Зона свободной торговли в странах СНГ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зона свободной торговли в странах СНГ



Парламент Украины на внеочередной сессии 30 июля 2012 года ратифицировал соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ.

Парламент Украины на внеочередной сессии 30 июля 2012 года ратифицировал соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ.

15 апреля 1994 года президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ).

Подразумевалось, что в ЗСТ будет осуществляться беспошлинная торговля, будут отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле и таким образом устранятся многочисленные торговые барьеры. Все это должно было стимулировать увеличение товарооборота и создавать предпосылки для устойчивого экономического роста государств ‑ участников СНГ.

2 апреля 1999 года в Москве был подписан Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о зоне свободной торговли - рамочный документ, который необходимо было адаптировать к законодательству каждого государства. Протокол подписали президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Согласно Протоколу, взамен действовавшего в СНГ двустороннего режима свободной торговли вводился многосторонний, отменялись все пошлины, а также налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров во взаимной торговле государств ‑ участников ЗСТ, устанавливался порядок разрешения споров и т.д.

Соглашение и Протокол к нему в пакете с другими документами, развивающими правовую базу по данной тематике, создавали достаточно эффективный инструмент последовательного формирования режима свободной торговли.

Однако многосторонний режим свободной торговли фактически до конца сформирован не был. Участники Соглашения так и не приступили к согласованию общего перечня изъятий из режима свободной торговли, который в соответствии с условиями этого международного договора должен был стать его составной частью.

Ряд государств - участников СНГ не ратифицировали оба документа (Соглашение о ЗСТ и Протокол к нему), что практически затормозило реализацию масштабной зоны свободной торговли. Между партнерами по Содружеству продолжал действовать режим свободной торговли, который был зафиксирован в двусторонних соглашениях о свободной торговле.

В ноябре 2008 года главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития Содружества на период до 2020 года.

Среди приоритетных направлений в принятой Стратегии - завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО); формирование предпосылок для создания общего экономического пространства; развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, создание эффективных механизмов валютно‑финансового сотрудничества.

В течение 2009‑2011 годов велась работа над проектом Договора о зоне свободной торговли. Было проведено 13 заседаний специально созданной Рабочей группы по подготовке проекта документа, а также два совещания министров экономики.

18 октября 2011 года Договор о зоне свободной торговли был подписан.

Подпись под документом поставили главы правительств восьми государств ‑ участников СНГ (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины), на долю которых приходится свыше 90% взаимной торговли стран Содружества.

Консультации и переговоры о присоединении к Договору Азербайджана, Узбекистана и Туркмении планируется продолжить.

В преамбуле Договора провозглашено, что его участники, учитывая необходимость надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли и необходимость интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, стремятся к постоянному повышению уровня жизни населения своих государств.

Договор содержит понятийный аппарат, а также базовые положения и нормы, регулирующие торгово‑экономические отношения государств ‑ участников СНГ на более высоком качественном уровне.

В Договоре существенно сокращается количество изъятий из режима свободной торговли при импорте. Фактически это только три товара: спирт, сахар и табачные изделия - и пошлины на них сохраняются только до 1 января 2015 года.

Стороны договорились "заморозить" экспортные пошлины на существующем уровне и через шесть месяцев после вступления Договора в силу приступить к переговорам по их поэтапной отмене.

Стороны согласились также не использовать технические, санитарные и фитосанитарные меры в качестве барьеров для торговли. Договор фиксирует отмену количественных ограничений во взаимной торговле государств ‑ участников СНГ в форме квот, лицензий или других мер, то есть нетарифные ограничения полностью отменяются.

Важными положениями документа являются:

- предоставление друг другу национального режима в отношении внутренних налогов, сборов, законов, правил, относящихся к купле‑продаже, перевозке, распределению, использованию, переработке товаров на внутринациональном рынке;

- провозглашение принципа свободы транзитных перевозок.

Статья 9 Договора посвящена применению антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле и направлена на устранение практики субсидирования экспорта. При этом определены четкие правовые механизмы по урегулированию возникающих проблем во взаимной торговле.

Согласно достигнутым договоренностям обеспечивается прозрачность государственной помощи предприятиям путем ежегодного информирования других сторон об общей сумме и распределении помощи, оказываемой государством, и предоставляя по требованию другой стороны информацию об оказании государственной помощи в конкретных случаях и схемы предоставления такой помощи.

В Договор включена основанная на правилах ВТО норма (статья 14), разрешающая временно применять ограничения в целях обеспечения своего внешнего финансового положения, предотвращения угрозы сокращения валютных резервов, равновесия платежного баланса, в том числе вводить ограничения на платежи и переводы в связи с осуществлением торговли товарами со сторонами.

Договор содержит норму, предусматривающую независимое рассмотрение спора комиссией экспертов в соответствии с процедурой разрешения споров, основанной на международной практике.

20 марта 2012 года Государственная Дума РФ ратифицировала договор о зоне свободной торговли.

28 марта Договор был ратифицирован Советом Федерации РФ.

Второй страной, ратифицировавшей Договор о зоне свободной торговли, стала Белоруссия: 19 апреля 2012 года документ был ратифицирован парламентом, 8 мая 2012 года - белорусскими сенаторами.

ЕврАзЭс

Евразийское экономическое сообщество было учреждено в 2000 г. Участниками Сообщества являются Беларусь, Казахстан, Киргизия, РФ и Таджикистан.
ЕврАзЭС создается для формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Органами ЕврАзЭС являюся: Межгосударственный Совет; Интеграционный Комитет; Межпарламентская Ассамблея; Суд Сообщества. Межгосударственный Совет является высшим органом ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и главы правительств Договаривающихся Сторон. Он рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств - участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Интеграционный Комитет является постоянно действующим органом ЕврАзЭС. Основные задачи Комитета: обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС; подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проектов решений и документов; подготовка предложений по формированию бюджета ЕврАзЭС и контроль за его исполнением; контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом. В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств. Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже одного раза в три месяца. В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей государств-участников при ЕврАзЭС. Организация работы и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета возлагаются на Секретариат Интеграционного Комитета. Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Межгосударственным Советом по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года. Местом нахождения Интеграционного Комитета являются города Астана и Москва. Межпарламентская Ассамблея является органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающим вопросы гармонизации национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС. Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами государств-участников. Местом нахождения Ассамблеи является Санкт-Петербург. Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение государствами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества 2000 г. и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд Сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между государствами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения, а также заключения. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгосударственного Совета сроком на шесть лет. Местом нахождения Суда является Минск.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.009 с.)