Законы как основные источники земельного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы как основные источники земельного права



Основными источниками земельного права являются законы, которые можно разделить на кодифицированные и некодификовани, а также на общие и специальные. Это означает, что законами должны быть урегулированы права и интересы человека и гражданина по использованию и охране земель, механизм их обеспечения и защиты.

ЗК является общеотраслевым кодифицированным актом и составляет основу действующего земельного законодательства, его развивает и дополняет. Целью ЗК не является обеспечение исчерпывающего регулирования всех земельных отношений, возникающих на практике.

Несмотря на то, что значительное место в ЗК занимают отсылочные нормы, большинство его норм являются нормами прямого действия.

Главная особенность ЗК заключается в том, что он является основой системы "соподчинения" норм всех природноресурсових отраслей права, где между одинаковыми по юридической силе нормативными актами должны быть исключены противоречия и дублирование. Таким образом, ЗК является базовым (стержневым) актом, на котором основывается вся система земельно-правовых норм.

ЗК - это комплексный нормативно-правовой акт, содержащий широкий круг норм, которые закрепляют основные положения, связанные с режимом использования и охраны земель, составу и целевому назначению земель, правами и обязанностями собственников земли и землепользователей. Он регламентирует вопросы приобретения и реализации права на землю, гарантии этих прав, определяет компетенцию органов управления и контроля в области использования и охраны земель, ответственность за нарушение земельного законодательства.

К внутриотраслевых кодифицированных актов системы источников земельного права относятся законы "О плате за землю", "Об аренде земли" и другие. Появление указанных законов обусловлена ​​тем, что неупорядоченное и в значительной мере устарело земельное законодательство не обеспечивало в рыночных условиях надлежащей правовой регламентации земельных отношений. Внутриотраслевая кодификация способствовала систематизации норм, регулирующих отдельные институты земельного права.

Проблема внутриотраслевой кодификации, или кодификации на уровне отдельных институтов земельного права не потеряла своей актуальности и сейчас. Анализ содержания действующего ЗК свидетельствует о наличии в нем ряда недостатков. Это касается объемов, глубины и системы закрепления земельно-правовых норм, что приводит фактически к невозможности реализации большинства из его норм.Наглядным доказательством этого является наличие государственного плана подготовки нормативно-правовых актов, с помощью которых будет обеспечиваться реализация положений, закрепленных в ЗК.Согласно распоряжению Кабинета Министров Украины "Об утверждении плана подготовки проектов законодательных и других нормативно-правовых актов, вытекающих из Земельного кодекса Украины", предусмотрена разработка законов, в частности: "О рынке земель", "О государственном земельном (ипотечном) банке", "О государственном земельном кадастре", "Об изъятии земель права частной собственности", "О личном крестьянском хозяйстве", "Об особенностях создания и деятельности ипотечных учреждений" и другие.

Необходимость принятия таких законов свидетельствует о том, что применение норм, содержащихся в ЗК как норм прямого действия, невозможно без принятия дополнительных нормативно-правовых актов.

Существуют также общие законы комплексного характера, характеризующиеся охватом большого массива общественных отношений, в том числе и земельных. К таким законам относятся, в частности ГК, законы Украины от 10 ноября 1994 г. "О транспорте", от 19 июня 2003 г. "О фермерском хозяйстве", а также Закон "Об охране окружающей природной среды" и другие.

Важными источниками земельного права являются специальные законы. К ним можно отнести, например, законы Украины от 10 июня 1992 г. "О природно-заповедном фонде Украины", от 5 октября 2000 г. "О курортах", от 14 января 2000 г. "О мелиорации земель" и другие.

Согласно Закону Украины от 18 ноября 1992 г. "О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования", осуществление регулирования отношений в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды временно (на 6 месяцев) было передано Кабинета Министров Украина. Таким образом в период с 21 декабря 1992 г. по 21 мая 1993 Кабинет Министров Украины был наделен полномочиями издавать нормативно-правовые акты в форме декретов, имевшие силу закона. Кабинет Министров Украины принял ряд декретов, некоторые из них являются источниками земельного права и поныне, например, декреты от 20 мая 1992 г. № 56-93 "О местных налогах и сборах" и от 21 января 1993 г. № 7-93 "О государственной пошлине "и тому подобное.

Принятие декретов дало возможность не только оперативно урегулировать отношения собственности, предпринимательской деятельности, социального и культурного развития, государственной таможенной, научно-технической, кредитно-финансовой системы, налогообложения, государственной политики оплаты труда и ценообразования, но и приостанавливать в целом или в отдельных частях действие нескольких законодательных актов. В частности, было приостановлено действие ряда норм ЗК в редакции от 13 марта 1992 г. Специфика декретов Кабинета Министров, как источников права, заключается также в том, что они могут быть изменены или отменены только на основании закона.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.004 с.)