ТОП 10:

Организация Североатлантического договора (НАТО).



Североатлантический договор был подписан в 1949 г. Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего 12 государств. В настоящее время количество членов НАТО — 16 Вопрос о том, является ли НАТО регио­нальной международной организацией, достаточно спорен: ведь в ее состав входят государства трех континентов.

Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.

Обо всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН. Меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

В соответствии с Договором был создан Совет НАТО (высший политический и военный орган), в котором представлены все члены НАТО на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел. В качестве постоянного органа Совет собирается раз в неделю на уровне постоянных представителей в ранге послов.

Совет учреждает вспомогательные органы, в частности, Военный комитет заседает не реже двух раз в год. В 1991 г. создан Совет Североатлантического сотрудничества, в котором государства представлены министрами иностранных дел. Вступить в НАТО согласно положениям Договора может любое европейское государство, которое в состоянии проводить в жизнь принципы этого Договора, с согласия остальных участников.

Сегодня представители НАТО утверждают, что «Североатлантический союз был создан с двумя целями: для обороны территории стран, являющихся его членами, и для защиты и поощрения ценностей и идеалов, которые они разделяют... наши ценности и идеалы разделяет все большее число стран, мы с радостью воспользуемся возможностью соответственно пересмотреть свою оборону, сотрудничать и консультироваться с нашими новыми партнерами, помочь укрепить уже не разделенный более Европейский континент и внести вклад нашего Союза в новую эру доверия, стабильности и мира». Однако действия НАТО в бывшей Югославии, по моему мнению, представляли серьезное нарушение положений Устава ООН. Существуют также проблемы во взаимоотношениях НАТО и России, особенно в связи с предполагаемым расширением НАТО на восток.

Местопребывание НАТО — г. Брюссель (Бельгия).

Система коллективной безопасности в рамках СНГ (ОДКБ).

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. и Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г (участвуют Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности.

В состав Совета входят главы государств-участников и Главнокомандующий ОВСС. Решением Совета назначается Генеральный сек­ретарь Совета, а также Главнокомандующий Вооруженными Силами государств — участников Договора.

Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, которые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещается Совет Безопасности ООН.

В рамках СНГ созданы также Объединенные Вооруженные Силы Содружества — войска, силы и органы управления ими, выделенные из Вооруженных Сил государств Содружества и оперативно подчиненные Главному командованию ОВСС, остающиеся, однако, в не­посредственном подчинении органов военного управления своих государств.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

Место пребывания Совета — г. Москва

Меры доверия.

Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер доверия. Меры доверия представляют собой систему организа­ционно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.

Начало развития институту мер доверия было положено Соглашением между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г. и Соглашением о предотвращении ядерной войны 1973 г., по которым устранение опасности ядерной войны было объявлено целью политики двух великих держав и в случае риска возникновения ядерного конфликта стороны обяза­лись приступать к немедленным консультациям.

Действующая в Европе система мер доверия основана прежде всего на положениях документов СБСЕ и включает в себя широкий комплекс мероприятий — меры по обеспечению взаимодействия и связи между государствами, уведомления о военной деятельности и направление наблюдателей на военные учения и т.д.

Заключительный акт 1975 г., в частности, предусматривает осуществление следующих мер доверия между государствами СБСЕ:

предварительное (за 21 день) уведомление о крупных военных учениях, в которых участвуют свыше 25 тыс. чел.;

обмен наблюдателями на военных учениях;
предварительное уведомление о крупных передвижениях войск.

Венские документы СБСЕ 1990 и 1992 гг. существенно расширили как перечень мер доверия, так сферу их применения, и в настоящее время система мер доверия включает в себя новые институты (инспекции на месте, технический контроль и т.д.).

Новым направлением в развитии института мер доверия является концепция открытого неба.

В соответствии с Договором по открытому небу 1992 г. (в силу пока не вступил) государства обязались содействовать большей от­крытости в их военной деятельности, для чего предоставили друг другу право проводить определенное число наблюдательных полетов невооруженных самолетов над своей территорией. Учреждается также Консультативная комиссия по открытому небу, рассматривающая вопросы по соблюдению Договора.

Основные органы ЕС.

Европейский Совет. Является политическим органом ЕС высшего уровня. В состав входят главы государств, главы правительств, министры иностранных дел. Также, в состав совета входит Председатель Европейской комиссии (см. ниже). Основное направление деятельности - выработка главной линии политической интеграции ЕС. Заседания проходят не меньше, чем два раза в год. Формально, Европейский Совет не входит в структуру институтов ЕС. Он осуществляет, можно сказать, "церемониальное" руководство. Участие политиков государств высшего уровня придают решениям особую значимость. Штаб-квартира находится в Брюсселе (Бельгия).

Европейская комиссия. Является высшим органом исполнительной власти ЕС. Комиссия осуществляет деятельность, направленную на исполнение основных договоров. В ее функции входит предложение законодательных инициатив, и контроль за их исполнением. Комиссия осуществляет управление бюджетом, различными фондами и программами ЕС. В состав входит по одному представителю от каждой страны-члена. При этом, каждый член комиссии возглавляет Генеральный Директорат, отвечающий за какую-либо сферу интересов ЕС. При этом, государствам-членам запрещено влиять на решения своего представителя. Штаб-квартира находится в Брюсселе (Бельгия). Рабочими языками Европейской комиссии числятся французский, английский и немецкий. В основном, действия комиссии носят административный характер.

Совет ЕС. Иногда его еще называют "Совет Министров ЕС". Этот орган обладает целым рядом функций законодательной и исполнительной власти. Некоторые считают его основным органом ЕС так как он играет основную роль в принятии политических решений на межправительственном уровне. В состав Совета входят министры иностранных дел государств-членов ЕС. Но в последнее время появилась тенденция созыва Совета ЕС в составе министров различных отраслей (внутренних дел, экономики и финансов и др.), хотя решения Совета имеют силу при любом его составе.

Европейский парламент. Основное направление деятельности Европарламента — утверждение бюджета ЕС. Помимо этого, фактически каждое решение Совета ЕС по любым вопросам требует утверждения Европарламентом, или, по крайней мере запроса его мнения. Также, в функциях парламента, контроль за работой Еврокомиссии. Парламент даже обладает правом роспуска Еврокомиссии, чего впрочем никогда не было. Европейский парламент состоит из 732 членов, которые избираются гражданами стран-членов ЕС. Пленарные заседания Европарламента проходят либо в Брюсселе (Бельгия), либо в Страсбурге (Франция).

Европейский суд. Официально, эта структура называется Суд Европейских Сообществ. Не следует его путать с Европейским Судом по правам человека (традиционное название - Европейский Суд). Является высшим судебным органом ЕС. Рассматривает иски как от государств, так и от отдельных лиц. Может налагать на государства штрафы и штрафные санкции. Юрисдикция суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС. Суд включает в свой состав по одному представителю от стран-членов ЕС, и восемь генеральных адвокатов. Местонахождение Суда ЕС - Люксембург.

Таким образом, можно отметить, что Суд ЕС является судебным органом ЕС, законодательная власть в ЕС поделена между Еврокомиссией, Европарламентом и Советом ЕС, а исполнительная власть принадлежит Еврокомиссии и Совету ЕС.

Кроме перечисленных институтов, которыми считаются главными в ЕС, еще в структуру ЕС входят суд аудиторов, Европейский центробанк, Европейский инвестиционный банк, экономический и социальный комитет, комитет регионов, институт Европейского омбудсмена и другие органы и агентства (Евроюст, Европол и др.).

Так как в Европе не так давно образовалось довольно много новых государств, то, возможно, список стран-членов ЕС в скором времени пополнится. В 2010-2011 году в ЕС могут вступить Исландия, Сербия и Хорватия. В 2008 году заявку подала Албания. Ведутся переговоры с Хорватией, Турцией, Украиной и Молдовой. Возможно, к Европейскому Союзу присоединятся и другие государства.

45 Право Европейского союза (англ. European Union law, фр. Droit de l'Union européenne) - система правовых норм, регулирующая процесс европейской интеграции, порядок создания и функционирования европейских властных институтов и связанные с этим общественные отношения.
Европейское право является самостоятельной правовой системой, находящейся на стыке национального права государств-членов ЕС и международного права.

Принципы права ЕС[править | править исходный текст]

Смысл, содержание, реализацию и развитие норм права Европейского союза отражают его принципы. Одни принципы непосредственно содержатся в учредительных договорах Европейского союза, другие выработаны практикой Суда Европейского союза в результате их толкования. Принципы права ЕС разделяются на функциональные и общие.

Функциональные принципы права ЕС[править | править исходный текст]

К функциональным принципам относятся принцип верховенства права и принцип прямого действия.
Принцип верховенства права ЕС означает приоритет норм права ЕС над нормами национального законодательства государств-членов. Правовые нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права ЕС. Указанный принцип распространяется не только на учредительные договоры Европейского союза, но и на ряд других нормативных актов Европейского союза. Гарантом соблюдения данного принципа выступает Европейский суд.
Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов. Для вступления в силу норм Европейского права нет необходимости в их трансформации в национальный правопорядок. Принцип прямого действия права является отличительным признаком права ЕС от международного права. Нормы международного права регулируют отношения государств и международных организаций. Нормы права ЕС непосредственно регулируют отношения с участием физических и юридических лиц. Так например положения регламентов издаваемых институтами ЕС становятся непосредственно действующими на всей территории государств Евросоюза с момента их утверждения. В свою очередь правила содержащиеся в статьях договора о ЕС для прямого действия должны быть изложены ясно, в императивной форме и не должны быть дополнительно обусловлены результатами будущей деятельности государств-членов и институтов ЕС. В то же время если статья имеет характер общего принципа или декларации, устанавливает цели и программу деятельности институтов и государств ЕС, если в ней нет точного и безусловного указания на конкретные права и обязанности, возникающие у государств членов ЕС, физических и юридических лиц, то такая статья прямым действием обладать не будет.
Указанные выше принципы были выработаны практикой Европейского суда в результате толкования учредительных договоров.

Общие принципы права ЕС

К числу общих принципов права ЕС относятся: принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.

Источники права ЕС

Акты первичного права

К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.

Акты вторичного права

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Вторичный акт может быть принят, если существуют полномочия для его принятия и соблюдена бюджетная дисциплина.
Типы вторичных актов:

1. Юридически обязательные:

· законодательные: регламенты, директивы и решения, принятые на основе первичного права

· не законодательные: акты, принятые в соответствии с полномочиями в законодательном акте

2. Юридически не обязательные:

· рекомендации, мнения и другие необязательные для исполнения акты

Акты третичного права

Международные договоры между странами ЕС, которые облегчали функционирование ЕС. В течении времени были постепенно заменены на акты вторичного права. Нельзя с точностью говорить о актах третичного права, как о источнике европейского права

· Конвенция о гармонизации законов в интересах физических и частных лиц в 4 областях

· Конвенция координации действий государств-членов в полицейском и судебном сотрудничестве по уголовным делам

· Конвенция, содействующая выполнению первичных актов







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.012 с.)