Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Функционально-стилевая дифференциация русского литературного языка
Цель: Ознакомление студентов со стилистическим богатством литературного языка, сферами использования литературного языка Задания. Анализ текстов разных стилей, видов коммуникации. Изучение особенностей функциональных стилей русского языка и их доминант. Методические рекомендации: Следует обратить внимание на то, что в зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате этого создаются своеобразные разнообразные единого языка функциональные стили. Стили языка получили название функциональные в связи с тем, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения информации и воздействия на слушателей. Функции языка формируют стиль, определяют ту или иную манеру изложения, например, точную, объективную, конкретно-изобразительную или информативно-деловой. В соответствии с этим каждый функциональный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые помогают наилучшим образом выполнить внутреннею задачу данного стиля. Функциональный стиль является исторически сложившимся и социально-осознанной системами речевых средств, которые используются в той или иной сфере общения и соотносятся с профессиональной деятельностью. Доминант делового стиля – это предельная точность, не допускается инотолкования. Доминант научного стиля – понятийная точность. Точность научного стиля связана с точным соответствием конкретной действительности и является более абстрактной и обобщенной, чем точность делового. Доминант публицистического стиля – социальная оценочность. Доминант разговорного стиля – сведение до минимума заботы о форме выражения стиля. Для разговорной речи характерна фонетическая, лексическая, синтаксическая неточность и широкое использование местоимений. Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава. Помимо понятия и стилистической окраски каждое слово способно выражать чувства, а также оценку различных явлений действительности. Каждый стиль характеризуется определенными специфическими особенностями, которые в свою очередь отделяют каждый стиль от другого. Каждый стиль представляет собой сложную систему, которая охватывает все уровни языка.
Рекомендуемая литература: 1.Смирнова Л.Г. Культура русской речи.- М.:Русское слово, 2004 2. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М., 2007 3.Шанский Н.М. Стилистика русского языка. Л., 1982 г. Тема 6. Научный стиль речи Цель: Ознакомление студентов с особенностями научного стиля речи Задания. Письменное составление научного текста по специальности с учетом изученных признаков текста Методические рекомендации: Необходимо знать, что научный стиль — это стиль, который обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории. Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функционирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. К таким общим чертам относятся: 1) предварительное обдумывание высказывания; 2) монологический характер высказывания; 3) строгий отбор языковых средств; 4) тяготение к нормированной речи. Этапы научной деятельности.Формы существования в научной речи. Важно иметь в виду то, что наука есть один из наиболее эффективных способов добывания нового знания о мире, одна из наиболее совершенных форм накопления и систематизации знаний, опыта. В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: получить новое знание о мире (т.е. совершить открытие) и ‚ сделать это знание достоянием общества (т.е. сообщить свое открытие). Соответственно следует выделить и два этапа в научной деятельности человека: 1) этап совершения открытия и 2) этап оформления открытия. Научный стиль речи относится ко второму этапу научной деятельности — этапу речевого оформления добытого нового знания. Содержательная сторона предъявляет свои требования к форме существования научной речи. Исконная форма существования научной речи письменная, и это не случайно. Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию (а именно этого требует наука, отражающая стабильные связи мира). Во-вторых, она более удобна и надежна для обнаружения малейших информативных неточностей и логических нарушений (которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины). В-третьих, письменная форма экономична, так как дает адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия. Так, например, научный доклад, который в устном выражении занимает 40 минут, хорошо подготовленным в данной области адресатом может быть воспринят в письменной форме за 5 минут (чтение "по диагонали"). Наконец, в-четвертых, письменная форма позволяет обращаться к информации многократно и в любое время, что также очень важно в научной работе.
Конечно, и устная форма тоже часто используется в научном общении, но эта форма в научном общении вторична: научное произведение чаще сначала пишут, отрабатывая адекватную форму передачи научной информации, а потом уже в тех или иных вариантах (в докладе, лекции, выступлении) воспроизводят в устной речи. Первичность письменной формы накладывает заметный отпечаток на строй научной речи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.140.151 (0.005 с.) |