Понятие и классификация источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация источников



Конституционные основы земельного права и их значение для развития земельного законодательства

Конституция как Основной закон страны имеет высшую юридическую силу, а ее нормы являются юридическими нормами прямого действия. Конституционные нормы являются юридической основой для формирования и функционирования национальной правовой системы. Итак, Конституция является фундаментальным источником всех отраслей права, в том числе и земельного.

Все конституционные нормы, регулирующие отношения по использованию и охране земель можно условно разделить на 4 основные группы:

1) положения, устанавливающие основы правового режима земли как природного объекта и природного ресурса: земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы являются объектами права собственности Украинского народа (ст. 13), земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства, право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом (ст. 14);

2) положения, закрепляющие право граждан на землю: никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности незыблемо; принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости; каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, использование собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли (ст. 41); граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом (ст. 24) иностранцы и лица без гражданства пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, - за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами (ст. 26). Следует отметить, что, закрепляя принцип свободы собственника по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, принадлежащей ему, Конституция четко определяет границы таких свобод, обусловленные гарантиями прав и законных интересов других лиц и обеспечением экологической безопасности на территории страны;

3) положения, определяющие компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления по использованию и охране земель. Эти положения закреплены в нормах, регламентирующих общеправовых компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, и не имеют четкой отраслевой конкретизации;

4) положения, закрепляющие: право каждого на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, на возмещение причиненного нарушением этого права вреда, на свободный доступ к информации о состоянии окружающей природной среды, не может быть засекречена (ст. 50); правосубъектность государства в сфере охраны окружающей природной среды, что означает обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории страны (ст. 16); обязанность каждого гражданина не наносить вред природе, возмещать причиненные им убытки (ст. 66), ответственность владельца за ухудшение экологической ситуации и природных качеств земли (ч. 7 ст. 41). Конституция содержит большое количество других норм общего характера, связанных с решением вопросов по использованию и охране земель.

 

Понятие и классификация источников

В теории права устоявшимся является разделение источников права на источники в широком и узком смысле. Источники в широком смысле - это сами общественные отношения, которые являются основанием для принятия юридических норм. Источники права в узком смысле - это нормативно-правовые акты компетентных органов государственной власти, содержащие определенные требования относительно регулирования соответствующих общественных отношений. Это понятие источника имеет значение емкости, содержащей юридические нормы. Именно в таком аспекте рассматриваются источники земельного права, анализ которых проводится в этом разделе.

Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти или местного самоуправления, содержащие общеобязательные правовые требования, нормы, правила, регулирующие экономические и экологические общественные отношения в области использования и охраны земель, рассчитанные на многократное применение и это средство установления новых или изменения или отмены ранее принятых земельно-правовых норм. Они являются формой выражения и закрепления земельной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов в сфере правового регулирования земельных отношений.

Источники земельного права должны соответствовать признакам объективно присущим источникам любых отраслей права. Во-первых, они должны быть носителями властной силы государства, т.е. обеспечиваться принудительным исполнением. Во-вторых, эти правовые акты должны быть рассчитаны на многократное применение, то есть иметь нормативный характер. В-третьих, они должны быть адресованы неопределенному кругу субъектов. И, наконец, - носить общеобязательный характер. Поэтому не могут быть признаны источниками права индивидуальные акты, выданные в целях применения действующих норм права. Такие акты не устанавливают новых правовых норм, а только применяют уже выданы, существующие нормы земельного права в соответствующих ситуациях. Например, не признаются источниками земельного права решения государственных органов о предоставлении лицу земельного участка в собственность или в пользование, о применении санкций к нарушителю земельного законодательства или о проведении землеустроительных действий. Эти решения выдаются исключительно на основании и во исполнение действующей нормы земельного права.

Время земельно-правовые источники имеют определенные только им присущие признаки. Они определены в ст. 5 ЗК и заключаются в сочетании особенностей использования земли как территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства; обеспечении равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства; невмешательстве государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и территориальными громадами своих прав по владения, пользования и распоряжения землей, кроме случаев, предусмотренных законом; обеспечении рационального использования и охраны земель; обеспечении гарантий прав на землю; приоритете требований экологической безопасности при использовании и охране земель.

Классификация источников земельного права дает возможность максимально эффективно их анализировать и применять на практике. Она может быть проведена по ряду оснований.

По юридической силе источники земельного права подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты. Законы имеют высшую юридическую силу и поэтому занимают видное место в иерархической структуре законодательства. Все другие нормативные акты, издаваемые на основе, с целью развития и на их выполнение, именуются подзаконными актами.

По предмету регулирования источники делятся на общие и специальные. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как земельные, так и иные общественные отношения. К таким актам относятся, в частности, Конституция, Закон Украины от 25 июня 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" и другие. Специальные - это акты, целиком посвященные регулированию земельных отношений и вопросам использования и охраны земель (ЗК, законы "О плате за землю", "Об аренде земли" и т.д.).

По характеру правового регулирования источники делятся на материальные и процессуальные. Первые содержат материальные нормы права, устанавливающие права, обязанности и ответственность участников соответствующих отношений. Вторые регулируют процессуальные отношения в сфере использования и охраны земель. Любой материальной норме права, которая может быть реализована лишь при условии ее применения, присущая необходима ей процессуальная форма, с помощью которой выполняется ее предписание.

Таким образом, применение правовой нормы без осуществления определенного комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, вытекающих из ее содержания и образуют процессуальную форму этой нормы, невозможно. Они касаются, например, порядка предоставления земель в собственность и в пользование, порядка изъятия (выкупа) земель, порядка ведения мониторинга земель, государственного земельного кадастра, осуществление мероприятий по охране земель. Актами процессуального характера является Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) Украины, Хозяйственный процессуальный кодекс (ГПК) Украины, Кодекс административного судопроизводства (КАС) Украины, Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) Украины и другие. Специфика земельного законодательства заключается в том, что материальные и процессуальные нормы, регулирующие отношения по использованию и охране земель часто входят в содержание одних и тех же нормативных актов.

По форме законодательного акта источники делятся на кодифицированные и те, что не являются.Кодифицированными являются нормативные акты, отличающиеся высоким качеством и уровнем систематизации и являются основными в той или иной отрасли права. Такими кодифицированными актами в земельном праве является ЗК, законы "Об охране окружающей природной среды", "О плате за землю", "Об аренде земли" и другие.

Систему источников земельного права образуют: Конституция, международные конвенции, многосторонние и двусторонние межгосударственные соглашения и договоры; законы; указы и распоряжения Президента; декреты, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины; нормативно-правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти; нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; локальные нормативно-правовые акты.

Договор является одним из важнейших источников современного права. Согласно ст. 626 ГК он составляет договоренность двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В современных условиях роль договора как источника права постоянно возрастает, что обусловлено желанием сторон урегулировать взаимные права и обязанности без какого-либо административного диктата. В отличие от других источников права, договор заключается на принципах равенства, независимости сторон и их свободного волеизъявления, а также имущественной ответственности за нарушение обязательств. Одна из главных особенностей договора заключается в том, что он может быть как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством. Основные требования к форме, содержанию и предмету договора закреплены в ГК. Кроме того, ЗК, Закон "Об аренде земли" и ряд других земельно-правовых актов более детально регламентируют содержание сделок с земельными участками, что обусловлено спецификой земли как особого вида имущества, по поводу которого возникают договорные отношения.

Обычаи в теории права являются общепризнанными источниками регулирования общественных отношений, характеризующихся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Обычаи могут признаваться источники регулирования земельных отношений и санкционироваться государством. В частности гл. 17 ЗК регламентирует правила добрососедства составляют традиционно сложившиеся отношения между смежными землепользователями по использованию принадлежащих им земельных участков и межевых сооружений с учетом обоюдных интересов сторон.

В рамках конституционного принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную отечественная правовая доктрина рассматривает применение судебной практики лишь в аспекте толкования и разъяснения отдельных положений права. Итак, постановления Пленума Верховного Суда Украины, разъяснения и письма Высшего хозяйственного суда Украины и постановления Пленума Высшего административного суда Украины не являются источниками права. Однако это не снижает роли судебной практики в выработке общих подходов и принципов эффективной реализации источников земельного права, а также одинакового применения его норм на практике. Особая роль обобщений судебной практики заключается, в частности, в том, что их изучение и анализ дает законодателю возможность своевременно вносить необходимые изменения и дополнения в действующие земельно-правовых норм и заполнять существующие в законодательстве пробелы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.008 с.)