Список утверждений (2896.01.01;1) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список утверждений (2896.01.01;1)



 

1. Накопление необходимого опыта преподавания социологии началось задолго до того, как сформировались условия налаживания его в систематически организованных формах.

2. Профессор Н.И. Кареев один из первых приступил к чтению социологических лекций в Петербургском университете.

3. Первые шаги социологического образования в России представляли собой спорадически включаемый в лекции по разным дисциплинам социологический материал.

4. Автором одного из наиболее основательных и хорошо аргументированных проектов факультетов и институтов общественных наук был известный историк и социолог Н.А. Рожков.

5. Кареев утверждал о том, что нельзя рассчитывать на успех в объяснении социальных процессов, используя только натуралистический подход и учитывая лишь материальные стороны общественной жизни.

6. Наиболее важными принципами русской социологии Кареев считал:

1) признание ею психической основы общественных явлений;

2) ее взгляд на значение личности;

3) защиту ею так называемого субъективного отношения к общественным явлениям.

7. Социологическое образование Кареев рассматривает как явление исторически обусловленное, как результат длительной эволюции мировой научной мысли в направлении ее все большей гуманизации.

8. Питирим Сорокин на короткое время стал деканом первого в России социологического факультета, созданного в 1920 г. при его непосредственном участии.

9. «Методика преподавания социологии» включает в себя две составные части: 1) общую часть и 2) специальную часть.

Первая (общая) часть включает в себя теорию и методологию преподавания вообще
(что органически связано с общей педагогикой), а также теорию и методологию преподавания социологии.

При этом речь идет об общей (теоретической) социологии, ее взаимосвязях с другими, близкими ей, социальными науками и, прежде всего, с социальной философией, политологией, культурологией, психологией и т.д. Другими словами, о методике преподавания общей (теоретической) социологии.

Вторая – специальная часть посвящена методике преподавания конкретных отраслей социологии труда, образования, культуры: социологии молодежи, семьи, личности, социологии организаций, социологии управления, политики, права, социологии религии и других. Эта специальная, или особенная, часть методики преподавания социологии преподается преподавателями-специалистами в этих конкретных отраслях социологии.

10. "Методика преподавания социологии" предполагает, прежде всего, рассмотрение проблем сущности и предмета социологии как науки и учебной дисциплины, ее места, роли и значения в системе социальных наук и в жизни общества.

11. Н.И. Кареев писал, что преподавание социологии придает законченный гуманный характер университетскому образованию, а значит, необходимо студентам всех специальностей.

12. Представляется возможным вычленить три направления трансформации образовательных практик.

Первое направление – сохранение традиций в социологическом образовании.

Второе направление – появление инноваций в социологическом образовании.

Третье направление – сочетание традиций и инноваций в социологическом образовании.

13. Традиции в социологическом образовании.

Первая традиция – сохранение устойчивого интереса в российском обществе к изучению социологии.

Вторая традиция – постоянное обновление корпуса социологического знания.

Традиционно для русской социологии было характерно многообразие теорий и концепций.

В современном обществе бросается в глаза "одноликость, однообразие концепций российской (советской) социологии". Такая ситуация может выглядеть как нарушение традиции, на самом деле – это нормальное пост-явление, (если можно ввести этот термин), выхода России из "нормального тоталитарного общества".

Третья традиция – ярко выраженное авторство, авторский подход, оригинальность русских социологов в постановке и трактовке основных вопросов социологии.

Переход к авторским программам преподавания социологии – серьезный шаг возвращения российской социологической школы к указанной традиции.

Четвертая традиция – постоянное стремление русских социологов, как отмечал Н.И. Кареев, в преподавании социологии не только к синтезу идей, но и к полемике с западной наукой.

Современные исследования процесса преподавания социологии в вузах содержат данные, которые можно трактовать как отход от этой традиции.

Пятая традиция - международное сотрудничество в преподавании социологии, обмен опытом.

Ярким примером такого международного сотрудничества являлась деятельность Высшей школы общественных наук в Париже в начале XX века.

Опрос современных экспертов, показывает, что за последние годы обмен опытом преподавания социологии с коллегами зарубежных вузов происходит лишь "от случая к случаю". Возможно, что для налаживания постоянных контактов просто необходимо время.

Шестая традиция – многоступенчатость и непрерывность социологического образования.

Исторически существовала полемика в рядах русских социологов относительно звеньев системы социологического образования. Так M.M. Ковалевский считал, что преподавание социологии недоступно пониманию учащихся средних школ, что очагами социологического образования должны стать университеты. Н.И. Кареев, П.А. Сорокин, напротив, считали, что социологическое образование должно начинаться уже со средней ступени. Тем не менее, тот же M.M. Ковалевский признавал, что элементы социологии, безусловно, должны включаться в содержание среднего образования.

По данным экспертного опроса, подавляющее большинство экспертов-социологов отмечает прямую зависимость эффективности социологического образования в вузе от присутствия элементов социологии в обучении на довузовской ступени.

Седьмая традиция – обязательность изучения социологии в высшей школе.

В России социология в качестве обязательного предмета стала включаться в программы средних и высших школ уже после свержения монархии в 1917 году. Но уже в конце XIX века подобного мнения придерживаются и современные эксперты, считая, что в социологическом образовании в вузе нуждаются студенты всех специальностей. Такое убеждение экспертов косвенно подтверждается данными о положительном отношении к курсу социологии со стороны студентов несоциологических специальностей. К сожалению, решение Министерства образования Российской Федерации лишило социологию статуса обязательной дисциплины в учебных планах специалистов несоциологического профиля.

Восьмая традиция – систематическая подготовка высшей школой социологов- профессионалов.

Подготовка социологов-профессионалов рассматривалась выдающимися социологами-классиками как неотъемлемая составная часть институционализации социологии как науки, как неотъемлемый результат деятельности специальных факультетов и кафедр социологии в университетах. Большой вклад в подготовку социологов-профессионалов в начале XX века внесли М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, Е.В. Де-Роберти, П.А. Сорокин.

Девятая традиция - учет субъективного фактора, внимание в социологическом образовании к проблемам личности и ее деятельности в обществе.

В истории социологии для многих западных коллег субъективный метод, разрабатываемый русскими социологами, являлся своеобразным отличием русской социологической школы, признанием ее специфики.

14. Инновации в социологическом образовании.

Предпосылки использования компьютерных технологий в образовании складываются благодаря их повсеместному распространению в вузах и развитию информационных ресурсов в рамках конкретного научного направления. Быстро развиваются онлайновые каталоги крупных научных, в том числе вузовских, библиотек.

Формируются профессиональные базы данных, осуществляются электронные издания в Интернете.

Студенты активно обзаводятся личными компьютерами. Таким образом, потенциальные возможности использования компьютерных технологий в образовании расширяются как
"сверху" – через расширение компьютерных сетей и увеличение информационных ресурсов, так и "снизу" – через увеличение числа личных компьютеров у студентов.

Компьютерные учебные пособия по социологии пока находятся в стадии создания.

Социолог должен уметь в совершенстве пользоваться поисковыми машинами, расширенным языком запросов, электронной почтой и другими видами электронной коммуникации, иметь навыки работы со статистическими пакетами, такими, как SPSS и Statistica. Кроме этих пакетов статистического анализа, также необходимо умение социолога работать с системами управления базами данных (СУБД). Данный предмет уже занял свое место в курсе информатики социологических факультетов большинства вузов. Основная программа в рамках этого курса -
MS Access. Кроме нее необходимо знать программу MS Excel, без которой сложно структурировать табличные данные, и, конечно, отлично работать с пакетом MS Word. Кроме этих основных требований к компьютерной подготовке социолога, можно отметить дополнительные условия. Среди них – знание операционной системы, компьютерных языков (например, Visual Basic) или алгоритмов написания макросов.

15. Основная форма существования научного и учебного знания в социологии - понятийная форма (текст) – мало выигрывает от ее мультимедийного иллюстрирования.

Представление письменных работ студентов в электронной форме на подготовительном
этапе – все это позволяет свести к минимуму рутинные моменты в общении студента и преподавателя, выиграть время для интенсивного содержательного наполнения традиционных форм обучения.

16. Элементы новых информационных технологий в обучении социологов:

• выпуск на компакт-дисках специальных учебных курсов, подготовленных преподавателями университета;

• размещение на сайте отделения социологии материалов по различным социологическим проблемам, а также статей и фрагментов научных трудов, необходимых для подготовки к семинарам;

• создание отлаженной схемы дистанционного обучения социологов;

• общение по электронной почте со своим компьютером и научным руководителем при подготовке курсовых и дипломных работ;

• руководство студентами в поиске полезной информации по социологии на различных сайтах;

• привлечение внимания студентов к сайтам социологических компаний и исследовательских центров;

• решение проблемы поиска необходимых статей в социологических журналах, не прибегая к помощи библиотеки (так, существует сайт журнала "Социологические исследования");

• установление и расширение научных контактов с зарубежными социологическими факультетами и центрами.

Кроме специальной подготовки применение новых технологий в обучении требует и своеобразной перестройки сознания, как у преподавателей, так и у студентов.

У преподавателей необходимо преодолеть инерцию – стремление работать по старинке, а также отсутствие стимулов работы по-новому в новой образовательной среде.

17. Уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель-студент.

18. Многоуровневость методики.

Первый уровень – это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения).

Второй уровень – учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения.

Третий уровень – закрепленная сумма приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).

19. Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:

- связи теории с практикой;

- систематичности и последовательности в подготовке специалистов;

- сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;

- соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

- сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;

- прочности усвоения знаний;

- доступности научных знаний;

- единства обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.

20. Преимущества лекционной формы учебного процесса:

- лектор может активно влиять на усвоение материала слушателями;

- имеется огромная возможность логического и эмоционального воздействия устной речи при непосредственном соприкосновении педагога со слушателями;

- лекция может читаться в гораздо большем соответствии с характером и составом аудитории, нежели посредством технических средств обучения;

- лектор имеет возможность оперативно реагировать на последние достижения науки, анализировать злободневные вопросы, использовать новейшие материалы книг, журналов и даже газетных статей сегодняшнего дня;

- лекция ценна не только объемом и оперативностью информации, она имеет еще и огромное воспитательное значение, т.к. лектор влияет на слушателей живым и страстным словом, вызывая у них соответствующую реакцию.

Преподаватель может сказать одни вещи скороговоркой, другие – с расстановкой, медленно, возможно и продиктовать, когда важно подчеркнуть особо существенное место в лекции и т.п.

21. Главное преимущество лекции - это установление непосредственной связи лектора со слушателями и учет их особенностей, что недоступно ни одному техническому средству обучения (ТСО).

22. Лекция является одним из важнейших видов учебной работы и составляет основу теоретической подготовки студентов.

Ее цель – дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, акцентируя внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.

Лекция стимулирует активную познавательную деятельность студентов, способствует формированию их творческого мышления.

23. Существует два вида лекций: учебные и эпизодические (научно-популярные). В задачу учебных лекций входит систематизированное изложение учебного курса, и они бывают:
а) вводные в предмет и по отдельным разделам курса; б) очередные (основные, главные);
в) заключительные; г) обзорные перед экзаменами или для заочников; д) установочные (для заочников); е) проблемные.

24. В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

• при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция – основной источник информации;

• новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

• отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

• по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

• лекция незаменима в тех случаях, когда особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью влияния на формирование их взглядов.

25. Преимущества лекции:

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

• лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;

• лекция активизирует мысленную деятельность.

26. Требования к лекции:

- нравственная сторона лекции и преподавания;

- научность и информативность (современный научный уровень);

- доказательность и аргументированность;

- наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

- эмоциональность формы изложения;

- активизация мышления слушателей;

- постановка вопросов для размышления;

- четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

- методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

- изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

- использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов.

Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

27. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей.

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин.

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне.

Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей.

В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

28. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания - все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

29. Оценка качества лекции.

Можно назвать узловые критерии оценки качества. Это содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.

Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.

30. Новые виды лекционной работы.

Проблемная лекция.

На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо "открыть". Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

Таким образом, процесс познания студентами при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции в форме диалогического общения.

С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму.

Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

• обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

• обеспечить усвоение новой информации;

• обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;

• демонстрировать разные способы визуализации.

31. В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности в лекциях:

• натуральные (минералы, реактивы, детали машин);

• изобразительные (слайды, рисунки, фото);

• символические (схемы, таблицы).

32. Графическое, образное изложение учебного материала позволяет значительно увеличить объем передаваемой информации и повысить уровень ее усвоения.

33. Использование мультимедийной информационной технологии позволяет задействовать почти все природные возможности студентов для восприятия учебной информации на рациональном и иррациональном уровнях.

34. Лекция вдвоем – эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей.

Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.д. Необходимо, чтобы:

• диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

• втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Преимущества такой лекции:

• актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;

• создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т.д.;

• наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;

• вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;

• выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

Подготовка к лекции такого типа предполагает предварительное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущими, к которым предъявляются определенные требования:

• у них должна быть интеллектуальная и личностная совместимость;

• они должны владеть развитыми коммуникативными умениями;

• они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

35. Лекция с заранее запланированными ошибками призвана:

• активизировать внимание студентов;

• развивать их мыслительную деятельность;

• формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце.

Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются.

Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функции, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

36. Лекция-пресс-конференция.

Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.

Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы.

В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

• в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;

• в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

• в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.

37. Технологии активного обучения реализуются только в условиях децентрализованного индивидуализированного и дифференцированного обучения, что предполагает осуществление учебного процесса в малых по численности группах – 5-7 человек.

Рассмотрим технологии активного обучения, предназначенные для лекции.

“Обычная” (традиционная) лекция является информационно-сообщающей, основанной на монологе преподавателя.

Студенты воспринимают учебную информацию, главным образом, на слух ввиду ограниченных возможностей визуализации материала при помощи традиционных средств (доска и мел). Предполагается, что они способны хотя бы частично усвоить содержание в ходе лекции. Для “проработки” учебного материала используются практические аудиторные занятия и самостоятельная внеаудиторная работа.

“Лекция-внушение”. На лекции излагаются, как правило, новые знания. Обучаемые почти не в состоянии воспринимать их критически, что значительно затрудняет ведение обучающегося диалога на уровне рационального мышления.

У многих преподавателей лекция представляет собой процесс внушения знаний, воздействия на подсознание студентов, что обеспечивает существенную интенсификацию процесса передачи знаний.

Активность студентов проявляется в повышенной сосредоточенности внимания на сообщаемом учебном материале, которая является специфической формой проявления обратной связи.

При этом необходимо, чтобы преподаватель в совершенстве владел темой лекции и имел достаточные природные способности и знания для реализации системы учебно-ориентированного психорегулирующего воздействия на массовую аудиторию.

“Лекция-убеждение”. Основным средством активизации учебного процесса на основе принципа обратной связи является диалог со студентом.

Преподаватель, используя преимущественно словесно-логическую форму подачи материала, воздействует на сознание, сферу рационального мышления и старается убедить студентов в актуальности и достоверности знаний, растолковать им смысл вводимых понятий и определений в ответ на естественные вопросы, возникающие по ходу лекции.

Степень активности обучения измеряется долей учебного времени, отведенного преподавателем на обучающий диалог.

“Лекция-беседа”, в основном, снижает активность процесса обучения, так как объем сообщаемого учебного материала сокращается, внимание преподавателя переключается на небольшую часть студентов, а остальные обучаемые упускаются из вида и вынуждены тратить свое лекционное время на иные цели, не всегда имеющие отношение к обсуждаемому учебному материалу.

Более эффективным является псевдодиалог, когда преподаватель задает вопросы аудитории, не предполагающие словесного ответа со стороны студентов.

Такие вопросы имитируют индивидуальный диалог и являются весьма мощным средством активизации умственной деятельности по восприятию учебной информации.

К лекциям, на которых используются методы и приемы активного обучения, относят также лекцию-дискуссию, лекцию-исследование, лекцию-консультацию, лекцию-пресс-конференцию.

“Эмоциональная лекция”. Одним из наиболее “сильных” видов памяти у человека является так называемая эмоциональная память.

Информация, воспринятая эмоционально, запоминается надолго, относительно легко переводится из долговременной памяти в оперативную. Использование эмпатии, способности любого человека к сопереживанию, позволяет преподавателю значительно активизировать восприятие учебного материала. Для этого он должен сформировать собственное эмоциональное отношение к содержанию лекции. Это совсем нетрудно для опытного преподавателя, а молодому педагогу желательно пройти специальную подготовку.

“Компьютерная лекция”. Зачастую лекционный материал содержит математические формулы. Рассказ о них, о закономерностях, которые они описывают, обычно воспринимается “на веру” в силу невозможности непосредственного наблюдения на лекции результатов их практического применения.

Использование компьютера дает возможность оперативной демонстрации закономерностей, описываемых сложными формулами.

Причем практически не происходит потери учебного времени на расчеты, которые легко и быстро производит компьютер с необходимой визуализацией исходной и результирующей информации. Поэтому превращения лекции в практическое занятие не происходит. Преподаватель получает доступ к убедительному и наглядному изложению сложного теоретического материала, невозможному для традиционной лекции. При этом резко возрастает объем и повышается уровень учебной информации.

Технология показа всегда убедительнее технологии рассказа – соотношение такое же, как между зрительной и слуховой информацией (“лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”).

38. В настоящее время существует ряд относительно новых и весьма перспективных технологий активного обучения. Рассмотрим некоторые из них.

Технология “Модель преподавателя”. Дополнительная возможность проявления активности студентов на занятиях обеспечивается путем системной информатизации учебного процесса, причем главной является информатизация труда преподавателя с целью “переключения” студентов на диалог с учебно-образовательным имитатором преподавательской деятельности — так называемым “электронным преподавателем”, способным быстро и в нужном объеме предоставлять базовый набор требуемых знаний.

Работа студентов с компьютерной моделью преподавателя полностью решает проблему индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Альтернативной является все та же интеллектуальная информационно-обучающая компьютерная система “электронный преподаватель”, адаптированная для самостоятельной учебной деятельности студентов (заочное обучение).

39. Подготовка к лекции:

- общая подготовка (теоретическая, методическая);

- непосредственная подготовка (к конкретному занятию, теме).

Общая подготовка заключается в повышении преподавателем своего образовательного уровня, овладении теоретическими знаниями по преподаваемому курсу лекций, как в рамках учебной программы, так и сверх того; приобретении знаний и навыков в педагогике и психологии, овладении методами и приемами обучения мастерством устной речи, культурой речевого общения. Это достигается всей совокупностью форм и методов теоретической и методической работы, и, в общей сложности, длится годами. Низкий уровень общей подготовки обрекает занятие на неудачу и фактически означает профессиональную неподготовленность.

Непосредственная подготовка складывается из четырех основных моментов:

1) сбор материала по теме;

2) выделение основных вопросов или составление плана;

З) отбор материала;

4) составление развернутого конспекта или текста лекции.

Основным ориентиром при подборе материала, составлении плана лекции является учебная программа.

Существует определенное правило составления рабочих записей лекции: чем лучше лектор подготовлен, чем больше у него педагогического опыта, тем короче конспект лекции

40. Структура лекции.

По внешней структуре лекция состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении раскрывается актуальность и значение темы. С учетом ценности каждой минуты, введение должно занимать 1-2 страницы текста, а при его чтении – не более 5-7 минут, в течение которых необходимо объявить тему, план и основную литературу, разъяснить цель, значение и место (связь) темы лекции в структуре данного учебного курса. В заключении даются основные выводы, следующие из содержания текста лекции.

41. Чтение лекции.

Формы устного изложения материала могут быть следующие:

- повествование – это метод сообщения фактического материала, способ рассмотрения теоретически сложных и различных процессов бытия природной, социальной и духовной реальности в виде рассказа, сообщения фактов, служащих материалом для обобщений, выводов, создания;

- аналитическое и простое описание - это связное и последовательное перечисление признаков изучаемого явления, его структуры, характерных особенностей, сопряженное с анализом явлений; объяснение, основанное на логических рассуждениях, вскрывающих внутренние закономерности процессов и явлений в понятиях;

- рассуждение – это последовательное развитие положений, доказательств, доводов, подводящих слушателей к определенным выводам и заключениям.

42. Приемы поддержания внимания к лекции:

- полемический характер лекции (привлечение дискуссионных материалов);

- создание благоприятных внешних условий (отсутствие шума с улицы, из коридора, порядок и хорошие условия для слушания и ведения записей в аудитории, например, освещенность, видимость места лектора, наглядных пособий и учет отвлечения внимания слушателей из-за естественных психических и физиологических процессов);

- правильное соотнесение объема и трудности материала с возможностями слушателей;

- свободная манера поведения лектора (выйти из-за трибуны, использовать жесты, мимику – только, разумеется, не ходить из угла в угол как хищник в клетке).

43. Язык и стиль лекции

Частично мы уже касались этого вопроса, когда речь шла о подготовке к лекции (характер текста, привязка к конспекту) и о методах удержания внимания обучаемых. Однако следует отметить еще некоторые моменты.

Прежде всего, следует отметить, что в устной речи фразы должны быть короче, чем это бывает в книжных монографиях.

Надо всегда быть готовым использовать жизненные примеры, художественную литературу, народные поговорки, шутку; конечно, все это следует использовать в меру. Также нельзя увлекаться цитатами; правильный пересказ идеи, содержания – нередко важнее дословности.

Общепризнанно, что лекция является одной из форм ораторского искусства, и потому каждый преподаватель обязан настойчиво и постоянно учиться этому искусству.

Форма и стиль лекции в значительной мере определяется индивидуальностью лектора. Чужой опыт, безусловно, изучать надо, но не копировать. Следует стремиться создавать свой стиль чтения лекций.

44. Основными познавательными операциями (процедурами) социального мышления являются репрезентация, категоризация, проблематизация и интерпретация.

45. Развитие социального мышления предполагает увеличение когнитивной сложности,
т.е. увеличение количества личностных конструктов, степени их проницаемости и усложнения системы их взаимосвязей.

Основной путь развития – это создание проблемных ситуаций, в которых старая система оказывается неэффективной или недостаточной.

46. Степень развитости социального мышления выражается в способности к децентрации в процессе интерпретации социальных явлений и процессов.

Децентрация предполагает перестройку познавательного образа по линиям роста его объективности, взаимосогласованности в нем множества различных точек зрения, а также приобретения им качества релятивности (в том числе возможность анализа любого явления в системе варьирующихся категориальных обобщений).

47. Анализ основных познавательных процедур социального мышления позволяет определить направления, в которых необходимо осуществлять его развитие:

1) развитие когнитивной составляющей социальных представлений;

2) усложнение системы личностных конструктов;

3) развитие способности к децентрации социального познания.

48. Функции социального мышления:

- функция репрезентации, интерпретации и "конструирования" социальной реальности;

- функция саморефлексии;

- функция идентификации и адаптации к социальному окружению;

- функция целеполагания и выработки жизненной стратегии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.199 (0.155 с.)