Раздел 1. Особенности взоимодейстия природы и общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Особенности взоимодейстия природы и общества



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина "Экологические основы природопользования" имеет две особенности. Во-первых, она является принципиально новой интегрированной дисциплиной, которая связывает физические и биологические явления, образуя мост между естественными и общественными науками. Во-вторых, она не принадлежит к числу дисциплин с линейной структурой, т. е. развивается не по вертикали (от простого к сложному), а по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов. Эта дисциплина, образно говоря, стала перекрестком для специалистов многих направлений: натуралистов и инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, био­логов, математиков, медиков, метеорологов и др.

Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества и природы, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы.

Учебная программа "Экологические основы природопользования" базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении, и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин "Безопасность жизнедеятельности" и "Охрана труда". Примерная программа рассчитана на 32 часа для базового уровня профессионального образования.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины были внесены дополнения и изменения в содержание в связи с профилем и спецификой подготовки специалистов Псковского колледжа строительства и экономики. После­довательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам соответствует рекомендациям примерной программы учебной дисциплины, утвержденной Управлением учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России.

Рабочая программа рассмотрена предметной (цикловой) комиссией и утверждена заместителем директора по учебной работе Псковского колледжа строительства и экономики.

При изучении учебной дисциплины внимание студентов акцентируется на ее прикладной характер, где и когда изучаемые тео­ретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Для проведения занятий используются лекционно-семинарные занятия, раз­бор производственных ситуаций, проведение дискуссий по актуальным во­просам экологии, работа с методическими и справочными материалами, применение технических средств обучения и компьютерной техники, орга­низация экскурсий на предприятия, входящих в структуру природоохранного комплекса, а также организации и предприятия отрасли, использующие природоохранные технологии.

При изложении учебной дисциплины по соответствующим разделам и темам используются нормативные документы Российской Федера­ции, а также инструктивные руководящие материалы отраслевых Мини­стерств и ведомств.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выпол­нение ими самостоятельных творческих работ по проблемам природополь­зования.

В процессе изучения учебной дисциплины "Экологические основы при­родопользования" студентам предлагается выполнение итогового испытания в виде зачета.

Основные начала природопользования заложены в эко­логии — науке о взаимодействии и взаимосвязи различ­ных факторов среды с живыми организмами. Термин "экология" впервые употребил Э. Геккель в 1866 г. Слово "эко­логия" образовано от греческого «экос» — «дом, родина» и «логос» — наука. В буквальном смысле экология — это на­ука об организмах у себя дома.

Экология как наука зародилась в конце XIX в. Перво­начально это была биологическая наука, которая изучала популяции животных и растений в среде их обитания.

Позднее экология получила широкое развитие на сты­ке многих естественных (биология, медицина, география, физика, химия) и гуманитарных (экономика, социология, политология) наук.

Основным объектом экологии является экосистема — совокупность живых организмов и среды их обитания. Кро­ме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящих в экосистемы, — популяции, а также отноше­ние к среде отдельных организмов.

Взаимодействие человека и природы имеет свою специ­фику. Человек наделен разумом, и это дает ему возмож­ность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С самого начала развития цивилизации человек заду­мывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, час­тью природы, человек создал свою особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с приро­дой. Сейчас человечество подошло уже к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать са­мому его существованию.

Таким образом, предметом изучения дисциплины "Эко­логические основы природопользования" является взаимо­действие и взаимосвязь человека, человеческого общества со средой своего обитания.

Под средой обитания следует понимать не только при­родную среду, но и искусственно созданную человеком фи­зическую среду, т. е. промышленность, города, транспорт и т. д.

В настоящее время многие отрасли экологии приобре­ли ярко выраженное практическое значение для развития различных сфер деятельности человека. В связи с этим по­явились новые научно-практические дисциплины (на стыке экологии и практической деятельности человека): прикладная экология, призванная оптимизировать взаимоотноше­ния человека с биосферой; инженерная экология, изучаю­щая взаимодействие общества с природной средой в про­цессе общественного производства, и др. Все эти новые прикладные отрасли экологии можно объединить в отдель­ной направление — природопользование.

Экология рассматривает закономерности взаимодействия любого биологического вида со средой, природопользование — только человека. Для такого взаимодействия, с одной стороны, существуют общие закономерности, с другой — взаимодействие человека и природы имеет свою специфику. Так, в природе действуют объективные законы, которые человеку изменить не под силу, в обществе законы устанавливаются по воле людей. Изучение особенностей взаимоотношений человека со средой обитания невозможно без усвоения основ экологии и общих экологических законов.

Специфика дисциплины "Экологические основы приро­допользования" определяет и основные ее задачи, решае­мые совместными усилиями многих специалистов:

1. Объективная оценка состояния природных ресур­сов. Оценка состояния природных ресурсов проводится по целому ряду параметров: количество, качество, степень заг­рязненности, влияние различных сфер человеческой дея­тельности на их воспроизводство и т. д.

2 Оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и отдельными видами и популяциями, эко­системами — с другой. Оптимизация взаимоотношений че­ловека с природой рассматривается как необходимое усло­вие существования человека.

3. Детальное изучение количественными методами ос­нов структуры и функционирования природных и создан­ных человеком систем.

Окружающая нас живая среда не является беспоря­дочным и случайным сочетанием живых существ. Она пред­ставляет собой устойчивую и организованную систему, сло­жившуюся в процессе эволюции органического мира. Лю­бые системы поддаются моделированию, т. е. можно пред­сказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — это основа изучения эко­логии.

Экологические основы природопользования — научно-практическая дисциплина, призванная быть основой опти­мизации взаимоотношений человека с биосферой.

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" предназначена для реализации государственных тре­бований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования (СПО) и являет­ся единой для всех форм обучения. Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» яв­ляется естественнонаучной и направлена на формирование у студента эко­логического мировоззрения и способностей оценки профессиональной дея­тельности с позиции охраны окружающей среды.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для заочного обучения

№ темы Разделы и темы Максимальная учебная нагрузка студента, час. Количество ауд. часов для очной формы обучения Часы на самостоятельную внеаудиторную работу студента
Всего лаборат. и практ. занятия
1. 2. 3. 4. 5. 6.
  Введение        
  Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы        
1.1. Биосфера как область взаимодействия общества и природы        
1.2. Принципы взаимодействия общества и природы        
1.3. Качество окружающей природной среды        
1.4. Основные направления охраны окружающей природной среды.        
1.5. Рациональное использование и охрана атмосферы        
1.6. Рациональное использование и охрана водных ресурсов        
1.7. Рациональное использование и охрана недр, земельных ресурсов        
1.8. Проблемы загрязнения окружающей среды.        
1.9. Методы регулирования загрязнения окружающей природной среды        
1. 2. 3. 4. 5. 6.
1.10. Тенденции развития безотходных технологий        
  Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования        
2.1. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды.        
2.2. Хозяйственный механизм природопользования        
2.3. Юридическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую природную среду.        
2.4. Экономический аспект управления рациональным природопользованием        
2.5. Эффективность природоохранных мероприятий        
  Зачетная работа        
  Всего:        

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина "Экологические основы природопользова­ния" является принципиально новой комплексной дисциплиной, которая объединяет общественные и естественные науки.

В общем смысле под природопользованием понимается использование человеком природной среды. При использовании природных ресурсов человек оказывает на окружающую природную среду определенное негативное воздействие, изменяя не только ее качества, но вместе с тем и условия своего существования. Таким образом, актуальным направ­лением, которое формируется в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, является охрана окружающей природной среды.

Ведущим направлением экологической политики должно стать формирование системы непрерывного экологического об­разования, охватывающей все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и эколо­гизации сферы образования и воспитания детей. В системе про­фессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологичес­ких аспектов конкретной производственной деятельности.

Необходима государственная поддержка развитию краеведе­ния, распространению знаний о природе и взаимодействии с ней человека в средствах массовой информации, расширению сети зоопарков, природно-исторических парков, дендропарков, крае­ведческих музеев, ферм, демонстрирующих производство эколо­гически чистых продуктов питания, пришкольных участков и других организаций и объектов, увеличивающих возможности непосредственного знакомства человека с природой, традициями и лучшими примерами природопользования.

 

Раздел 2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

В условиях перехода к рыночной экономике в деле государст­венного регулирования природопользования и охраны окружаю­щей среды исключительно важное значение имеет создание соот­ветствующих механизмов управления — правовой базы нормати­вов, а также совершенствование системы мониторинга природ­ной среды и деятельности государственных природоохранных органов.

. В государственной политике в части рационального природопользования заложены принципы обеспечения долгосрочных экологических и экономических ин­тересов населения и хозяйствующих субъектов, их заинтере­сованности в охране окружающей природной среды; преду­смотрены механизм контроля за соблюдением природоохран­ного законодательства, административные и экономические меры воздействия на нарушителей. Детально определена компетенция законодательной и исполнительной власти, спе­циально на то уполномоченных органов, а также компетенция республик в составе Российской Федерации, автономий, краев, областей, органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

При усвоении дисциплины Экологические основы природопользования необходимо обратить особое внимание на самостоятельную работу студента. Планирование самостоятельной работы рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

 

(для заочной формы обучения)

№ п/п Разделы и темы Часы на внеаудиторную нагрузку Содержание внеаудиторной работы, форма контроля
  Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы    
  Биосфера как область взаимодействия общества и природы   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта
  Принципы взаимодействия общества и природы   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта
  Качество окружающей природной среды   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта
  Основные направления охраны окружающей природной среды.   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта
  Рациональное использование и охрана атмосферы   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта
  Рациональное использование и охрана водных ресурсов   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта
  Рациональное использование и охрана недр, земельных ресурсов   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта
  Проблемы загрязнения окружающей среды.   Подготовка реферативных сообщений о глобальных экологических проблемах, вызванных загрязнением окружающей природной среды
  Методы регулирования загрязнения окружающей природной среды   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта
  Тенденции развития безотходных технологий   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта, подготовка к тесту по теме
  Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования    
  Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды.   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта
  Хозяйственный механизм природопользования   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта
  Юридическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую природную среду.   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта
  Экономический аспект управления рациональным природопользованием   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта, подготовка к тесту по теме
  Эффективность природоохранных мероприятий   Дополнительное изучение материала, оформление конспекта
  Всего:    

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

Знания студентов оцениваются на «отлично» если он глубоко понимает и разбирается в вопросах, раскрываемых в курсе Экологические основы природопользования; точно знает определения основных понятий, используемых в данной дисциплине; определяет логическую связь между группами категорий, сформулированных в процессе изучения.

Знания студентов оцениваются на «хорошо» если он достаточно подробно понимает суть поставленных вопросов данной дисциплины; ориентируется в основных понятиях и определениях; способен к результативному поиску необходимой информации для решения поставленных задач в области экологических основ природопользования.

Знания студентов оцениваются на «удовлетворительно» если он в основном знает и понимает суть данного предмета; может дать основные понятия и определения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛАМ РАЗДЕЛОВ.

 

1. Что изучает наука экология?

2. Биосфера. Учение о биосфере Вернадского.

3. Экологические системы. Типы, структура, состав.

4. Система «человек – окружающая природная среда». Особенности формирования взаимоотношений составных компонентов.

5. Понятие «ноосфера». Основные принципы формирования ноосферных отношений между обществом и природной средой.

6. Антропогенная система. Особенности взаимодействия с природной средой.

7. Дать определение понятию охраны окружающей природной среды, ее основных целей.

8. Основные принципы рационального природопользования.

9. Загрязнение окружающей природной среды. Классификация. Последствия воздействия.

10.Качество природной среды. Нормирование качества. Группы нормативов.

11.Загрязнение атмосферное. Виды. Последствия. Нормирование качества атмосферы рабочей зоны, населенных пунктов, санитарно-защитной зоны. Методы защиты.

12.Загрязнение гидросферы. Экология водного хозяйства. Нормирование воздействий на объекты гидросферы. Методы и системы очистных сооружений.

13.Загрязнение почв. Последствия хозяйственной деятельности человека. Нормирование качества земельных ресурсов. Рекультивация.

14.Рациональное использование недр. Комплексная переработка полезных ископаемых. Нормы образования отходов. Методы хранения и утилизации.

15.Особенности новых эколого-экономических подходов в природоохранной деятельности?

16.Арендные отношения, лицензирование природоохранной деятельности.

17.Основные направления экологической политики России на современном этапе

18.Структура государственных органов охраны окружающей природной среды в России.

19.Что такое кадастр и какие виды его существуют?

20.Критерии определения безотходных и малоотходных производств.

21.Характеристика отходов производства и потребления.

22.Особенности хранения и переработки отходов твердых бытовых отходов.

23.Основные направления переработки промышленных отходов.

24.Как производится финансирование природоохранной деятельности?

25.Экономические категории природоохранной деятельности. Эффективность природоохранных мероприятий.

26.Оценка ущерба экологических нарушений.

27.Плата за воздействия на природную среду.

28.Экологический мониторинг. Уровни. Цели. Объекты исследований.

29.Экологические правонарушения. Виды ответственности.

30.Глобальные экологические проблемы. Возможные последствия. Методы решения.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Экология и здоровье человека.

2. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия че­ловека со средой его обитания.

3. Экологический кризис. Актуальная проблема современного общества.

4. Экология человека и социальные проблемы.

5. Экологические проблемы глобального масштаба.

6. Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.

7. Экологические проблемы урбанизированных зон.

8. Экологические аспекты профессиональной дея­тельности студентов как будущих специалистов.

9. Применение новых технологий в процессе очистки выбросов, размещаемых в атмосфере.

10.Эффективные методы очистки промышленных сточных вод.

11.Утилизация и вторичное использование отходов горнодобывающей промышленности.

12.Значение невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота
земель для поддержания экологического равновесия и биосферы (запо­ведники и др. охраняемые территории). Заповедное дело в России.

13.Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека.

14.Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей сре­ды и его роль в возрождении России.

15.Природные ресурсы Псковской области. Принципы рационального использования.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

Константинов В.М., Ю.Б. Челидзе Экологические основы природопользования. - М.; Академия, МОРФ СПО, 2003

Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования – М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», МОРФ, 2003

Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.; Академия, 2002 г.

Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. - М.: АО "МДС", 1995

 

Дополнительная:

Журавлев В.П., Серпокрылов Н.С., Пушенко С.Л. Охрана окружающей среды в строительстве – М.; Изд. АСВ, 1995

Гирусов Э.В., Бобылев С.Н. и др. Экология и экономика природопользования – М; Изд.политической литературы, 2003

Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России – М; Финансы и статистика, 1995

Проблемы экологии России Под редакцией Данилова-Данильяна В. И.. М: ВИНИТИ, 1993

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина "Экологические основы природопользования" имеет две особенности. Во-первых, она является принципиально новой интегрированной дисциплиной, которая связывает физические и биологические явления, образуя мост между естественными и общественными науками. Во-вторых, она не принадлежит к числу дисциплин с линейной структурой, т. е. развивается не по вертикали (от простого к сложному), а по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов. Эта дисциплина, образно говоря, стала перекрестком для специалистов многих направлений: натуралистов и инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, био­логов, математиков, медиков, метеорологов и др.

Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества и природы, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы.

Учебная программа "Экологические основы природопользования" базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении, и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин "Безопасность жизнедеятельности" и "Охрана труда". Примерная программа рассчитана на 32 часа для базового уровня профессионального образования.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины были внесены дополнения и изменения в содержание в связи с профилем и спецификой подготовки специалистов Псковского колледжа строительства и экономики. После­довательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам соответствует рекомендациям примерной программы учебной дисциплины, утвержденной Управлением учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России.

Рабочая программа рассмотрена предметной (цикловой) комиссией и утверждена заместителем директора по учебной работе Псковского колледжа строительства и экономики.

При изучении учебной дисциплины внимание студентов акцентируется на ее прикладной характер, где и когда изучаемые тео­ретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Для проведения занятий используются лекционно-семинарные занятия, раз­бор производственных ситуаций, проведение дискуссий по актуальным во­просам экологии, работа с методическими и справочными материалами, применение технических средств обучения и компьютерной техники, орга­низация экскурсий на предприятия, входящих в структуру природоохранного комплекса, а также организации и предприятия отрасли, использующие природоохранные технологии.

При изложении учебной дисциплины по соответствующим разделам и темам используются нормативные документы Российской Федера­ции, а также инструктивные руководящие материалы отраслевых Мини­стерств и ведомств.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выпол­нение ими самостоятельных творческих работ по проблемам природополь­зования.

В процессе изучения учебной дисциплины "Экологические основы при­родопользования" студентам предлагается выполнение итогового испытания в виде зачета.

Основные начала природопользования заложены в эко­логии — науке о взаимодействии и взаимосвязи различ­ных факторов среды с живыми организмами. Термин "экология" впервые употребил Э. Геккель в 1866 г. Слово "эко­логия" образовано от греческого «экос» — «дом, родина» и «логос» — наука. В буквальном смысле экология — это на­ука об организмах у себя дома.

Экология как наука зародилась в конце XIX в. Перво­начально это была биологическая наука, которая изучала популяции животных и растений в среде их обитания.

Позднее экология получила широкое развитие на сты­ке многих естественных (биология, медицина, география, физика, химия) и гуманитарных (экономика, социология, политология) наук.

Основным объектом экологии является экосистема — совокупность живых организмов и среды их обитания. Кро­ме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящих в экосистемы, — популяции, а также отноше­ние к среде отдельных организмов.

Взаимодействие человека и природы имеет свою специ­фику. Человек наделен разумом, и это дает ему возмож­ность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С самого начала развития цивилизации человек заду­мывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, час­тью природы, человек создал свою особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с приро­дой. Сейчас человечество подошло уже к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать са­мому его существованию.

Таким образом, предметом изучения дисциплины "Эко­логические основы природопользования" является взаимо­действие и взаимосвязь человека, человеческого общества со средой своего обитания.

Под средой обитания следует понимать не только при­родную среду, но и искусственно созданную человеком фи­зическую среду, т. е. промышленность, города, транспорт и т. д.

В настоящее время многие отрасли экологии приобре­ли ярко выраженное практическое значение для развития различных сфер деятельности человека. В связи с этим по­явились новые научно-практические дисциплины (на стыке экологии и практической деятельности человека): прикладная экология, призванная оптимизировать взаимоотноше­ния человека с биосферой; инженерная экология, изучаю­щая взаимодействие общества с природной средой в про­цессе общественного производства, и др. Все эти новые прикладные отрасли экологии можно объединить в отдель­ной направление — природопользование.

Экология рассматривает закономерности взаимодействия любого биологического вида со средой, природопользование — только человека. Для такого взаимодействия, с одной стороны, существуют общие закономерности, с другой — взаимодействие человека и природы имеет свою специфику. Так, в природе действуют объективные законы, которые человеку изменить не под силу, в обществе законы устанавливаются по воле людей. Изучение особенностей взаимоотношений человека со средой обитания невозможно без усвоения основ экологии и общих экологических законов.

Специфика дисциплины "Экологические основы приро­допользования" определяет и основные ее задачи, решае­мые совместными усилиями многих специалистов:

1. Объективная оценка состояния природных ресур­сов. Оценка состояния природных ресурсов проводится по целому ряду параметров: количество, качество, степень заг­рязненности, влияние различных сфер человеческой дея­тельности на их воспроизводство и т. д.

2 Оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и отдельными видами и популяциями, эко­системами — с другой. Оптимизация взаимоотношений че­ловека с природой рассматривается как необходимое усло­вие существования человека.

3. Детальное изучение количественными методами ос­нов структуры и функционирования природных и создан­ных человеком систем.

Окружающая нас живая среда не является беспоря­дочным и случайным сочетанием живых существ. Она пред­ставляет собой устойчивую и организованную систему, сло­жившуюся в процессе эволюции органического мира. Лю­бые системы поддаются моделированию, т. е. можно пред­сказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — это основа изучения эко­логии.

Экологические основы природопользования — научно-практическая дисциплина, призванная быть основой опти­мизации взаимоотношений человека с биосферой.

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" предназначена для реализации государственных тре­бований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования (СПО) и являет­ся единой для всех форм обучения. Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» яв­ляется естественнонаучной и направлена на формирование у студента эко­логического мировоззрения и способностей оценки профессиональной дея­тельности с позиции охраны окружающей среды.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для заочного обучения

№ темы Разделы и темы Максимальная учебная нагрузка студента, час. Количество ауд. часов для очной формы обучения Часы на самостоятельную внеаудиторную работу студента
Всего лаборат. и практ. занятия
1. 2. 3. 4. 5. 6.
  Введение        
  Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы        
1.1. Биосфера как область взаимодействия общества и природы        
1.2. Принципы взаимодействия общества и природы        
1.3. Качество окружающей природной среды        
1.4. Основные направления охраны окружающей природной среды.        
1.5. Рациональное использование и охрана атмосферы        
1.6. Рациональное использование и охрана водных ресурсов        
1.7. Рациональное использование и охрана недр, земельных ресурсов        
1.8. Проблемы загрязнения окружающей среды.        
1.9. Методы регулирования загрязнения окружающей природной среды        
1. 2. 3. 4. 5. 6.
1.10. Тенденции развития безотходных технологий        
  Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования        
2.1. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды.        
2.2. Хозяйственный механизм природопользования        
2.3. Юридическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую природную среду.        
2.4. Экономический аспект управления рациональным природопользованием        
2.5. Эффективность природоохранных мероприятий        
  Зачетная работа        
  Всего:        

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина "Экологические основы природопользова­ния" является принципиально новой комплексной дисциплиной, которая объединяет общественные и естественные науки.

В общем смысле под природопользованием понимается использование человеком природной среды. При использовании природных ресурсов человек оказывает на окружающую природную среду определенное негативное воздействие, изменяя не только ее качества, но вместе с тем и условия своего существования. Таким образом, актуальным направ­лением, которое формируется в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, является охрана окружающей природной среды.

Ведущим направлением экологической политики должно стать формирование системы непрерывного экологического об­разования, охватывающей все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и эколо­гизации сферы образования и воспитания детей. В системе про­фессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологичес­ких аспектов конкретной производственной деятельности.

Необходима государственная поддержка развитию краеведе­ния, распространению знаний о природе и взаимодействии с ней человека в средствах массовой информации, расширению сети зоопарков, природно-исторических парков, дендропарков, крае­ведческих музеев, ферм, демонстрирующих производство эколо­гически чистых продуктов питания, пришкольных участков и других организаций и объектов, увеличивающих возможности непосредственного знакомства человека с природой, традициями и лучшими примерами природопользования.

 

Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗОИМОДЕЙСТИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.215 с.)