Российское законодательство о государственной границе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российское законодательство о государственной границе



Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

  1. обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
  2. взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
  3. взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
  4. мирное разрешение пограничных вопросов.

РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

  • на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море - по внешней границе территориального моря РФ;
  • на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Режим государственной границы включает правила:

  • содержания Государственной границы;
  • пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
  • пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
  • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБ России по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители)

Вопрос № 31 Международное морское право. Понятие, принципы, источники

Международное морское право – совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное, право, космическое право и т. д.). Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

  • принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного
  • принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;
  • принцип общего наследия человечества;
  • принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;
  • принцип охраны морской среды.

Кодификация международного морского права впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем, на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне с государствами, имеющими выход на побережье.

Помимо указанных конвенций, вопросы международного морского права отражены в:

  • Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;
  • Конвенции о международных правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;
  • Международной конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;
  • Конвенции о грузовой марке 1966 г.

Вопрос № 32

внутренние морские воды, «исторические воды»: понятие, правовой режим. Юрисдикция прибрежного государства. Внутренние морские воды – это воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. В соответствии со ст. Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства. Согласно Конвенции к внутренним водам относятся также воды заливов, ширина входа в которые не превышает 24 мили, а также воды так называемых «исторических» заливов, если даже ширина входа в залив превышает указанный лимит. Во внутренние вод, включаются воды портов и воды между прямыми исходными линиями, от которых производится отсчет территориальных вод, и берегом. Определенные воды, ввиду их особого положения и значения для экономики и обороны данного государства, принадлежат ему в силу исторической традиции. К историческим заливам, в частности, относятся залив Петра Великого, Пенжинская губа на Дальнем Востоке, а к историческим морям — Карское, Лаптевых, Чукотское. Внутренние морские воды полностью находятся под суверенитетом прибрежного государства, и иностранные суда при нахождении во внутренняя водах обязаны соблюдать законодательство этого государства, в первою очередь правила радиосвязи, навигационные, портовые, таможенные, санитарные и другие правила, установленные для плавания и пребывания в этих водах. Во многих государствах иностранным судам запрещается осуществлять перевозку груза в каботаже, лоцманскую проводку, спасательные операции, рыбную ловлю и промысел морских животных. Советское законодательство следует этим общепризнанным принципам. Исторические воды - в теории и практике международного права некоторые воды (заливов, бухт, губ, лиманов, проливов и даже морей), примыкающие к побережью государств, на которые исторически распространяется режим внутренних вод государства. Основаниями считать воды историческими являются осуществление (длительное время) власти государства над этими водами, их географическое положение и конфигурация, экономическое и оборонное значение для государства. Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении: а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; б) морских научных исследований; в) защиты и сохранения морской среды. Таким образом, прибрежное государство наделяется не полной верховной властью (суверенитетом) над этой террито­рией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресур­сов.

Вопрос № 33

рриториальное море: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Законодательство Pоссийской Федерации о территориальном море. Территориальное море — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии. Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Примерно 30 государств, в основном морских держав, придерживаются прежнего лимита в 3 мили. Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства. Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода суда соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства. Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно КонвенцииОрганизации Объединённых Наций по морскому праву. Правовой режим территориальных вод регулируется нормами международного и внутригосударственного права. Важнейшим источником международного права является Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. Федеральный закон от 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" Например в России исходные линии от которых от меряется ширина территориального моря являются ----линия наибольшего отлива вдоль берега указанная на официально изданных РФ морских картах -----прямая линия проведенная поперек устья реки -----прямая линия не превышающая 24 морские мили ВОДНЫЙ КОДЕКС К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации. Порядок использования и охраны территориального моря Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом и иными федеральными законами. 79. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне РФ» 1998 г. Исключи́тельная экономи́ческая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от исходных линий. Правовой режим- В исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат права, которые определены Конвенцией ООН 1982 года. Государство в своей исключительной экономической зоне имеет исключительное право: - на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах - юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды Другие государства могут осуществлять какую-либо деятельность, связанную с живыми ресурсами, только при получении соответствую­щего согласия или разрешения прибрежного государства. Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне: - В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря. - Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством. Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" определяет статус исключительной экономической зоны РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Определено, что исключительная экономическая зона - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным указанным Федеральным законом, международными договорами РФ и нормами международного права. Установлены границы исключительной экономической зоны. Внутренней границей является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Закон установливает, что РФ осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами. Живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении РФ. В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.

Право иностранных частных и коммерческих судов (в отличие от военных) на беспрепятственный проход через территориальное море, несмотря на суверенитет прибрежного государства – давно принятый принцип обычного международного права. Однако, основания применения концепции недостаточно четкие и открыты для неоднозначной интерпретации, особенно по отношению к условию, что проход должен быть «мирным». Статья 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года содержит следующее положение: «суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море».

Прилежащая зона

Прилежащая зона — часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву контроль может быть необходим: а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; б) для наказания за нарушение этих правил.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в прилежащей зоне. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выясниться, что имело место нарушение, принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

За нарушение режима прилежащей зоны может быть предпринято преследование нарушителя, в том числе в открытом море, если оно осуществляется "по горячим следам" (т. е. начато в прилежащей зоне и ведется непрерывно). Преследование возможно только в связи с нарушением прав, для защиты которых эта зона установлена.

Прибрежное государство не должно осуществлением своих прав в прилежащей зоне наносить ущерба правам и интересам других государств, правомерно использующих эту зону.

Вопрос № 34 Бизнес статьи» Исключительная экономическая зона в международном праве: понятие, ширина, пределы, правовой режим

Начало формы

Исключительная экономическая зона в международном праве: понятие, ширина, пределы, правовой режим

Конвенция ООН в статье 55 определяет современное явление в международном морском праве, вошедшее в действительность под названием «исключительная экономическая зона».

Объяснение термина

Понятие исключительной экономической зоны считается новеллой в международном праве. Термин и его объяснение были сформулированы на третьей конференции ООН по морскому праву в 1982 году. Положения Конвенции положили начало формированию целого пакета документов на международном уровне.

Исключительная экономическая зона – это прилегающий к территориальному морю участок водного пространства, на который распространён специальный правовой режим. В диапазон распространения юрисдикции входят дно, его недра и воды. Нововведённое понятие стало компромиссом между различными мнениями о разделении пространства.

Ширина зоны

Конвенция определила пределы участка. Принято, что ширина исключительной экономической зоны не может быть больше двухсот морских миль. Это примерно триста семьдесят километров. Отсчёт ведётся от исходных линий, которые являются началом для определения ширины его территориального моря.

Решение Конвенции ООН претворяется в жизнь. На сегодня более ста государств мира определили пределы исключительной экономической зоны в двести миль.

Правовой порядок на территории

Прибрежное государство компетентно реализовывать правовой режим исключительной экономической зоны.

  1. Проводить мероприятия, направленные на сохранение и защиту среды моря.
  2. Осуществлять научные исследования морских глубин.
  3. Создавать сооружения и установки, основывать искусственные острова, пользоваться своими конструкциями.

В то же время уголовная компетенция прибрежного государства ограничена. Оно вправе осуществлять инспекцию, досмотр, в случае необходимости судебное разбирательство или арест. В случае задержания иностранного судна соответствующему государству сообщается о принятых мерах через специальные каналы связи. Наказанием не может стать тюремное заключение экипажа или другая форма наказания его членов. После внесения оговорённой суммы залога или другого материального обеспечения арестованное судно с экипажем немедленно освобождается. Иное развитие событий должно быть утверждено в договоре между государствами.

Полномочия прибрежного государства

Международное право закрепило суверенные права государства в этой экономической части моря. К ним относятся:

  1. исследование, эксплуатация и сохранение неживых и живых запасов моря;
  2. регулирование запасов;
  3. использование зоны в экономических целях (в частности, получение энергии через применение силы течений, ветра или воды);
  4. установление правил получения лицензий, места и времени лова, сбор налогов;
  5. осуществление юрисдикции на искусственных островах, сооружениях и установках.

Требования к другим государствам

Исключительная экономическая зона находится в пользовании других государств. Они могут получать пользу в рамках международного права. Все страны беспрепятственно осуществляют авиаперелёты в воздушном пространстве над морем. Нет ограничений в свободе судоходства. Государства ведут прокладку трубопроводов или подводных кабелей.

Все страны должны придерживаться юридических норм, установленных прибрежным государством. Они обязаны подчиняться его законам, выполнять правила, считаться с его правами и обязанностями.

Вопрос № 35 Континентальный шельф

 

Правовое понятие конти­нентального шельфа не совпадает с его геоморфологической характеристикой. По своему строению (рельефу) морское дно имеет такие части, как подводная окраина материка и ложе океана. Подводная окраина материка, в свою очередь, включает материковую отмель (шельф), материковый склон и материко­вое подножие. Таким образом, шельф — это окаймляющая ма­терик отмель до резкого изменения рельефа морского дна, то. е. до склона. Глубины внешней границы шельфа обычно со­ставляют 100—200 м, но в отдельных районах могут быть и значительно больше — до 1500—2000 м.

Правовое определение континентального шельфа и харак­теристика его правового режима содержатся в Конвенции о континентальном шельфе 1958-г. и в ч. VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В Конвенции 1958 г. внешняя граница континентального шельфа была не четко установлена. Ее пре­делы ставились в зависимость от технических возможностей каждого государства.

На III конференции по морскому праву государства прпытались устранить неопределенность в установлении, внешней границы континентального шельфа. В Конвенции ООН по мор­скому праву 1982 г. континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления его внешней границы положен внешний предел подводной окраи­ны материка.

Этот же принцип зафиксирован в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Согласно ст. 76 Конвенции, "континентальный шельф при­брежного государства включает в себя морское дно и недра под­водных районов, простирающихся за пределы его территори­ального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной ок­раины материка...".

Это, по существу, первый и основной вариант установле­ния внешнего предела континентального шельфа. Другие зави­сят от того, насколько удалена внешняя граница подводной ок­раины материка.

Согласно второму варианту, государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территори­ального моря, если внешняя граница подводной окраины мате­рика не простирается на такое расстояние.

Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от ис­ходных линий, от которых отсчитывается ширина территори­ального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ши­рина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на осно­ве соглашения между ними. При отсутствии соглашения и осо­бых обстоятельств (конфигурации морского побережья, исто­рических традиций и т. д.), оправдывающих иную линию, гра­ница проходит по срединной линии, когда шельф примыкает к территориям государств, берега которых расположены один против другого, или по линии равного отстояния, когда шельф примыкает к территориям смежных государств. Срединная линия и линия равного отстояния находятся на одинаковом рас­стоянии от ближайших точек тех исходных линий, которые приняты для отсчета ширины территориального моря. Согла­шения являются основным способом определения границы кон­тинентального шельфа. Так, были заключены соглашения: в 1965 и 1967 гг. между СССР и Финляндией о разграничении континентального шельфа в Финском заливе и в северо-вос­точной части Балтийского моря; в 1969 г. между СССР и Поль­шей — в Гданьском заливе; в 1968 г. между Югославией и Ита­лией — в Адриатическом море; в 1970 г. между ФРГ, Данией и Нидерландами — в Северном море.

Данные о границах континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шель­фа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Постановлением Правительства РФ "О порядке утвержде­ния перечней географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа Российской Федерации" от 16 июня 1997 г. предусматривается необходи­мость проведения работ для обоснования географических координат точек, определяющих линии внешних границ континен­тального шельфа РФ. Утвержденные Правительством перечни координат публикуются в Извещениях мореплавателям. На их основе издаются карты с указанием внешних границ континен­тального шельфа РФ. Копии перечней координат и копий карт направляются в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву на хранение Генеральному секретарю ООН.

Проблема разграничения континентального шельфа нередко вызывает споры между государствами. Они должны решаться путем переговоров или с применением иных мирных средств, в том числе путем обращения в Международный Суд ООН, кото­рый принимает к рассмотрению и решает такого рода споры.

Правовой режим. Он определяется Конвенцией о конти­нентальном шельфе 1958 г. и Конвенцией по морскому праву 1982 г.: "Прибрежное государство осуществляет над континен­тальным шельфом суверенные права в целях разведки и раз­работки его естественных богатств" (соответственно ст. 2 и ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разраба­тывает богатств континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия.

Естественные богатства включают минеральные и иные неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы "сидячих видов", т. е. те организмы, которые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего раз­вития либо прикреплены к морскому дну, либо могут передви­гаться только по морскому дну или в его недрах.

Таким образом, для прав прибрежного государства в отно­шении континентального шельфа характерны два основных признака: 1) целевой характер — разведка и разработка есте­ственных богатств; 2) исключительность, т. е. бесспорная при­надлежность данному прибрежному государству.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Федерация на континентальном шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает суверенными правами и осуще­ствляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Согласно Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. РФ осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;

2) исключительное право разрешать и регулировать буро­вые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искус­ственных островов, установок и сооружений;

4) юрисдикцию в отношении морских научных исследова­ний, защиты и сохранения морской среды, прокладки и экс­плуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).

Компетентные органы РФ в установленном законом поряд­ке выдают разрешение на использование ресурсов континен­тального шельфа юридическим и физическим лицам.

Охрана биологических ресурсов континентального шельфа возложена на Федеральную пограничную службу РФ.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осу­ществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими нормами международного права.

В целях разведки и разработки государство вправе возво­дить на континентальном шельфе сооружения и иные установ­ки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиу­сом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, ни зоны безо­пасности вокруг них не должны быть помехой на обычных мор­ских путях, имеющих существенное значение для международ­ного судоходства.

Права прибрежного государства не затрагивают ни стату­са покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного пространства над ними. Разведка и разработка континентального шельфа не долж­ны создавать помех для использования этих территорий в це­лях судоходства, промысла, океанографических и иных иссле­дований, охраны живых ресурсов, осуществления воздушных сообщений.

Исследования на континентальном шельфе могут осущест­вляться с согласия прибрежного государства. Однако прибреж­ное государство, как правило, не должно отказывать в своем согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для проведения чисто научного исследования физических или биологических свойств конти­нентального шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет бо­лее широкий, чем прежде, круг прав и обязанностей прибреж­ного государства в отношении континентального шельфа. На­пример согласно ст. 82, при разработке неживых ресурсов кон­тинентального шельфа за пределами 200 миль государства обя­заны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений освобож­даются). Размер отчислений или взноса за шестой год состав­ляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он уве­личивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7%. Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который рас­пределяет их между государствами — участниками Конвенции на основе принципа справедливости.

Вопрос № 36 Открытое море – это водная часть Мирового океана, расположенная за пределами территориального моря (территориальных вод), а также прилежащей и исключительной экономической зон, на пространства которой не распространяется суверенитет или юрисдикция ни прибрежных, ни каких бы то ни было других государств: на эти пространства не распространяется также и правовой режим архипелажных вод.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.039 с.)