ТОП 10:

МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЛИВОВ И КАНАЛОВ



Международные проливы — это естественные морские суже ния, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над которыми регулируются нормами ме-ждународного права. По правовому режиму навигации выделяются

следующие виды международных проливов: 1) проливы, в кото рых устанавливается режим мирного прохода; 2) проливы, в кото рых устанавливается транзитный проход.

Проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода, делятся на две разновидности: а) проливы, образованные континен тальной частью государства и принадлежащим тому же государству островом (например, Мессинский пролив в Италии); б) проливы, ведущие из открытого моря в территориальные воды неприбреж ных к этим проливам государств (например, Тиранский пролив, со единяющий Красное море с Акабским заливом).

Проливы, в которых устанавливается транзитный проход, так же делятся на две разновидности: а) проливы, перекрываемые тер-риториальными водами прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский, межостровные проливы в Эгейском море и др.); б) проливы, имеющие полосу вод открытого моря (например, пролив Па-де-Кале). Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоход ства в целях непрерывного и быстрого транзита (ст. 38).

Осуществляя транзитный проход, суда и военные корабли обя заны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения, соблюдать общепринятые правила морского судоходства. Государст ва, граничащие с проливом, имеют широкие права по регулированию транзитного и мирного прохода: они могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судо ходства, принимать законы и правила, относящиеся к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива и др. Такие законы и правила не должны носить дискриминационный харак-тер.

Особую важность имеют Черноморские проливы, при определе нии правового режима которых Российская Федерация основыва ется на трех принципах: во-первых, обеспечение национальной безопасности Турции; во-вторых, закрытие проливов для всех во енных кораблей в мирное и военное время; в-третьих, полная сво бода торгового мореплавания. В настоящее время правовой режим Черноморских проливов регулируется Конвенцией о режиме про ливов, принятой 20 июля 1936 г. Цель Конвенции — упорядочить проход и судоходство в проливах «в рамках, отвечающих безопас ности Турции и безопасности в Черном море прибрежных госу дарств». Из этого видно, что Конвенция исходит из особого поло жения черноморских государств, учитывает их особые права и ин тересы, Конвенция провозгласила свободу прохода и мореплавания в проливах в качестве принципа международного права. Конвенция определяет режим плавания торговых судов, военных кораблей и пролета воздушных судов в мирное и в военное время, когда Тур ция не участвует в войне или же когда она в ней участвует и при не посредственной угрозе Турции.

В мирное время торговые суда всех стран пользуются свободой судоходства и транзита в проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей при условии соблю дения положений об обязательном санитарном осмотре. Для по крытия расходов, связанных с мореплаванием торговых судов, Турция имеет право взимать установленный сбор (ст. 2).

Порядок прохода через проливы военных кораблей и пролета военных самолетов регулируется ст. 8 — 22 Конвенции, в которых предусмотрены четкие разграничения прохода судов черноморских и нечерноморских государств. Нечерноморские государства могут проводить через проливы только легкие надводные корабли водо измещением не более 10 тыс. т, имеющие артиллерию калибра не свыше 203 мм. Из этого вытекает, что нечерноморские государства не вправе проводить в Черное море линейные корабли, авианосцы и подводные лодки. Иностранные военные корабли освобождаются от уплаты каких-либо сборов.

Конвенция ограничивает число, общее водоизмещение и время пребывания военных кораблей нечерноморских государств в про ливах: они могут находиться в них не более 21 дня, а их общее во доизмещение не должно превышать 45 тыс. т (ст. 18).

Черноморские державы в мирное время могут проводить воен ные корабли практически любого водоизмещения и с любым воору жением. Они имеют право проводить свои подводные лодки через проливы, но только в надводном положении, днем и в одиночку (ст. 12).

Для прохода иностранных военных кораблей не требуется спе циального разрешения Турции: ей лишь посылается предваритель ное уведомление нечерноморскими державами за 15 дней, черно морскими — за 8 дней.

Конвенция подробно регулирует вопросы прохождении через проливы иностранных военных кораблей во время войны. Если Турция не участвует в ней, то корабли нейтральных государств мо-гут проходить через проливы на тех же условиях, что и в мирное время. Военные корабли воюющих государств не имеют права пользоваться проливами.

В случае угрозы войны, а также во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проход военных кораблей зависит ис ключительно от турецкого правительства (ст. 20).

Контроль за выполнением положений Конвенции возлагается на турецкое правительство. Черноморские державы обязаны еже годно сообщать Турции общее водоизмещение кораблей своего фло та. Цель такого сообщения — регулировать разрешенный Конвен цией общий тоннаж флотов нечерноморских держав, которые могут одновременно находиться в Черном море.

Международные каналы — это искусственные водные пути, проходящие по территории одного государства, находящиеся под его суверенитетом и используемые для международного судоходст ва. В основе регулирования правового положения таких каналов лежат следующие принципы: уважение суверенитета государства, по территории которого проходит канал; неприменение силы или угрозы силой при решении всех вопросов, касающихся канала, сво бода судоходства невоенных судов и военных кораблей без всякой дискриминации; недопустимость использования канала во вред ме ждународной безопасности.

Режим Суэцкого канала определяется Константинопольской конвенцией 1888 г. и законодательными актами Египта, согласно которьйи канал открыт как в мирное, так и в военное время для не военных судов и военных кораблей всех стран. Уведомление о про хождении военных кораблей направляется в МИД Египта не менее чем за 10 дней до даты их прибытия. Во время войны не допускают ся никакие враждебные действия ни в пределах канала, ни в преде лах трех миль от его входных портов; воюющим запрещается выса живать и принимать на военные корабли войска, боеприпасы и дру гие военные материалы. Военные корабли воюющих сторон должны проходить через канал без промедления и не задерживать ся в портах Суэц и Порт-Саид более чем на 24 часа. К каналу нель зя применять право блокады.Режим Панамского канала. По Договору между США и Пана мой (1903 г.) США получили право владения каналом и зоной Па намского канала, которую они превратили в «государство в госу дарстве». 7 сентября 1977 г. между США и Панамой были подписа ны новые договоры о Панамском канале: Договор о Панамском канале и дополнительные соглашения, детализирующие некоторые его положения, и Договор о постоянном нейтралитете Панамского канала и его управлении, а также Протокол к этому договору, не сколько приложений.

В соответствии с этими соглашениями ликвидируется право

США на владение зоной Панамского канала; упраздняются амери канские органы, ведавшие эксплуатацией канала; Панама возвра щает себе 70% сухопутных и водных районов, которыми ранее вла дели США; после 31 декабря 1999 г. канал полностью перешел под суверенитет Панамы и она взяла на себя осуществление полицей ских, судебных, таможенных и иных функций, причем на зону ка нала распространилось уголовное и гражданское законодательство Панамы.

Однако США сохранили за собой право «нести главную ответ ственность» за оборону канала до 2000 г. Договор о нейтралитете канала предоставляет право пользования каналом кораблям всех стран как в мирное, так и в военное время на равной основе (ст. III), однако США добились включения в этот Договор права для ВМС США «быстрого и ничем не обусловленного прохожде ния американских военных кораблей через канал» (ст. IV). Ней тралитет канала гарантируется Панамой и США, что значительно снижает действенность режима нейтралитета (например, если США станут воюющей стороной).

Управление каналом до 2000 г. осуществлялось Панамской ко миссией, состоящей из 5 американских и 4 панамских граждан. На чиная с 2000 г. Панама приняла на себя полную ответственность за управление эксплуатацией и обслуживанием Панамского канала.

77 Правовой режим полетов
Правовой режим воздушного пространства отдельного государства — это совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления права на полеты. Согласно Чикагской конвенции “никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств” (ст.6). Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких как Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др. Так, России, согласно Воздушному кодексу СССР 1983 г., “принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством” (ст.1). Это значит, что только Российской Федерации принадлежит право установления правового режима в своем воздушном пространстве, право запрещать или допускать полеты иностранных судов в воздушном пространстве Российской Федерации и др.
В Российской Федерации установлен строго разрешительный порядок полета иностранных воздушных судов, которые обязаны соблюдать паспортные, таможенные, санитарные и другие правила о влете, вылете, транзите. Иностранное судно обязано влетать в воздушное пространство России или вылетать из него только по согласованным трассам, на определенной высоте, совершать посадки в указанных местах и т.д. В пограничной зоне и в местах пересечения государственной границы устанавливается особый режим полетов. Над некоторыми районами полеты иностранных судов вообще запрещены. За нарушение правил в воздушном пространстве РФ установлена уголовная ответственность.
Полеты военных самолетов РФ в своем воздушном пространстве осуществляются с разрешения Министерства обороны и его компетентных органов в соответствии с требованиями основных правил полетов в воздушном пространстве РФ и Наставлением по производству полетов авиации Вооруженных Сил РФ. Особые правила установлены для полетов иностранных военных самолетов. Для них требуется предварительное разрешение Правительства РФ, получаемое по дипломатическим каналам.
Иной правовой режим устанавливается для полетов в воздушном пространстве, на которое не распространяется суверенитет отдельных государств. Находясь в таком воздушном пространстве, каждое судно должно учитывать законные интересы других государств, соблюдать правовой режим такого воздушного пространства, установленный в соответствии с рекомендациями ИКАО, других международно-правовых актов (например, Конвенцией ООН по морскому праву). Воздушным судам, находящимся в воздушном пространстве над открытым морем, запрещается совершать незаконные действия в отношении воздушных судов других государств, запрещается несанкционированное радиовещание, загрязнение атмосферы. Каждое воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия, регистрационный номер; в случае их отсутствия оно признается судном без национальности и лишается международно-правовой защиты.
Полеты военных самолетов в воздушном пространстве над открытым морем могут стать предметом регулирования международных соглашений. Так, 25 мая 1972 г. СССР и США подписали Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, согласно которому экипажи самолетов одной стороны “должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие” при приближении к самолетам другой стороны (ст.IV); они не должны создавать помех военным кораблям в запуске и приеме самолетов; не допускать имитации атак и применения оружия, выполнения различных пилотажных фигур над кораблями, сбрасывания вблизи них различных предметов (ст.IV). 22 мая 1973 г. был подписан Протокол к этому Соглашению, который регулирует действия военных самолетов в отношении невоенных судов. Согласно Протоколу запрещается “имитация атак путем разворота орудий, ракетных пусковых установок, торпедных аппаратов и имитации применения других видов оружия в направлении невоенных судов другой стороны”, а также запрещается “выбрасывать какие-либо предметы вблизи невоенных судов другой стороны таким образом, чтобы они представляли опасность для этих судов или помеху для мореплавания” (ст.II).
Полеты в воздушном пространстве над международными проливами осуществляются следующим образом: а) в проливах, не перекрываемых территориальными водами, полет подчиняется всем нормам и правилам, действующим в отношении открытого моря; б) в проливах, перекрываемых территориальными водами, действует правило “транзитного пролета”, который должен осуществляться быстро и непрерывно и единственно с целью перелета из одной части открытого моря в другую.
Сходным с “транзитным пролетом” является пролет в воздушном пространстве над архипелажными государствами.
Коммерческая деятельность делится на соответствующие категории (именуемые “свободами воздуха”). Максимальный объем такой деятельности включает следующие “свободы воздуха”:

 

1.
право транзитного беспосадочного (на территории государства, которое это право предоставило) полета;

2.
право транзитного полета с посадкой в некоммерческих целях, т.е. без принятия на борт грузов, пассажиров и др.

3.
право принимать на иностранной территории пассажиров, грузы, почту, направляемые на территорию государства, чью национальность имеет судно;

4.
право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их на борт на территории такого государства для перевозки из любых третьих стран или в любые третьи страны.


Этими “свободами воздуха” их перечень не исчерпывается. Появились новые, такие как право осуществлять перевозки грузов, почты и пассажиров между третьими странами через свою территорию; право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию и др.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.250 (0.044 с.)