Региональные международные организации. Европейский Союз. Совет Европы. Содружество Независимых Государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональные международные организации. Европейский Союз. Совет Европы. Содружество Независимых Государств



Обновлено 26 Октябрь 2012

 

Просмотров: 16508

 

Поделиться…

Европейский Союз

Европейский Союз (ЕС) – региональная межправительственная многофункциональная международная организация.

Цельная концепция европейского строительства принадлежит французскому министру иностранных дел Р. Шуману и французскому политическому деятелю Ж.Монне, которых можно считать отцами-основателями ЕС.

Идеи Шумана и Монне начали воплощаться в жизнь с 1951 г., когда было образовано Европейское Объединение угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. на основе Римского договора объединились три структуры – ЕОУС, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское Экономическое сообщество (ЕЭС), собственно и составившие основу современного Евросоюза.

<="" ins="" data-adsbygoogle-status="done" style="width: 336px; height: 280px; display: inline-block;">

С 1957 г. численность ЕС увеличилась в несколько раз. Первыми участницами-основателями были шесть стран – ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург (последние три – так называемые страны Бенилюкса). В последующем расширение ЕС шло следующим образом: 1976 г. членами сообществ стали Великобритания, Дания и Ирландия (страны северной Европы), в 1980 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия (в 1980-е гг. присоединились страны южной Европы), в 1995 г. – Австрия, Финляндия и Швеция, в 2004 г. – 10 стран Центральной и Восточной Европы (наиболее масштабное расширение ЕС), среди которых Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Словения, Кипр, Мальта. Наконец, 1 января 2007 г. к ЕС присоединилисьРумыния и Болгария. Таким образом, на сегодняшний день в ЕС входят 27 государств евроатлантического пространства. На очереди – Турция, которая уже больше десяти лет стремиться в ЕС, но пока безуспешно. Критерии (экономические и политические) присоединения к организации достаточно строги. Хотя, следует отметить, что последнее масштабное расширение во многом диктовалось сугубо политическими соображениями – расширить влияние западного сообщества на восток. По экономическим показателям большинство из стран этого эшелона далеко отстает от критериев «старых членов» ЕС.

Утверждение ЕС в качестве единого субъекта в международных отношениях – основная цель комплекса мер, предпринимаемых в рамках Общей внешней политики и политики в области безопасности (ОВПБ) Европейского Союза. Эта задача не имеет прецедентов в истории: никогда еще не удавалось объединить внешние политики отдельных государств с момента их выработки до стадии осуществления, то есть на всем протяжении внешнеполитического процесса.

Общая внешняя политика ЕС переросла рамки установок европейского политического сотрудничества образца 1970–1980-х годов. Однако выйти на подлинную внешнеполитическую интеграцию пока не удается. Страны не готовы передать часть своих суверенных прав наднациональным институтам.

Обобщая трудности, с которыми сталкивается процесс европейской интеграции, можно выделить следующие проблемы:

  1. разногласия между членами ЕС по вопросам внешней политики;
  2. противоречия по вопросам сельскохозяйственной политики, прежде всего, между Францией и Великобританией;
  3. различия в уровнях социально-экономического развития междустранами разных субрегионов – Западной и Восточной, Центральной и Южной Европы;
  4. различия между моделями социального устройства различных стран ЕС (например, английской, германской и скандинавской моделями).

Система управления в ЕС на сегодняшний день носит смешанный характер. Она сочетает в себе межнациональные и наднациональные черты.

Наднациональность политической системы ЕС состоит в отказе государств-членов в определенных областях от доли своего суверенитета в пользу региональных институтов. Институты ЕС (Комиссия, Суд, Парламент - в большей степени, Совет – в меньшей) – это своего рода орудия наднационального процесса. Межнациональные черты системы управления ЕС связаны с участием в ряде его органов представителей стран-членов, которые действуют в соответствии со своими национальными интересами.

Характерно, что уже на данном этапе европейской интеграции система управления ЕС напоминает внутригосударственную систему управления, что свидетельствует в пользу того, что Евросоюз – очень продвинутое в плане интеграции региональное объединение, движущееся в направлении конфедерации.

Главным органом управления является Европейский совет, в который входят высшие политические лидеры стран-участниц (главы государств или правительств). Они определяют общую политику ЕС. На многих саммитах Европейского совета принимались кардинальные для ЕС решения.

В Совет министров входят по одному представителю от национальных правительств каждого государства-члена. Представители стран-участниц меняются в зависимости от темы заседания Совета. Например, если обсуждаются вопросы сельскохозяйственной политики, то встречаются национальные министры сельского хозяйства, внешней политики – министры иностранных дел и т.д. Совет министров занимает следующий после Европейского совета уровень в иерархии институтов ЕС по важности решаемых им задач. Совету министров принадлежит главная законодательная роль. Многие законы ЕС могут приниматься в Совете квалифицированным большинством, то есть вопреки желанию отдельно взятых государств-членов.

Политическая роль Европейского парламента за последние годы изменилась радикально в сторону усиления его законодательной власти. Теперь Парламент широко использует бюджетные прерогативы для влияния на политику ЕС. Он санкционирует все главные международные договоры, а при заключении договоров с новыми странами-членами определяет условия их вступления. Санкция Парламента также требуется для назначения Председателя и членов Комиссии, при внесении любых поправок в статус Европейского центрального банка. Выборы в Европарламент проводятся каждые пять лет. Наднациональный характер Парламента проявляется, в частности, в процедуре выборов: они проводятся не по национальному, а по политическому принципу – одноименные партии разных стран выдвигают единых кандидатов независимо от их национальной принадлежности. В Европарламенте, Европейском совете и Совете министров ЕС можно видеть прообраз будущей законодательной власти общеевропейского государства. Европейской комиссии при таком видении отводится роль правительства.

Европейская комиссия – назначаемый орган исполнительной власти в ЕС. Хотя в нее входят представители каждой страны («комиссары»), но она менее чем какой бы то ни было иной орган управления в ЕС связана с национальными политиками отдельно взятых стран-членов, проводя наднациональную политику, выражающую интересы ЕС как единого целого. Не случайно противники усиления политической интеграции и дальнейшего ограничения суверенитета государств-членов ЕС часто ссылаются именно на оторванность еврокомиссаровотнациональных интересов конкретных государств, называя их «еврократы-бюрократы».

Европейский суд представляет собой высшую судебную инстанцию в ЕС. Он имеет юрисдикцию разрешения споров:

  • между государствами-членами;
  • Союзом и государствами-членами;
  • институтами, а также частными лицами и Союзом.

Решения Суда по рассматриваемым делам наднациональны, однако собственного механизма принуждения у Европейского суда пока нет, его формирование – один из следующих шагов в совершенствовании структуры органов ЕС. В настоящее же время принудительное исполнение решений Европейского суда осуществляется национальными судами.

Отношения ЕС и России после 1991 г. претерпели немалые изменения – от взаимной эйфории начала 1990-х через похолодание времен чеченской войны до нынешней противоречивой взаимозависимости.

Во-первых, сегодняшний ЕС гораздо больше обращен внутрь самого себя. Внутренний системный кризис привел к тому, что Евросоюзу в целом сейчас просто не до России.

Во-вторых, произошла смена поколений политиков во всех ведущих странах ЕС, традиционно задававших в нем тон, - Германии, Италии, Франции, Великобритании. Уход Шредера и Ширака лишил Россию наиболее влиятельных и благожелательных партнеров, готовых ее выслушать.

В-третьих, и это, видимо, самое существенное, к ЕС добавился ряд государств, где элиты на подсознательном уровне часто страдают русофобией.

Совет Европы

Совет Европы – это международная региональная организация, объединяющая страны Европы, является старейшей международной политической организацией на континенте. Была основана в 1949 году, и сегодня в неё входят 47 государств «большой Европы». Таким образом, Совет Европы представляет мнения более 800 миллионов европейцев.

Основные задачи:

  1. защита прав человека;
  2. развитие демократии;
  3. утверждение верховенства права на территории всех входящих в Совет стран.

Цели Совета Европы:

  1. защита прав человека и расширение демократии;
  2. сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды, здравоохранения;
  3. сближение всех стран Европы.

Таким образом, целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Основной целью является гарантия человеческого достоинства представителям всех народов, населяющих Европу, на основе таких фундаментальных ценностей, как демократия, права человека и верховенство права. Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

Участие государств-членов в работе Совета Европы не должно отрицательно влиять на их вклад в деятельность Организации Объединенных Наций и других международных организаций и союзов, в которых они состоят.

Вопросы, касающиеся национальной обороны, не входят в компетенцию Совета Европы.

Принятие стран в члены Совета осуществлялось с учетом выполнения следующих условий:

  • соответствие институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии;
  • соблюдение прав человека;
  • избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов;
  • обязательство подписать Европейскую конвенцию по правам человека и принять всю совокупность ее контрольных механизмов.

Органы Совета Европы

Основными органами Совета Европы являются:

  1. Комитет министров;
  2. Парламентская ассамблея;
  3. Конгресс местных и региональных властей;
  4. Конференция международных НПО;
  5. Европейский суд по правам человека;
  6. институт Комиссара по правам человека;
  7. глава Совета Европы, Генеральный секретарь.

Подробнее

 

В структуру Совета Европы входит административно-технический секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, который избирается на пять лет.

Основные органы Совета Европы находятся в Страсбурге (Франция).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.012 с.)