Список утверждений (2896.02.01;1) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список утверждений (2896.02.01;1)



 

1. “Игровая технология”. Учебные занятия организуются так, чтобы каждый студент целенаправленно реализовал учебную деятельность в соответствии со своими образовательными потребностями. В социологическом образовании технологии, о которых ведется речь, носят название деловых игр.

2. Технология “Новая задача” – это перспективный метод активизации учебно-познавательной деятельности студентов, основанный на их привлечении к коллективному решению актуальной и интересной предметно-ориентированной задачи с высоким уровнем неопределенности.

3. Технология “Исследование”. Зачастую преподаватель выбирает научно-поисковую задачу в рамках изучаемой дисциплины. В этом случае результат решения содержит научную новизну и может быть опубликован. Для многих студентов это является дополнительной мотивацией.

4. Активность системы контроля заключается в многофункциональности, многократности, оперативности и полноте контроля.

Этим требованиям в наибольшей степени отвечают компьютерные диагностирующие системы, в частности, системы компьютерного адаптивного тестирования, осуществляющие опрос студентов в диалоговом режиме при непрерывном диагностировании текущих результатов тестирования.

5. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

6. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования.

Последовательность его шагов будет следующей:

• выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

• выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у студентов в процессе преподавания проектируемой дисциплины;

• выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

• разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.

7. "Технология обучения" – двухслойное понятие, в котором внутренний слой заключает вычлененное из соответствующей области науки содержание учебной дисциплины, а внешний слой - формы реализации содержания в учебном процессе.

8. Классификация технологий обучения: традиционная и инновационная.

Кроме этого различают технологии обучения:

• по направленности действия (ученики, студенты, преподаватели и т.д.);

• по целям обучения;

• по предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины и т.д.);

• по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видео-компьютерные и т.д.);

• по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);

• по методической задаче (технология одного предмета, средства, метода).

9. Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно-обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.

10. Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:

• содержания учебного материала;

• методов обучения.

11. Совершенствование содержания предполагает, как минимум:

• рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;

• перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;

• концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения дисциплины с целью наработки задела знаний, необходимых для плодотворной самостоятельной работы;

• рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;

12. Педагогическое проектирование и педагогические технологии:

• обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;

• экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.

13. Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:

• широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);

• выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;

• применения различных форм и элементов проблемного обучения;

• совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;

• индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;

• стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей;

• знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;

• применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости – информационных средств обучения. Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.

14. Средства наглядности – это один из факторов повышения эффективности учебного процесса.

Их применение, как традиционно (мел, доска, плакат), так и помощью ТСО (технических средств обучения) и ЭВМ, позволяет:

1) сделать обучение, в любой форме и на любой ступени, по любому учебному предмету, более доступным и доказательным;

2) увеличить объем воспринимаемой и усвоенной информации;

3) дольше ее помнить;

4) лучше понимать сущность, структуру понятий и их взаимосвязь;

5) усиливать воздействие слова педагога;

б) развивать собственное творческое мышление обучаемых;

7) увеличить их нормальную работоспособность и многое другое.

15. Наглядность в преподавании социологии – один из важных факторов повышения эффективности учебного процесса, повышения познавательной активности обучаемого.

16. Типы и виды учебных игр: обучающие, дидактические игры, как традиционные, так и инновационные.

17. Традиционный учебный процесс – это тоже своего рода игра, где, используя спортивно- игровую терминологию, существуют свои правила, есть игроки и руководитель игры, тренер и судьи.

18. Новые реалии заставляют не только учиться действию, но и эффективно действовать в условиях высокой неопределенности и непредсказуемости.

19. На первом месте по эффективности среди игровых методик преподавания стоит учебная игра.

20. Учебная игра:

1) наследует из обычной игры соревнование, противоборство групп, ролевое поведение ее участников сообразно установленным правилам, движение к цели всех игроков, развлекательный элемент;

2) добавляет к ней дело, то есть переводит групповое взаимодействие из сферы развлечения в плоскость поведения обучаемых в конкретных жизненных условиях, ситуациях;

3) обладает наибольшими возможностями для приближения учебного процесса к жизни;

4) формирует ряд навыков;

5) в навыке, приобретаемом в процессе учебных игр, должен осуществляться синтез знаний и умений;

6) знания об обществе, существующие в сознании магистрантов (студентов), приобретают для них в учебной игре иной смысл: в ней, для многих из них впервые, становятся понятны важность социально-политической теории для них профессии, необходимость для практики этих общих
(и потому кажущихся до того абстрактными) сведений о развитии общества, его институтах и реально протекающих процессах, месте личности в них;

7) учебная игра не только позволяет повысить эрудицию молодых людей, но и способствует формированию научного мировоззрения, усилению единства слова и дела, становлению прочных убеждений в переходе их в личную гражданскую позицию и практические действия;

8) учебная игра направлена против исключительно словесных методов обучения, восприятия науки только на уровне слова;

9) учебная игра более интенсивными темпами развивает не только кругозор, эрудицию, но и интеллект учащихся;

10) ситуации интеллектуального затруднения, которыми изобилует учебная игра, вовлекают в учебный процесс всех обучаемых, игра удерживает их в своих рамках, превращая их (обучаемых) в активных участников;

11) проблемное изложение учебного материала и последующее решение проблем формируют соответствующее проблемное видение реальной действительности, будит активный творческий подход к ней;

12) выполняет роль интегратора знаний магистранта (студента), полученных им по разным учебным дисциплинам;

13) позволяет решать задачи идентификации способностей каждого специалиста;

14) учебная игра – это активный метод не только обучения, но и воспитания, и развития личности.

21. Учебные игры необходимо проводить по проблемам, имеющим не только теоретическую, но и практическую, прикладную значимость, злободневность в политической жизни современного общества.

22. При использовании эвристических методов, как правило, выделяют следующие категории участников работы:

1) социальные инженеры (консультанты, методисты, то есть люди, владеющие специальными техниками и технологиями творческого поиска);

2) исследователи, осуществляющие диагностику, сбор предварительной информации и формулирующие проблему, например, организационный диагноз;

3) участники, непосредственно ведущие поиск новых решений;

4) эксперты, выбирающие наилучшие решения;

5) административная группа, помогающая создать необходимые организационные и технические условия для других участников.

23. Информационная технология, в отличие от традиционной:

1) охватывает область проектирования и управления процессами;

2) учитывает все требования по предельно экономичному, щадящему использованию ресурсов;

3) учитывает все связи с окружающей средой, с социально-культурной динамикой, а также – ближайшие и отдаленные последствия реализации данного процесса.

24. Под новыми информационными технологиями обучения, в самом общем плане, понимается способ целенаправленной интеграции средств обработки, хранения, представления и передачи информации и информационно-дидактических материалов, создаваемых на основе сопряженных с ЭВМ технических средств обучения, средств связи, и обеспечивающий овладение приемами эффективного усвоения изучаемых дисциплин и реализацию обучающей деятельности.

25. Новые информационные технологии:

- создают предпосылки для широкого внедрения в практику разработок, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологического знания к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания;

- позволяют повысить уровень широкого эксперимента, приблизив его методы и организационные формы к экспертно-исследовательским методам изучаемых дисциплин;

- обеспечивают, как приобщение к современным методам работы с информацией, так и интеллектуализацию учебной деятельности.

26. В области гуманитарного образования обеспечить понимание изучаемого материала тем труднее, чем более непривычен и абстрактен изучаемый предмет.

27. Основными направлениями изучения проблемы использования новых информационных технологий в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин специалисты обычно называют:

1) исследования в области разработки и применения автоматизированных обучаемых систем и создаваемых на их основе автоматизированных учебных курсов;

2) справочно-информационные и экспертные системы;

3) электронные учебники;

4) гипертексты;

5) мультимедиа-технологии;

6) различные системы дистанционного обучения: телеконференции, телетексты, электронная почта и др.

28. Наиболее отработанными в высшей школе являются разработки и применение в учебном процессе автоматизированных обучающих систем (АОС).

Автоматизированные обучающие системы – это человеко-машинный комплекс, предназначенный для организации обучения в автоматизированном режиме, который включает в себя совокупность технических, программных средств, учебно-методическое обеспечение и людей; это средства создающих, обслуживающих и использующих их в процессе обучения.

29. На основе автоматизированных обучающих систем возможна разработка автоматизированных учебных курсов, которые включаются в библиотеку курсов автоматизированных обучающих систем.

Такие курсы делятся на обучающие, справочно-информационные, демонстративные, имитационно-моделирующие, тренажерные и др., и реализуют они преимущественно репродуктивный тип обучения в силу детерминированности знаний и алгоритмов обучения.

30. Одним из перспективных направлений использования новых информационных технологий в образовании является разработка проблем объектно-ориентированного представления знаний в инструментальных экспертно-обучающих и экспертно-моделирующих обучающих системах.

В подобных системах содержатся три типа знаний:

1) структурированные, статические, то есть неизменяющиеся знания;

2) структурированные динамические, то есть изменяемые знания о предметной области;

3) рабочие, то есть знания, применяемые для решения конкретной задачи или проведения консультации.

31. Применение компьютерного моделирования для изучения и прогнозирования процессов, протекающих в социально-политической сфере, позволяет выявить реальные структурные элементы среды, влияющие на развитие социально-политической ситуации, оценить возможные варианты развития событий и риск, возникающий в результате предполагаемых дел субъекта политики, его потенциальную социальную опору, прогнозировать результаты выборов и т.п.

32. Для качественной подготовки современных специалистов, в том числе, разумеется, и в области социологического знания, целесообразно применять также электронные учебники, с помощью которых можно автоматизировать:

1) подготовку преподавателя к чтению лекций;

2) проведение семинаров и контрольных работ;

3) прием зачетов и экзаменов;

4) проведение практических и лабораторных занятий;

5) учебно-исследовательскую работу обучаемых.

33. Учебные элементы автоматизированных учебных курсов (АУК) оформляются в виде гипертекста, под которым понимают информационный массив, где заданы и автоматически поддерживаются связи между выделенными элементами.

Обычно этими элементами являются тексты или изображения, называемые узлами. В виде гипертекста может быть представлена любая, слабо формализованная совокупность текстов или изображений. Индивидуальная работа с электронными учебниками позволяет лучше усвоить и глубже понять материал.

34. Мультимедиа-технологии, являющиеся магистральным направлением развития новых информационных технологий, позволяют наиболее полно раскрыть потенциальные возможности компьютера в привычной информационной среде, составляющими которой, наряду с традиционными текстами, являются звук и изображение. Мультимедиа, являясь по своей сути системами комплексной информации, интегрируют в компьютерной системе такие средства предоставления информации, как текст, звук, графика, компьютерная мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование.

35. Создаваемая с помощью мультимедиа информационная среда включает в себя три группы составляющих: аудиоряд, видеоряд, текстовая информация.

36. Актуальным и важным является дистанционное обучение, которое основано на новых информационных технологиях, позволяющих обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, независимо от того, на каком расстоянии они находятся друг от друга. Такой способ обучения имеет огромное значение для нашей страны, обладающей большим интеллектуальным потенциалом и гигантской территорией.

В мировой практике дистанционного обучения для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

1) предоставление учебников и другого печатного материала;

2) пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

3) дискуссии и семинары, проводимые также через компьютерные телекоммуникации;

4) видеопленки и другие технологии.

37. Телекоммуникационные технологии, опирающиеся в своей основе на глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы, открывают совершенно новые перспективы, создавая реальные возможности построения открытой системы образования, закладывают основу новой планетарной инфраструктуры – инфосферы.

38. Использование компьютерных технологий в обучении имеет ряд преимуществ, которых нет в традиционном обучении, в частности, проведение контроля знаний учащихся, что, как известно, является важной частью работы преподавателя. Ведь целесообразность применения компьютера в обучении можно рассматривать и с другой стороны, а именно, с точки зрения тех функций, которые передаются компьютеру как средству обучения.

39. Компьютер целесообразно использовать не в качестве устройства, претендующего на интеллект, а в качестве специфического средства для управления учебной деятельностью человека.

40. Компьютерная система, как утверждают американские специалисты, не должна выполнять роль учителя-эксперта, а скорее должна быть «инструментом познания», развивающим умственные способности учащихся.

41. Разработка и внедрение новых информационных технологий в процессе приобретения социологического знания являются закономерным процессом развития высшей школы что определяет необходимость освоения преподавателями компьютерной техники, а также ее возможностей при проведении различных видов учебных занятий по социологии.

42. Использование компьютерных технологий позволяет реализовать идеи развивающего обучения, повысить эффективность и интенсифицировать процесс обучения, открыть доступ к значительно большему объему информации по дисциплине «Социология» и существенно облегчить ее аналитическую обработку, усилить интеллектуальные возможности обучаемых.

43. Решая важную задачу повышения качества усвоения знаний посредством индивидуализации обучения, использование компьютерных технологий позволит вести подготовку квалифицированных специалистов на новом качественном уровне.

44. Более того, с помощью компьютерных технологий может быть сформирован новый тип специалиста, способного, используя современную технику, оперировать колоссальным массивом информации, адекватно преломляющего реалии современного бытия.

45. К техникам исследовательской и практической работы, которые следует вводить в преподавание социологии Internet, можно отнести следующие проблемы.

1) Как вести научный поиск в сети Internet?

2) Как вступать в научные контакты, как попасть на виртуальную конференцию?

3) Что представляет собой гипертекст и какими правилами нужно пользоваться при его чтении?

4) Как возникает современный сетевой дискурс и техника включения в него?

5) Как изменяется при помощи коммуникативно-информационных носителей деятельность человека в профессиональном и индивидуальном контекстах?

46. Поле применения социологии Internet, в первую очередь, это частное потребление, политическая сфера, учебная деятельность и т.д.

47. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм, например, таких, как рейтинг. Рейтинговая форма контроля проводится в рамках модульного обучения.

48. Функции педагогического контроля: диагностическая, обучающая и воспитательная.

В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены.

49. К основным функциям текущего и семестрового контроля за успеваемостью можно отнести такие:

- обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения изучаемого материала;

- способствует приведению знаний в систему;

- помогает более глубокому уяснению, как отдельных тем, так и учебного курса в целом;

- стимулирует сознательное и активное отношение к учебе, воспитывает чувство ответственности за достигнутые результаты;

- помогает развитию памяти и мышления у студентов;

- вызывает необходимость в работе с источниками, учебниками, приучает учиться использовать полученные знания для практической деятельности;

- дает материал преподавателю для совершенствования содержания и методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности.

50. Анализ хода и итогов контроля дает возможность судить о постановке учебно-воспитательного процесса в данном высшем учебном заведении.

51. Столь многообразные функции контроля выдвигают и многоплановые требования к контролю.

ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную оценку каждого контролируемого, а индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой каждого студента.

СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и разочаровывать, а, наоборот, подбадривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание.

52. По видам и формам контроль подразделяется на:

- текущий (семинар, практическое занятие, контрольное занятие, контрольная работа);

- промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен – если он не единственный);

- итоговый (заключительный экзамен по предмету, государственный экзамен, защита дипломной работы).

53. По методике проведения контроль бывает:

- устным (путем устного опроса);

- письменным (путем письменных ответов);

- путем защиты разработанных рефератов;

- в виде деловой игры.

54. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений.

55. По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

56. Оценка предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует организации учебной деятельности. Преподаватель выясняет причину ошибок в ответе, подсказывает студенту, на что он должен обратить внимание при пересдаче, доучивании.

57. Отметка – численный аналог оценки. Абсолютизация отметки ведет к формализму и безответственности по отношению к результатам обучения.

58. При оценке знаний по "пятибалльной системе" следует исходить из следующих рекомендаций:

- "отлично" ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна;

- "хорошо" ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной-двух);

- "удовлетворительно" – за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения;

- "неудовлетворительно" – за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе.

59. Преимущество шкалы – простота, отсюда ее широкая распространенность.

Недостатки шкалы:

1) личное понимание успешности знаний студента преподавателем. Срабатывает субъективизм преподавателя, его реакция на текущую успеваемость, посещение, поведение студента, внешний вид, манеру держаться, стиль одежды и речи. Но ведь можно не ходить и выучить, не писать конспекты и отлично ответить, быть циничным нахалом и знать;

2) слабая дифференцирующая способность.

60. Существует ряд требований к тесту организационного характера:

• тестирование осуществляется главным образом через программированный контроль. Никому не дается преимуществ, все отвечают на одни и те же вопросы в одних и тех же условиях;

• оценка результатов производится по заранее разработанной шкале;

• применяются необходимые меры, предотвращающие искажение результатов (списывание, подсказку) и утечку информации о содержании тестов.

61. При проведении тестирования учитываются три критерия качества теста: надежность, валидность, объективность.

62. Пути повышения валидности контроля:

Первое направление – формирование коллегиальной оценки комиссией, например, ГЭК.

Второе направление – использование стандартных тестовых программ технического контроля.

Увеличению объективности способствует экспертный опрос, при котором мнения специалистов оцениваются количественными методами.

63. Преподавателю высшей школы следует учитывать все аспекты критерия объективности в контроле.

Эстетический аспект объективности - моральное регулирование. Списывают и подсказывают только там, где это не расценивается как нарушение учебной этики.

Преподавателю нельзя иметь любимчиков и нелюбимых студентов и соответственно этому оценивать знания. Погоня за формальными показателями ведет к увеличению незаслуженно хороших оценок.

Ценностный аспект критерия объективности затрагивает вопрос о справедливости оценки.
В сознании студентов необъективная оценка ассоциируется с несправедливой.

Психологический аспект объективности. Решение преподавателя о том, что считать критерием той или иной оценки, определяется еще и психологическими факторами.

64. Организационные принципы педагогического контроля:

- воспитывающий принцип проявляется в том, что активизирует творческое и сознательное отношение студентов к учебе, стимулирует рост познавательных потребностей, интересов, организует учебную деятельность и воспитательную работу;

- систематичность. Систематический контроль упорядочивает процесс обучения, стимулирует мотивацию, дает возможность получить достаточное количество оценок, по которым можно более объективно судить об итогах учебы;

- всесторонность. Круг вопросов, подлежащих контролю и оцениванию, должен быть широк настолько, чтобы охватить все основные темы и разделы предмета.

65. Качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере деятельности человеку легче себя найти, добиться успехов, достижений.

66. Количественная характеристика способностей: специальные тесты умственной одаренности, которые представляют собой ряд вопросов и задач. Успешность их решения
(с учетом затраченного времени) исчисляется в сумме баллов и очков, что дает возможность определить коэффициент "умственной одаренности" (IQ).

67. Существует два вида тестирования:

• научное;

• обыденное, практическое (применяемое в учебном процессе).

Тесты могут быть гомогенными (по одному предмету) и гетерогенными (проверяется сумма знаний).

68. Цели тестового контроля могут быть следующими:

• обобщающая – повышение качества обучения;

• локальные (конкретные) цели:

1) объективная оценка объема знаний студентов;

2) профориентация и профотбор. Тесты устанавливают адекватность выбора профессии абитуриентами;

3) итоговая аттестация и аккредитация вузов. В настоящее время в России созданы с этой целью группы разработчиков – 5-6 вузов, работающих по разным специальностям;

4) выявление структуры знаний у студентов;

5) система полного усвоения знаний. Эта система особенно популярна в западных странах. Выявляются нули в тестах и соответственно заполняются пробелы в знаниях;

6) оценка эффективности работы кафедры, преподавания читаемых на ней предметов.

69. Для научного создания тестов необходимы:

1) методология (теория методов создания тестов). Традиционно в тестировании сложились две методологии:

• методология создания тестов до 1920-1960-х гг.;

• современная методология, называемая латентно (скрытный) -структурный анализ;

2) теория педагогических измерений.

Для выделения предмета измерения вначале необходимо концептуально решить – "Что такое знание?". Поэтому очень сложно выделить предмет измерений;

3) педагогическая теория теста (некий понятийный аппарат, формы задания, методы отбора содержания и т.д.).

70. Единицами тестирования служат тестовые задания – это одна единица контрольного материала, сформулированная в виде утверждения, предложения с неизвестным, удовлетворяющая ряду требований. Тестовое задание – задание в тестовой форме, прошедшее электронную проверку и определенным образом оцененное.

71. Формы тестовых заданий.

I. Закрытая форма.

Задание содержит основную часть и ответы, сформулированные составителем. Инструкция указывает: найти номер правильного ответа.

Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.

Требования к тесту закрытой формы:

1) стандартная инструкция;

2) равная правдоподобность заданий;

3) полная ясность текста (не должно быть разночтений);

4) предельная краткость (5-6 слов);

5) простая стилистическая конструкция;

6) в задание включается больше слов, чем в ответ;

7) все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине;

8) исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа;

9) исключаются лишние слова (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров);

10) необходимо проверять не одно знание, а несколько;

11) необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа);

12) правильный ответ должен быть только один;

13) не должно быть противоречий между основной частью и ответами (например, на космонавта в Космосе действуют:

- сила тяжести;

- сила точки опоры;

- не действуют никакие силы).

14) исключить повторяющиеся слова в ответах: основная земледельческая зона расположена:

- в зоне тайги;

- в лесостепной зоне;

- в зоне смешанных лесов.

II. Открытая форма. Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: "Дополните...".

Требования к тесту открытой формы:

1) дополняющее слово ставится в конце;

2) оно должно быть единственным;

3) все прочерки должны быть одинаковой длины. Например:

Первым греческим философом был ______________.

Соли высших жирных кислот называются _____________.

Скорость света в вакууме равна _____________.

III. Задания на соответствие.

Задание содержит два множества, правый столбик – для выбора, левый – для ответа. В правом на 1-2 элемента больше. Инструкция – установить соответствие.

Например:

- реплики;

- высказывания;

- авторы.

IV. Задания на установление правильной последовательности (тесты хороши для технических специальностей, так как содержат знание алгоритма). Инструкция: установить правильную последовательность сборки.

Например:

В столбце не по порядку даются названия деталей и частей механизма.

Оценка тестов может быть:

• полигамической, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;

• дихотомической (сделал – 1, не сделал – 0).

72. Перечень характеристик тестовых заданий:

1) содержание. Чем полнее отобрано содержание курса в тестовом задании, тем выше валидность теста. 360 заданий выполняются приблизительно за 1,5-2 часа.

Требования к содержанию тестового задания:

• предметная чистота (чем меньше междисциплинарных элементов, тем чище содержание дисциплины);

• значимость содержания. Содержание ранжируется. Это очень сложный процесс, так как следует выделить базис дисциплины;

• содержание должно быть вариативным, репрезентативным (более полно отражать знание курса);

• содержание должно быть научно достоверным (отражать современные взгляды);

2) формы тестового задания. Выбор формы задания зависит от:

• содержания курса;

• цели создания теста (контроля);

• умения разработчика;

3) степень трудности: задания должны быть разной трудности; есть одно-два задания, которые не может сделать никто; одно-два задания, которые должны выполнить все; 60-70% составляют задания средней трудности;

4) дифференцирующая способность. Знающие студенты должны выполнить задание, незнающие - не в состоянии его выполнить;

5) локальная независимость: выполнение заданий не зависит от результатов выполнения других форм работы;

6) информативность заданий. Каждое задание выполняет информационную функцию;

7) коррелируемость задания с критерием.

В российской высшей школе исследованиями в области тестирования занимаются: в Москве – Текстильная Академия, Мелиоративная Академия, Университет дружбы народов, МИФИ; в Санкт-Петербурге – Медицинская Академия; в Красноярске – Исследовательский тестологический центр; в Новгородском университете организована лаборатория тестового контроля.

73. Этапы разработки тестовых заданий:

1) выбор содержания заданий;

2) выбор формы заданий;

3) создание инструкции и описания теста;

4) апробация теста (сбор эмпирических данных);

5) обработка эмпирических данных;

6) интерпретация результатов обработки;

7) экспертиза качества теста.

74. Существуют следующие методы оценивания надежности тестовых заданий:

1) параллельное тестирование в двух группах;

2) ретестовая надежность (повторное тестирование);

3) расщепление теста (тест расщепляют на две части по четным и нечетным номерам заданий). Чем выше корреляция между двумя частями, тем выше надежность. Существуют тесты на выявление знаний (dominitest) и на выявление навыков (masteritest).

75. Недостатки традиционного тестирования:

- зависимость оценки знаний от уровня трудности заданий;

- зависимость оценки трудности задания от уровня подготовленности студентов;

- один инструмент оценки не может оценивать разное знание студентов.

76. В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип системности, предполагающий:

• системность содержания, т.е. то необходимое и достаточное знание (тезаурус), без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;

• чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков;

• системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводящая к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки систематизации в профессиональные умения анализировать, систематизировать и прогнозировать инженерные решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.195 с.)