Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Одурманивание делается моей потребностью.
В начале оно не было потребностью. Спиртные напитки только придавали вдохновения, делали откровенным и развязывали язык. Но когда патриотические речи уже вышли из моды, мы все-таки продолжали собираться по старой привычке и пить. Будущность всецело находилась в моих руках, я так был в ней уверен, что в настоящем считал возможным пить хоть трое суток подряд и мне казалось, что это не имеет ничего общего с моею действительною жизнью. Ведь это — 34 — мы только теперь пьем, думали мы; конечно мы потом не будем пить. А что делается теперь, то это только случайное, неимеющее значения. Настоящее — в сравнении с действительной жизнью там в будущем, — есть как бы только тень от нее. И что же наконец из того, если в молодости и повеселиться. Молодым людям „надо перебеситься", говорили некоторые. Кроме того, что до меня касалось, то „выпить" как бы причислялось к тому образу, каким я хотел представляться товарищам. Чтобы соответствовать этому образу, я должен был прежде всего так вести себя, чтобы никак не дать заподозрить в себе никаких мелочных соображений, никаких скрытых нравственных точек зрения, которые каким-либо образом могли бы сдерживать меня, если заставили бы меня например итти домой во время. Я знал, что меня не осуждали, а напротив поощрительно улыбались и говорили: Ну, да что-ж с ним будешь делать, он уж такой! — И именно это „он уж такой" и причислялось к моему образу перед товарищами. Если я не мог отказаться от стакана пунша, предлагаемого товарищем, то это не от того, что я был рабом алкоголя, но оттого, что я не хотел разбить тот образ, в котором я представлялся перед товарищами. Я был рабом этого образа. Но потребностью сделалось мне одурманивание только постепенно и совершенно по другим причинам: Человеческая жизнь есть ничто иное, как постоянное настоящее. Прошедшее уже прожито, будущее не жито. Единственно в настоящем сама жизнь. Если кто-нибудь жаждет и находит нужным разобрать например историческое развитие нашего законодательства, или отношение капитала к работе, то он добудет себе нужные для того книги, прочитает их, добудет новые, прочитает и те, и прочтет еще третьи, покуда не заметит, что понятия его ясны и знания удовлетворительны. Все время его интересовала сама работа. Он усердно отрывал сокровища литературы и с внутренней радостью чувствовал, как поня-
— 35 — тия его расширялись и знания увеличивались. Он жил настоящим, хотя и понимал, что не может тотчас же исполнить волю свою, но достигнет цели только в будущем. Но напротив, совсем в ином настроении работает тот, кто саму будущность имеет целью. Если я занимаюсь только для того, чтобы сдать юридический экзамен, который мне нужен для достижения известной цели, чтобы например получить какую-нибудь должность, то я не живу настоящим. Моя работа не имеет ничего общего с тою целью, для которой я работаю. И чтобы сдать экзамен, как можно скорей, я стараюсь обойтись как можно меньшим трудом, прочитываю только то, что необходимо. Работа в настоящем не может меня интересовать. Я живу только для будущности. Таким образом я прошел весь курс свой и сдал экзамены, помышляя о будущности. Привыкнув находить удовлетворение только в будущности и заниматься такою работой, цель которой была в мечте о будущности, я получил мало-по малу отвращение к тем бесчисленным вопросам, которые беспрестанно предлагало мне настоящее и как будто требовало на них ответа. Они существовали как будто только для того, чтобы мучить меня. Так как они представлялись всегда в виде требований, чтобы я предпринимал что-нибудь такое, на что у меня не было ни времени, ни охоты. Этому настоящему всегда было что сказать мне и если я зажимал уши на одно требование, то сейчас же оно предлагало другое, в роде того: ты пренебрег матерью своею; ты не заплатил долг товарищу, о котором знал, что он нуждается в деньгах; ты не позаботился узнать об одном важном вопросе дня. Но если я исполню хоть одно из этих дел, то требования настоящего только увеличиваются от этого. Точно будто обрадуясь победе, оно опутает меня сейчас же бесчисленным множеством мелочей: смотри сюда, смотри туда, сделай это, сделай то! — точно оно хочет отвратить мое внимание от будущности, загораживая туда ту дорогу, которую я жизнью своею наметил. И кроме того, я имею смутное предчувствие о том, куда — 36 — это настоящее хочет направить меня. Я предчувствую, что оно наконец предложило бы мне давно забытые вопросы и сказало бы мне: ты живешь с товарищами в домах терпимости; — такою ли ты представлял себе жизнь в будущем, когда искал спасения от своего порока — и наконец вполне ли ты от него освободился?
Нет, нет, невозможно чтоб из меня ничего не вышло, более того, что я теперь в настоящем. У меня же есть будущность и цель в жизни! Но если я и заставлял голос этот замолчать, то меня все-таки не оставляла гнетущая тоска. Мне хотелось искать подтверждения в том, что я не негодяй по натуре. Я опять старался усыпить себя и верить, что настоящее есть что-то такое недействительное и малозначущее. И для того я опять искал своих товарищей. Правда, что искать мне не надо было, я хорошо знал, где их найти, знал зачем они там и что они имеют сказать друг другу. Я только шел туда. Но мы не умели свободно общаться друг с другом без того, чтобы не выпить. В особенности мы не умели говорить именно того, что нам хотелось и для чего мы собирались вместе. Но напротив за бутылками слова эти высказывались сами собою. И более не надо было как пару слов. Весь вопрос мог состоять в том, что мне надо услышать, что я хороший человек или что товарищи верят в мои намерения в будущем. Потому что я только и жаждал этой веры. Но именно эти то слова и трудно произносить без одурманивания: язык не поворачивается, чувствуется какая то неловкость. Но и тогда я не имел пристрастия к самому вину. Я не пил украдкою и не понимал, как можно было пить одному. А все-таки одурманивание было мне также необходимо, как необходимо было слышать от других те уверения и развлекаться от этой сверлившей меня тоски. Я вперед предчувствовал эту тоску, прежде чем она — 37 — овладевала мною. Я чувствовал какое-то беспокойное желание освободиться от нее раньше, чем она появлялась. Эту тоску я мог чувствовать дома, между теми людьми, которые видели во мне мое внутреннее я, и не верили в тот образ, которым я был вне дома. Потому я и не любил быть дома. Меня тянуло туда, где мне верили и где я и сам верил, что я то, что обо мне думают. От этой тоски я всеми силами стараюсь спастись, когда оставляю какое-нибудь трудное дело недоделанным, когда хочу довольствоваться тем, чем не могу быть доволен. Если бы я не старался спасаться от нее и рассеять ее, то знаю, во что бы она превратилась. Все бы пошатнулось, и будущность и моя уверенность в самом себе. Эту самую тоску на меня могла нагонять наступающая весна, ее свежий воздух, ее полная жизненность, превозносящая настоящее и призывающая к радости настоящей жизни, которой у меня не было. Весна со своей прелестью грозит каждую минуту исчезнуть и потому она меня манила куда-то и торопила. Но теперь я не мог наслаждаться. Весна была как будто вне меня. Прелести настоящего проходят мимо меня и оставляют меня позади. Весна производит на меня тоску и я должен был пить, чтобы затушить эту тоску. Я должен был опять жить своею жизнью. Моя весна была в будущем. Тоска овладевает мною, когда я наконец замечаю, что в трезвые минуты я не могу спокойно думать о будущности, что я каждую минуту, с каждым шагом беспокойно изменяю ее главные черты, что этот образ в моем воображении, в котором я сосредоточил всю свою будущность, чтобы не думать каждый раз об ее частностях, и который всегда при нужде восставал передо мною, теперь как будто износился, и я не могу найти никакого другого, чтобы заменить его когда я замечаю, что у меня нет больше доверия к своей будущности, нет веры в нее, этой непоколебимой уверенности, которая прежде делала самые смелые надежды возможными и отстраняла всякое сомнение. Но я должен был вер- — 38 — нуть это доверие, я должен верить; ведь вся моя жизнь зависела от этой веры. Тогда жизнь в кругу товарищей и неразлучное с нею одурманивание сделалось потребностью, ————— IX.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.007 с.) |