Тема 2.4. Экономический аспект управления рациональным природопользованием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.4. Экономический аспект управления рациональным природопользованием.



Природопользование — рациональное использование природ­ных ресурсов и условий окружающей природной среды, их восп­роизводство и охрана. Общественная полезность каждого эле­мента природной среды есть потребительное благо, которое должно быть оценено, подсчитано, использовано в виде нор­матива экологического управления (защиты) природной среды. Продуктом капиталовложений природоохранного характера яв­ляется продукт особого рода — экологически чистая природная среда, сохранение и приумножение темпов прироста воспроиз­водства ресурсов либо их сбережение (для естественно невоспро­изводимых) на высокоэффективной основе. Поддержание опти­мальных пропорций в общественном потреблении и воспроиз­водстве природных ресурсов обеспечивает народнохозяйствен­ную окупаемость затрат природоохранного характера и норма­тивную (отраслевую) прибыль, как и в любой другой сфере материального производства.

Необходим новый подход к самому понятию природных ре­сурсов как к специфической экономической категории, что в практическом плане требует их классификации, учета, оцен­ки, слежения за состоянием и использованием, охраной и воспро­изводством. Охрана природной среды на современном этапе является элементом самостоятельной, весьма специфической про­изводственной деятельности, которая должна опираться на соот­ветствующую ей экономическую и правовую нормативную ос­нову.

Природные ресурсы формируют государственный природный фонд страны, республики, края, области, который должен иметь соответствующее нормативное обеспечение: стандартизированную классификацию природных ресурсов;

нормативные определения эффективных направлений исполь­зования, охраны, воспроизводства;

стандартизированную характеристику, унифицированные ме­тоды контроля и слежения за состоянием окружающей среды.

Все виды природных ресурсов страны, республики, края, об­ласти должны пройти инвентаризацию, бонитировку, кадастро­вую оценку, включаться в состав фонда собственности области края, республики, федерации.

Главным направлением выхода Российской Федерации из со­циально-экономического и экологического кризиса является создание новых экономических отношений в обществе, с по­мощью которых можно будет осуществить структурную пере­стройку народного хозяйства на базе ресурсосбережения, внедре­ния более совершенной и экологически чистой техники и тех­нологии. Без этого нельзя существенно повысить эффективность общественного производства, а также решить социальные и эко­логические проблемы.

В связи с этим при разработке стратегии социального и эконо­мического развития страны, распределения финансовых и других ресурсов между различными сферами деятельности необходимо учитывать особенности оценки экономической эффективности вло­жения средств в охрану окружающей среды. Эти особенности заключаются прежде всего в том, что снижение загрязнения при­родной среды за счет указанных средств приводит к улучшению здоровья населения, уменьшению износа основных фондов, повы­шению урожайности и экологической чистоты сельскохозяйствен­ной продукции, приросту древесины и улучшению других показа­телей состояния растительного и животного мира. В итоге это уменьшает экономический ущерб от загрязнения природной среды и увеличивает национальный доход. Улучшая экологическую об­становку, мы тем самым обеспечиваем повышение эффективности общественного производства, так как в большинстве случаев вло­жение средств в решение проблем экологии с избытком окупается экономией их в народном хозяйстве за счет сокращения ущерба.

Основными мерами стимулирования являются следующие:

♦ налоговые (по налогу на прибыль, на имущество предприя­тий, земельному налогу) и иные льготы за внедрение мало­отходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, иную природоохранную деятельность;

♦ освобождение от налогообложения экологических фондов;

♦ установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;

♦ применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

♦ введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий;

♦ льготное кредитование природоохранной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.18.87 (0.007 с.)