ТОП 10:

Т. е. Герингом,—Составители.




АГРЕССИЯ ПРОТИВ СССР 401

тенсивной подготовительной деятельности была собрана исчерпывающая коллекция материалов,-которая оказалась исключительно ценной позднее, при осуществлении операции, а также при управлении территориями.

ИЗ ЗАПИСИ СОВЕЩАНИЯ, СОСТОЯВШЕГОСЯ У НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ВООРУЖЕНИЯ ГЕНЕРАЛА ТОМАСА 1 МАРТА 1941 г.

[Документ 1317-ПС, США-140}

...Генерал 1 приказал составить более широкий план организации для представления его рейхсмаршалу.

Основные вопросы

1. Вся организация должна быть подчинена рейхсмаршалу. Цель: поддержка и расширение мероприятий по четырехлетнему плану.

2. Организация должна включать все, что касается военной экономики, исключая только лишь вопросы продовольствия, которые уже переданы в качестве специального поручения государственному секретарю Баке.

3. Определяется ясно, что организация должна быть независимой от доенной или гражданской администрации. Необходимо тесное сотрудничество, но указания будут исходить непосредственно из центрального управления в Берлине.

4. Вся деятельность должна подразделяться на две части:

a) сопровождение наступающих войск непосредственно за линией фронта с целью предотвратить уничтожение припасов и обеспечить вывоз важных товаров;

b) управление оккупированными промышленными районами и эксплуатация экономически важных районов...

5. В виду ^предстоящего расширения деятельности следует предпочтительно использовать термин «инспекция военной экономики» вместо «инспекции вооружения».

6. Ввиду предстоящего обширного поля деятельности организация должна быть тщательно оснащена и персонал должен быть соответственно многочислен. Главная задача организации будет состоять в изъятии сырья и в захвате всех важных промышленных предприятий. Для этой последней задачи с самого начала следует использовать надежных лиц с крупных промышленных предприятий Германии, так как успешное осуществление этой задачи с самого начала может быть обеспечено только лишь путем использования их опыта (например, в отношении бурого угля, железной руды, химии и нефти).

После обсуждения дальнейших деталей подполковник Лютер получил инструкцию составить первоначальный проект такой организации в течение недели...

Большое значение имеет тесное сотрудничество различных секций, находящихся в одном здании. Должен быть назначен офицер Вирюамт, т. е. управления экономики и вооружения, с которым оперативный штаб должен поддерживать постоянный контакт. Управление экономики и

' Генерал Томас.—Составители, 26 Нюрнбергский процесс, т. I


402 ПРЕСТУПЛРНИЯПРОТИВ МИРА

вооружения должно обеспечить каждого руководителя секции и подполковника Лютера -ковией нового плана, касающегося России... .

Генерал-майор-Шуберт должен быть вызван в Берлин во второй половине следующей недели.

ИЗ ЗАПИСИ СОВЕЩАНИЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, СОСТОЯВШЕГОСЯ У НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ВООРУЖЕНИЯ ГЕНЕРАЛА ТОМАСА 29 АПРЕЛЯ 1941 г. в 10.00

[Документ 1157-ПС, США-141}

Цель совещания: сообщение об организационной структуре экономической части операции «Барбаросса».

«Барбаросса» — «Ольденбург»'

Как известно, фюрер, вопреки установленной процедуре, приказал для этой операции, чтобы все руководство экономическими делами было сконцентрировано в руках одного человека, и поручил рейхсмаршалу возглавить руководство экономической эксплуатацией в районах боевых операций, а также в районах с политической администрацией.

...Рейхсмаршал поручил практическое выполнение этой задачи экономическому генеральному штабу, действующему под контролем начальника управления экономики и вооружения (Вирюамт).

Центральной властью на территории, где проводятся операции, после рейхсмаршала и экономического генерального штаба, являются:

Экономический штаб «Ольденбург» для выполнения особых заданий, под руководством генерал-майора Шуберта.

В его подчинении находятся следующие учреждения, построенные по территориальному принципу:

5 экономических инспекций,

23 экономические команды,

12 подотделов, которые размещаются в наиболее важных пунктах районов, порученных экономическим командам...

Эти учреждения используются на территориях войскового тыла. Мысль заключается в том, что на территории каждой армейской группы должна быть организована экономическая инспекция в резиденции командующего сектором войскового тыла и что такая инспекция будет возглавлять экономическую эксплуатацию данной территории...

Следует проводить различие между войсковыми тыловыми районами, с одной стороны, и районами непосредственных боевых действий и армейскими тылами, — с другой. В последнем случае экомическими вопросами должно заниматься 4-е управление экономики и вооружения штаба армии, т. е. офицер связи управления экономики и вооружения при верховном командовании вооруженных сил, который должен находиться при штабе армии. В районах боевых действий он имеет в своем распоряжении технические батальоны, разведывательные войска, войска, занимающиеся добычей сырьевых материалов, нефти, сельскохозяйственных машин, в особенности тракторов, а также орудий производства.

1 Под словом «Ольденбург» зашифрованы «экономические» мероприятия гитлеровцев по разграблению захваченных ими областей СССР.— Составители.


АГРЕССИЯ ПРОТИВ СССР 403

На территории, помещающейся между районами активных боевых операций и районами фронтового тыла, а именно в армейском тылу, 4-е управление (по вопросам экономики) при различных полевых штабах возглавляется офицером связи управления экономики и вооружения, который должен содействовать тому, чтобы предоставить в распоряжение штаба армии специалистов, которые несут ответственность за снабжение войск из местных ресурсов страны, а также за подготовку последующей общей экономической эксплуатации.

В то время, как эти части продвигаются вместе с войсками, экономические инспекции, экономические команды и их соответствующие подотделы остаются на месте.

То новое, что вносится в организацию, подчиненную экономическому штабу «Ольденбург», заключается в том, что она занимается не только военной промышленностью, но также охватывает все области экономики.

Отсюда следует, что эти учреждения следует расценивать не только как учреждения военной промышленности или промышленности по производству вооружения, но более широко, как экономические инспекции, экономические управления и т. д.

Это относится также и к внутренней организации отдельных учреждений, которая, начиная с экономического штаба «Ольденбург» и кончая экономическими управлениями, предусматривает одинаковое подразделение на три больший группы, а именно:

г р у п п у М, которая занимается снабжением войск, вооружением, а также организацией промышленного транспорта;

группу L, которая занимается всеми вопросами продовольствия и сельского хозяйства, и

группу W, которая ответственна за все вопросы, относящиеся к торговле и промышленности, включая сырье и снабжение, а также занимается вопросами лесного хозяйства, финансовыми и банковыми, вопросами собственности врага, коммерцией и обменом товарами, а также распределением рабочей силы.

Государственный секретарь Баке назначен уполномоченным генерального штаба по продовольствию и сельскому хозяйству. По вопросам, входящим в область деятельности группы W, следует держать связь с генералом Ханнекеном...

ИЗ МЕМОРАНДУМА РОЗЕНБЕРГА ОТ 2 АПРЕЛЯ 1941 г. [Документ 1017-ПС, США-142}

...Вооруженный конфликт с СССР приведет к чрезвычайно быстрой оккупации важной и обширной части территории СССР. Вполне возможно, что военные действия с нашей стороны в короткое время приведут к военному краху СССР. Тогда оккупация этих территорий будет представлять не столь военные, сколь экономические и административные . трудности.

Таким образом, возникает первый вопрос: должна ли определяться оккупация только лишь чисто военными или экономическими нуждами, или же ее пределы определяются также и закладкой политического фундамента для будущей организации данной территории.

26*


404 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА

Если так, то возникает срочная необходимость определения политической цели, которая должна быть достигнута, так как, вне всякого сомнения, она окажет влияние также и на чисто военные операции...

Если политический разгром восточной империи, которая будет в то время в ослабленном состоянии, является целью военных операций, то можно прийти к следующим заключениям:

1. Оккупация должна будет охватить обширные территории.

2. С самого начала управление отдельными районами территорий должно как в административном, так и в экономическом и идеологическом отношениях соответствовать тем политическим целям, которых мы -стремимся достигнуть.

3. Важные вопросы, касающиеся этих обширных территорий, такие, как обеспечение достаточного снабжения для продолжения войны против Англии, сохранение производства, которое необходимо для этой цели, и важные директивы для полностью отделенных территорий — лучше всего могут решаться в общем плане и одним и тем же центром.

Следует еще раз подчеркнуть здесь, что все аргументы, которые приводятся, будут иметь ценность лишь в случае, если будет обеспечено снабжение из территорий, которые должны быть оккупированы, что необходимо великой Германии для продолжения войны.

...I. Создание центрального департамента для оккупированных территорий СССР. Это мероприятие должно быть более или менее ограничено военным временем...

На упомянутый департамент, который будет действовать в сотрудничестве с высшими и верховными властями империи, будут возложены следующие задачи:

a) Издавать обязательные политические инструкции для отдельных административных областей в соответствии с обстановкой, существующей там в данный момент, а также с целью, которая должна быть достигнута.

b) Обеспечить важное для ведения войны снабжение империи со всех оккупированных территорий.

c) Подготавливать, а также наблюдать за проведением в жизнь, в общих чертах, наиболее важных задач для всех территорий, как, например, задач, касающихся финансов и фондов, транспорта, добычи нефти, угля, а также продовольствия...

2) Следует проводить ярко выраженную децентрализацию на территориях отдельных административных областей, сгруппированных по расовому признаку, или же по принципу политической экономики для того, чтобы проводить выполнение совершенно различных задач, предназначенных для них...

С другой стороны, административный департамент, осуществляющий общее руководство и организованный на чисто экономической базе, как это предполагается в настоящее время, может в скором времени оказаться не оправдывающим себя и не достигающим своих целей.

Такое центральное учреждение будет обязано проводить общую политику для всех территорий, продиктованную только экономическими соображениями, что может мешать выполнению политической задачи или • ;в связи с бюрократической формой управления может даже сорвать выполнение политической задачи...

Поэтому встает вопрос—не следует ли с самого начала организа-дии управления территории на базе военной экономики принять во вни-


АГРЕССИЯ ПРОТИВ СССР 405"'

мание изложенные выше соображения. Имея в виду обширные пространства, а также трудности управления, возникающие из одного этого, и также бытовые условия, созданные большевизмом, которые являются совершенно отличными от бытовых условий в Западной Европе, — вся-проблема СССР потребует совершенно иного к ней подхода, отличающегося от того, который соответствовал отдельным странам Западной Европы...

ИЗ ПРИКАЗА ГИТЛЕРА ОТ 20 АПРЕЛЯ 1941 г. [Документ 865-ПС, США-143}

...Я назначаю рейхслейтера Альфреда Розенберга моим уполномоченным по центральному контролю над вопросами, связанными с восточноевропейскими областями.

Учреждение, которое должно быть создано в соответствии с его приказами, является подведомственным рейхслейтеру Розенбергу для выполнения настоящих, возложенных на него задач...

Необходимые денежные суммы для этого учреждения должны быть взяты из казны имперской канцелярии из общих средств.

Ставка фюрера. 20 апреля 1941 г.

Фюрер (подписано): Адольф Гитлер.

Имперский министр и начальник имперской канцелярии

(подписано): д-р Ламмерс.

ИЗ МЕМОРАНДУМА РОЗЕНБЕРГА ОТ 8 МАЯ- 1941 г. [Документ 1030-ПС, США-144}

Общие инструкции для всех рейхскомиссаров оккупированных восточных территорий

...На долю национал-социалистского движения выпало осуществить политический завет фюрера, изложенный в его книге, и навсегда уничтожить военную и политическую угрозу с Востока.

Поэтому эта огромная территория должна быть разделена в соответствии с ее историческими и расовыми признаками на рейхскомиссариаты, каждый из которых имеет различное политическое предназначение.

Так, например, перед имперским комиссариатом Остланд, включающим Белоруссию, будет стоять задача подготовиться путем постепенного превращения его в германизированный протекторат, к более тесной связи с Германией. Украина станет независимым государством в союзе с Германией, а Кавказ с прилегающими к нему северными территориями станет федеральным государством с германским полномочным представителем. Сама Россия должна занимать в будущем только принадлежащую ей территорию.

Эти общие положения разъясняются в следующих за ними инструкциях для каждого имперского уполномоченного. Помимо этого имеется еще несколько общих соображений, которые представляют ценность для всех имперских уполномоченных...


ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА

Теперь германская империя должна провозгласить тот принцип, что после оккупации восточных территорий пр'ежняя германская собственность станет собственностью народа великой Германии независимо от согласия бывших индивидуальных владельцев, в отношении которых германская империя сохраняет право (в случае, если это не было уже сделано в течение переселения) провести справедливое расселение.

ИЗ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТРА ВОСТОЧНЫХ ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОЗЕНБЕРГА ИМПЕРСКОМУ УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПРИБАЛТИЙСКИХ СТРАН И БЕЛОРУССИИ

[Документ 1029-ПС, США-145}

...Все области между Нарвой и Тильзитом поддерживали постоянные тесные отношения с германским народом. Насчитывающая семь столетий история сформировала внутренние симпатии большинства национальностей, населяющих эти области, направила эти симпатии к Европе и включила эти области в жизненное пространство великой Германии.

Целью имперского уполномоченного в Эстонии, Латвии, Литве и Белоруссии должно являться создание германского протектората с тем, чтобы впоследствии превратить эти области в составную часть великой германской империи путем германизации подходящих в расовом отношении элементов, колонизации представителями германской расы и уничтожения нежелательных элементов. Балтийское море должно стать внутренним германским морем под охраной великой Германии.

В отношении продуктов животноводства балтийские области всегда имели добавочный продукт, и имперский уполномоченный должен стремиться к тому, чтобы сделать возможным предоставление этого избытка германскому народу и, если это возможно, также и увеличение его. Что же касается процесса германизации или переселения, то эстонский народ уже сильно германизирован на 50 проц. датской, германской и шведской кровью и может рассматриваться как родственная нация. В Латвии часть населения, подходящая для ассимиляции, значительно меньше, чем в Эстонии. В этой стране следует считаться с возможностью более сильного сопротивления и можно предвидеть выселение в значительно больших масштабах. Подобных же событий можно ждать и в Литве, так как и здесь надо будет прибегнуть к иммиграции лиц германской нации для того, чтобы ускорить интенсивную германизацию (на границе Восточной Пруссии)...

Поэтому задача имперского комиссара, чьим местопребыванием будет Рига, будет чрезвычайно положительной. Страна, которая 700 лет назад была захвачена германскими рыцарями, создана ганзейским союзом и которая по причине постоянного притока германской крови вместе со шведскими элементами была преимущественно германизированной страной, должна быть превращена в сильную пограничную область Германии. Там уже повсюду существуют определенные культурно-бытовые условия, и германская империя будет в состоянии гарантировать право на эмиграцию впоследствии тем, кто отличился в этой войне, а также потомкам тех, кто отдал свою жизнь в течение этой войны, а также всем тем, кто сражался в балтийскую кампанию, никогда не теряя мужества, сражался в безнадежное время и спасал балтийскую цивилизацию от


АГРЕССИЯ ПРОТИВ СССР 407

большевизма. Что касается остального, то разрешение- проблемы колонизации не является балтийским вопросом, но вопросом, касающимся великой Германии, и он должен быть разрешен соответственно этому.

ИЗ РЕЧИ РОЗЕНБЕРГА 20 ИЮНЯ 1941 г. НА СОВЕЩАНИИ ПО ПОВОДУ ВОСТОЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ

[Документ 1058-ПС. США-147}

...Задача обеспечения продовольствием германского народа стоит в этом году, вне всякого сомнения, на первом месте в списке притязаний Германии на Востоке. Южные территории и Северный Кавказ должны будут создать запасы продовольствия для германского народа. Мы не видим абсолютно никакой причины для каких-либо обязательств с нашей стороны снабжать также и русский народ продовольственными продуктами с этой добавочной территории. Мы знаем, конечно, что это жестокая необходимость, лишенная какого-либо чувства. Эвакуация в широких масштабах станет необходимостью, вне всякого сомнения, и, ясно, история уготовила в будущем весьма тяжелые годы для русских.

В дальнейшем надо будет принять решение относительно той степени, в которой можно будет сохранить промышленность (производство вагонов и т. д.). Подготовка и проведение этой политики в России представляет для германской империи и ее будущего огромную и, вне всякого сомнения, отнюдь не отрицательную задачу, как это может показаться, если принимать во внимание только лишь жестокую необходимость эвакуации...

Обратить движение русских сил на Восток является задачей, которая требует сильных характеров. Может быть, это решение будет одобрено позднее будущей Россией; это будет не через 30, но, может быть, через 100 лет...

ИЗ МЕМОРАНДУМА НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ВООРУЖЕНИЯ ГЕНЕРАЛА ТОМАСА ОТ 20 ИЮНЯ 1941 г.

[Документ 1456-ПС, США-148}

Ниже излагается новая концепция фюрера, которую мне сообщил министр Тодт и впоследствии подтвердил фельдмаршал Кейтель:

Параграф 1-й. Ход войны показывает, что мы слишком далеко зашли в наших попытках добиться автаркии. Невозможно производить все, в чем мы испытываем недостаток, путем синтетического производства или другими способами. В частности, невозможно добиться такого состояния производства горючего, при котором мы могли полностью удовлетворять свои потребности. Все эти попытки добиться автаркии требуют огромного количества рабочей силы, и мы просто не имеем возможности обеспечить ее. Надо найти другой путь. Нужно завоевать то, в чем нуждаешься; то количество людей, которое потребуется лишь один раз, не

•будет столь велико, как то, которое нам необходимо изо дня в день для продолжения производства на заводах, где продукция вырабатывается

•синтетическим путем.


ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА

Наша цель должна также заключаться в том, чтобы обеспечить все территории, которые представляют собой интерес для нашей военной экономики путем их завоевания...

Когда был принят 4-летний план, я совершенно определенно заявил, что полная автаркия для нас невозможна потому, что в этом случае будет слишком велика потребность в рабочей силе. Тем не менее мои решения всегда были направлены к тому, чтобы обеспечить необходимые резервы недостающих товаров, т. е. соответственно обеспечить их доставку в военное время через экономических союзников...


ГЕРМАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ИТАЛИЕЙ И ЯПОНИЕЙ. ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ ПРОТИВ США

ИЗ ТРОЙСТВЕННОГО ПАКТА (ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ, ЯПОНИИ) ОТ 27 СЕНТЯБРЯ 1940 г.

[Документ 2643-ПС, США-149]

...Правительства Германии, Италии и Японии считают необходимым условием длительного мира, чтобы каждый народ занял достойное его место. Поэтому они решили сотрудничать друг с другом в усилиях установить и поддерживать новый порядок в великой Восточной Азии и в Европе, рассчитанный на то, чтобы добиться благосостояния и процветания населяющих эти страны народов. Более того, желанием всех трех правительств является распространить это сотрудничество на другие страны мира и привлечь к нему те народы, которые захотят итти по тому же пути для того, чтобы таким образом осуществить свои надежды на мир во всем мире. В соответствии с этим правительства Германии, Италии и Японии согласились о следующем:

Статья 1. Япония признает и уважает руководящую роль Германии и Италии в установлении нового порядка в Европе.

Статья 2. Германия и Италия признают и уважают руководящую роль Японии в установлении нового порядка в великой Восточной Азии.

Статья 3. Германия, Италия и Япония согласны сотрудничать на указанной выше основе. Они также будут помогать одна другой всеми политическими, экономическими и военными средствами, если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению какой-либо другой державы, которая сейчас не участвует в китайско-японском конфликте.

. Этот пакт входит в силу непосредственно после того, как он будет подписан, и остается в силе в течение десяти лет со дня его подписания...

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США ХЭЛЛА ОТ 27 СЕНТЯБРЯ 1940 г.'

[Документ 2944-ПС. США-122}

...Соглашение, о котором нам стало известно, ни в какой степени в глазах правительства Соединенных Штатов не меняет положения, уже

' Это заявление было сделано по поводу заключения Германией, Италией и Японией тройственного пакта и было опубликовано в официальном издании США «Война и мир. Внешняя политика США 1931—1941 гг.».—Составители.


410 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА

существующего в течение нескольких лет. Официальное оповещение об этом договоре является лишь откровенным признанием отношений, которые фактически давно существовали и на которые правительство США неоднократно обращало внимание других. О том, что такое соглашение находится в процессе подготовки, было хорошо известно уже в течение некоторого времени, и правительство США имело это в виду при определении своего политического курса...

ИЗ ЗАПИСИ БЕСЕДЫ ГИММЛЕРА С ГЕНЕРАЛОМ ОСИМА — ЯПОНСКИМ ПОСЛОМ В БЕРЛИНЕ ОТ 31 ЯНВАРЯ 1939 г.

[Документ 2195-ПС, США-150}

Сегодня я посетил генерала Осима, разговор касался следующих тем:

1. О речи фюрера, которая ему очень понравилась, в особенности потому, что она очень выдержана и основательна во всех своих частях.

2. Мы обсудили заключение договора, предназначенного для дальнейшей консолидации треугольника—Германия, Италия, Япония и придания ему законной формы. Он также сказал мне, что вместе с германской контрразведкой проводит меры, рассчитанные на долгое время вперед. Цель этих мер ^ расчленение России, которое должно начаться с Кавказа и Украины. Однако эта система станет действенной только в случае войны. \

ИЗ ЗАПИСИ БЕСЕДЫ РИББЕНТРОПА С ОСИМА — ЯПОНСКИМ ПОСЛОМ В БЕРЛИНЕ ОТ 23 ФЕВРАЛЯ 1941 г.

[Документ 1834-ПС, США-129}

...После сердечных взаимных приветствий министр иностранных дел сказал, что посол Осима оказался прав в отношении политики, которую он проводил касательно Германии, несмотря на то, что многие в Японии сомневались в ее правильности. Победа Германии на Западе показала, что эта политика была полностью оправдана. Он, Риббентроп, сожалеет о том, что союз между Германией и Японией, ради которого они с послом работают уже в течение многих лет, был заключен лишь после многочисленных демаршей, но общественное мнение в Японии ранее еще не созрело для этого союза. Основное, однако,, в том, что они, наконец, вместе-Теперь германо-японский союз, наконец, заключен. Япония, обязана этим послу Осима. Теперь после заключения союза стал основным вопрос о его дальнейшем развитии. Как же обстоит дело в этом отношении?..

...Фюрер будет бить Англию везде, где он ее встретит. Дело в том, что наши силы не только равны, но они больше, чем объединенные англоамериканские воздушные силы. В нашем распоряжении неограниченное количество пилотов. Это относится также к нашему производству аэропланов. Что касается их качества, то наши самолеты всегда были лучше английских, не говоря уже об американских, и мы стоим на пути к тому, чтобы еще улучшить их качество. По приказу фюрера также будет усилена противовоздушная оборона.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.019 с.)