Тема 5. Функционально-стилевая дифференциация русского литературного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Функционально-стилевая дифференциация русского литературного языка



Цель: Ознакомление студентов со стилистическим богатством литературного языка, сферами использования литературного языка

Задания.

Анализ текстов разных стилей, видов коммуникации. Изучение особенностей функциональных стилей русского языка и их доминант.

Методические рекомендации:

Следует обратить внимание на то, что в зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате этого создаются своеобразные разнообразные единого языка функциональные стили. Стили языка получили название функциональные в связи с тем, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения информации и воздействия на слушателей. Функции языка формируют стиль, определяют ту или иную манеру изложения, например, точную, объективную, конкретно-изобразительную или информативно-деловой. В соответствии с этим каждый функциональный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые помогают наилучшим образом выполнить внутреннею задачу данного стиля. Функциональный стиль является исторически сложившимся и социально-осознанной системами речевых средств, которые используются в той или иной сфере общения и соотносятся с профессиональной деятельностью.

Доминант делового стиля – это предельная точность, не допускается инотолкования.

Доминант научного стиля – понятийная точность. Точность научного стиля связана с точным соответствием конкретной действительности и является более абстрактной и обобщенной, чем точность делового.

Доминант публицистического стиля – социальная оценочность.

Доминант разговорного стиля – сведение до минимума заботы о форме выражения стиля. Для разговорной речи характерна фонетическая, лексическая, синтаксическая неточность и широкое использование местоимений.

Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава. Помимо понятия и стилистической окраски каждое слово способно выражать чувства, а также оценку различных явлений действительности. Каждый стиль характеризуется определенными специфическими особенностями, которые в свою очередь отделяют каждый стиль от другого. Каждый стиль представляет собой сложную систему, которая охватывает все уровни языка.

Рекомендуемая литература:

1.Смирнова Л.Г. Культура русской речи.- М.:Русское слово, 2004

2. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М., 2007

3.Шанский Н.М. Стилистика русского языка. Л., 1982 г.

Тема 6. Научный стиль речи

Цель: Ознакомление студентов с особенностями научного стиля речи

Задания.

Письменное составление научного текста по специальности с учетом изученных признаков текста

Методические рекомендации:

Необходимо знать, что научный стиль — это стиль, который обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.

Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функционирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. К таким общим чертам относятся: 1) предварительное обдумывание высказыва­ния; 2) монологический характер высказывания; 3) строгий отбор языковых средств; 4) тяготение к нормированной речи.

Этапы научной деятельности.Формы существования в научной речи. Важно иметь в виду то, что наука есть один из наиболее эффективных способов добывания нового знания о мире, одна из наиболее совершенных форм накопления и систематизации знаний, опыта.

В научной деятельности перед человеком стоят две основные зада­чи:  получить новое знание о мире (т.е. совершить открытие) и ‚ сделать это знание достоянием общества (т.е. сообщить свое открытие). Соот­ветственно следует выделить и два этапа в научной деятельности чело­века: 1) этап совершения открытия и 2) этап оформления открытия.

Научный стиль речи относится ко второму этапу научной дея­тельности — этапу речевого оформления добытого нового знания.

Содержательная сторона предъявляет свои требования к форме существования научной речи. Исконная форма существования научной речи письменная, и это не случайно. Во-первых, письменная форма долговре­менно фиксирует информацию (а именно этого требует наука, отражающая стабильные связи мира). Во-вторых, она более удобна и надежна для обнаружения малейших информативных неточно­стей и логических нарушений (которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины). В-третьих, письменная форма экономична, так как дает адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия. Так, например, научный доклад, который в устном выра­жении занимает 40 минут, хорошо подготовленным в данной области адресатом может быть воспринят в письменной форме за 5 минут (чте­ние "по диагонали"). Наконец, в-четвертых, письменная форма позволяет обращаться к ин­формации многократно и в любое время, что также очень важно в на­учной работе.

Конечно, и устная форма тоже часто используется в научном общении, но эта форма в научном общении вторична: научное произведение чаще сначала пишут, отрабатывая адекватную форму передачи научной информации, а потом уже в тех или иных вариантах (в докладе, лекции, выступлении) воспроизводят в устной речи. Первичность письменной формы накладывает заметный отпечаток на строй научной речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.140.151 (0.005 с.)