ТОП 10:

Равовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве



Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой.

Принцип свободы открытого моря связан с принципом свободы открытого воздушного пространства над ним. Все государства, независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право свободно, т. е. без разрешения кого-либо, осуществлять воздушное судоходство над открытым морем и не приобретают в отношении этого воздушного пространства суверенных прав. Однако данная свобода реализуется государствами с учетом основных принципов международного права и, следовательно, предполагает действие ряда общепризнанных правил.

Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве. Власть другого государства на данное воздушное судно не распространяется, что означает также недопустимость вмешательства в полет этого судна.

Государства обязаны не допускать создания со стороны их воздушных судов угрозы безопасности полетов воздушных судов других государств, а также безопасности мореплавания. С этой целью государства заключают договоры о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. В частности, не допускаются имитация атак посредством имитации применения оружия по самолетам и кораблям; выполнение военными самолетами опасных облетов иностранных морских судов и любые другие действия, представляющие опасность как для полетов в воздушном пространстве, так и для судоходства в открытом море. В связи с этим важное значение имеет соблюдение правила — каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки. Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Государство, под юрисдикцией которого находятся воздушные и морские суда, ставшие объектом нападения или опасных маневров, вправе поставить вопрос об ответственности того государства, воздушные силы которого допустили опасные действия.

Вместе с тем международное право допускает в строго определенных случаях исключения из свободы открытого моря и принудительные действия воздушных судов в районах открытого моря.

Принцип свободы международного воздушного пространства не отвергает необходимости упорядочения международных полетов с учетом обязательства участников Чикагской конвенции 1944 г. обращать должное внимание на безопасность навигации гражданских воздушных судов. Это требование обеспечивается внедрением со стороны ИКАО системы маршрутов обслуживания воздушного движения.

Помимо свободы полетов воздушных судов над открытым морем существуют свобода научных исследований посредством воздушных судов, свобода использования летательных аппаратов для обеспечения рыболовства и возведения установок и сооружений.

Режим воздушного пространства над Антарктикой регулируется Договором об Антарктике 1959 г. Все государства, независимо от их участия в данном Договоре, имеют право свободно осуществлять над Антарктикой полеты гражданских воздушных судов, строго придерживаясь стандартов ИКАО. Антарктика, включая воздушное пространство над нею, используется только в мирных целях. В связи с этим запрещаются любые мероприятия военного характера, испытания любых видов оружия, включая ядерные взрывы. В воздушном пространстве над Антарктикой могут осуществлять полеты и военные летательные аппараты, но только для осуществления целей Договора 1959 г., в частности для доставки и вывоза персонала и оснащения станций.

Вопрос № 42 Правовой статус космических объектов и космонавтов

Космический объект – это искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные и сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях. Право собственности на космические объекты и их составные части остается за ними во время их нахождения в космическом пространстве, а также и по возвращении их на Землю. Те космические объекты, которые были обнаружены по их возвращении вне пределов территории запустившего их государства, должны быть возвращены этому государству. Расходы, понесенные при проведении поиска космического объекта и по обнаружению его или его составных частей, покрываются государством – владельцем космического объекта.

Космонавтом – членом космического экипажа считается гражданин государства, запускающего космический корабль и выполняющий определенные функциональные обязанности во время полета космического корабля или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле.

Космонавт находится под юрисдикцией государства регистрации космического объекта.

В случае аварии или вынужденной посадки космического корабля, зарегистрированного в другом государстве, государство, на территории которого произошла посадка или авария, получив об этом сведения, информирует власти, осуществляющие запуск, и Генерального секретаря ООН и принимает меры по спасению космонавтов.

Космонавты, которые совершили вынужденную посадку, а также космический объект и его составные части должны быть в безопасности возвращены государству, в регистр которого занесен космический корабль.

При осуществлении космической деятельности космонавты одного государства должны оказывать любую возможную помощь космонавтам других государств.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекат и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, а точнее – в полете, имея в виду также нахождение его над территорией другого государства.

Права собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, иные ценности могут принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, размещать космические аппараты, оборудование, установки, орбитальные и неорбитальные станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них.

Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности. Государства также обязаны информировать Генерального секретаря ООН о случаях обнаружения космических объектов и в кратчайшие сроки возвращать их государству – владельцу космических объектов. Части объектов, а также сами объекты, которые не имеют опознавательных знаков и которые не зарегистрированы должным образом, возврату не подлежат.

Вопрос № 43 Правовой режим космического пространства и небесных тел

Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространстве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.

Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны . других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 111). Таким образом, сферой применения международного права становятся не только территории и пространства на Земле, но и внеземное — космическое — пространство. Это обусловлено интересами всех государств, всего человечества.

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Это означает, что достоянием всего человечества являются и результаты деятельности, связанной с исследованием и использованием космоса. В соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах устанавливается, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.

Содержание понятия "общее наследие человечества" в контексте содержания международных норм позволяет сделать вывод, согласно которому космос и небесные тела не могут рассматриваться в качестве "общей вещи" или "общей собственности" человечества. Они лишь находятся в его общем пользовании. Произвольное присвоение объектов, имеющих статус общего наследия человечества, недопустимо. Такие объекты должны использоваться на справедливой и рациональной основе. Концепция общего "наследия человечества призвана обеспечить равенство всех государств в использовании этих объектов.

Применительно к Луне и другим небесным телам общим наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы, как не добытые, так и добытые. Договор 1967 г. по космосу закрепил положение о том, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами" (ст. II). Идентичное положение зафиксировано в ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах. На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения о Луне без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. В связи с этим сказано: "Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица".

Вместе с тем государства-участники обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая эксплуатация возможна. Целями данного режима, в частности, будут: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их регулирование, "справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны".

Вопрос о границе между воздушным и космическим пространством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-правовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т. е. на высоте 100—110 км над уровнем океана. Надземное пространство на уровне и выше пределов минимально низких орбит спутников не подпадает под суверенитет государств, находящихся под этим пространством и считается открытым космосом.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Принцип свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел охватывает и научные исследования. Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел.

Это означает, что государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Отсюда следует, что космос является частично (в отношении оружия массового уничтожения) демилитаризованным.

Исключительно в мирных целях используются Луна и другие небесные тела: запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Следовательно, на Луне и других небесных телах установлен режим полной демилитаризации. Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств: на Луне запрещаются угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения; запрещается также использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, космических кораблей, их персонала или искусственных космических объектов. Допускается использование на Луне военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей.

Ограничение военной деятельности в космосе и на небесных телах предусмотрено и в других международных актах, в частности, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Принципом международного космического права является содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства. В связи с этим участники Договора 1967 г. обязуются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах космической деятельности.

К принципам космического права относится и недопущение вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Если государство — участник Договора имеет основание полагать, что запланированные им или его гражданами деятельность или эксперимент создадут потенциально вредные помехи деятельности других участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, то оно обязано провести необходимые международные консультации. Подобные консультации могут запросить любые другие участники Договора. Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут международную ответственность, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, государства ответственны за обеспечение того, чтобы их национальная деятельность проводилась в строгом соответствии с положениями Договора. Деятельность в космосе неправительственных юридических лиц должна осуществляться с разрешения соответствующего государства — участника Договора и под его постоянным наблюдением. В случае деятельности в космосе международной организации ответственность за выполнение Договора несут как сама организация, так и участвующие в ней государства.

Вопрос № 44 Виды вооруженных конфликтов

Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

  • имеют свою организацию;
  • имеют во главе ответственные за их поведение органы;
  • установили свою власть на части территории;
  • соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.

Вооруженные конфликты немеждународного характера — это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:

  • применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
  • коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;
  • определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
  • продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;
  • осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были охарактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

Вопрос № 45 Начало войны и его правовые последствия. Театр войны. Нейтралитет в войне

Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 г.).

Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений между соответствующими государствами:

  • дипломатические и консульские связи прекращаются;
  • персонал посольств и консульств отзывается;
  • политические договоры (о ненападении, о нейтралитете, о военном, союзе) прекращают свое действие;
  • некоторые многосторонние договоры приостанавливают свое действие в отношениях между воюющими государствами;
  • международные многосторонние договоры, закрепляющие нормы и принципы права в период вооруженных конфликтов, начинают действовать и в отношениях между воюющими сторонами.

С началом войны начинается фактическое осуществление положений договоров и соглашений, которые регулируют отношения между государствами, вступившими в войну, с одной стороны, нейтральными и другими невоюющими государствами - с другой. К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте.

Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.

Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.

Вопрос № 46 Участники вооруженных конфликтов

В вооруженном конфликте международного характера воюющие стороны представлены своими вооруженными силами.

Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. вооруженные силы воюющих сторон «состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженныхконфликтов» (п. 1 ст. 43).

Участников вооруженных конфликтов можно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

Согласно Дополнительному протоколу I лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо применение в ходе боевых действий высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях. Некомбатанты не должны участвовать в боевых действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

Деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они включены.

Военный шпион – это такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне.

Доброволец – это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон.

Наемник – это лицо, добровольно вступающее в воинские формирования, ведущие вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений.

Средства и методы ведения войны

 

Средства ведения войны — это оружие, применяемое вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и военной техники противника, а методы ведения войны представляют собой различные способы использования средств ведения войны в указанных целях. В данной сфере действуют такие международно-правовые акты, как Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 г.), в которой содержится Положение о законах и обычаях сухопутной войны, Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и дополнительные протоколы I и II к ним, Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне (Гаага, 18 октября 1907 г.), Руководство Сан- Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море (Сан-Ремо, 12 июня 1994 г.) и ряд других.

Все используемые воюющими сторонами методы и средства ведения войны условно можно разделить на дозволенные и запрещенные. В действующих конвенциях нет определения ни тех, ни других. В них лишь закреплено запрещение применять на войне те или иные средства и методы. Это, однако, не означает, что если появляется новый вид оружия, применение которого еще не запрещено международным правом, то оно является дозволенным средством ведения войны.

К запрещенным средствам ведения войны относятся: яды и отравленное оружие; удушливые, ядовитые и другие подобные газы; бактериологическое и токсинное оружие; оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие устройства, ассоциирующиеся с детскими игрушками и предметами медицинской помощи; зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и гражданских объектов, такие средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить ущерб природной среде.

Запрещенным средством ведения войны является химическое оружие. Такое запрещение содержится в IV Гаагской конвенции 1907 г., в Женевском протоколе 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. В 1993 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и о его уничтожении, согласно которой государства должны уничтожить химическое оружие в течение 10 лет после ее подписания.

10 апреля 1972 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, в соответствии с которой государства-участники взяли на себя обязательство «никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и «не сохранять биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей».

Запрещается разработка, производство и накопление оружия, оборудования или средств доставки, предназначенных для использования таких агентов или токсинов в вооруженных конфликтах. Конвенция содержит положения, гарантирующие ее выполнение. Предусматриваются меры национального и международного характера. С одной стороны, участники Конвенции должны принять национальные законодательные и административные меры по запрещению разработки, производства и накопления оружия, оборудования и средств доставки бактериологического оружия, а также по их уничтожению.

С другой стороны, если государство — участник Конвенции установит, что другое государство-участник нарушает положения Конвенции, то оно может подать жалобу в Совет Безопасности ООН.

Рассматривая вопрос о запрещенных средствах ведения войны, необходимо остановиться на ядерном оружии. Нынешний правовой статус ядерного оружия остается неурегулированным. Никакого специального международного договора о противоправности применения ядерного оружия на войне не существует. Не существует и специальных норм, запрещающих применять на войне новые виды оружия массового поражения (лучевого, радиологического и др.). Современное международное право запрещает использовать окружающую среду в качестве средства ведения войны.

18 мая 1977 г. была подписана Конвенция «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», ст. 1 которой закрепляет обязательство государств «не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству частнику». Конвенция не препятствует использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях.

Современное международное право запрещает применять на войне некоторые виды обычного оружия. Так, в 1981 г. была подписана (и в 1983 г. вступила в силу) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. К этой Конвенции прилагаются три протокола: а) Протокол I «О необнаруживаемых осколках» запрещает применять во время любого вооруженного конфликта любое оружие, «основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей»; б) Протокол II «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств» ограничивает применение и полностью запрещает использование мин-ловушек, ассоциирующихся с медицинскими предметами, детскими игрушками, продуктами питания и т.д.; в) Протокол III «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия» запрещает применять зажигательное оружие против гражданского населения, лесов, растительного покрова, а также против военных объектов, расположенных в районе сосредоточения гражданского населения.

Наряду с запрещенными средствами ведения войны современное международное право запрещает некоторые методы ведения войны. Запрещенными методами ведения войны являются: предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к населению или войскам противника; убивать или ранить неприятеля, который, сложив оружие, безусловно сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; незаконно пользоваться парламентерским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также войск ООН, знаками Красного Креста; принуждать граждан противника принимать участие в военных действиях, направленных против их страны; атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища, отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом; разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей; убивать, ранить или брать в плен противника с помощью вероломных действий (т. е, заставить противника поверить, что он имеет право на защиту в соответствии с нормами международного права).

Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение: использование маскировки, ловушек, ложных операций и дезинформации.

Одним из важнейших принципов международного гуманитарного права является принцип гуманности при ведении вооруженной борьбы. В соответствии с этим принципом международное гуманитарное право запрещает применять военную силу, если это не оправдывается военной необходимостью, а также требует всегда обращаться гуманно с военнопленными, обеспечивать раненым и больным необходимый уход, ограждать их от ограбления и дурного обращения, способствовать смягчению страданий, порождаемых войной.

Принцип гуманности охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и способов ведения войны, так и защиты жертв войны.

Согласно положениям международного гуманитарного права воюющие стороны ограничены в выборе средств нанесения вреда неприятелю. Нельзя применять оружие, которое действует неизбирательно, т.е. как против военных, так и против гражданских объектов, причиняет излишние повреждения и страдания (ст. 35 п. 2 дополнительного протокола 1).

Согласно нормам международного гуманитарного права военные действия осуществляются против военных объектов, т.е. таких объектов, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество стороне, их уничтожившей (п. 2 ст. 52 Дополнительного протокола I).

Защита гражданских объектов осуществляется в двух формах: а) установление специальных мер предосторожности: нападающий должен знать, что подлежащий уничтожению объект является военным; при выборе средств поражения необходимо стремиться к тому, чтобы избежать случайного ущерба гражданским объектам: воздерживаться от любого нападения на гражданские объекты, если ущерб от него будет чрезмерным по отношению к конкретному военному преимуществу, которое предполагается получить (ст. 57 Дополнительного протокола О. Воюющий обязан предусматривать меры предосторожности в отношении последствий нападения (удалять гражданское население из районов, расположенных вблизи военных объектов, не размещать военные объекты в густонаселенных районах (ст. 58 Дополнительного протокола I); б) установление особой защиты для таких объектов, как санитарные и демилитаризованные зоны, не обороняемые местности, объекты, необходимые для выживания гражданского населения, объекты и сооружения, содержащие опасные силы (АЭС, плотины, дамбы), объекты культурного назначения и гражданской обороны.

Правовыми принципами защиты гражданского населения являются: во время войны гражданское лицо пользуется теми же правами, что и в мирное время: воюющий обязан принять все меры предосторожности, чтобы избежать гибели гражданского населения; запрещается запугивать или терроризировать гражданское население; запрещается превращать в объект прямых военных нападений жилые здания и другие сооружения, которые используются только гражданским населением; нельзя превращать гражданское население в объект репрессий, принудительного перемещения или иных посягательств на их неприкосновенность.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.179 (0.017 с.)