Методика преподавания социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания социологии



Гуманитарная

Академия

Дистанционное образование

________________________________________________________

X1.01;1

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ

МОСКВА 2006

Разработано И.М. Лоскутовой, канд. филос. наук, доц.

Под ред. М.А. Будановой, д-ра филос. наук, проф.

 

 

Рекомендовано Учебно-методическим

советом в качестве учебного пособия

для студентов СГА

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

Настоящее пособие включает в себя краткое содержание разделов (модулей) дисциплины, в организационно-методическом разделе пособия указаны цель и задачи учебной дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины.

 

Для студентов Современной Гуманитарной Академии

 

________________________________________________________

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ.. 4

Пояснительная записка (2896.01-02.01;1) 4

Юнита 1. Код 2896.01.01;1. 5

Основные формы учебного процесса в преподавании социологии. 5

Дидактический план (2896.01.01;1) 5

Глоссарий (2896.01.01;1) 6

Список утверждений (2896.01.01;1) 7

Темы рефератов (2896.01.01;1) 23

Литература (2896.01.01;1) 24

Вопросы для самоконтроля (2896.01.01;1) 26

Юнита 2. КОД 2896.02.01;1. 27

Применение различных методических средств в преподавании социологии.
Формы аттестации и контроля учебной работы студентов. 27

Дидактический план (2896.02.01;1) 27

Глоссарий (2896.02.01;1) 28

Список утверждений (2896.02.01;1) 29

Темы рефератов (2896.02.01;1) 44

Литература (2896.02.01;1) 45

Вопросы для самоконтроля (2896.02.01;1) 47

Вопросы к экзамену (2896.01-02.01;1) 49

 

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ

Юнита 1. Код 2896.01.01;1

Основные формы учебного процесса в преподавании социологии

Дидактический план (2896.01.01;1)

 

Методологические аспекты методики преподавания социологии

Философия, педагогика и социология образования. Две части методики преподавания социологии: 1) общая и 2) особенная (специальная).

Общая часть методики преподавания социологии.

Теория и методика преподавания вообще (общая педагогика) и социологии, в частности. Общая (теоретическая) социология и ее история, взаимосвязь с другими социальными науками, близкими к ней, – социальной философией, политологией и др.

Особенная (специальная) часть методики преподавания социологии. Методика преподавания конкретных (специальных) отраслей социологии: социологии труда, социологии молодежи, социологии политики, социологии права, социологии образования, социологии семьи, социологии организации, социологии управления, социологии религии, социологии личности, социологии рынка, социологии рекламы, социологии проведения различного рода опросов и т.п. Особенную (специальную) часть методики преподавания социологии должны преподавать специалисты в конкретных (специальных) отраслях социологии, органически вплетая методику преподавания данной отрасли социологии в преподавание ее теории, причем, преимущественно, не столько теоретически, сколько наглядно-практически.

Программа преподавания методики социологии предполагает рассмотрение сущности социологии как науки (научной и учебной дисциплины), ее места, роли и значения в системе социальных наук, образования и в жизни общества. Следовательно, методика преподавания социологии во многом зависит, во-первых, от той позиции, которой придерживается конкретный преподаватель (студент), от его субъективной точки зрения, от его знаний и понимания проблем социологии и подготовки социологов; во-вторых, от опыта организации и качества социологического образования, которые имеют существенные специфические отличительные особенности преподавания на социологических факультетах университетов и в отраслевых вузах: гуманитарных и технических, а также в средних образовательных учреждениях.

Глоссарий (2896.01.01;1)

1.1. Под децентрацией понимается способность мысленно освобождаться от концентрации внимания на личной точке зрения либо на частном аспекте ситуации.

1.2. Методика – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и воспитания.

1.3. Социологическое мышление – предметное мышление, т.е. интеллектуальная техника, свойственная для соответствующей науки.

2.1. Активное обучение – способ организации и реализации учебного процесса, обеспечивающий возможность осуществления каждым студентом во время занятий непрерывной, целенаправленной и эффективной учебно-познавательной деятельности на основе прямой и обратной связи с преподавателями.

2.2. Интерпретация – смыслообразование, субъективная переработка воспринятого, раскрытие его смысла и значения.

2.3. Категоризация является механизмом упорядочения индивидуального опыта путем отнесения какого-либо социального объекта, события к некоторому классу.

2.4. Конструкт – биполярная субъективная измерительная шкала, реализующая одновременно две функции: обобщения (установления сходства) и противопоставления (установления различий).

2.5. Непроизвольное внимание вызывается каким-либо интересным и увлекательным сообщением, рассказом, показом наглядных пособий, эмоциональной насыщенностью материала, увлеченностью самого лектора.

2.6. Произвольное внимание – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, требующее усилий воли. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно, а на том, что он должен делать (человек ставит себе цель деятельности, требующей внимания).

2.7. Социологическое мышление – научное мышление, которое осуществляется в системе координат социологического знания.

3.1. Самостоятельная работа – планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

3.2. Семинар – всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение.

 

Темы рефератов (2896.01.01;1)

 

1. Программа курса социологической дисциплины (по выбору).

2. План лекции по социологической дисциплине (по выбору).

3. План семинарского занятия по социологической дисциплине (по выбору).

4. План занятия практикума по социологической дисциплине (по выбору).

5. Разработка тестов проверки знаний студентов по социологической дисциплине (по выбору).

6. Рецензирование методических достоинств и недостатков учебника по социологической дисциплине (учебник по выбору).

7. Рецензирование методических достоинств и недостатков лекции по социологической дисциплине (дисциплина и тема лекции по выбору).

8. Рецензирование методических достоинств и недостатков семинарского занятия по социологической дисциплине (тема занятия и дисциплина по выбору).

9. Учебное пособие по теме в курсе социологической дисциплины (дисциплина и тема по выбору).

10. Электронное учебное пособие по теме в курсе социологической дисциплины (дисциплина и тема по выбору).

11. Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского занятия.

12. Развитие техники и искусства публичной речи преподавателя.

13. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов.

14. Дистанционные формы обучения в преподавании курса социологических дисциплин.

15. Особенности методики (опыта) преподавания курса социологии на факультете.

16. Методические советы к работе над рефератами.

17. Методические рекомендации к изучению темы «Основные этапы исторического развития социологической мысли».

18. Методические рекомендации к изучению вопроса (темы) «Астросоциология в системе общественного мировоззрения».

19. Методические рекомендации к изучению темы «Социология и кибернетика».

20. Методические рекомендации к изучению темы «Организация и социальное управление».

21. Игровые методики в преподавании (изучении) учебного курса «Общая социология».

22. Наглядность в преподавании (изучении) «Общей социологии».

23. Современные информационные технологии при изучении (преподавании) курса «Общая социология».

24. Методика подготовки и проведения семинарного занятия по социологии.

Литература (2896.01.01;1)

Основная

1. Бабосов Е.М. Социология управления. – Минск: Тетра Системс, 2002.

2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000.

3. Вульфов Б.З. Основы педагогики: Учебное пособие / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. -
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «УРАО», 2000.

4. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. – М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2002.

8. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2004.

9. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.

10. Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2004, гл. 4.

11. Зборовский Г.Е. История социологии. – М.: Гардарики, 2004.

12. Социальный менеджмент / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – М.: Высшая школа, 2001.

13. Социальная политика / Л.И. Берестова, Э.Г. Богатырева, Б.С. Бреев и др. – М.: Экзамен, 2002.

14. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для студентов учебных заведений / В сотрудничестве с
В.В. Семеновой. – М.: Добросвет, 2000.

 

Дополнительная

1. Асадов М.Н. и др. Практикум по социологии. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001.

2. Белановский С.А. Метод фокус-групп: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Никколо-Медиа, 2001.

3. Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. – М.: Академия, 2000.

4. Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ: Реферат. Доклад. Контрольная работа. Курсовая работа: (для учащихся школ, студентов колледжей, вузов). – М.: Моск. гор. пед. о-во, 1999.

5. Вяткин Л.Г., Ольнева А.Б. Основы педагогики высшей школы: Учебное пособие / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского и др. – Саратов: Научные книги, 1999.

6. Гидденс Э. Социология: Учебник: Пер. с англ. В. Малышенко и др. / Науч. ред.
В.А. Ядов; Общ. ред. Л.С. Гурьева, Л.Н. Иосилевич. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

7. Голодаева B.C. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных
работ. – М.: Дашков и К°, 2000.

8. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учебное пособие для вузов / Б.А. Голуб. – М.: Владос, 1999.

9. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - 5-е изд. – М.: Университет, 2001.

10. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001 (серия «Социология и социальная антропология»).

11. Головин Н.А. Изучение теоретической социологии: метод. пособие. – СПб.: Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 1998.

12. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. № 031200 «Педагогика и методика начального обучения». – М.: Флинта, Наука, 1998.

13. Классики теоретической социологии XX века: Рабочая тетрадь по истории социологии
/ Авт.-сост. В.Г. Николаев. – М.: ГУ ВШЭ: МАКС-пресс, 2001.

14. Козыненко В.М. Роль и место экзаменов в системе контроля за качеством образования по гуманитарным и социальным наукам: для преподавателей и аспирантов всех факультетов – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1999.

15. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учебник для студентов соц. факультетов и отделений / Под ред. Т.Н. Юдиной. – М.: Союз, 2000.

16. Курбатов В.И. Современная западная социология: анализ, обзор концепций: Учебное пособие для вузов. – Ростов на Дону: Феникс, 2001.

17. Методологические правила конструирования компьютерных тестов: Научно-методическое пособие для преподавателей, аспирантов и разработчиков компьютерных тестов
/ В.И. Васильев и др. – М.: ВТУ, 2000.

18. Мижериков В.А. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие
/ В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. – М.: Пед. о-во России, 1999.

19. Начала практической социологии / Р. Ленуар и др.: Пер. с фр. А.Т. Бикбова и др.
/ Отв. ред. Н.А. Шматко. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 2001.

20. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин и др. - 3-е изд. – М.: Школа-пресс, 2000.

21. Пидкасистый П.И. Опрос как средство обучения. – М.: Пед. о-во России, 1999.

22. Руденко Р.И. Практикум по социологии. Sociology: tests, tables, tasks: [Для вузов]. – М.: Юнити-Дана, 1999.

23. Рывкина Р.В. Парадоксы российской социологии. - Социс. - 1997. - № 4.

24. Сборник нормативных учебно-методических документов по социологии, социальной антропологии и менеджменту в социальной сфере для университетов Российской Федерации
/ Отв. ред. В.И. Добреньков. – М.: Социол. фак. МГУ, 1999.

25. Сборник программ спецкурсов и спецсеминаров по социологии / Отв. ред.
В.И. Добреньков. - М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр.: МГУ, 2000.

26. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Нар. образование, 1998.

27. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Науч. ред. В.А. Ядов. – М.: Феникс, 1998.

28. Социология: классические и современные парадигмы: Хрестоматия / Авт.-сост.
С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканян. – М.: АНКИЛ, 1998.

29. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Учебник: Пер. с англ. – М.; Назрань: ACT; Львов: Инициатива, 1998.

30. Учебный социологический словарь / Общ. ред. С.А. Кравченко. - 3-е изд., доп., перераб. –М.: Экзамен, 1999.

31. Харчева В. Основы социологии: Учебно-методическое пособие для преподавателей. – М.: Логос, 1997.

32. Шаронова С.А. Метод игровой ситуации: Учебно-метод. пособие. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001.

 

Вопросы для самоконтроля (2896.01.01;1)

 

1. История развития социологической мысли в религиозных и философских произведениях древности и Средневековья.

2. Социологическая мысль в России XVII-XVIII веков.

3. Возникновение и развитие социологии как науки. Конт и его последователи.

4. Теоретико-методологические предпосылки развития социологии в России середины
XIX - начала XX веков.

5. Современные социологические теории. Представления об объекте и предмете социологической науки.

6. Культура как социальная ценность.

7. Личность как субъект и продукт социальных взаимодействий.

8. Социальные институты в жизнедеятельности общества. Основные социальные институты России.

9. Социальные системы и социальные структуры.

10. Социальная стратификация. Социальная структура современного российского общества.

11. Социальные общности как формы организации жизни индивидов.

12. Социальные изменения, их роль в социальных процессах общества.

13. Понятие общей эмпирической социологии. Ее цель и задачи. Программа социологического исследования.

14. Социологическая информация и ее анализ.

15. Методика проведения семинарского и практического занятий по теме: «Основные этапы исторического развития социологической мысли».

16. Социология как наука об обществе.

17. Социальная дифференциация как процесс.

18. Коммуникативные процессы как функциональная и символическая культурная среда.

19. Социология личности. Проблемы формирования мировоззрения и профессионализма.

20. Характеристика культурной эволюции.

21. Модели устойчивого развития общества.

22. Социология и кибернетика.

23. Астросоциология в системе общественного мировоззрения.

24. Организация и социальное управление.

25. Синергетика демографической системы.

26. Социальное партнерство или социальный конфликт?

27. Распределительные отношения в системе социологического знания.

 

 

Юнита 2. КОД 2896.02.01;1

Применение различных методических средств в преподавании социологии.
Формы аттестации и контроля учебной работы студентов

Дидактический план (2896.02.01;1)

Глоссарий (2896.02.01;1)

 

1.1. Игра – ролевое взаимодействие условно противоборствующих групп в форме развлечения или соревнования по поводу достижения определенной цели.

1.2. Интенсификация обучения – передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.

1.3. Технология обучения – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

1.4. Технология – есть совокупность представлений, действий и средств, направленных на оптимальную реализацию общественной практики.

1.5. Основные составляющие процесса принятия решений: факты, знания, опыт, анализ, суждения.

2.1. Способности – психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами по себе еще не означают наличие этих знаний, умений, навыков.

4.1. Валидность теста – соответствие форм и методов контроля его цели.

4.2. Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

4.3. Диагностическая функция контроля – процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.

4.4. Имитационные игры являются моделями изучаемых явлений и процессов в некоторой предметной области.

4.5. Итоговый контроль – экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики.

4.6. Заключительный контроль – госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

4.7. Модуль – логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов.

4.8. Надежность – определение степени погрешностей в педагогической оценке, в вычислении истинного значения оценки.

4.9. Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

4.10. Объективность – критерий, в котором сочетаются надежность, валидность плюс ряд аспектов психологического, педагогического, этического, ценностного характера.

4.11. Отметка – численный аналог оценки.

4.12. Оценка – способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения.

4.13. Параллельными называются тесты, в которых истинные и ошибочные компоненты равны на одной и той же выборке испытуемых.

4.14. Педагогический тест – совокупность заданий, отобранных на основе научных приемов для педагогического измерения в тех или иных целях.

4.15. Рубежный контроль – проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

4.16. Тест – совокупность заданий, опробованных на основе научных критериев для педагогического измерения в тех или иных целях; система заданий возрастающей трудности специфической формы, позволяющая объективно оценивать уровень и структуру знаний студентов.

4.17. Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные задания, проверка данных самоконтроля).

4.18. Тематический контроль – оценка результатов определенной темы или раздела программы.

 

Тем рефератов (2896.02.01;1)

 

1. Программа курса социологической дисциплины (по выбору).

2. План лекции по социологической дисциплине (по выбору).

3. План семинарского занятия по социологической дисциплине (по выбору).

4. План занятия практикума по социологической дисциплине (по выбору).

5. Разработка тестов проверки знаний студентов по социологической дисциплине (по выбору).

6. Рецензирование методических достоинств и недостатков учебника по социологической дисциплине (учебник по выбору).

7. Рецензирование методических достоинств и недостатков лекции по социологической дисциплине (дисциплина и тема лекции по выбору).

8. Рецензирование методических достоинств и недостатков семинарского занятия по социологической дисциплине (тема занятия и дисциплина по выбору).

9. Учебное пособие по теме в курсе социологической дисциплины (дисциплина и тема по выбору).

10. Электронное учебное пособие по теме в курсе социологической дисциплины (дисциплина и тема по выбору).

11. Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского занятия.

12. Развитие техники и искусства публичной речи преподавателя.

13. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов.

14. Дистанционные формы обучения в преподавании курса социологических дисциплин.

15. Особенности методики (опыта) преподавания курса социологии на факультете.

16. Методические советы к работе над рефератами.

17. Методические рекомендации к изучению темы «Основные этапы исторического развития социологической мысли».

18. Методические рекомендации к изучению вопроса (темы) «Астросоциология в системе общественного мировоззрения».

19. Методические рекомендации к изучению темы «Социология и кибернетика».

20. Методические рекомендации к изучению темы «Организация и социальное управление».

21. Игровые методики в преподавании (изучении) учебного курса «Общая социология».

22. Наглядность в преподавании (изучении) «Общей социологии».

23. Современные информационные технологии при изучении (преподавании) курса «Общая социология».

24. Методика подготовки и проведения семинарного занятия по социологии.

 

Литература (2896.02.0141)

 

Основная

1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. – М.: Экмос, 2002.

2. Бабосов Е.М. Социология управления. – Минск: Тетра Системс, 2002.

3. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. и др.: Питер, 2000.

4. Вульфов Б.З. Основы педагогики: Учебное пособие / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000.

5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. – М.: ИНФРА-М, 2000.

8. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2002.

9. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.

10. Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2004, гл. 4.

11. Зборовский Г.Е. История социологии. – М.: Гардарики, 2004.

12. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2004.

13. Социальный менеджмент / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – М.: Высшая школа, 2001.

14. Социальная политика / Л.И. Берестова, Э.Г. Богатырева, Б.С. Бреев и др. – М.: Экзамен, 2002.

15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для студентов учебных заведений / В сотрудничестве с
В.В. Семеновой. – М.: Добросвет, 2000.

 

Дополнительная

1. Асадов М.Н. и др. Практикум по социологии. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001.

2. Белановский С.А. Метод фокус-групп: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Никколо-Медиа, 2001.

3. Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. – М.: Академия, 2000.

4. Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ: Реферат. Доклад. Контрольная работа. Курсовая работа: (для учащихся школ, студентов колледжей, вузов). – М.: Моск. гор. пед. о-во, 1999.

5. Вяткин Л.Г., Ольнева А.Б. Основы педагогики высшей школы: Учебное пособие / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского и др. - Саратов: Науч. кн., 1999.

6. Гидденс Э. Социология: Учебник: Пер. с англ. В. Малышенко и др. / Науч. ред.
В.А. Ядов; Общ. ред. Л.С. Гурьева, Л.Н. Иосилевич. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

7. Головин Н.А. Изучение теоретической социологии: метод. пособие. – СПб.: Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 1998.

8. Голодаева B.C. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных
работ. – М.: Дашков и К°, 2000.

9. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - 5-е изд. - М.: Университет, 2001.

10. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001 (серия «Социология и социальная антропология»).

11. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учебное пособие для вузов / Б.А. Голуб. – М.: Владос, 1999.

12. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. № 031200 «Педагогика и методика начального обучения». – М.: Флинта, Наука, 1998.

13. Классики теоретической социологии XX века: Рабочая тетрадь по истории социологии
/ Авт.-сост. В.Г. Николаев. – М.: ГУ ВШЭ: МАКС-пресс, 2001.

14. Козыненко В.М. Роль и место экзаменов в системе контроля за качеством образования по гуманитарным и социальным наукам: для преподавателей и аспирантов всех фак. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1999.

15. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учебник для студентов социол. фак. и отд-ний / Под ред. Т.Н. Юдиной. – М.: Союз, 2000.

16. Курбатов В.И. Современная западная социология: анализ, обзор концепций: Учебное пособие для вузов. – Ростов на Дону: Феникс, 2001.

17. Методологические правила конструирования компьютерных тестов: Научно-методическое пособие для преподавателей, аспирантов и разработчиков компьютерных тестов
/ В.И. Васильев и др. – М.: ВТУ, 2000.

18. Мижериков В.А. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие
/ В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. – М.: Пед. о-во России, 1999.

19. Начала практической социологии / Р. Ленуар и др.: Пер. с фр. А.Т. Бикбова и др.
/ Отв. ред. Н.А. Шматко. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 2001.

20. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин и др. - 3-е изд. – М.: Школа-пресс, 2000.

21. Пидкасистый П.И. Опрос как средство обучения – М.: Пед. о-во России, 1999.

22. Руденко Р.И. Практикум по социологии. Sociology: tests, tables, tasks: [Для вузов]. – М.: Юнити-Дана, 1999.

23. Рывкина Р.В. Парадоксы российской социологии. - Социс. - 1997. - № 4.

24. Сборник нормативных учебно-методических документов по социологии, социальной антропологии и менеджменту в социальной сфере для университетов Российской Федерации
/ Отв. ред. В.И. Добреньков. – М.: Социол. фак. МГУ, 1999.

25. Сборник программ спецкурсов и спецсеминаров по социологии / Отв. ред.
В.И. Добреньков. – М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр.; МГУ, 2000.

26. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Нар. образование, 1998.

27. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Научное ред. В.А. Ядов. – М.: Феникс, 1998.

28. Социология: классические и современные парадигмы: Хрестоматия / Авт.-сост.
С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканян. – М.: Анкил, 1998.

29. Томпсон Д.Н.Л., Пристли Д. Социология: Учебник: Пер. с англ. – М.; Назрань: ACT; Львов: Инициатива, 1998.

30. Учебный социологический словарь / Общ. ред. С.А. Кравченко. - 3-е изд., доп., перераб. – М.: Экзамен, 1999.

31. Харчева В. Основы социологии: Учебно-методическое пособие для преподавателей. – М.: Логос, 1997.

32. Шаронова С.А. Метод игровой ситуации: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001.

 

Вопросы для самоконтроля (2896.02.01;1)

 

1. Укажите особенности образа жизни и профессиональной работы преподавателя.

2. В каких учебных заведениях преподают социологию, какое место она занимает среди гуманитарных и обществоведческих наук?

3. Охарактеризуйте основные направления работы преподавателя. Какую роль среди них выполняет методическое направление?

4. Раскройте понятия «методика», «методический подход».

5. Перечислите основные нормативные документы, регламентирующие учебный процесс в вузе и охарактеризуйте их роль.

6. Что такое образовательный стандарт? Какие функции выполняет учебный план?

7. Каково предназначение программы учебной дисциплины?

8. Какова структура учебной программы?

9. В чем Вы видите различие, достоинства и недостатки подходов к построению
курса общей социологии: исторического, теоретико-концептуального, теоретико-парадигмального, методологического, культурно-просветительного?

10. Составьте тематический план и программу учебного курса по социологической дисциплине (дисциплина по выбору).

11. Какие методические требования предъявляются к учебнику и учебному пособию?

12. Раскройте возможности использования в курсе социологии аудиовизуальных учебных средств.

13. В каких формах возможно использование историко-социологического материала в курсе социологии?

14. Как правильно цитировать источники в преподавании?

15. Какие требования предъявляются к электронному учебнику?

16. Какими возможностями располагают компьютерные технологии организации учебного процесса?

17. Роль риторики и гомилетики в ораторском искусстве. Что такое пафос, логос и эгос? Назовите примеры отсутствия пафоса, логоса и эгоса в публичной речи.

18. Раскройте физиологические особенности голоса и речевой деятельности. Какие методические требования предъявляются к речевой гимнастике?

19. Что собой представляет лекция как форма обучения? Когда она возникла, и ее основное предназначение?

20. Какие типы лекций Вы знаете и в чем видите их особенности?

21. Приведите примеры удачного и неудачного общения лектора с аудиторией. Охарактеризуйте их.

22. Какую методическую функцию выполняет в учебном процессе семинарское занятие? Как оно соотносится с другими формами, технологиями обучения?

23. Охарактеризуйте особенности форм семинарского занятия: беседа, дискуссия, коллоквиум, игровые технологии, опрос, контрольная работа.

24. Проведите сравнение лекции и семинара как форм учебной работы. Приведите примеры удачного и неудачного семинарского занятия. Охарактеризуйте их.

25. Какие методы, технологии ведения групповой дискуссии Вам известны? В чем особенность игротехнических технологий групповой дискуссии?

26. Составьте план семинарского занятия с указанием его тематического методического плана.

27. Как студенту готовиться к семинарскому занятию?

28. Как провести интерактивную телеконференцию с помощью Интернета?

29. Перечислите формы самостоятельной учебной работы студентов. Какова в них роль преподавателя?

30. Какие возможны формы конспектирования учебного материала?

31. Что такое реферат, как его готовить?

32. Как работать над курсовым и дипломным проектами (исследованиями)?

33. Чем отличается практикум от семинарских занятий и профессиональной практики? Как подготовить практикум по социологической дисциплине?

34. Что такое факультативное занятие, и какие методические требования предъявляются к его организации?

35. Перечислите объекты текущего контроля в учебном процессе и формы их отслеживания.

36. Перечислите формы промежуточного контроля, охарактеризуйте их методические особенности.

37. Как составить тесты проверки знаний по учебной дисциплине и провести тестирование?

38. Как подготовить и провести контрольную работу?

39. Как использовать собеседование в проверке знаний студентов?

40. Каковы особенности коллоквиума как формы учебного занятия?

41. В каких формах могут проходить зачеты и экзамены? Каковы методические требования при организации зачетов и экзаменов?

42. Что такое мониторинг преподавания учебной дисциплины? Предложите систему индикаторов и форм анализа эффективности преподавания социологической дисциплины.

43. Какие методологические и методические задачи решают «Введение» или «Теоретико-методологический раздел» в курсе социологии? Что должно составить тематическое содержание этого раздела? Изложите наиболее важные проблемы, методологические принципы, основные понятия, необходимые для усвоения студентами содержания этого раздела.

44. Какую роль в преподавании социологии выполняет раздел «Социальные структуры»? Как доходчиво, убедительно изложить концепцию структурации форм социальной жизни и типологию социальных структур?

45. Какая роль отводится в социологии социокультурному подходу? Как раскрыть содержание категории культуры в курсе социологии?

46. Раскройте значение темы «Социальные отношения и социальные процессы; формы их регуляции» в курсе социологии. Какие основные понятия, темы, проблемы необходимы для изложения этого раздела?

47. Какое значение в преподавании курса социологии выполняет раздел «Методология и методика социологического исследования»? Что собой представляет социологическое исследование, каковы принципы его организации? Изложите основные методы и этапы социологического исследования. В каких формах учебных занятий оптимально преподавание этого раздела?

48. Как убедительно изложить в курсе социологии направления прикладной социоинженерной деятельности социолога?

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

Гуманитарная

Академия

Дистанционное образование

________________________________________________________

X1.01;1

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ

МОСКВА 2006

Разработано И.М. Лоскутовой, канд. филос. наук, доц.

Под ред. М.А. Будановой, д-ра филос. наук, проф.

 

 

Рекомендовано Учебно-методическим

советом в качестве учебного пособия

для студентов СГА

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.195 с.)