Тема 14. Способы преодоления и предупреждения конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Способы преодоления и предупреждения конфликтов



Цель: Ознакомление студентов с причинами возникновения конфликтов и способами их разрешения.

Задания

Анализ конфликтных ситуаций, определение вида конфликта, предпосылок его возникновения. Ролевое сопровождение профессиональных конфликтных ситуаций. Анализ способов решения конфликтной ситуации.

Методические рекомендации:

Необходимо знать основные способы управления конфликтом:

. Его устранение, или предотвращение конфликтной ситуации.

. Разрешение конфликта.

Устранить конфликт - значит заменить ситуацию, породившую конфликт. Разрешить конфликт - значит изменить поведение одной или обеих конфликтующих сторон. Основные способы устранения конфликта:

устранить конфликт, следовательно, устранить объективную причину конфликта;

изоляция одной из конфликтующих сторон.Пример: при конфликте ученика и учителя, ученика могут перевести в другой класс.

Основные способы разрешениия конфликта:

. Уход (или уклонение от конфликта). Стремление человека не просто не попадать в конфликтную ситуации., отказ от обсуждения возникшей проблемы. Уход - это просто откладывание конфликта, а не его разрешение. Уход позволяет обеим сторонам проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения.

Уклонение возникает, когда хотят сохранить отношения или когда предмет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов сторон. Уклоняться от конфликта может та и другая стороны, например: жена узнает об измене мужа, но молчит. Может иметь как отрицательные: накапливается недовольство друг другом, так и положительные стороны: конфликтующий остывает.

. Сглаживание - демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией, но «сглаживатель» не вникает в суть проблемы, не пытается осознать предмет конфликта, ибо не собирается выполнять свои обещания, он апеллирует к потребности в солидарности («не стоит сердиться, мы же так любим друг друга», «все мы одна команда»), в результате может наступить мир и гармония в отношениях, но только на короткое время.

Сглаживание проявляется в системе извинений, обещаний, оправдания. Сглаживание приводит к снижению эмоционального состояния - основная цель - предотвратить конфликт и снятие эмоционального напряжения. Но сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при сглаживании возникает недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет себя по-прежнему), кроме того, сглаживание сохраняет проблему (оправдания, извинения не только не снимают проблему, но могут привести к ее обострению).

. Компромисс - согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок. Способствует снятию проблемы. Каждый получает частично то, что он хотел. Это открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск решения, наиболее приемлемого и удобного для обеих сторон. Компромисс - один из наиболее эффективных способов разрешения конфликта, его преимущество состоит:

в легализации претензий;

в устранении возникшего противоречия (решение проблемы);

в соблюдении условий достигнутого соглашения, ибо оно принималось добровольно, при активном участии обеих сторон.

. Принуждение - используется инициатором конфликта, так как это подавление своего партнера, игнорирование его мнения. Например, «Я сказал!» - использование власти, подчинение партнера своей воле. Эти способы разрешения конфликта - у инициатора, у ответчика возникает униженное состояние и желание отомстить, поэтому напряжение все равно остается. Принуждение - самый неблагоприятный для сохранения дружеских отношений способ разрешения конфликта. Принуждение может быть оправдано: при дефиците времени; в экстренных ситуациях; при субординации. Пример: родители - дети; авторитарный начальник - подчиненный.

. Конфронтация как способ используется обеими сторонами: каждый настаивает на своем. Никто не хочет уступить, не желает ничем поступиться, поэтому когда конфликт заходит в тупик - необходима 3-я сторона - посредник, который попробует примирить. Конфронтация оправдана, когда люди не стремятся сохранить отношения, не заинтересованы друг в друге. Или когда это принципиальный вопрос.

. Сотрудничество - такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, каждый получает то, что хочет. Это наиболее сложный, но и наиболее оптимальный способ разрешения.

Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей.

Индивидуальные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Направленность личности - т.е. то, что для человека является в этой жизни наиболее важным (ценностные критерии), в значительной мере, определяет предпочитаемые личностью способы разрешения конфликта. Для одних главная ценность - общение, сохранение нормальных отношений с другими, для других - интересы дела, для третьих - знание, истина. Рассмотрим основные из них:

«Собеседник» - тип, для которого необходимо общение с другими людьми. «Собеседник» будет прибегать к тем способам, которые сохраняют отношения: уход; сглаживание; компромисс.

«Практик» - дело, работа, потребность в достижениях. «Практик» - это принуждение; конфронтация.

«Мыслитель» - познание. Предпочитает сотрудничество или компромисс; уход; конфронтация. Поведение этого типа неоднозначно в конфликтной ситуации, он всегда находит оптимальное решение, ибо относится к конфликту, как к творческой проблеме.

Устойчивые предпочтения определенных способов разрешения конфликта (индивидуальные стратегии конфликтного поведения) зависят также от степени эгоистичности личности. При этом следует помнить, что в реальном общении выбор способа разрешения конфликта определяется одновременно многими факторами: не только личностными особенностями партнеров, но и особенностями самой конфликтной ситуации, а также характером и теснотой сложившихся взаимоотношений.

Таким образом необходимо знать сущность понятия конфликт, виды конфликтов, причины их возникновения, способы их разрешения Рекомендуется на занятиях использовать метод кейс-стади.

Рекомендуемая литература:

1. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов. Под ред. Ахмедьярова, Ш.К.Жаркынбековой. Алматы: Казак университет, 2008 г.

2.Русский язык. Практический курс для национальных групп неязыковых вузов под ред. Н. Ершовой: М., "Высшая школа", 1986

3. Смирнова Л.Г. Культура русской речи.- М.:Русское слово, 2004



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.007 с.)