредственно связанных с реализацией экспортных товаров;

в) экспорт транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспорт услуг по производству товаров;

2) 10%:

а) применяется при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства (за исключением цветов и декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

б) при реализации организациями-изготовителями товаров, производимых с применением новых технологий по перечню, определенному Совмином;

3) 20%:

а) по товарам, работам и услугам, имущественным правам на результаты интеллектуальной собственности не перечисленные выше;

б) при ввозе товаров на таможенную территорию РБ, также не перечисленные выше;

Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки Н = Б × С.

Налоговый период по НДС — 1 календарный месяц, уплата производится нарастающим итогом с начала года по окончании каждого налогового периода, исходя из фактической реализации товаров, работ и услуг.

Плательщики ежемесячно представляют декларацию до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

 

Земельный налог

Экологический налог

 

Плательщики:

1) организации, кроме бюджетных;

2) ИП.

Объекты:

1) объемы использ. природных ресурсов;

2) объемы выводимых в окружающую среду выбросов, загрязняющих веществ;

3) объемы переработанных нефти и нефтепродуктов.

Ставки налога:

1) за использование природных ресурсов ставки устанавливаются в бел. рублях;

2) ставки налога за выбросы загрязняющих веществ устанавливаются в зависимости от классов опасности (5 классов в бел. руб. за 1 тонну);

3) за переработку 1 тонны нефти налог взимается по ставке 1 евро.

За выбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога.

Местные советы депутатов имеют право изменять ставки, сроки уплаты за использование природных ресурсов (за исключением нефти и поваренной и калийной соли) отдельным категориям плательщиков.

Льготы предоставляются Президентом РБ.

Освобождаются от уплаты:

1) крестьянское хоз-во в течение 3 лет с момента регистрации;

2) производители с/х продукции уплачивают единый налог;

3) ИП уплачивают единый налог.

Налог за использование природных ресурсов исчисляется и уплачивается ИП ежеквартально, остальными организациями — ежемесячно, исходя из фактического объема использования природных ресурсов. Налог за выбросы загрязненных веществ полностью зачисляются в местный бюджет с последующим перечислением в целевые бюджетные фонды охраны природы. Налог за переработку нефти и нефтепродуктов и за использование природных ресурсов полностью зачисляются в бюджет областей и г. Минска.

 

Оффшорный сбор

Плательщики:

1) организации;

2) ИП;

3) резиденты РБ.

Объекты:

1) перечисление денежных средств резидентам нерезиденту;

2) исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом;

3) переход имущественных прав и обязанностей в связи с переменой лиц в об-ве, сторонами которого являются резидент и нерезидент.

Оффшорный сбор не взимается при перечислении денежных средств:

1) гос. органами и гос. организациями по межправительственным и межгосударственным договорам;

2) в целях возврата ЮЛ и ИП кредитов, займов и процентом за пользование ими, за товары, ввезенные на территорию РБ до введения оффшорного сбора.

Оффшорный сбор, уплачивается в республиканский бюджет до перечисления денежных средств в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж или в бел. рублях по курсу Нацбанка, по ставке 15% от перечисленных денежных средств или 15% от цены товара. Плательщики оффшорного сбора ежемесячно не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию по оффшорному сбору. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют перевод денежных средств только после уплаты резидентами оффшорного сбора. Нарушение данного требования влечет наложение штрафа в размере 15% от перечисленной суммы денежных средств.

 

 

Государственная пошлина.

 

Плательщики:

1) организации;

2) ФЛ, совершающие в своих интересах юрид. действия и получающие документы, имеющие юридическую силу в спец. учреждениях, которые имеют на то полномочия.

Объекты:

1) исковые заявления;

2) надзорные жалобы;

3) нотариальные действия;

4) регистрация актов гражданского состояния и выдача повторных свидетельств;

5) оформление документов на право выезда или въезда;

6) прописка граждан;

7) предоставление права на охоту;

8) выдача свидетельства о праве собственности на приватизированный объект, кроме земли и жилья;

9) выдача именных приватизационных чеков имущества и их переоформление.

Ставки устанавливаются Совмином РБ, а за нотариальные действия размер госпошлины устанавливается в процентном отношении от размера баз. величины на момент осуществления нотариального действия.

Льготы:

1) истцы по искам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем и иным поврежд. здоровья, о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением о взыскании с ФЛ обязательных платежей в фонд соц. защиты, по искам к налоговым финансовым органам о взыскании сумм из бюджета.

Гос. пошлина поступает в местные бюджеты, кроме гос. пошлины, взимаемой хоз. судами, которая поступает в республиканский бюджет. Гос. пошлина уплачивается до подачи заявления или совершения действия, либо при выдаче документов. Гос. пошлина может уплачивается в иностранной валюте по курсу Нацбанка. Налоговые органы обязаны производить проверки во всех учреждениях, взимающих гос. пошлину, а также своевременности и полноты внесения в доход бюджета.

 

Налог на игорный бизнес.

 

Плательщики:

1) ЮЛ РБ;

2) иностранные ЮЛ;

3) международные организации;

4) ИП, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.

Плательщики в части доходов, полученных от указанной деятельности, не уплачивают налог на прибыль, НДС, целевые сборы на формирование местных целевых бюджетных фондов. При осуществлении др. видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, плательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, и уплачивают по этим видам деятельности налоги, сборы и др. обязательные платежи в соответствии с зак-вом РБ.

Объекты:

1) игровые столы;

2) игровые автоматы;

3) кассы тотализаторов;

4) кассы букмекерских контор.

Общее количество объектов каждого вида подлежит обязательной регистрации по письменному заявлению плательщика в налоговых органах до момента их установки с обязательной выдачей свидетельства о регистрации. Специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса выдается Министерством спорта и туризма. Организация и проведение запрещенных азартных игр, деятельности без лицензии и отсутствие регистрации объектов в налоговых органах, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 500 б. в. с конфискацией игрового оборудования, денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре.

Ставки налога за месяц в г.Минске:

1) в казино до 10 столов — 3500 евро;

2) казино 10 столов и более — 4000 евро;

3) игровые автоматы — 100 евро;

4) касса тотализатора — 1500 евро;

5) касса букмекерской конторы — 200 евро.

Налог уплачивается в бел. рублях исходя из установленного Нацбанком курса на 1 число отчетного месяца. Расчеты о сумме налога представляются не позднее 20 числа месяца, уплата не позднее 22 числа.

 

Единый налог с ИП и ФЛ.

Плательщики:

1) ИП при реализации потребителям товаров, работ и услуг;

2) ФЛ при разовой реализации на рынках произведенных, переработанных либо приобретенных ими для продажи товаров, указанных в перечне (разовая реализация не более 60 дней в году).

Плательщики единого налога освобождаются от уплаты:

а) подоходного налога с ФЛ;

б) НДС, за исключение налога, уплаченного на товары, ввозимые на таможенную территорию РБ;

в) экологического налога;

г) местных налогов и сборов.

Ставки устанавливаются в евро за месяц.

Ставки единого налога понижаются:

1) ФЛ, впервые зарегистрированные в качестве ИП, первые 3 месяца на 25%;

2) ИП, являющихся пенсионерами по возрасту или по инвалидности, на 20%.

От уплаты единого налога освобождаются ИП и иные ФЛ, реализующие продукцию животноводства, пчеловодства и растениеводства (за исключением цветов и семян цветов) при условии предъявления справки, подтверждающей что продаваемая продукция производится на земельном участке, предоставленном им в соответствии с зак-вом для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества, а также реализующие лекарственные растения, ягоды, грибы и орехи и др. дикорастущую продукцию. При реализации в календарном месяце нескольких видов работ уплата единого налога производится по тому виду, по которому установлена наиболее высокая ставка. В случае реализации непроизв. в РБ товаров к установленной ставке налога устанавливается коэффициент 1,5, т. е. ставка умножается в 1,5 раза. Расчет по единому налогу предоставляется не позднее 28 числа месяца предшествующего месяцу

В предусмотренных зак-вом случаях возможен перерасчет единого налога. Сумма единого налога полностью зачисляются в бюджет г. Минска и областей. Отсутствие в? об уплате единого налога влечет наложение штрафа от 2 до 5 б. в.

 

Историко-правовые условия и соц-эконом. обусловленность возникновения налогов.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для удовлетворения своих функций ему требуется определенная сумма денежных средств, которая может быть собрана посредством налогов. Таким образом, налоги выражают обязанность всех Ю и ФЛ, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Необходимость налогов предопределяется функциями государства: социальные, экономические, правоохранительные и др. Государственные расходы могут также покрываться за счет займов, однако полученные по ним средства необходимо возвратить с отвлечением на это дополнительных средств, полученных от налоговых поступлений. Возможно использование эмиссионного источника, который приводит к инфляции и является дополнительным налогом на всех членов общества, включая и будущее поколение. Доходы от государственного имущества в развитых странах незначительны. Адам Смит называл государство, получающее большую часть своих доходов от принадлежащего ему имущества,— экономически неразвитым.

Социальная сущность налогов проявляется прежде всего в том, что они являются источником средств на финансирование общих потребностей. Все бюджеты последних лет в РБ являются социально направленными.

Определяющим в позиции сущности налогов является их экономическая составляющая. Исторически налог трактуется как важнейшая экономическая категория, опосредующая распределение и перераспределение отношений в обществе — движение стоимости от создавших ее субъектов к государству. Первичное распределение стоимости порождает такие элементы как капитал, зарплата, на базе которых по мнению таких классиков как Давид Рикардо и Смит и формируются перераспредилительные отношения в форме налогов. Именно с появление государства возникает такая экономико-правовая категория экономики, установление которых всегда было суверенным правом государства на ряду с чеканкой монеты и отправления правосудия. История налогов насчитывает боле 5000 лет и в начале налоги носили эпизодический характер в виде добровольных пожертвований на нужды, связанные с обеспечением безопасности населения или подготовке к завоеванию соседних территорий.

 

Основные теории налогов.

Налоговая теория — это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государством с различной степенью обобщения. Существенные обобщенные разработки (общей теории налогов) и исследование по отдельным вопросам налогообложения (частной теории налогов).

К общим теориям налогов относятся:

1) теория обмена — предполагает возмездный характер налога, т. е. уплачивая налог граждане покупают у государства услуги по охране, поддерж. правопорядка и т. д. и т. п.

2) наслаждения — предполагает, что налоги — это цена, уплачиваемая гражданами за обладание собственностью;

3) классическая — рассматривает налоги как один из видов гос. доходов, которые должны покрывать затраты на содержание пра-ва;

4) монетаристская теория — налоги на ряду с иными компонентами воздействуют на обращение, изымая излишне большое количество денег.

К частным теориям налогов:

1) теория соотношения прямого и косвенного налогообложения;

2) теория единого налога;

3) теория пропорционального и прогрессивного налогообложения;

4) теория переложения налогов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.114 с.)