Основные методические регламенты практического занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методические регламенты практического занятия



СОДЕРЖАНИЕ

  С.
Общие положения……………………………………………………………………………………………….…..  
Основные методические регламенты практического занятия……………………………………………...….....  
1. Тема практического занятия……………………………………………………………………………….…  
2. Цель практического занятия…………………………………………………………………………………..  
3. Хронометраж практического занятия……………………………………………………………...………..  
4. Оснащение занятия…………………………………………………………………………………………….  
5. Учебные вопросы для самостоятельной подготовки обучаемого контингента………………………………………..  
6. Содержание самостоятельной работы обучаемых контингентов………………………………………….  
7. Пояснения к проведению занятия и самостоятельной работе обучаемых контингентов………………..  
8. Основные организационные и методические регламенты гигиенического образования и воспитания населения………………………………………………………………………………………………………  
9. Литература, методические и распорядительные документы………………………………………………  
Приложение 1. Рекомендуемые темы лекций (бесед), санитарных бюллетеней по наиболее актуальным проблемам здоровья населения………………………………………………………………………  
Приложение 2. Пример составления плана-конспекта лекции (беседы)………………………………………..  
Приложение 3. Макет выполнения стенда «Спрашивайте!»……………………………………………………  
Приложения 4-14. Бланки для тестирования………………………………………………………………………  
Приложение 15. Рекомендации к выполнению санитарного бюллетеня………………………………………..  
Приложение 16. Рекомендуемый макет выполнения санитарного бюллетеня…………………………………  

 


Общие положения

Настоящий методический документ разработан заведующим кафедрой общей, радиационной гигиены с основами экологии и военной гигиены Владивостокского государственного медицинского университета профессором В.А. Петровым и ассистентом указанной кафедры С.В. Корзун, предназначен для следующих обучаемых контингентов:

· студенты всех факультетов ВГМУ;

· клинические и базовые интерны по специальности «Гигиена»;

· клинические и базовые ординаторы по специальности «Гигиена»;

· очные и заочные аспиранты по специальности «Гигиена»;

· курсанты сертификационных циклов по специальностям «Общая гигиена» и «Гигиена питания»;

· курсанты циклов тематического усовершенствования «Избранные вопросы общей гигиены и государственного санитарно-эпидемиологического надзора»;

· курсанты циклов тематического усовершенствования «Избранные вопросы гигиены питания»;

· курсанты сертификационных циклов по специальности «Диетология» (диетологи и медицинские сестры диетические);

· курсанты тематических циклов усовершенствования по различным аспектам специальности «Диетология».

Кроме того, материал настоящей методической разработки может быть востребован в качестве методического пособия врачами, средним медицинским персоналом любой специальности для реализации задач гигиенического образования и воспитания населения, так как данный вид деятельности является универсальным, обязательным элементом функциональных обязанностей медицинских работников независимо от их профиля.

Методическая разработка представляет собой полнообъемный методический документ, в котором отражены как теоретические, так и практические аспекты проблем гигиенического образования и воспитания населения, и может быть использован в учебном процессе, в практической работе без привлечения дополнительных источников.

Методическая разработка обсуждена и утверждена на заседании цикловой методической комиссии по гигиене и эпидемиологии 18 декабря 2003 года, протокол № 3.

Рецензенты:

кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Вла дивостокского государственного медицинского университета, доцент Е.Б. Кривелевич;

доктор медицинских наук, заведующий кафедрой эпидемиологии и военной эпидемиологии Владивостокского государственного медицинского университета, профессор В.Б. Туркутюков.


Основные методические регламенты практического занятия

Тема практического занятия

Методические аспекты гигиенического образования и воспитания населения

Цель практического занятия

Освоение теоретических основ и практических умений в деятельности по гигиеническому образованию и воспитанию населения.

3. Хронометраж практического занятия (таблица 1)

Таблица 1

Хронометраж практического занятия со студентами

№ п/п Структурные элементы занятия Время (мин)
1. Собеседование по теме занятия  
2. Дополнения и пояснения преподавателя  
3. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы  
4. Самостоятельная работа по выполнению практической части занятия  
5. Заключение по результатам самостоятельной работы  
6. Пояснения к домашнему заданию (выполнение санитарного бюллетеня)  
Общее время занятия (4 академических часа)

Таблица 2

Оснащение занятия

4.1. Методические материалы:

· настоящая методическая разработка (выдается на кафедре);

· обязательная и дополнительная литература, имеющаяся в библиотеке ВГМУ и методическом кабинете кафедры.

4.2. Наглядные пособия:

4.2.1. Слайды (приведены коды и названия слайдов, демонстрируемых преподавателям в помощь обучаемым по освоению теоретических и практических элементов занятия):

· 40.1. Принципы гигиенического образования и воспитания населения;

· 40.2. Методы гигиенического образования и воспитания населения;

· 40.3. Средства гигиенического образования и воспитания населения;

· 40.4. Требования к устной пропаганде гигиенических знаний и ее основные средства;

· 40.5. Требования к печатной пропаганде гигиенических знаний и ее основные средства;

· 40.6. Требования к изобразительной пропаганде гигиенических знаний и ее основные средства;

· 40.7. Требования к комбинированной (смешанной) пропаганде гигиенических знаний и ее основные средства;

· 40.8. Приоритетные направления гигиенического образования и воспитания населения в современных условиях.

· 40.9. Требования к оформлению санитарного бюллетеня.

· 40.10. Основные средства наглядного обеспечения гигиенического образования и воспитания населения.

· 40.11. Основные уровни гигиенического образования и воспитания населения;

· 40.12. Методы, формы и средства популяционной пропаганды гигиенических знаний;

· 40.13. Методы, формы и средства групповой пропаганды гигиенических знаний;

· 40.14. Методы, формы и средства индивидуальной пропаганды гигиенических знаний;

4.2.2. Учебный стенд «Спрашивайте».

4.2.3. Учебный стенд «Мудрость здоровой жизни».

4.2.4. Образец санитарного бюллетеня.

5. Учебные вопросы для самостоятельной подготовки обучаемого контингента

· Определение понятия гигиенического образования и воспитания населения.

· Значение гигиенического образования и воспитания населения для повышения уровня здоровья населения.

· Принципы гигиенического образования и воспитания населения;

· Основные уровни гигиенического образования и воспитания населения;

· Методы гигиенического образования и воспитания населения;

· Средства гигиенического образования и воспитания населения;

· Методы, формы и средства популяционной пропаганды гигиенических знаний.

· Методы, формы и средства групповой пропаганды гигиенических знаний.

· Методы, формы и средства индивидуальной пропаганды гигиенических знаний.

· Требования к устной пропаганде гигиенических знаний и ее основные средства;

· Требования к печатной пропаганде гигиенических знаний и ее основные средства;

· Требования к изобразительной пропаганде гигиенических знаний и ее основные средства;

· Требования к комбинированной (смешанной) пропаганде гигиенических знаний и ее основные средства;

· Ранжирование факторов риска в нарушении общественного здоровья и приоритетные направления гигиенического образования и воспитания населения в современных условиях.

· Требования к оформлению санитарного бюллетеня.

· Основные средства наглядного обеспечения гигиенического образования и воспитания населения;

· Применение тестирования при осуществлении гигиенического образования и воспитания населения.

· Основные средства наглядного обеспечения гигиенического образования и воспитания населения.

6. Содержание самостоятельной работы обучаемых контингентов

6.1. Составление плана-конспекта лекции (беседы) по одной рекомендуемых тем (приложение 1) или по теме, предложенной самим обучаемым (пример составления плана-конспекта лекции приведен в приложении 2).

6.2. Оформление вопроса и ответа для стенда «Спрашивайте!» (приложение 3).

6.3. Тестирование по трем из 11 тестов на выбор, отражающим индивидуальные характеристики по различным компонентам здорового образа жизни (приложения 4-14).

6.4. Оформление санитарного бюллетеня по одной из рекомендуемых тем (приложение 1) или по теме, предложенной самим обучаемым, в период внеаудиторной работы с выполнением требований, представленных в приложениях 15 и 16.

7. Пояснения к проведению занятия и самостоятельной работе обучаемых контингентов

7.1. При реализации учебных регламентов образовательных программ по гигиене занятие включается в тематические планы практических занятий одним из последних, так как для выполнения самостоятельной работы требует базиса знаний, полученного в лекционном курсе и на предшествующих практических занятий.

7.2. Самостоятельная аудиторная работа по пункту 6.1 проводится студентами в произвольной форме по темам, представленным в приложении 1, или по теме, предложенной самим обучаемым.

7.3. При оформлении вопроса и ответа к стенду «Спрашивайте!» учитываются наиболее актуальные проблемы здоровья населения.

7.4. Письменное тестирование проводится на индивидуальных бланках с вопросниками, выдаваемых студентам преподавателем, и заполняемым простым карандашом.

7.5. Подготовка санитарного бюллетеня в период внеаудиторной работы осуществляется по темам, приведенным в приложении 1.

7.6. При желании студент может выполнить санитарный бюллетень по теме на его выбор, однако при этом тема должна быть актуальной для здоровья населения.

7.7. Оформление санитарного бюллетеня проводится в строгом соответствии с требованиями, изложенными в приложениях 15 и 16.

7.8. Санитарные бюллетени оформляются на ватманском листе или другой плотной бумаге белого цвета формата А1 (594 ´ 841 мм).

7.9. Санитарные бюллетени, выполненные на наиболее актуальные темы, с соблюдением оформительских требований, отличающиеся содержательностью передаются различным учреждениям для практического использования.

7.10. Каждый обучаемый получает для подготовки к занятию и использования при осуществлении самостоятельной работы настоящую методическую разработку.


8. Основные организационные и методические регламенты гигиенического образования и воспитания населения

8.1. Общие вопросы

Гигиеническое образование и воспитание населения (санитарное просвещение) – совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и скорейшее восстановление здоровья м трудоспособности человека, на продление активной его жизни.

В настоящее время проводятся мероприятия по широкому гигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни, разумного отношения каждого человека к своему здоровью и окружающей среде с целью научиться сохранять свое здоровье и трудоспособность, сделать жизнь как можно более продолжительной и полноценной. Поэтому основной задачей медицинских работников является распространение гигиенических и медицинских знаний среди населения.

Другая не менее важная задача гигиенического образован и воспитания - привлечение широких масс населения к оказанию активной помощи органам и учреждениям здравоохранения. Во всех лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических учреждениях, научно-исследовательских институтах, высших и средних медицинских учебных заведениях гигиеническое образование и воспитание является обязательным разделом с целью привлечения населения к участию в оздоровительной работе.

Известно, что основным направлением здравоохранения России является профилактическое. Однако для проведения в жизнь профилактических мероприятий недостаточно деятельности органов здравоохранения и медицинских работников. Медики не смогут справиться с этой задачей, если им не будут помогать широкие массы населения, обладающие достаточными знаниями в области медицины, в частности гигиены.

Население должно знать, что является причиной многих заболеваний, как влияет на организм тот или иной фактор внешней среды, в чем заключается его вредное воздействие и как его предотвратить.

Посредством гигиенического образования и воспитания у населения вырабатывается определенное отношение к внешней среде, прививаются гигиенические навыки, повышается санитарная культура.

Гигиеническое образование и воспитание имеют большое значение для формирования у населения посредством пропаганды правильного представления о жизнедеятельности организма, о его взаимосвязях с внешней средой, способствуя тем самым разоблачению суеверий и предрассудков, повышению творческой активности масс в борьбе за проведение в жизнь государственных и общественных мероприятий по благоустройству населенных мест, улучшению условий труда и быта, санитарной культуры.

Отмечая огромную роль санитарного просвещения, один из крупнейших организаторов советского здравоохранения Н.А. Семашко в своем выступлении в 1925 г. на XII Всероссийском съезде Советов подчеркивал, что без санитарного просвещения не может быть советской медицины. Ему принадлежит образное выражение, что профилактика начинается и кончается санитарным просвещением.

Другой ведущий специалист в области социальной гигиены, много сделавший для создания советского здравоохранения, 3.П. Соловьев высоко ценил роль санитарного просвещения в общей системе советского здравоохранения. Он писал: "Оздоровление населения одним только лечением, без широкого участия самого населения, никогда не может быть достигнуто, а это участие можно прежде всего вызвать только санитарным просвещением".

В нашей стране гигиеническое образование и воспитание стало государственным делом, обязательным условием работы всех органов здравоохранения.

Приоритет профилактических мер в обеспечении здоровья граждан закреплен в законе "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и регламентирован статьей № 26 «Гигиеническое воспитание и образование граждан" Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В этих документах подчеркивается необходимость постоянного совершенствования гигиенического образования и воспитания, их форм, средств и методов, повышения его уровня. Работа по повышению уровня медицинских и гигиенических знаний является частью общей работы по воспитанию населения.

Непосредственно для гигиенического образования и воспитания особенно большое значение имеет приказ Министерства здравоохранения России от 6 октября 1997 г. № 25 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации", предусматривающий меры повышению ответственности руководителей органов и учреждений здравоохранения за направленность и качество гигиенического образования и воспитания, четкое его планирование.

Важным шагом в определении единой политики и стратегии развития этого направления стало создание "Концепции сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического воспитания", одобренной решением Коллегии Минздрава России от 30 июля 1997 г. В "Концепции..." представлены политика и основные принципы просветительной, образовательной и воспитательной работ здравоохранении; отражены структура и функции системы профилактики и укрепления здоровья населения; сформулированы принципы и механизмы планирования, координации и осуществления профилактических программ и обеспечения межведомственного сотрудничества.


Основными задачами укрепления здоровья и профилактики заболеваний в России являются:

· снижение распространенности курения и употребления табака;

· улучшение качества питания;

· увеличение физической активности;

· смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов;

· повышение качества жизни;

· обеспечение широкого охвата населения иммунизацией;

· профилактика ВИЧ-инфекций и болезней, передающихся половым путем;

· снижение потребления алкоголя;

· профилактика употребления наркотиков;

· улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.

Среди практических шагов, направленных на реализацию временной стратегии укрепления здоровья, на первое место ставится задача создания инфраструктуры медицинской профилактики и формирования здоровья на федеральном, региональном, муниципальном и местном (коммунальном) уровнях. Созданы учреждения нового типа - Центры медицинской профилактики, Центры профилактики и борьбы со СПИДом, Центры планирования семьи, соответствующие подразделения лечебно-профилактических учреждений и службы первичной медико-санитарной помощи.

Общая стратегия работы с населением в области профилактики может реализовываться на следующих уровнях:

· популяционной;

· групповой;

· индивидуальной.

Наиболее эффективным и экономичным путем гигиенического образования и воспитания, профилактики заболеваний и укрепления здоровья является популяционная стратегия (работа со всем населением).

На федеральном уровне вся деятельность по гигиеническому образованию и воспитанию, профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения России направляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и его Департаментом госсанэпиднадзора, осуществляющими исполнение своих властных полномочий по организационно-методическому руководству региональными структурами управления системной медицинской профилактикой и укреплением здоровья.

На современном этапе в основе гигиенического образования и воспитания лежат следующие принципы:

· гигиеническое образование и воспитание является обязанностью всех медицинских работников;

· научность (обоснованность современным уровнем развития науки);

· целенаправленность, доходчивость, дифференцированный подход к аудитории;

· проведение работы совместно с немедицинскими ведомствами и общественными организациями;

· массовый, всенародный характер, так как гигиеническое образование и воспитание проводится в интересах всего населения и охватывает самые разные его слои (дети, студенты, рабочие, колхозники, служащие, пенсионеры и др.);

· оптимистичность, т. е. воспитание у населения уверенности в том, что в нашей стране создаются все необходимые условия для профилактики болезней как инфекционного, так и неинфекционного происхождения, для укрепления здоровья, сохранения оптимальных условий жизни, активного долголетия, высокой трудоспособности и т. д.

Современное гигиеническое образование и воспитание характеризуются высоким идейно-теоретиче-ским и научно-методическим уровнем, целенаправленностью пропаганды, соответствующей актуальным задачам здравоохранения. В настоящее время усилена пропаганда здорового образа жизни, мероприятий по борьбе с вредными привычками (употребление спиртных напитков, наркомания, табакокурение и др.), профилактике травматизма, злокачественных новообразований, нервно-психических, сердечно-сосудистых заболеваний и др., переходом от эпизодической пропаганды к научно обоснованной системе углубленного гигиенического обучения и воспитания на базе центров медицинской профилактики.

8.2. Методы н средства гигиенического образования и воспитания

В гигиеническом образовании и воспитании используется:

· устная пропаганда;

· печатная пропаганда;

· изобразительная пропаганда;

· смешанная пропаганда.

Ведущим, наиболее эффективным, является метод устной пропаганды. Он более прост в организационном отношении, не требует больших материальных затрат, дает возможность более конкретно подготовить материал с учетом специфики аудитории и т. д.


При указанном методе используются две группы средств:

· непосредственный контакт с аудиторией (лекции, беседы, краткие информационные выступления, консультативный групповой прием населения, дискуссии, вечера вопросов и ответов);

· выступления по радио, телевидению и др., при которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует.

Печатная пропаганда - распространенный метод, имеющий много преимуществ. Главное из них - возможность большого тиражирования литературы. Это способствует широкому охвату населения и возможности многократного использования материала, текстов, что позволяет лучше его изучить и запомнить.

Основными требованиями к печатной пропаганде являются:

· конкретность;

· наглядность.

Средства печатной пропаганды делятся на:

· выпускаемые издательствами (книги, брошюры, памятки, листовки, печатные лозунги, плакаты, статьи в газетах и журналах);

· создаваемые медицинскими работниками своими силами в коллективах (доска вопросов и ответов, фотостенд, санитарная стенная газета, рукописные лозунги, санитарный бюллетень, статьи для многотиражных газет).

Изобразительная пропаганда - эффективный метод, в арсенале которого имеется большое разнообразие используемых средств. При этом применяются:

· натурные объекты (демонстрация микроскопических препаратов, предметов ухода за больным, за ребенком, средства оказания первой помощи, приборов, аппаратов и т. д.);

· объемные объекты (муляжи, макеты, модели, скульптур барельефы и др.);

· плоскостные объекты (рисунки, диаграммы, плакаты, фотолистовки).

Плоскостные изобразительные средства благодаря наглядности и доходчивости обладают большой силой воздействия. Это особенно характерно для плакатов. Они могут быть агитационными, рассчитанными на быстрое восприятие зрителем, так как в них используются яркие краски, крупные выразительные изображения, лаконичный текст, и пропагандистскими, в которых больше текста, меньше рисунков; они рассчитаны на сознательное осмысление текста, а следовательно, на более быстрое выполнение при необходимости содержащихся в плакате советов и рекомендаций.

К плоскостным изобразительным средствам относятся, на­пример, фотолистовки, сочетающие фотографии, рисунки и тексты, помещенные на цветном или черно-белом фоне. К этой группе средств относятся диапозитивы, слайды.

Комбинированная (смешанная) пропаганда - самая эффективная и массовая. Массовость обеспечивается за счет охвата большого числа людей, а эффективность - одновременного воздействия на слуховой и зрительный анализаторы, что способствует хорошему восприятию.

Средствами комбинированной пропаганды являются:

· театральные постановки;

· кинофильмы (научные, художественные, документальные);

· выставки (стационарные и передвижные); диафильмы;

· телевизионные передачи.

Телевидение дает широкие возможности для гигиенического образования и воспитания, использования различных форм и методов: передавать лекции ведущих специалистов, демонстрировать кино- и телефильм, брать интервью или проводить беседу за круглым столом с учеными, организаторами здравоохранения и т. д.

Для правильного выбора методов и средств гигиенического образования и воспитания необходимо знать конкретную ситуацию. Изучая ситуацию, необходимо прежде всего оценить аудиторию, т. е. число людей, которые будут воспринимать информацию. Так, например, для большого контингента целесообразно прочитать лекцию, для небольшой группы более эффективным средством окажется проведение коллективной беседы, диспута, вечера вопросов и ответов и т. д. Проведение работы с отдельными людьми требует индивидуального подхода.

Следует оценить, насколько однороден или неоднороден состав аудитории. В зависимости от этого намечается план построения беседы или лекции. Учитываются также готовность людей выполнить те или иные советы, рекомендации, уровень их гигиенических знаний и др.

Важным фактором является психологическое воздействие средств и методов гигиенического образования и воспитания. Поэтому, оценивая ситуацию, необходимо учитывать психологическую настроенность аудитории к работе и, если есть необходимость, изменить ее в положительную сторону.

Необходимо научить население пользоваться только санитарно-просветительной и научно-популярной литературой, разъяснить, что, не имея медицинского образования, не следует читать медицинские учебники, книги, журналы, предназначенные для студентов-медиков и медицинских работников, так как это может привести к неверному толкованию своего состояния и нервно-психическим нарушениям.


В последние годы широко распространена такая форма гигиенического воспитания, как тестирование индивидуального с помощью различных вопросников (анкет). Данная форма показала свою высокую эффективность, так как позволяет тестируемому дать самооценку здоровья, санитарной грамотности и на этой основе предпринимать целенаправленные меры профилактики.

Особое значение имеет система гигиенического образования так называемых декретированных групп населения, то есть тех лиц, деятельность которых связана с влиянием на организм неблагоприятных факторов производственной среды или возможностью создания условий для распространения заболеваний, отравлений инфекционной и неинфекционной природы. В первую очередь к декретированным группам относится персонал пищевых предприятий, предприятий общественного питания и продовольственной торговли, учреждений здравоохранения, бактериологических лабораторий и т. д. Для этих групп населения согласно действующему санитарному законодательству регулярное обучение по один раз в два года программам санитарно-технического минимума, дифференцированных в зависимости и профессии. Как правило, обучение по указанным программам организуют и проводят Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора или другие организации, имеющие лицензию на данный вид образовательной деятельности. О своевременном прохождение обучения по программам санитарно-технического минимума делается соответствующая отметка в личных медицинских книжках.

Проблемы, которые охватывает гигиеническое образование и воспитание, чаще всего бывают многоплановыми и комплексными, поэтому медикам необходимо контактировать со специалистами других, эти вопросы является залогом успеха в проведении работы по гигиеническому образованию и воспитанию немедицинских отраслей науки. К здоровью человека имеют непосредственное отношение проблемы, выходящие за рамки медицинской компетенции, например психологический климат в трудовом коллективе, взаимоотношения в семье, состояние жилищного строительства, общественного питания, качество коммунально-бытовых услуг, транспортное обслуживание и т. д. Умение профессионально и правильно осветить эти вопросы является залогом успеха в проведении работы по гигиеническому образованию и воспитанию.

Литература, методические и распорядительные документы

1. Ахмерова С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2001. - № 2. – С. 37-40.

2. Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена: Учебник для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов. – Изд. второе, переработанное и дополненное. - М.: Медицина, 2002. – 384 с.

3. Все о здоровом образе жизни / Пер. с англ. -: Издательский дом «Ридерз Дайджест», 1998. – 404 с.

4. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учебник. – М., RETORIKA: Флинта, 1999. – 560 с.

5. Концепции сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического воспитания. - Минздрав России от 30 июля 1997 г. (утв.).

6. Куценко Г.И., Иваненко А.В. Методические и организационные основы гигиенической подготовки декретированных групп населения в госсанэпидслужбе Москвы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 1999. - № 1. – С.37-39.

7. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 520 с.

8. Об утверждении «Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании: Постановление Правительства Российской Федерации № 554 от 24.07.2000 г.

9. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон № 52-Ф3 от 30 марта 1999.

10. О совершенствовании гигиенического обучения работников предприятий общественного питания и продовольственной торговли / Красильщиков М.И., Потехина М.В., Гавриленко Е.В. и др. // Гигиена и санитария. – 1999. - № 1. - С. 25-28.

11. О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации: Приказ Министерства здравоохранения России от 6 октября 1997 г. № 25.

12. Санитарное просвещение / Д.Н. Лоранский, И.С. Соколов, С.А. Алексанкин, Б.А. // Большая медицинская энциклопедия / Под ред. Б.В. Петровского – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1984. – Т. 22. - С. 499-503.

13. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство / Лисицын Ю.П., Полунина Н.В., Отдельнова К.А. и др.; Под ред. Ю.Л. Лисицына. – М., 1999. – 688 с.

14. Талакин Ю.Н., Сорокина С.Ф., Иваницкая Н.Ф. Опыт подготовки врача по санитарно-просветительной работе // Гигиена и санитария. – 1993. - № 1. - С. 69-70.

15. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов педиатрических факультетов). – СПб.: Издательство «Петрополис», 2000. – 914 с.

 


Приложение 1

Рекомендуемые темы лекций (бесед), санитарных бюллетеней

План-конспект

Подсчет баллов

За каждый ответ (а) - 0 баллов Сложите полученные баллы и дайте оценку индивидуальному потреблению жира по критериям оценки, приведенным ниже
За каждый ответ (б) - 1 балл
За каждый ответ (в) - 2 балла

Оценка результатов

15-20 баллов Потребление нормального количества жира, но здесь важно иметь в виду тип жира и его количество
9-14 баллов Потребление жира немного превышает норму, и это в дальнейшем может привести к возникновению проблем со здоровьем; следует внести незначительные изменения, которые не ведут к полному отказу от любимых блюд
8 баллов или меньше Свидетельствует о чрезмерном потреблении жира; в этом случае необходимо полностью перестроить диету, заменив в ней жирные продукты, все жареное, торты и сладости на блюда с большим количеством круп, бобов и овощей

Желаем вам здоровья, долголетия, счастья, успехов в труде и творчестве!

Приложение 5

В хорошей ли вы форме?

Чтобы постоянно поддерживать себя в хорошей форме нужно ежедневно давать организму хотя бы небольшую физическую нагрузку. Наш тест поможет вам определить, насколько ваш распорядок дня помогает поддерживать хорошую физическую форму.

Отметьте клетки, которые соответствуют вашему мнению, подсчитайте общее количество баллов и дайте оценку своей физической активности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.105 с.)