ТОП 10:

Борьба с захватом заложников



Согласно Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г. (ст. 1) преступление — захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать залож­ника для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридичес­кое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.

В соответствии с Конвенцией РФ осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении преступления, совершенного:

любым лицом на территории РФ или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в РФ;

чтобы заставить РФ совершить какой-либо акт или воздержаться от его совершения;

в отношении заложника — гражданина РФ;

гражданами РФ или лицом без гражданства, обычно проживающим на территории РФ.

70 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

В современных условиях миграция населения, в законных и незаконных формах, для международного сообщества, в том числе и Республики Беларусь, приобрела социально опасный характер и из фактора временного превратилась в фактор постоянный. Особую опасность несет незаконная миграция, являясь причиной преступлений разного характера (контрабанда наркотиков, торговля людьми и их вербовка для различных форм эксплуатации, грабежи, разбои, вымогательства, мошенничество, незаконный вывоз валютных средств и подакцизных товаров и др.), что оказывает значительное влияние на политическую, социальную, экономическую, демографическую и иные сферы жизни государств. Вместе с тем, нелегальная миграция — одна из сфер деятельности транснациональной организованной преступности. Поэтому степень разрешения миграционных проблем определяет реальное состояние и возможности государств в обеспечении национальной безопасности.

В настоящее время процессы развития незаконной миграции обусловливаются следующими факторами: 1) растущий спрос на дешевую рабочую силу во многих высокоразвитых странах, который не может быть удовлетворен внутри них; 2) медленное устранение коренных причин миграции населения в странах ее происхождения; 3) защита прав мигрантов в соответствии с международным законодательством по правам человека и возрастающее число национальных и международных правовых актов по вопросам международной миграции.

Для множества мигрантов Республика Беларусь в политических, экономических и социальных условиях благоприятна, что, в свою очередь, делает нашу страну своеобразным «перекрестком» миграционных потоков, не безопасным для состояния обстановки как в стране, так и на Государственной границе.

Следует также констатировать, что на современном этапе развития международных отношений незаконная миграция достаточно длительное время будет оставаться глобальной проблемой, затрагивающей интересы многих стран мирового сообщества. Особый акцент следует сделать на организации перевозки мигрантов вопреки существующим международным нормам и законам, по сути являющейся большим и прибыльным видом транснациональной преступной деятельности. Так, по данным Международной организации по миграции, от одной лишь нелегальной переправки мигрантов преступные организации получают до 3,5 млрд дол. США прибыли [9, с. 1—2].

Таким образом, основные причины и условия возникновения и развития нелегальной миграции в современном мире представляется целесообразным классифицировать на три основные группы.

К первой группе можно отнести социально-экономические факторы:

— расширение мирового рынка, международных финансовых сетей и систем телекоммуникаций;

— увеличение масштабов безработицы в странах азиатского и африканского регионов и, как следствие, в целях повышения уровня материального благосостояния, поиск любых видов работы в государствах Европы и Северной Америки.

Во вторую группу необходимо включить политические причины:

— неиспользование в полном объеме возможностей специализированных международных органов и организаций, таких как ООН, МОМ, Интерпол, Европол и др.;

— «прозрачность» границ между отдельными европейскими государствами и бывшими республиками СССР.

В третьей группе важно выделить ряд правовых аспектов:

— существенные отличия национальных уголовных законодательств, базирующихся на различных принципах и традициях и по-разному регламентирующих уголовную ответственность за организацию каналов нелегальной миграции;

— неспособность национальных уголовных законодательств эффективно противостоять процессам транснационализации нелегальной миграции;

— отсутствие единой общепризнанной концепции международного сотрудничества в борьбе с нелегальной миграцией и, как следствие, недостаточная эффективность механизма имплементации международно-правовых соглашений в данной области.

В настоящее время борьба с нелегальной миграцией осуществляется на двух основных уровнях: на международном и на национальном.

На международном уровне данного рода деятельность осуществляется посредством заключения универсальных и региональных соглашений, и в первую очередь в рамках ООН и СНГ.

Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (1998 г.) по сути повторяет положения данного Протокола. Вместе с тем статья 4 Соглашения СНГ регламентирует взаимодействие в области борьбы с незаконной миграцией, выделяя следующие его основные направления:

— миграционный контроль;

— учет граждан третьих государств, лиц без гражданства и граждан государств — участников Соглашения (далее — Сторон), незаконно пересекающих границы государств, незаконно пребывающих на территориях Сторон, а также лиц, которым запрещен въезд на территорию одной из Сторон;

— выработка механизма по депортации незаконных мигрантов;

— гармонизация национального законодательства Сторон в области ответственности для незаконных мигрантов и для всех категорий лиц, оказывающих содействие незаконной миграции;

— обмен информацией о незаконной миграции;

— подготовка и повышение квалификации сотрудников соответствующих органов Сторон, занимающихся вопросами борьбы с незаконной миграцией [6].

Позитивным результатом реализации Соглашения стала выработка и принятие в 2000 г. Положения об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в государства — участники настоящего Соглашения закрыт в соответствии с действующим национальным законодательством Сторон, и порядке обмена информацией о незаконной миграции [7] в соответствии со статьями 4 и 6 рассматриваемого Соглашения. Полагаем, что принятие данного Положения принципиально важно для деятельности пограничных служб стран СНГ в борьбе с нелегальной миграцией и предотвращении фактов незаконного пересечения государственных границ.

Информационный обмен о незаконной миграции осуществляется посредством использования согласованных структурированных форм обмена информацией по имеющимся каналам связи (почтовый, телеграфный или электронная почта). Один из вариантов обмена информацией — периодическое издание бюллетеня с направлением в заинтересованные министерства и ведомства Сторон. При организации информационного обмена о незаконной миграции Стороны определяют:

— уполномоченные органы, занимающиеся информационным обменом (название и адрес);

— перечень должностных лиц, имеющих право подписи информационных документов для обмена (должность, фамилия, имя, отчество);

— способы информационного обмена, виды и средства связи.

В целом из общей базы данных для взаимного обмена между уполномоченными органами государств — участников Содружества Независимых Государств можно получить информацию по следующим вопросам:

1) об установленных и задержанных незаконных мигрантах и мерах, принятых в их отношении (ф. и. о., год рождения, номер национального паспорта или документа, удостоверяющего личность, срок его действия, пол, гражданство, государство выезда, маршрут поездки, заявленная цель въезда, вид транспорта, одиночное перемещение или в составе группы, государство, в котором установлено нарушение и его характер);

2) о поддельных и похищенных документах, используемых лицами для незаконного пересечения государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств;

3) о выявленных каналах незаконной миграции, в том числе способах получения въездных и транзитных виз, приглашений для въезда с деловыми и частными целями, туристических ваучеров, лицензий на право осуществления трудовой деятельности, методах, средствах и ухищрениях, применяемых незаконными мигрантами на Государственной границе;

4) о фактах незаконного перехода (прорыва) государственной границы вне пунктов пропуска;

5) о странах исхода незаконных мигрантов, маршрутах, используемых способах въезда и выезда;

6) о транзитных пунктах, пунктах пропуска через государственную границу и основных типах используемых транспортных средств;

7) о гражданстве организаторов, пособников и исполнителей переброски (перевозки) незаконных мигрантов;

8) о средствах и способах подделки или фальсификации проездных или удостоверяющих личность документов и видов на жительство;

9) о количестве лиц (с разбивкой по гражданству), которым отказано во въезде или выезде с их территории, у которых в пункте въезда или выезда выявлены поддельные или фальшивые документы, после совершения ими нелегального въезда, о количестве установленных организаторов, пособников и исполнителей переброски (перевозки) незаконных мигрантов, количестве переправленных ими и подготовленных к переброске (перевозке) незаконных мигрантов;

10) сведения о готовящейся (осуществленной) переброске (перевозке) незаконных мигрантов;

11) о национальном законодательстве в области миграции, а также об изменениях и дополнениях в нем;

12) об образцах документов, удостоверяющих личность и право на пересечение государственной границы, изменениях форм и требований к документам для въезда, пребывания и выезда с их территорий;

13) обо всех международных договорах о въезде-выезде и миграции с третьими государствами;

14) о гражданах третьих государств, лицах без гражданства и гражданах Сторон, незаконно пересекающих государственные границы государств и незаконно пребывающих на их территориях.

Следует отметить, что в белорусском законодательстве термин «иностранец» охватывает две категории лиц: иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Объективная сторона преступления включает в себя организационную деятельность, направленную на обеспечение незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства, в трех формах: незаконный въезд на территорию Республики Беларусь; незаконное пребывание на территории Республики Беларусь; незаконный выезд с территории Республики Беларусь.

Организация незаконной миграции — это организация лицом или группой лиц незаконной миграции, выражающаяся в планировании и ином создании условий для незаконной миграции, либо непосредственное руководство совершением деяний, предусмотренных частью 1 статьи 3711 УК (организация содействия незаконному въезду иностранцев и укрывательство их во время незаконного пребывания в стране, руководство транспортировкой незаконных мигрантов по территории Республики Беларусь.

Преступление признается юридически оконченным с момента, когда действия организационного характера реализовались в одной из форм проявления незаконной миграции, предусмотренных статьей 3711 УК (например, группа иностранцев незаконно проникла на территорию Республики Беларусь).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы организационной деятельности могут быть различными. Типичными являются корыстные мотивы.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 статьи 3711 предусматривает три квалифицирующих обстоятельства: совершение деяния повторно группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Социально-экономические и политико-правовые преобразования, проводимые в Республике Беларусь, признание приоритета прав и свобод человека и гражданина как важнейшей конституционной обязанности государства выдвигают перед пограничными войсками ряд актуальных проблем в обеспечении безопасности государства. Одной из них является противодействие нелегальной миграции.

2. Урегулирование проблемных вопросов, связанных с борьбой с нелегальной миграцией, должно осуществляться на основе строгого и точного соблюдения Конституции Республики Беларусь и действующего законодательства.

3. Учитывая международный характер проблемы, автор считает, что при дальнейшем становлении и утверждении пограничной инфраструктуры на Государственной границе Республики Беларусь использование и внедрение конкретных форм и механизмов борьбы с нелегальной миграцией должны осуществляться в соответствии с положениями и решениями Устава ООН, которые взяты за основу при разработке методологических аспектов действий в управлении деятельностью частей и подразделений пограничных войск, осуществляющих охрану рубежей Республики Беларусь.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.208.153 (0.007 с.)